конспект урока русского языка "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Реттель Марта Хейновна

Конспект  урока по русскому языку с применением мультимедийной презентации по теме "Фразеологизмы". Основная цель урока - знакомство с фразеологизмами-синонимами, фразеологизмами-антонимами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx19.06 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_frazeologizmy.ppt1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Фразеологизмы

Цель: познакомить с фразеологизмами-антонимами, фразеологизмами-синонимами;

формировать умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы;

развивать умения работать в группе.

Оборудование:

        мультимедийная презентация,

иллюстрации к фразеологизмам,

        индивидуальные карточки с заданиями,

жетоны.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие, готовность обучающихся к уроку.

–        Ребята, у вас на партах лежат тексты. Ваша задача: прочитать оба текста, найти отличие и объяснить в чем оно состоит.

Глупые сороки (1)

        Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Но вороны уже нашли сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья! Сейчас незаметно украдут!

        Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили, и ушла. Удалилась, чтобы её не поймали. Когда сороки догадались обо всём, лиса уже была далеко. Так и надо сорокам! Нечего было от сыра отвлекаться да спорить!

Глупые сороки (2)

        Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали совет держать, где его припрятать, чтобы вороны не нашли. Но вороны нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья! Того и гляди утащат из-под носа.  

        Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись – лиса. Съела сыр и ушла как ни в чём не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам! Не надо было ворон считать!

  1. Повторение.

– В чем отличие? (во втором тексте используются фразеологизмы)

– Каким стал второй текст? (более выразительным, эмоциональным)

– Благодаря чему это произошло?

– Какова тема нашего урока? О чем пойдет речь?

– Открываем тетради, записываем число, тему урока.

–  Цель нашего урока – познакомиться с фразеологизмами-антонимами, фразеологизмами-синонимами для того, чтобы обогатить нашу речь, продолжим работать в парах и группах.

– А что такое фразеологизм?

– Давайте вспомним некоторые из них. Назовите фразеологизм. (иллюстрации)

  1. Объяснение нового материала.
  1. – Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом «рука» имеется более 50 фразеологических оборотов.

– А какие вы знаете фразеологические обороты со словом «рука»?

– Сейчас поработаем в группах. Задание (в тетради): используя словарь, попробуйте заменить фразеологические обороты словами-синонимами, т.е. что обозначает фразеологический оборот:

1 группа: валиться из рук (стр. 49, не получаться),

                           брать голыми руками (стр. 34, овладевать без особых усилий)

2 группа: брать в свои руки (стр. 34, подчинять кого-либо своей воле),

                           руки опускаются (стр. 206, пропадает всякое желание)

3 группа: брать себя в руки  (стр. 36, овладевать собой, становиться более собранным),

                               рукой подать (стр. 297, близко)

4 группа: мастер на все руки (стр. 178, все умеет делать),

                           руки чешутся (стр. 297, очень хочется подраться)

5 группа: греть руки (стр. 97, нажиться обманным путем),

                           не покладая рук (стр. 210, очень старательно, неустанно)

              – Сделайте вывод. (Фразеологизм и слово могут соотноситься по своему лексическому значению как синонимы).

  1. Закрепление со взаимопроверкой

Задание: найди и выпиши четвертый «лишний» фразеологизм (слайд а. хоть пруд пруди               б. во все лопатки

      кот наплакал                       сломя голову

      тьма-тьмущая                           черепашьим шагом

      яблоку негде упасть              в мгновенье ока

в. слово в слово                                

    тютелька в тютельку                            

    вилами на воде писано

    комар носа не подточит)

  1. Минутка отдыха (гимнастика для глаз)
  1. – Почему эти фразеологизмы были «лишними»?

– Как в русском языке называются слова с противоположным значением? (антонимы)

    – Сделайте вывод. Между фразеологизмами бывают отношения антонимии.

  1. Закрепление

– Задание дифференцированного характера:

(карточка: выберите из приведенных фразеологизмов антонимичные пары: кот наплакал, слова не вытянешь, куры не клюют, рта не закрывают, семи пядей во лбу, дать маху, олух царя небесного, ходить вокруг да около, попасть в точку, брать быка за рога)

Проверка:  (слайд: кот наплакал – куры не клюют

слова не вытянешь – рта не закрывают

семи пядей во лбу – олух царя небесного

дать маху – попасть в точку

ходить вокруг да около – брать быка за рога)

для остальных: слайд: втаптывать в грязь

через час по чайной ложке

                                за тридевять земель

                                в мгновенье ока

возносить до небес

                                         выйти из себя                                      

                                рукой подать                                

                                взять себя в руки

  1. Итог урока

– Что расскажете дома родителям о сегодняшнем уроке русского языка?

Ребята, вы сегодня трудились не покладая рук, у меня душа радуется. На следующем уроке также держите ушки на макушке.

Выставление оценок

  1. Д/з

По выбору:

  1. сочинить юмористический рассказ на тему «Иностранец и фразеологизм»
  2. составить кроссворд по теме «Фразеологизм»

                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Двадцать седьмое октября Фразеологизмы

Слайд 3

водить за нос

Слайд 4

Как рыба в воде

Слайд 5

Кот наплакал

Слайд 6

Льет как из ведра

Слайд 7

На воре и шапка горит

Слайд 8

Тянуть время

Слайд 9

Сидеть сложа руки

Слайд 11

1 . хоть пруд пруди кот наплакал тьма-тьмущая яблоку негде упасть 2. во все лопатки сломя голову черепашьим шагом в мгновенье ока 3. слово в слово тютелька в тютельку вилами на воде писано комар носа не подточит

Слайд 12

втаптывать в грязь в час по чайной ложке спустя рукава за тридевять земель в мгновенье ока возносить до небес выйти из себя рукой подать взять себя в руки засучив рукава

Слайд 13

втаптывать в грязь - возносить до небес засучив рукава – спустя рукава за тридевять земель - рукой подать выйти из себя - взять себя в руки в час по чайной ложке - в мгновенье ока

Слайд 14

кот наплакал – куры не клюют слова не вытянешь – рта не закрывают семи пядей во лбу – олух царя небесного дать маху – попасть в точку ходить вокруг да около – брать быка за рога

Слайд 16

Домашнее задание 1. Сочинить юмористический рассказ на тему «Иностранец и фразеологизм» 2. Составить кроссворд по теме «Фразеологизм»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"

конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и  физминуткой...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...