Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему: "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Систематизация знаний раннее изученного материала за 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

 Конспект  урока русского языка   в 6  классе

Тема:  Повторение

Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Учитель:  Чебунина Наталья Валерьевна      

Цель: закрепление предметных знаний по теме «Лексика»

УУД

Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения, формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения, способность оценивать свое поведения и поступки.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, коррекция (внесение необходимых дополнений), оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Познавательные: поиск и выделение информации, самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, поиск и выделение информации.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Цели урока:

1) повторить понятие о лексике, как о разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике;

2)продолжить формировать умение определять лексическое значение слов;

совершенствовать навыки работы со словарями;

3) воспитывать культуру речи, уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка.

Тип урока :урок-практикум, обобщающий

Форма урока: устный журнал.

                           Организационная структура урока

Мотивация к учебной деятельности. Приветствие

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Будем мы читать, трудиться,

Нам, друзья, нельзя лениться,

Будем отвечать активно

И друг другу помогать

В добрый путь и не скучать!!!! Какое у Вас настроение?

Актуализация знаний

1.Вступительное слово учителя.

-Наш урок я хотела бы продолжить  стихотворением

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что может видеть глаз

Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно-

В огромном море-море слов-

купаться ежечасно.

1. А какой раздел науки о языке  изучает слова и словарный запас?

  - Правильно, «Лексика» Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное …    (Слово!)

- А для чего  служат слова? Что  они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

- Что  такое лексическое значение слова?

-Вы поняли, какова тема сегодняшнего урока? Речь пойдёт о лексике. Мы изучали этот раздел в 5 классе – поэтому сегодня - урок –повторение. На  уроках мы знакомились  с лексическими единицами, отрабатывали умения и навыки, определяли место лексических единиц в речи.

-И поэтому какова  цель урока? (закрепление  умений и навыков по разделу «Лексика»).

- Да,  сегодня у нас урок повторения и закрепления по теме «Лексика».

   А проведем мы его в форме путешествия по страницам устного журнала.

-Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать сведения, которые раннее изучили ... Запишем дату путешествия, классная работа, тему «Обобщение  и повторение по теме «Лексика». А также с нами в путешествие отправятся Оценочные листы, не забываем себя оценивать на уроке

А теперь проверим, весь ли багаж вы собрали в путь.

Закрепление раннее изученного материала

1страница журнала « Неспроста слово молвится».

Задание 1.

Эпиграфом нашего урока является стихотворение Н.Рыленкова. Прочитайте

 и подумайте, о каких словах идет речь?

На доброе слово не надо скупиться,

 Сказать это слово, что дать напиться.

        Со словом обидным нельзя торопиться,

   Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

( Н. Рыленков )

- Какое слово мы можем назвать добрым?

- А обидным?

- К чему нас призывает автор?

Задание 2.

Учитель. Сила слова огромна. Вспомним пословицы о словах.

- Составьте пословицы, соединив стрелочкой нужные части. Как вы понимаете их смысл?

      Сердечное слово                      вылетит-не поймаешь              

      Слово не воробей:                   молчание-золото

      Доброе  слово                            что орех без ядра

      Слово- серебро                        до сердца доходит

      Пустые слова -                          в беде поможет и в горе утешит

 

Задание 3.

       - Люблю обычные слова, как неизведанные страны.        Они понятны лишь сперва, потом значенья их туманны.

- Объясните о каком предмете идет речь в отрывке из повести А.П.Гайдара «Дальние страны».

        Осм…левший Петька подобрался к самой п…латке. Прежде всего его заинтер…совали незнакомые м…та/л..лл/ические пр..дметы.  Один-треногий, как подставка у заезжавшего в прошлом году ф…тографа. Другой круглый, б…льшой с какими-то цифрами и протянутой поперек круга ниткой. Третий-тоже круглый, но поменьше, похожий на руч?ные часы, с острой стрелкой. Он поднял этот пр…дмет. Стрелка колыхнулась, закол…балась и опять стала на место.

«…………………………..»,- догадался Петька.

(компас)

 - Как вы догадались? Что вам помогло узнать предмет?

(лексическое значение слова)

- Что такое лексическое значение слова?

- Где мы можем узнать лексическое значение непонятного нам слова?

(В толковом словаре)

- Кому необходим в дороге компас? ( Путешественникам).

- Выпишите из текста слова с пропущенными буквами : первый ряд – слова с проверяемыми безударными гласными, во второй – с непроверяемыми, третий ряд – выписать предложение с прямой речью, построить схему предложения. Оцените

(Проверка работы)

- К какому словарю мы можем обратиться, чтобы проверить правописание словарных слов?

(Орфографическому).

2 страница нашего журнала «И то, да не то…».

Задание 4.

   -Отгадайте загадки. На каком явлении построены эти шуточные вопросы?

1. Каким гребнем не расчешешь голову? (Гребнем петуха.)

2.  Какое ушко ничего не слышит? ( Иглы.)

3. Какой косой нельзя косить? ( Девичьей, песчаной.)

4. Из какого крана нельзя напиться? ( Из подъемного.)

( Это многозначные слова.)

-Благодаря чему образуются многозначные слова?

( Переносному значению.)

-По каким признакам значение одного слова переносится на другое?

(Форма, цвет, действие.)

-По этому принципу построены кроссворды. Предлагаю вам разгадать следующий кроссворд. Работ в парах

1.

2.

3.

4

5.        

       

вопросы:

1-слова, близкие по лексическому значению (синонимы)

2-словарный состав языка (лексика)

3-слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы)

4-сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке (словарь)

5-новые слова (неологизмы)

Проверка

 Задание 5.

-Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

             В…терок спросил Отчего ты рож? з…л…тая?

             А в ответ к…л…ски шелестят З…л…тые руки растят.

- Какие слова употреблены в переносном значении, объясните смысл этих слов. (Золотая, золотой.)

- Какие еще слова употреблены в переносном значении?

( Спросил, шелестят.)

- Как называется такой прием в литературе?

(Олицетворение.)

Физкультурная минутка.

День стоит веселый –

Осень на дворе.

Мы шагали в школу (движения по тексту)

С обеда в октябре.

Прямо и направо,А потом назад.А потом обратно,А потом кругом,А потом вприпрыжку,А потом бегом.

        

3 страница нашего журнала «Слова- близнецы».

- Какие слова в «Лексике» можно назвать близнецами?

                                               ( Омонимы.)

- Какие слова называют омонимами? ( Правило.)

Задание 6.

Письмо под диктовку.

Бежит ручей, звенит ручей, волной своей играет.

А снизу бурные ключи в бока его толкают.

-Есть ли омонимы в данных предложениях? Объясните его значение.

Какие еще значения имеет слово ключ?

                                         (Скрипичный, гаечный,  дверной.)

-Выполните синтаксический разбор 2 предложения.

Переходим к 4странице нашего журнала с таким теплым названием

                     «Слова-братья.»

- Как вы думаете, о каких словах пойдет речь? ( О синонимах.)

- Какие слова называются синонимами?

- Почему их можно назвать братьями?

Задание 7. 

Задание от Незнайки «Исключите лишнее слово».

-Все ли слова синонимы в строчке? Зачеркните лишнее слово.

              Огонь, дым, пламя.

              Алфавит, азбука, чистописание.

              Лошадь, конница, кавалерия.

              Бросать, кидать, ловить.

              Ураган, дождь, буря.

              Шалун, тихоня, озорник.

Задание 8.

-Придумайте и запишите синонимы к слову доброта.

                            (Сердечность, милосердие, душевность.)

5страница « Слова- оппоненты».

Мы спорим летом и зимой, спорим днем и ночью.

                        Ты - со мною, я - с тобой, разные мы очень

-Вы уже, наверное, догадались, о каких словах пойдет речь.

( Антонимы.)

- Какие слова мы называем антонимами? ( Правило.)

Задание 9.

- Послушайте стихотворение «Друг и враг».

-Подумайте, почему некоторые слова «ссорятся» друг с другом?

                       Повстречались в разговоре слово ДРУГ и слово ВРАГ.

Слово ДРУГ- любитель игр, ВРАГ- любитель драк.

                       Повстречались на беду, начался скандал,

                       Потому что слово ВРАГ сразу драться предлагал,

                       Ну а слово ДРУГ – играть: и поссорились опять.

                       Сколько речь наша жива, будут ссориться слова.

     День и ночь, война и мир будут спорить, что есть сил.

   Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей.

- Выпишите  из стихотворения слова- антонимы.

-Выполните морфологический разбор слова «друг» ( Можно устно.)

-Ещё задание: вот такая ситуация – дедушка писал письмо внукам, в дороге конверт слегка промок, и некоторые слова размыло, восстановим текст.

-Дорогие внучата!  Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных.  Я хочу, чтоб вы росли…

Задание: продолжите письмо, восстановите текст.

(смелыми, щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, правдивыми, образованными, волевыми).

   

Страница 7. «Итоги урока».рефлексия

   -Мы подошли к последней страничке нашего необычного журнала.

Пора подвести итоги нашей работы.

Задание 11.

Ответьте на вопросы теста.

1.Какой раздел науки изучает слова?

а) лексика

б) фонетика

в) морфология

2.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению:  

а) синонимы

б) омонимы

в) антонимы

3.Слова, противоположные по значению:

а) омонимы

б) антонимы

в) синонимы

4.Слова, различные по звучанию и написанию, но очень близкие по лексическому значению:

б) омонимы

а) синонимы

в) антонимы

Проверка тестов. Оценивание  учащихся, оценочные листы

Домашнее задание по выбору учащихся:

 1) написать развернутый ответ на вопрос стихотворения «След».

                                            Скажи:

Какой ты след оставишь?

                                             След,

                                             Чтобы вытерли паркет

 И посмотрели косо вслед.

                                             Или

Незримый прочный след

     В чужой душе на много лет?  

2) Написать развернутый ответ на вопрос: какую роль сыграли омонимы  в данном стихотворении?

3) Выписать из художественной литературы примеры использования синонимов, омонимов, антонимов для усиления выразительности речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...