Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (УУД) |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Вступительное слово (составляется учителем) | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию друг друга) |
2. Актуализация и пробное учебное действие. | Работа с текстом (на слайде) Град казачий Краснодар любимый лучезарный Наделённый ре…кой красотой Сказочной, в..лнующей, ш..карной. Город с нежной, тр..петной душой. Дыш..тся в нём тихо и спокойно. Воздух чист и небывало свеж. Град казачий, он живёт достойно, Возр..ждая тысячи надежд. Раду..т своим гостеприимством, Как пр..ветлив добрый его взгляд. Каждая аллея красок буйством Дарит светлой радости заря(д,т). Всюду парки, де…ские площа…ки. Словно сказка пос..лилась здесь. И звучит волшебный голос сладкий: Счастье в этой жизни точно есть! Краснодар мой самый светлоликий, Славься всюду красотой своей. Град казачьей вольниц.. Великий Общий дом, живущих в нём людей. (Светлана Донченко) - Определите основную мысль текста. - Как вы думаете, почему в тексте так много прилагательных? Какую роль они выполняют? Донченко (Короткова) Светлана Геннадьевна родилась 21 апреля 1960 г, в городе Баку Аз.СССР, в семье студентов, которые на тот момент учились в Бакинском индустриальном институте, через три месяца после рождения и окончания родителями института, вернулась вместе с ними в родной город Краснодар, где проживает и поныне. Светлана училась всегда блестяще с большой тягой к знаниям, работала инженером-технологом на оборонном предприятии закрытого типа, была секретарём комсомольской организации (в 1984 году исключена из комсомола, совершив поступок, порочащий светлое имя советского комсомольца - открыто окрестила в церкви своего ребёнка, воспитываясь в семье с казачьим укладом жизни, совершенно не понимала идеологию отделяющую веру от народа), избиралась и работала освобождённым членом профсоюзной организации, где занимала должность заведующей сектором контроля и учёта. После рождения второго ребёнка, решила посвятить себя семье и воспитанию детей. Активно занималась общественной деятельностью, была председателем родительского комитета в школе, где учились дети, вела драматический кружок, где по собственным сценариям ставила с детьми сценки, монтажи и небольшие пьески. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. | Групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3. Выявление места и причины затруднения. Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. | Беседа, запись вывода. Вывод. Употребление прилагательных в речи придаёт ей точность, меткость и особую выразительность. Дифференцированные задания по уровням. Уровень I Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания у прилагательных. Уровень II Выпишите из текста прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. Укажите род, число, падеж прилагательных. Уровень III Попробуйте создать свой текст из 3-4 предложений с именами прилагательными. | Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомятся с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей. | Дифференцированная работа. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: читают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в тексте. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
Физкультминутка | (Руки на столе перед грудью согнуты в локтях) Наши пальчики проснулись. (Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены) Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться) Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание) Полотенцем вытираться. (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев) Каждый пальчик вытираем, не один не забываем. (Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук) Дружно делаем зарядку! (Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад. Пальцы расслаблены, взмахи кистями) Пришли в школу. (Руки на парте согнуты в локтях) И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку). | Выполняют движения в соответствии с текстом. | Фронтальная | |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. Предлагает выбрать уровень работы с текстом (материалы для каждого уровня распечатаны). I уровень – вставьте пропущенные буквы. Как хорош… (кратк. прил.) день в лесу в конце зимы! Ты не можеш … (глаг.) усидеть дома, выходиш… (глаг.), осматриваеш…ся (глаг) вокруг. Любуеш…ся (глаг.) голубым небом, белоствольными берёзами. Из – за туч … (сущ. Род. п. мн. ч.) выглядывает редкий луч…. (сущ. муж. р.)) Ты с радостью понимаеш (глаг.), что весна не мираж (глаг), что скоро почувствуеш… (глаг) запах талых крыш.... (сущ. Род. п. мн. ч) А снег блестящ… (прилаг) и скрипуч.. (прилаг). Такие мысли приходят в голову, когда смотриш… (глаг.) на картину К.Юона “Мартовское солнце”. II уровень – расставьте пропущенные буквы. В скобках объясните свой выбор. Как хорош (?) день в лесу в конце зимы! Ты не можеш (?) усидеть дома, выходиш (?) осматриваеш (?)ся вокруг. Любуеш (?) ся голубым небом, белоствольными берёзами. Из – за туч (?) выглядывает редкий луч (?). Ты с радостью понимаеш (?), что весна не мираж, что скоро почувствуеш (?) запах талых крыш (?). А снег блестящ (?) и скрипуч (?). Такие мысли приходят в голову, когда смотриш (?) на картину К.Юона “Мартовское солнце”. III уровень – вставьте пропущенные буквы. Расставьте запятые. Как хорош… день в лесу в конце зимы! Ты не можеш … усидеть дома выходиш…. осматриваеш…ся вокруг. Любуеш…ся голубым небом белоствольными берёзами. Из – за туч …выглядывает редкий луч…. Ты с радостью понимаеш… что весна не мираж что скоро почувствуеш… запах талых крыш.... А снег блестящ… и скрипуч... Такие мысли приходят в голову когда смотриш… на картину К.Юона “Мартовское солнце”. Организует и сопровождает учебную деятельность. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно – следственные связи между отдельными языковыми явлениями. | Индивидуальная, дифференцированная. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с трудолюбием, усилиями. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану. |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. | Задание. Работа с таблицей «Орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное» (таблица на слайде) Гласные в падежных окончаниях прилагательных | О – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных | Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую | | | | | | | | | | | | |
- Запишите в таблицу словосочетания, распределяя их по видам орфограмм. (Материалы распечатаны в формате А4 для 1-й и 2-й рабочих групп в разных вариантах) Группа № 1 Ветер свеж, вещевой рынок, в холодную воду, ароматного ландыша, песок сыпуч, в большом овраге, в пахучей хвое, серебристую паутину, лицом пригож, в зимней ночи, пирог горяч, на весеннем солнышке, камышовые заросли, в дальнюю дорогу, пунцовые щёки, денёк хорош, образцовый порядок. Группа № 2 Те же словосочетания, но с пропущенными орфограммами. Ветер свеж.., вещ..вой рынок, в холодн… воду, ароматн… ландыша, песок сыпуч.., в больш..м овраге, в пахуч..й хвое, серебрист… паутину, лицом пригож.., в зимн… ночи, пирог горяч…, на весен… солнышке, камыш..вые заросли, в дальн… дорогу, пунц..вые щёки, денёк хорош..,образц..вый порядок. Группа № 3 Получают только таблицу. Самостоятельно придумывают словосочетания для заполнения таблицы. - Объясните написание прилагательных в каждом столбике таблицы. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Групповая, дифференцированная. | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Дифференцированные задания по уровням. Уровень I. Образуй от существительных имена прилагательные. Берёза - …, ужас -…, дождь -…, ягода -…., жара - … Уровень II. Запиши словосочетания в три столбика. Слабый голос, лёгкая задача, ясное небо, холодная вода, горячее молоко, старый охотник, крупная рыба, высокое дерево, новый дом. Уровень III. Из данных слов составь и запиши предложения. Окончания имен прилагательных измени по смыслу. Определи в именах прилагательных род. На, грязь, липкий, дорогах, весенние, лежит. Старый, на, хмурый, опушке, ель, стоит. | Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся зачитывают свои составленные тексты. | Дифференцированная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализированной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Дидактическая игра «Четвёртый лишний» Найди лишнее слово. 1. угрожающ, жгуч, блестящ, камыш. 2. мышь, крепыш, камыш, пейзаж. 3. молодежь, собираешь, вертишь, слушаешь. 4. луж, задач, рощ, забудешь. | Выполняют упражнения. | Индивидуальная | Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Заключительная беседа по вопросам. | Даёт ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ и дать качественную и количественную оценку уроку, в некоторых случаях попросит учащихся аргументировать свой ответ. 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Моё настроение 6. Материал урока мне был | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
| Подводят итоги урока, оценивают себя. Отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: оценивают свою работу |