Урок русского языка по теме: "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Словосочетание".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klass_konkurs.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме: «Словосочетание».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Задачи урока:
образовательная – совершенствовать навыки отличия словосочетания от предложения и сочетания слов; учить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
развивающая – развивать внимание, память, логическое мышление.
воспитательная - воспитывать любовь к Родине через восприятие и анализ репродукции П.Кончаловского «Сирень в корзине»; воспитывать активность, самостоятельность, работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Словосочетание».
Оборудование: интерактивная доска; карточки с текстами; отрывки из произведений
Ход урока
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня наш урок носит обобщающий характер, так как мы с вами завершаем работу над одной из единиц синтаксиса – словосочетанием. Какие цели и задачи вы для себя поставите? Какие из них, по-вашему мнению, будут главными?
Итак, основной целью нашего урока является обобщение и систематизация знаний по теме «Словосочетание».
Наша работа на уроке будет состоять из следующих этапов (СЛАЙД 1).
План урока:
- Проверка домашней работы.
- Фронтальный опрос в форме кроссворда.
- Словарный диктант.
- Игра «Четвертое лишнее».
- Работа с алгоритмом разбора СЛС.
- Распределительный диктант («Слепая таблица»).
- Физминутка.
- Выборочный диктант.
- Творческая мастерская.
- Игра «Да/Нет».
- Тест «Проверь себя».
- Подведение итогов.
- Домашнее задание
- Рефлексия.
2. Проверка домашнего задания (СЛАЙД 2, применение утилиты множественного клонирования к проверке упр. 126).
3. Запись числа, темы урока. ( СЛАЙД 3).
4. Фронтальный опрос. ( СЛАЙД 4).
Вопросы к кроссворду:
1) То, с помощью чего связаны слова в СЛС? (смысл)
2) Одна из частей СЛС? (главная)
3) Служебная часть речи, которая не может устанавливать связь в СЛС? (союз)
4) То, с помощью чего устанавливается связь в СЛС? (вопрос)
5) Тип СЛС? (глагольное)
6) То, без чего не может обойтись предложение, но из чего не может состоять СЛС? (основа)
7) Часть речи, которая входит в состав именного словосочетания? (местоимение)
8) То, с помощью чего выражается грамматическая связь в СЛС?(окончание)
9) Тип словосочетаний уборка класса, мои достижения (именное)
10) Как связаны между собой слова в СЛС? (грамматически)
11) Единицей какого раздела науки о языке является СЛС? (синтаксис)
12) Какая связь в СЛС? (подчинительная)
13) Часть в СЛС, к которой задается вопрос? (зависимая)
14) Служебная часть речи, которая может входить в состав СЛС? (предлог)
Ключевое слово: СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
5. Словарный диктант ( СЛАЙД 5)
- Ребята, вставьте пропуски, обозначьте орфограммы, подчеркните «лишнюю» запись.
Праздничный с…лют
…лимпиады и конкурсы
рап…рт дежурного
т…ржественный марш
прыгать с п…р…шютом
бр…шюра о зд…ровье.
Самопроверка ( СЛАЙД 6)
- Почему подчеркнутая запись является «лишней»? (это сочетание слов с сочинительной связью).
РАБОТА С НОВЫМИ СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ: стремиться, беседовать, посетить, с.52.
( СЛАЙД 7, анаграммы).
Письменно составляем со словарными словами 3 распространенных предложения
6. Игра «Четвертое лишнее». ( СЛАЙД 8 с применением анимации).
Речка играла
2) Лёд хрустальный
3) Как море
4) С камышом
– "Четвёртое лишнее" – лёд хрустальный, т.к. это – словосочетание. Что же называется словосочетанием?
1) Играла золотом
2) Гуляет грозно
3) Чистым серебром
4) Сверкает серебром
–"Четвёртое лишнее" – чистым серебром, т.к. главное слово выражено существительным (именное словосочетание, остальные – глагольные)
1) Грозно и сердито
2) Ведя, сверкая
3) Вьюга и пурга
4) Пышные луга
– "Четвёртое лишнее" – пышные луга, т.к. остальные словосочетания – сочинительные.
7. Работа с алгоритмом разбора СЛС ( СЛАЙД 9, восстановить последовательность разбора)
8. Работа с учебником (устно), упр. 132. (разбор словосочетаний по алгоритму).
9. Распределительный диктант ( СЛАЙД 10, заполнить «слепую» таблицу: «Глагольные и именные СЛС», ВЗАИМОПРОВЕРКА СЛАЙД 11).
Мелькает лист, желтый лист, на зелени дерев, закончил работу, на нивах золотистых, покраснел вдали, ковер лугов, зрелые плоды, висят в садах, в тенистых лугах.
10. ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 12) .
11. Выборочный диктант (по рядам) (СЛАЙД 13).
1 ряд – СЛС.
2 ряд – грамматические основы.
3 ряд – сочетания слов
Птицы предугадывают, задолго предугадывают, перемену погоды, часто бывает, оглянулся и сказал , застигает ураган, легкие и изящные, деревья и травы, перелетных странников, вокруг леса, вдруг застигает.
Самопроверка (СЛАЙД 14).
- Какая запись осталась невыбранной? Почему (вокруг леса, т.к. это слово с предлогом).
12. Творческая мастерская. Работа с репродукцией И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
(СЛАЙД 14).
Составить 3 глагольных и 3 именных словосочетания по картине.
13. Игра «Да/ Нет» (СЛАЙД 15).
14. Тест «Проверь себя» (СЛАЙД 16, использование ЭОР).
15. Подведение итогов.
16. Домашнее задание (СЛАЙД 17).
17. Рефлексия.
- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Чему учились на уроке?
- Что было для вас главным на уроке?
- Оцените свою настроение по окончании урока с помощью маркеров:
красный – веселое, мне было интересно на уроке, легко справлялся (-лась) с заданиями.
синий – нет ярко выраженных эмоций, с работой справился (-лась).
черный – грустное, испытывал(-а) много затруднений при выполнении заданий.