конспект урока русского языка "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку с применением мультимедийной презентации по теме "Фразеологизмы". Основная цель урока - знакомство с фразеологизмами-синонимами, фразеологизмами-антонимами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 19.06 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_frazeologizmy.ppt | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Фразеологизмы
Цель: познакомить с фразеологизмами-антонимами, фразеологизмами-синонимами;
формировать умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы;
развивать умения работать в группе.
Оборудование:
мультимедийная презентация,
иллюстрации к фразеологизмам,
индивидуальные карточки с заданиями,
жетоны.
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие, готовность обучающихся к уроку.
– Ребята, у вас на партах лежат тексты. Ваша задача: прочитать оба текста, найти отличие и объяснить в чем оно состоит.
Глупые сороки (1)
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Но вороны уже нашли сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья! Сейчас незаметно украдут!
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили, и ушла. Удалилась, чтобы её не поймали. Когда сороки догадались обо всём, лиса уже была далеко. Так и надо сорокам! Нечего было от сыра отвлекаться да спорить!
Глупые сороки (2)
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали совет держать, где его припрятать, чтобы вороны не нашли. Но вороны нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья! Того и гляди утащат из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись – лиса. Съела сыр и ушла как ни в чём не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам! Не надо было ворон считать!
- Повторение.
– В чем отличие? (во втором тексте используются фразеологизмы)
– Каким стал второй текст? (более выразительным, эмоциональным)
– Благодаря чему это произошло?
– Какова тема нашего урока? О чем пойдет речь?
– Открываем тетради, записываем число, тему урока.
– Цель нашего урока – познакомиться с фразеологизмами-антонимами, фразеологизмами-синонимами для того, чтобы обогатить нашу речь, продолжим работать в парах и группах.
– А что такое фразеологизм?
– Давайте вспомним некоторые из них. Назовите фразеологизм. (иллюстрации)
- Объяснение нового материала.
- – Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом «рука» имеется более 50 фразеологических оборотов.
– А какие вы знаете фразеологические обороты со словом «рука»?
– Сейчас поработаем в группах. Задание (в тетради): используя словарь, попробуйте заменить фразеологические обороты словами-синонимами, т.е. что обозначает фразеологический оборот:
1 группа: валиться из рук (стр. 49, не получаться),
брать голыми руками (стр. 34, овладевать без особых усилий)
2 группа: брать в свои руки (стр. 34, подчинять кого-либо своей воле),
руки опускаются (стр. 206, пропадает всякое желание)
3 группа: брать себя в руки (стр. 36, овладевать собой, становиться более собранным),
рукой подать (стр. 297, близко)
4 группа: мастер на все руки (стр. 178, все умеет делать),
руки чешутся (стр. 297, очень хочется подраться)
5 группа: греть руки (стр. 97, нажиться обманным путем),
не покладая рук (стр. 210, очень старательно, неустанно)
– Сделайте вывод. (Фразеологизм и слово могут соотноситься по своему лексическому значению как синонимы).
- Закрепление со взаимопроверкой
Задание: найди и выпиши четвертый «лишний» фразеологизм (слайд а. хоть пруд пруди б. во все лопатки
кот наплакал сломя голову
тьма-тьмущая черепашьим шагом
яблоку негде упасть в мгновенье ока
в. слово в слово
тютелька в тютельку
вилами на воде писано
комар носа не подточит)
- Минутка отдыха (гимнастика для глаз)
- – Почему эти фразеологизмы были «лишними»?
– Как в русском языке называются слова с противоположным значением? (антонимы)
– Сделайте вывод. Между фразеологизмами бывают отношения антонимии.
- Закрепление
– Задание дифференцированного характера:
(карточка: выберите из приведенных фразеологизмов антонимичные пары: кот наплакал, слова не вытянешь, куры не клюют, рта не закрывают, семи пядей во лбу, дать маху, олух царя небесного, ходить вокруг да около, попасть в точку, брать быка за рога)
Проверка: (слайд: кот наплакал – куры не клюют
слова не вытянешь – рта не закрывают
семи пядей во лбу – олух царя небесного
дать маху – попасть в точку
ходить вокруг да около – брать быка за рога)
для остальных: слайд: втаптывать в грязь
через час по чайной ложке
за тридевять земель
в мгновенье ока
возносить до небес
выйти из себя
рукой подать
взять себя в руки
- Итог урока
– Что расскажете дома родителям о сегодняшнем уроке русского языка?
Ребята, вы сегодня трудились не покладая рук, у меня душа радуется. На следующем уроке также держите ушки на макушке.
Выставление оценок
- Д/з
По выбору:
- сочинить юмористический рассказ на тему «Иностранец и фразеологизм»
- составить кроссворд по теме «Фразеологизм»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Двадцать седьмое октября Фразеологизмы
водить за нос
Как рыба в воде
Кот наплакал
Льет как из ведра
На воре и шапка горит
Тянуть время
Сидеть сложа руки
1 . хоть пруд пруди кот наплакал тьма-тьмущая яблоку негде упасть 2. во все лопатки сломя голову черепашьим шагом в мгновенье ока 3. слово в слово тютелька в тютельку вилами на воде писано комар носа не подточит
втаптывать в грязь в час по чайной ложке спустя рукава за тридевять земель в мгновенье ока возносить до небес выйти из себя рукой подать взять себя в руки засучив рукава
втаптывать в грязь - возносить до небес засучив рукава – спустя рукава за тридевять земель - рукой подать выйти из себя - взять себя в руки в час по чайной ложке - в мгновенье ока
кот наплакал – куры не клюют слова не вытянешь – рта не закрывают семи пядей во лбу – олух царя небесного дать маху – попасть в точку ходить вокруг да около – брать быка за рога
Домашнее задание 1. Сочинить юмористический рассказ на тему «Иностранец и фразеологизм» 2. Составить кроссворд по теме «Фразеологизм»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"
конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и физминуткой...
Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"
Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Происхождение лексики русского языка". Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Материала Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...
Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».
Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...