Викторина по русскому языку "Мир фразеологизмов"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Колупаева Ирина Дмитриевна

Викторина по русскому языку "Мир фразеологизмов" - проектный продукт студентов I курса. В дни зимних каникул, 10 января 2018 , в колледже прошла викторина по русскому языку "Мир фразеологизмов", которую подготовили и провели студенты группы 9111.  

         Викторина - это результат работы над индивидуальным проектом, и очень радует, что студенты не ограничиваются реферативной работой, а подходят к делу творчески, неформально и очень ответственно.

         Задания викторины были  оригинальны и занимательны, а организация и проведение  каждого этапа отличались продуманностью   и слаженностью. У ведущих были ассистенты, которые  помогли  обеспечить  чёткость при  проведении викторины

          Мероприятие  способствовало  расширению кругозора, пополнению словарного запаса и развитию  речи;   направлено  на формирование организационных навыков и навыков работы в команде.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_mir_frazeologizmov.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
 «Набережночелнинский медицинский колледж»

Викторина  по русскому языку

 "Мир фразеологизмов"

Подготовили студентки I курса

специальность Сестринское дело

Трошина Виктория,

Гатауллина Камиля

Руководитель проекта -

 преподаватель

 русского языка и литературы

Колупаева И.Д.

Набережные Челны

2018 г.

Пояснительная записка

Цель: систематизировать и углубить знания о фразеологии как разделе науки о языке.

Задачи:

  1. расширение и углубление знаний студентов по фразеологии;
  2. обогащение активного словарного запаса и формирование лингвистической компетенции;
  3. развитие познавательного интереса к изучению фразеологии;
  4. создание ситуации успеха у студентов  при решении лингвистических задач;
  5. развитие и совершенствование психологических качеств личности: любознательности, инициативности, трудолюбия, самостоятельности в принятии решений;
  6. развитие основных мыслительных процессов обучающихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение, воображение);
  7. воспитание коммуникативной культуры и потребности изучать русский язык.

        Технологии: педагогика сотрудничества, технология индивидуально-групповой  и проектной деятельности, компьютерные технологии.

Целевая аудитория – студенты ГАПОУ  «Набережночелнинский медицинский колледж».

        Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, бланки ответов, грамоты.

Описание работы: данная разработка содержит план проведения и материалы викторины "Мир фразеологизмов",  а также отчёт о проведённом мероприятии. Материалы сопровождаются презентацией. Разработка  может быть полезна  при организации внеаудиторной работы по предмету.  

Викторина направлена на достижение студентами следующих результатов:

 личностных:

- воспитание  уважения  к  русскому  языку,  который  сохраняет  и  отражает  культурные  и  нравственные  ценности,  накопленные  народом  на  протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и  других народов;

- готовность  и  способность  к  самостоятельной,  творческой  и  ответственной деятельности;

- применение  навыков  сотрудничества  со  сверстниками,  взрослыми  в  процессе  речевого  общения,  учебно-исследовательской,  проектной деятельности;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,  включая  умение  ориентироваться  в  различных  источниках информации,  критически  оценивать  и  интерпретировать  информацию,  получаемую из различных источников;

- умение  извлекать  необходимую  информацию  из  различных  источников:  учебно-научных  текстов,  справочной  литературы, энциклопедии.

предметных:

- сформированность  понятий  о  нормах  русского  литературного  языка  и  применение знаний о них в речевой практике;

- сформированность умений создавать устные монологические и диалогические  высказывания в учебно-научной и социально-культурной сферах общения.


Фразеологизм — устойчивое выражение по составу и структуре, лексически неделимое или целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы.

Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей (В. В. Виноградов — основатель русской фразеологии).

1. Определите, среди  представителей каких профессий появились следующие фразеологизмы:

закидывать удочку

ждать у моря погоды

сгущать краски

брать на прицел

топорная работа

семь раз отмерь, один раз отрежь

2. Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака:

приводить в ярость

действовать на нервы

выводить из равновесия

доводить до белого каления

3. Веселый тест на знание крылатых фраз

1. Какой становится меткая фраза, когда её все узнают?

а) Крылатой;

б) Бородатой;

в) Шаблонной;

г) Звёздной.

 2. Как называют совершенно бесполезную работу?

а) Мартышкин труд;

б) Мышиная возня;

в) Собачья радость;

г) Медвежья услуга.

 

 3. Как говорят о человеке очень большого роста?

а) Коломенская верста;

б) Ростовский аршин;

в) Вологодский сажень;

г) Лондонская миля.

  4. Как говорят о чьём-то бесследном исчезновении?

а) След простыл;

б) Отпечаток простудился;

в) Колея заболела;

г) Лыжня заразилась.

  5. Где находятся сладко спящие люди?

а) В ящике Пандоры;

б) На весах Фемиды;

в) В объятиях Морфея;

г) В кубке Диониса.

  6. Как иначе можно назвать переполох, неразбериху или сложную ситуацию?

а) Творог-лес;

б) Сыр-бор;

в) Сметана-роща;

г) Колбаса-чаща.

  7. Какое слово пропущено в крылатой фразе, характеризующей жизнь богатых людей: «На широкую … жить»?

а) Ногу;

б) Душу;

в) Руку;

г) Талию.

 8. Какое из этих «рыбацких» выражений означает «дать себя обмануть, перехитрить»?

а) Закинуть удочку;

б) Сматывать удочки;

в) Попасться на удочку;

г) Поддеть на удочку.

 9. Что «ломают» притворщики и неискренние люди?

а) Комедию;

б) Трагедию;

в) Драму;

г) Фарс.

10.  Что говорят о человеке, который драматизирует ситуацию?

а) Точит карандаши;

б) Моет кисти;

в) Сгущает краски;

г) Ломает палитру.

11. До чего вооружается хороший воин?

а) До колен;

б) До пят;

в) До зубов;

г) До макушки.

 

12. Какое из этих выражений нужно добавить, чтобы получился фразеологизм: «держать …»?

а) Изо всех сил;

б) В постоянном напряжении;

в) В мозолистых руках;

г) В черном теле.

 

13. Как говорят о новом приливе сил?

а) Вторая скрипка;

б) Второе дыхание;

в) Второе рождение;

г) Второй дом.

14.  Вставьте пропущенное слово в крылатую фразу, характеризующую очень глупого, недалёкого, бестолкового человека: «Без … в голове».

а) Царь;

б) Султан;

в) Император;

г) Президент.

5. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов

Делить шкуру неубитого...;                                        легок на……

Купить... в мешке;                                                       от добра добра……

... в мешке не утаишь;                                                 чужая душа…..

Беречь как...      ока.                                                      Шила в мешке….

Согнуть в...         рог;                                                    у страха глаза….

Толочь...     в ступе;                                                       копейка рубль…..

Не в бровь, а в...;                                                            игра не стоит……

Выйти...       из воды;                                                     сулить золотые…..

Надуться как...      на крупу.                                         Язык до Киева….

Меньше говори, больше….                                            Пустить козла….

Баба с возу ….                                                                Что век грядущий…..

Бог троицу …..                                                                как волка не корми, он все…..

Бумага все…                                                                   на ловца и зверь…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык, фразеологизмы

Ариаднина нить Эти крылатые слова – из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, чтобы сразиться с чудовищем Минотавром (Минотавр...

Урок русского языка "Фразеологизмы - языковые самородки"

Урок русского языка "Фразеологизмы - языковые самородки" разработан для повторения темы "Фразеология" в 7 классе. Форма урока - лингвистическая лаборатория. На уроке ребята находят фразеологизмы в тек...

Презентация по русскому языку "Фразеологизмы"

Роль фразеологизмов в образном строе речи, значение сохранения фразеологических единиц как значимых элементов культуры русского народа. ...

План-конспект урока русского языка "Фразеологизмы"

Материал  содержит план-конспект и презентацию к  уроку  русского языка "Фразеологизмы" 6 класс...

конспект урока русского языка "Фразеологизмы"

Конспект  урока по русскому языку с применением мультимедийной презентации по теме "Фразеологизмы". Основная цель урока - знакомство с фразеологизмами-синонимами, фразеологизмами-антонимами....

Викторина по русскому языку "Знаешь ли ты фразеологизмы"

Данная викторина  состоит из разминки и семи творческих заданий для закрепления изученного материала по теме "Фразеология", для обогащения культурной речи учащихся 7-8-ых классов, для повышения и...

Открытый урок. Урок-викторина "Кто знает больше" (фразеологизмов, крылатых слов и т.п.)

Цель урока: 1) Ознакомить с учебными фразеологическими словарями; повторить основные признаки фразеологизмов, их значение и употребление в речи.2) Добиваться умения объяснять значение фразеологизмов п...