Викторина по русскому языку "Мир фразеологизмов"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Викторина по русскому языку "Мир фразеологизмов" - проектный продукт студентов I курса. В дни зимних каникул, 10 января 2018 , в колледже прошла викторина по русскому языку "Мир фразеологизмов", которую подготовили и провели студенты группы 9111.
Викторина - это результат работы над индивидуальным проектом, и очень радует, что студенты не ограничиваются реферативной работой, а подходят к делу творчески, неформально и очень ответственно.
Задания викторины были оригинальны и занимательны, а организация и проведение каждого этапа отличались продуманностью и слаженностью. У ведущих были ассистенты, которые помогли обеспечить чёткость при проведении викторины
Мероприятие способствовало расширению кругозора, пополнению словарного запаса и развитию речи; направлено на формирование организационных навыков и навыков работы в команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_mir_frazeologizmov.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Набережночелнинский медицинский колледж»
Викторина по русскому языку
"Мир фразеологизмов"
Подготовили студентки I курса
специальность Сестринское дело
Трошина Виктория,
Гатауллина Камиля
Руководитель проекта -
преподаватель
русского языка и литературы
Колупаева И.Д.
Набережные Челны
2018 г.
Пояснительная записка
Цель: систематизировать и углубить знания о фразеологии как разделе науки о языке.
Задачи:
- расширение и углубление знаний студентов по фразеологии;
- обогащение активного словарного запаса и формирование лингвистической компетенции;
- развитие познавательного интереса к изучению фразеологии;
- создание ситуации успеха у студентов при решении лингвистических задач;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности: любознательности, инициативности, трудолюбия, самостоятельности в принятии решений;
- развитие основных мыслительных процессов обучающихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение, воображение);
- воспитание коммуникативной культуры и потребности изучать русский язык.
Технологии: педагогика сотрудничества, технология индивидуально-групповой и проектной деятельности, компьютерные технологии.
Целевая аудитория – студенты ГАПОУ «Набережночелнинский медицинский колледж».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, бланки ответов, грамоты.
Описание работы: данная разработка содержит план проведения и материалы викторины "Мир фразеологизмов", а также отчёт о проведённом мероприятии. Материалы сопровождаются презентацией. Разработка может быть полезна при организации внеаудиторной работы по предмету.
Викторина направлена на достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- воспитание уважения к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в процессе речевого общения, учебно-исследовательской, проектной деятельности;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, энциклопедии.
предметных:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные монологические и диалогические высказывания в учебно-научной и социально-культурной сферах общения.
Фразеологизм — устойчивое выражение по составу и структуре, лексически неделимое или целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы.
Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей (В. В. Виноградов — основатель русской фразеологии).
1. Определите, среди представителей каких профессий появились следующие фразеологизмы:
закидывать удочку
ждать у моря погоды
сгущать краски
брать на прицел
топорная работа
семь раз отмерь, один раз отрежь
2. Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака:
приводить в ярость
действовать на нервы
выводить из равновесия
доводить до белого каления
3. Веселый тест на знание крылатых фраз
1. Какой становится меткая фраза, когда её все узнают?
а) Крылатой;
б) Бородатой;
в) Шаблонной;
г) Звёздной.
2. Как называют совершенно бесполезную работу?
а) Мартышкин труд;
б) Мышиная возня;
в) Собачья радость;
г) Медвежья услуга.
3. Как говорят о человеке очень большого роста?
а) Коломенская верста;
б) Ростовский аршин;
в) Вологодский сажень;
г) Лондонская миля.
4. Как говорят о чьём-то бесследном исчезновении?
а) След простыл;
б) Отпечаток простудился;
в) Колея заболела;
г) Лыжня заразилась.
5. Где находятся сладко спящие люди?
а) В ящике Пандоры;
б) На весах Фемиды;
в) В объятиях Морфея;
г) В кубке Диониса.
6. Как иначе можно назвать переполох, неразбериху или сложную ситуацию?
а) Творог-лес;
б) Сыр-бор;
в) Сметана-роща;
г) Колбаса-чаща.
7. Какое слово пропущено в крылатой фразе, характеризующей жизнь богатых людей: «На широкую … жить»?
а) Ногу;
б) Душу;
в) Руку;
г) Талию.
8. Какое из этих «рыбацких» выражений означает «дать себя обмануть, перехитрить»?
а) Закинуть удочку;
б) Сматывать удочки;
в) Попасться на удочку;
г) Поддеть на удочку.
9. Что «ломают» притворщики и неискренние люди?
а) Комедию;
б) Трагедию;
в) Драму;
г) Фарс.
10. Что говорят о человеке, который драматизирует ситуацию?
а) Точит карандаши;
б) Моет кисти;
в) Сгущает краски;
г) Ломает палитру.
11. До чего вооружается хороший воин?
а) До колен;
б) До пят;
в) До зубов;
г) До макушки.
12. Какое из этих выражений нужно добавить, чтобы получился фразеологизм: «держать …»?
а) Изо всех сил;
б) В постоянном напряжении;
в) В мозолистых руках;
г) В черном теле.
13. Как говорят о новом приливе сил?
а) Вторая скрипка;
б) Второе дыхание;
в) Второе рождение;
г) Второй дом.
14. Вставьте пропущенное слово в крылатую фразу, характеризующую очень глупого, недалёкого, бестолкового человека: «Без … в голове».
а) Царь;
б) Султан;
в) Император;
г) Президент.
5. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов
Делить шкуру неубитого...; легок на……
Купить... в мешке; от добра добра……
... в мешке не утаишь; чужая душа…..
Беречь как... ока. Шила в мешке….
Согнуть в... рог; у страха глаза….
Толочь... в ступе; копейка рубль…..
Не в бровь, а в...; игра не стоит……
Выйти... из воды; сулить золотые…..
Надуться как... на крупу. Язык до Киева….
Меньше говори, больше…. Пустить козла….
Баба с возу …. Что век грядущий…..
Бог троицу ….. как волка не корми, он все…..
Бумага все… на ловца и зверь…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык, фразеологизмы
Ариаднина нить Эти крылатые слова – из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, чтобы сразиться с чудовищем Минотавром (Минотавр...
Урок русского языка "Фразеологизмы - языковые самородки"
Урок русского языка "Фразеологизмы - языковые самородки" разработан для повторения темы "Фразеология" в 7 классе. Форма урока - лингвистическая лаборатория. На уроке ребята находят фразеологизмы в тек...
Презентация по русскому языку "Фразеологизмы"
Роль фразеологизмов в образном строе речи, значение сохранения фразеологических единиц как значимых элементов культуры русского народа. ...
План-конспект урока русского языка "Фразеологизмы"
Материал содержит план-конспект и презентацию к уроку русского языка "Фразеологизмы" 6 класс...
конспект урока русского языка "Фразеологизмы"
Конспект урока по русскому языку с применением мультимедийной презентации по теме "Фразеологизмы". Основная цель урока - знакомство с фразеологизмами-синонимами, фразеологизмами-антонимами....
Викторина по русскому языку "Знаешь ли ты фразеологизмы"
Данная викторина состоит из разминки и семи творческих заданий для закрепления изученного материала по теме "Фразеология", для обогащения культурной речи учащихся 7-8-ых классов, для повышения и...
Открытый урок. Урок-викторина "Кто знает больше" (фразеологизмов, крылатых слов и т.п.)
Цель урока: 1) Ознакомить с учебными фразеологическими словарями; повторить основные признаки фразеологизмов, их значение и употребление в речи.2) Добиваться умения объяснять значение фразеологизмов п...