Конспект урока на тему: Звуки и буквы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока на тему: Звуки и буквы. 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl._zvuki_i_bukvy.docx | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки и буквы. Произношение и правописание.
Целевые установки на достижение результата:
Личностные: самоопределение(личностное, профессиональное, жизненное); ученик должен задаваться вопросом о том,«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение работать в парах.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
Предметные: познакомить с понятием транскрипция.
Тип урока: объяснение нового.
Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, коллективная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.
Структура и ход урока
- Начало урока: введение, « разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную « разминку».
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
2. Контрольно - подготовительный этап урока: опрос по предыдущим темам.
Проверка д/з. Устные ответы учащихся. Взаимооценка ответов учащихся.
- Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе и узнаем новое. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать.
- Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки).А если вы запишете эти звуки?
Постановка учебной цели, « вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели.
Задание 1
Отгадайте загадки. (Слайд 1)
1.Если б не было его, не сказал бы ничего. (Звук)
2.Черные птички на каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их прочитает.
(Буквы)
Комментированное письмо (Слайд 2)
1.Если б (не) было е…о, (не) сказал бы ничего.
2.Ч…рныептич…ки (на) каждой стр…нич…ке,
М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает.
Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.
- Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор?
- Конечно же, о звуках и буквах.
- Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова?
(Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)
- Как будет звучать тема нашего урока? (Слайд 3)
- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: «Звуки и буквы. Произношение и правописание.»
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что нам сегодня предстоит усвоить? (Слайд 4-5)
Беседа.
- Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?
- Как образуются звуки речи?
Закончи фразу. (Слайд 6-8)
- Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам.
- Работа над темой.
- Звуки мы произносим и слышим.
- Буквы мы видим и пишем.
- Для обозначения звуков речи используют квадратные скобки: буква а, звук [а].
- Это называется ТРАНСКРИПЦИЕЙ.
- Как мы пишем: как слышим? Или по определенным правилам?
1.Одна буква может обозначать:
- один звук д[о]м
- два звука [йо]ж
- ноль звука ноч[ь], прелес[т] ный
2. Один звук может обозначаться:
- одной буквой с[о]н
- двумя буквами отдал – о[д]ал
- тремя буквами учиться - учи[ц]а
3.Одна и та же буква может обозначать разные звуки:
- буква В звук [Ф]: [ф]кус, ро[ф];
- буква В звук [В] и [В`]: [в`]есна, [в]олк;
- буква О звук[О] под ударением: м[о]роз
- буква О звук [А] в первом слоге: м[а]роз
4. Иногда разные буквы обозначают один и тот же звук: МЁЛ – МОЛ
буквы О и Ё обозначают [О].
Игра «Рассели жильцов». (Слайд 8)
Игра «Найди третье лишнее». (Слайд 9)
- Съехать, съесть, сесть.
- Объехать, обещать, объединить.
- Семья, скамья, семя.
- Подъём, съёмка, льёт.
- Заяц, берёза, клюют.
- Яхта, мясо, судья.
Физкульминутка (Слайд 10)
Выборочное списывание (Слайд 11)
(Расположите слова по алфавиту.)
1 вариант: Печник, вечный, речка, каменщик, барабанщик, мачта.
2 вариант: Кость, трость, весть, песнь, лошадь, ель.
Проверка. (Слайд 12)
Игра «Кто быстрее». (Слайд 13)
(Расположите сначала буквы, а потом слова в алфавитном порядке:
ТГАНЕ, ТИВН, ЛЕДО, КЕЖИ, ПОЛУХ, ТОНЗ.
Проверка. (Слайд 14)
Определительный диктант. (Слайд 15)
Запишите слова и расставьте в них ударение.
Баловать, договор, документы, звонит, каталог, квартал, красивее, свекла, столяр, торты, щавель.
Проверка. (Слайд 16)
Орфографическая пятиминутка. (Слайд 17)
Объясните орфограммы и продолжите ряд.
1.Пч_лы, ш_лк, …, …, …
2.Ш_в, крыж_вник, …, …, ….
1.Ц_кл, лекц_я, …, …, ….
2.Куц_й, огурц_, …, …, …
1.Стрич_, доч_, …, …, ….
2.Могуч_, багаж_, …, …, ….
Работа с текстом. (Слайд 18)
Прочитайте текст. Найдите его главную мысль.
Письмо – одежда устной речи. Оно передаёт, «изображает»устную речь. Звук произносят и слышат, букву пишут и читают. Букву и звук путать нельзя. А часто путают; при этом страдает звук: его называют буквой. Буква–это фигурная линия, рисунок, а рисунок произнести нельзя.
(По М.Панову.)
Объясните постановку тире в первом предложении.
Подведение итогов
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Что узнали нового? Какие выводы сделали?
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Продолжим предложения:
1.Сегодня я узнал…
2. Теперь я могу…
3. Я научился…
4. Мне было трудно…
5. Своей работой…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению "Звук и буква У"
Этот урок разработан к учебнику "Букварь" для 1 класса по программе " Начальная Школа 21 век"...
Конспект урока письма Тема: «Звуки [З], [З’], буквы З, з»
Для учащихся 1 класса...
Урок чтения Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.
Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.Технология: на ситуативной (игровой) основе Задачи:образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у ...
Конспект урока по логопедии "Звук у. Буква У.
Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. Оборудование:предметные ка...
конспект занятия по теме: "звук и буква Ц"
конспект занятия...
Конспект урока по чтению "Звук и буква У"
Конспект урока...
Конспект логопедического занятия Тема: Звуки и буквы П-Т
Тема: Звуки и буквы П-ТНаучить учащихся дифференцировать согласные буквы П –Т в устной и письменной речи.Употребление усвоенной терминологии в ответах на вопросы по ходу учебной рабо...