Урок русского языка "Фразеологизмы - языковые самородки"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок русского языка "Фразеологизмы - языковые самородки" разработан для повторения темы "Фразеология" в 7 классе. Форма урока - лингвистическая лаборатория. На уроке ребята находят фразеологизмы в тексте, определяют их лексическое значение, подбирают синонимы и антонимы к фразеологизмам, знакомятся с источниками фразеологизмов. На уроке применяется самостоятельная работа, работа в парах и группах. Разработка содержит яркую презентацию к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка | 380.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15»
Методическая разработка урока русского языка
«Фразеологизмы – языковые самородки»
Разработала: учитель русского
языка и литературы
МКОУ «СОШ №15»
М.А.Зауэр
Урок по теме «Фразеологизмы. Языковые самородки»
Цели: 1. Вспомнить значение и происхождение терминов «фразеология», «фразеологизм».
2. Формировать умение находить фразеологизмы в тексте, определить их лексическое значение, подбирать синонимы/антонимы к фразеологизмам; познакомиться с источниками фразеологизмов.
3. Развивать навыки самостоятельной и исследовательской деятельности.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас веселыми и готовыми к нашему уроку.
- Повторение (синонимы, антонимы)
Ребята, прежде чем вы познакомитесь с темой сегодняшнего урока, я предлагаю вам вспомнить: что такое синонимы и антонимы.
Работа в парах.
У вас на партах находится таблица, которую необходимо заполнить антонимами и синонимами
антонимы | синонимы | |
дело | ||
весело | ||
хорошо | ||
бедный | ||
скупой | ||
скромный |
А теперь обменяйтесь таблицами с соседней парой и проверьте правильность заполнения таблицы по ключу.
антонимы | синонимы | |
дело | безделье | работа |
весело | грустно | смешно |
хорошо | плохо | отлично |
бедный | богатый | нищий |
скупой | щедрый | жадный |
скромный | наглый | стеснительный |
Отлично! Поднимите руки те, у кого все пустые поля таблицы были заполнены верно.
Молодцы! А теперь давайте дадим определения синонимам и антонимам.
- Создание мотивации.
А теперь переходим к теме нашего урока, но, чтобы узнать ее, вам необходимо разгадать загадки. Если вы правильно отгадываете загадку, на экране будет высвечиваться начальная буква каждого ответа. В конце у вас получится слово, которое является ключом к теме нашего урока.
Нарисует он картину И раскрасит Буратино. Он напишет объявление И открытку-поздравление. Рисовать плакаты мастер – Яркий, тоненький… (Фломастер) | Ф |
В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий И на много-много лет Оставляет черный след… (Ручка) | Р |
Стоит на крыше верхолаз И ловит новости для нас (Антенна) | А |
Он звонит, звонит, звонит, Очень многим он велит: То сядь да учись, то встань, разойдись. (Звонок) | З |
На новый год ей каждый рад, Хотя колюч ее наряд (Елка) | Е |
Прийти я вовремя не смог – Давно уж начался урок. Учитель строгим сразу стал – За что меня он наказал? (Опоздание) | О |
Линию прямую, ну-ка, Сам нарисовать сумей-ка! Это сложная наука! Пригодится здесь … (Линейка) | Л |
На носу сидели, На мир глядели, За уши держались (Очки) | О |
Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам, На одном таком листе Много разных новостей (Газета) | Г |
Я одноухая старуха, Я прыгаю по полотну, И нитку длинную из уха, Как паутинку, я тяну (Игла) | И |
Если б не было его, Не сказал бы ничего (Язык) | Я |
- Зачем нам необходимы знания о фразеологии?
- Сообщение темы и целей урока, знакомство с материалом урока.
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
(Ответы учащихся)
Сегодня мы попробуем себя в роли юных лингвистов-исследователей, заглянем в историю языка и попробуем выяснить: почему фразеологизмы называют языковыми самородками. Итак, вперед!
Учитель: А знаете ли вы происхождение слова «фразеология»?
(Фразеология (от древне-греч. phrasis – выражение, оборот речи, слово, понятие и logos– учение))
- Что изучает фразеология?
V. Наблюдение над фразеологизмами
Учитель: А сейчас мы с вами отправимся в лингвистическую лабораторию исследовать фразеологизмы.
- Наблюдение над свободными словосочетаниями и фразеологизмами.
(Голуби, петухи, куры) не клюют.
(Собака, кот, козел) наплакал.
(Тертый, ржаной, черствый) калач.
Задание. Составьте словосочетания с данными в скобках словами. Есть ли среди этих словосочетаний устойчивые?
Можно ли использовать в качестве фразеологизмов остальные словосочетания? Почему?
Вывод. Фразеологизмы используются в речи в неизменном виде.
- Наблюдение над синтаксической функцией предложения (работа по вариантам)
Задание. Найдите в тексе фразеологизмы, подчеркните их как члены предложения.
- Если я, к примеру, плохо учился, то меня всем классом тянули за уши, добиваясь, чтобы я исправился.
- В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки.
Физминутка
- Работа над синонимами фразеологизмов.
Задание. Подберите синонимы к фразеологизмам, используя слова для справок.
Бить баклуши - …
Сломя голову - …
В час по чайной ложке - …
Водить за нос - …
Себе на уме - …
Слова для справок: бездельничать, хитрый, медленно, быстро, обманывать.
Вывод. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы.
- Самостоятельная работа по использованию фразеологизмов в речи (работа в группах по 4 человека)
Задание. Прочитайте предложения. Замените выделенные слова фразеологическими оборотами. Как изменились предложения?
Вера Сергеевна объяснила решение задачи, но Петя не слушал.
Кирилл целый день бездельничал.
Мы догадывались, что он нас обманывает.
Первого сентября Ира проснулась очень рано.
Вывод. Использование фразеологизмов в речи делает ее более выразительной и образной.
- Подведение итогов урока.
- Давайте ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока: почему фразеологизмы называют языковыми самородками?
VI. Домашнее задание.
Выписать 5 фразеологизмов из произведений художественной литературы, подобрать к выписанным фразеологизмам синонимы и антонимы.
Учитель: А теперь оцените свою работу на уроке, подобрав подходящий фразеологизм
- Не покладая рук
- Тяп да ляп
- Через пень колоду
- Засучив рукава
Учитель: Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.
Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!
Молодцы, ребята!
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время
Обобщение опыта по формированию языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время за последние 5 лет. Содержание Сведения об авторе опыта ...
Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».
Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...
Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".
Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...
Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка
Лингвистическая сказка каксредство формированияязыковой и коммуникативнойкомпетенцииучащихся на урокахрусского языка...
Доклад "Совершенствование языкового анализа текста на уроках русского языка.
Анализ текста в старших классах на уроках русского языка....
Урок–проект в 6 классе по русскому языку по теме «Фразеологизмы – языковые самородки»
Урок–проект в 6 классе по русскому языку по теме «Фразеологизмы – языковые самородки» Проект осуществляется для учащихся 6 класса. Актуальность и значимость его заключают...
Сообщение на МО учителей русского языка и литературы "Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы"
Работа по развитию речи учащихся....