конспект занятия по теме: "звук и буква Ц"
план-конспект по теме

Кочнева Анастасия Алексеевна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_ts.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс 

Тема: Звук и буква Ц

Цель: обучающиеся уточнят произношение звука [ц]научатся чтению слогов, слов и предложений с буквой Ц;  

Задачи:

Образовательные: вырабатывание умения различать звуки и буквы [ц] по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на зрительные, слуховые и кинестетические ощущения;

Коррекционные: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; уточнение и расширение лексического запаса. Овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, развитие слухового внимания и зрительной памяти;

Воспитательные: формирование положительной мотивации к занятиям; воспитание усидчивости, самоконтроля за речью;

Оборудование: зеркала; презентация, мульмедийный проектор

Планируемый результат: знать буквы Ц, ц. Уметь выделять в речи согласный звук [ц], обозначать его в письменной речи.

Этапы урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Организационный момент.

Задачи: создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, коррекция психофизических функций.

Прежде чем начать урок поиграем в игру «Я молодец!», «Ты молодец!» Скажите сначала себе «Я молодец!», а потом соседу «Ты молодец!»

- Вы все молодцы и сегодня на уроке мы это увидим.

  • Дыхательная гимнастика:

-Глубокий вдох-выдох

-Подыши одной ноздрей

-Упражнение «Бабочка»

  • Кинезиологические упражнения

-Колечки

-Кулак-ребро-ладонь

-Ухо-нос

Сообщение темы урока.

Постановка цели.

Задачи: пробудить у детей интерес к занятию, активизировать внимание детей к изучаемому звуку.

Знакомство со звуком [Ц].

Послушайте внимательно чистоговорку, и скажите, какой звук мы будем сегодня изучать

Цапля, стоя на крыльце, объясняет букву «Ц»:

- Подойди, цыплёнок Цып! Повторяй-ка: цып-цып-цып!

Если выучишь урок, подарю тебе цветок!

-о ком  чистоговорка?

-Какой звук первый слышится в слове цапля!

-как вы думаете с каким звуком мы будем сегодня знакомится?

- А мы знакомы с буквой, которая обозначает этот звук?

- Значит о чем мы будем говорить на уроке? (О звуке ц, и букве, которая её обозначает)

- Чему мы должны будем научиться?

 Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Задачи: уточнение артикуляции (положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука); и акустических признаков звука.

Показ перед зеркалом и объяснение артикуляции звука [Ц]:

Характеристика звука [ц] по схеме.

-Давайте произнесём звук ц

- Что делают губы? (улыбаются)

- Что делают зубы? (заборчик)

- Что делает язык? (приподнимается)

- Какой дует ветерок? (тёплый)

- А есть ли в горлышке звоночек? (нет)

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Найти образное сравнение звука

-Как стрекочет кузнечик?

- Как подзывает хозяйка цыплят?

-Как стучат мамины каблучки?

Артикуляционная гимнастика

Лягушка (улыбочка).

 «Трубочка». 

Лягушка-слоник (улыбочка-трубочка). Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

«Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. 

«Заборчик». Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Качели.
а) широкий язык поднять к носу, опустить к подбородку;
г) широкий язык поднять к верхним зубам и опустить к нижним.

Произношение изучаемого звука в словах и слоговых сочетаниях.

Задачи: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; уточнение и расширение лексического запаса;

Овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, развитие слухового внимания и зрительной памяти;

овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза.

  • Фонетическое упражнение.

 «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц]»:

ц, п, ц, ц...; ца, фа, пу, цу...; цирк, цифра, курица, молоко, рука...

  • Дидактическое упражнение «Один — много» — упражнение в словообразовании (игра с мячом)

Курица — курицы, мельница — ..., больница — ..., рукавица — ...,пуговица — ..., луковица — ..., граница — ...

  • Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).

Дерево — деревце, блюдо — ..., болото — ..., зеркало — ...,

дело — ..., мыло — ...

  • Найди слова (презентация)

Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Ц],

определить место звука в каждом слове.

  • Игры с картинками: 

-Посчитай цыплят (Раз цыпленок, два цыпленка, три, цыпленка…)

-Что изменилось? Чего не стало?

-Найти лишнюю картинку.

  • Прослушать отрывок из сказки. Назвать все слова со звуком [Ц]:

Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она надела кольцо на палец.

Физминутка

Задачи:снять усталость и напряжение;

цыплятки

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задачи: зафиксировать новое содержание урока;

- А сейчас выполним самостоятельную работу. Нужно найти и обвести в кружочек букву Ц.

Любовалась цыплятами курица,

Что не цыпленок – умница!

Молодец, удалец!

Очень славный птенец!

- Если вы считаете, что выполнили задание без ошибок, нарисуйте зеленый кружочек. Если вы считаете, что допустили ошибки, нарисуйте желтый кружочек, взаимопроверка

- Проверим по образцу

Закрепление  нового

Задачи:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Чтение слогов

Чтение слов

Прочитаем слоги (хором, по рядам, по партам)

Прочитаем слова (хором), несколько учащихся по очереди.

Чтение текста

Цо-цо-цо -снес-ла ку-ри-ца яй-цо.

Ца-ца-ца-вот ка-ка-я ум-ница!

Цу-цу-цу-похвалю я ку-ри-цу.

Цы-цы-цы –не-ту ку-ри-цы!

Любовалась цыплятами курица.

Что не цыпленок- то умница!

 Молодец, удалец!

Очень славный птенец!

Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Задачи: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить?

Что было особенно трудно на занятии?

Что было интересно на занятии?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по теме: "Звуки [З] - [Ж]. Буквы З, Ж."

Занятие разработано для учащихся 3 класса по теме дифференциация звуков [З]-[Ж]....

Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»

На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....

Конспект логопедического занятия по теме «Звуки [т, тʼ]. Буква т» 1 класс

Конспект логопедического  занятия по теме «Звуки [т, тʼ]. Буква т»1 класс  ВведениеФедеральные Государственные Образовательные Стандарты начального образования  определяют систему ...

конспект логопедического занятия на тему: Звуки з-зь, буква з

Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква Зз»Тема: «Звуки (З, (ЗЬ) и буква Зз.Цель: Познакомить детей со звуками «з, зь» и буквой «З».Задачи:Уточнить правильную артикуляцию звука «з».Уч...

Конспект занятия по теме: « Звук Л в закрытых слогах и в позиции на конце слова» (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Отражён комплексный подход при коррекции звукопроизношения : включены упражненияпо развитию слухового восприятия, речевого дыхания, ручной умелости,по авктивизации процессов внимания, памяти и л...

Конспект занятия на тему: "Звуки Т,Ть. Буква Т"

Цель: познакомить со звуками Т, Ть и буквой Т....