конспект урока "НЕ с существительными"
план-конспект урока по русскому языку (6, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока. НЕ с существенными
Цели урока.
1. Повторить и закрепить правописание Н и НН в наречиях на — о и -е
2. Научиться распознавать, когда НЕ приставка, частица, часть корня.
Задачи урока.
Обучающие:
формирование лингвистической и языковой компетенций (знать правило о правописании н и нн в наречиях; уметь при помощи алгоритма применять данное правило на практике; закрепить орфограмму "Н и НН в наречиях");
Развивающие:
развитие коммуникативных умений (формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие); уметь работать в паре.
Воспитательные:
формирование ключевых компетенций учащихся.
Здоровьесберегающие: профилактика сколиозов, близорукости, снятие напряжения с пальцев рук.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, перфокарты, сигнальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент (этап мотивации), сообщение темы
Формируемые УУД
Личностные: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формирование проблемы.
Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
- Актуализация.
УУД Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Учитель Ребята, работая на уроке, вы сами себя оцените в конце урока. Оценка будет соответствовать определенному наречию.
Первое задание — синтаксическая пятиминутка.
Синтаксическая пятиминутка (один ученик у доски)
Ученик остановился в нерешительности у кабинета зубного врача.
- Найдите имена существительные и определите их склонение и падеж.
- Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему? (Нерешительности)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
( правописание НЕ с именами существительными)
- Значит, что мы будем сегодня делать на уроке?
-Закреплять правописание НЕ с существительными
Презентация. Слайд 1 (Цели урока)
- Да, мы должны с вами повторить и закрепить правописание НЕ с существительными и научиться распознавать, когда НЕ приставка, когда частица, часть корня.
- Ребята, а какое слово из предложения относится к нашей теме?
Сегодня в гости к нам пришли жители страны Орфографии, грамотеи, они хотят нам что-то рассказать, давайте послушаем их.
Сценка.
1-й ученик
Познакомьтесь, это НЕ! Хитра, умна, ловка вполне.
Тут может быть она частицей (держат фразу НЕ ДРУГ, А ВРАГ)
А там - в приставку превратиться (НЕДРУГ),
А может к слову прицепиться и навсегда с ним породниться! (НЕРЯХА, НЕУЧ, НЕВЕЖА)
2-й ученик
Знай! НЕ всегда частица, если от существительного противопоставлением отделится (НЕ ПРАВДА, А ЛОЖЬ)
НЕ - приставка, если слово синонимом заменим одно на другое (НЕПРАВДА=ЛОЖЬ)
3-й ученик
НЕ входит в корень, если слово без неё не имеет смысла никакого, т.е. без НЕ не употребляется! (НЕНАСТЬЕ)
4-й ученик
Запомни навсегда, дружок, чтоб без ошибок написать, ты должен правило об употреблении НЕ с существительными знать!
- Ребята, так как может писаться НЕ с существительными?
- Сегодня, ребята, мы будем отрабатывать данную орфограмму.
3. Закрепление темы : правописание НЕ с существительными УУД Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование Учитель Посмотрите на следующий слайд и выполните задание. |
Презентация. Слайд 2 - Выпишите сначала словосочетания, где НЕ – приставка, затем те, где НЕ – часть корня. Голубые (не)забудки, приятная (не)ожиданность, (не)простительная ошибка, глупая (не)брежность, явная (не)справедливость, слепая (не)нависть, рассказывать (не)былицы, явная (не)лепость, выразить (не)доумение, опасный (не)приятель, причина (не)успеваемости, таинственный (не)знакомец, ждать с (не)терпением, пережить (не)удачу, чувствовать (не)уверенность, постоянное (не)довольство. Взаимопроверка Учитель. |
Работаем по группам.
Послушайте четверостишие.
Пересекая океан, плыл к нам корабль из дальних стран,
Но страшный шторм его настиг,
И затонул он в тот же миг,
Но пассажиров капитан спас всех, конечно, спасся сам.
- На этом корабле к нам плыли две команды слов с НЕ, теперь они все перепутались, и мы должны с вами помочь им разобраться по группам.
Презентация Слайд 3
Ненависть к врагу, неполадки в работе, мелкие невзгоды, большое несчастье, грубый невежа, сказал неправду, продолжительное ненастье, маленькая неточность, невнимание к ошибкам.
Учитель. 1-й вариант: выпишите слова, где НЕ часть корня, а 2-й – где НЕ приставка.
Физкультминутка.
Части речи изучаем, (ходьба на месте)
Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны)
Морфологии наука - занимательная штука! (приседания)
Должен каждый в мире знать, (взмахи руками)
Как части речи различать, (наклоны в стороны)
И за это на уроках лишь “пятёрки” получать!
Учитель. Давайте поиграем! Игра “Третий лишний”.
Презентация. Слайд 4
На экран выведены слова:
(Не)поседа, (не)взгоды, (не)внимательность, (не)правда, а ложь; (не)друг, а враг; полное (не)вежество
- Ребята, какие слова здесь лишние, почему?
Учитедь. А теперь следующее задание.
Презентация Слайд 5
Небылица, негодование, неожиданность, немощь, невод, недоверие, несчастье.
- Замените слова с не синонимами без не, подобрав их из слов для справок.
Слова для справок: рыболовная сеть, горе, сюрприз, болезнь, возмущение, подозрительность, вымысел.
Учитель.
- Давайте подберём однокоренные слова к слову ВЫМЫСЕЛ.
- Какие слова называются однокоренными?
- С одним из однокоренных слов составьте предложение.
Пальчиковая гимнастика.
Вышли пальцы погулять,
Мяч футбольный погонять,
В бурной речке поплескаться,
И на пляже поваляться!
Учитель. Ребята, послушайте загадки и запишите отгадки
1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)
2. Синяя шляпа, короткие штанишки,
Не люблю читать я никакие книжки,
Ничего не знаю, не хочу учиться,
Нравится гулять мне, нравится лениться.(Незнайка)
3. Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,
Воет ветер , тучи гонит, на деревьях ветки клонит.
Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,
И в такое время года наступает… (Непогода)
4. В зелёном поле я расту,
Голубым цветком цвету,
Небо синее как будто,
Прозываюсь …(Незабудка)
Проверка, учащиеся объясняют правописание слов.
Учитель Работа с сигнальными карточками: если существительное пишется слитно, поднимаете красную карточку, раздельно — зеленую.
Неволя; небылицы; не вход, а выход; не брат, а сестра; вовсе не брат; неправда; он не орел; невнимательность, это не овощ, несчастье, невежда, не друг, а враг.
Работа с перфокартами.
1.(Не)везение преследовало меня.
2. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
3. Это была явная (не)правда.
4. (Не)правду, а явную ложь почувствовал он в его ответе.
Гимнастика для глаз
Учитель Выполните небольшой тест
Презентация Слайд 6
А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно
- (Не)видимкою луна освещает снег летучий. 2) Передо мной был (не)враг, а друг. 3) (Не)известности уже не было. 4) Мы остановились в (не)доумении.
Презентация Слайд 7
А2 Не пишется слитно
1) Вовремя письмо (не)отправили. 2) Не всё (не)настье, проглянет и красное солнышко. 3) Кто рано сеет, тот семян (не) теряет. 4) Мне сегодня (не)здоровится.
Презентация Слайд 8
А3 Имя существительное пишется с НЕ слитно
- Это (не)правда, а откровенная ложь. 2) (Не)правду я не потерплю. 3) Это надо считать (не)удачей, а случайностью. 4) (Не)терпение, а раздражительность мешает разговору
Презентация Слайд 9
А4 Имя существительное пишется с НЕ раздельно
- Удивила (не)зависимость и резкость. 2) Появилась (не)решительность и какая-то застенчивость. 3) С (не)ряхой мало кто общается. 4) (Не)счастье, а горе постигло нас.
Учитель. Проверьте свои ответы
Презентация Слайд 10 (ответы теста)
А1 — 2 А2 — 2,4 А3 — 2 А4 — 4
- Запись домашнего задания:
УУД Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.
Коммуникативные: объективно оценивать себя.
Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
Учитель
Презентация Слайд 11 Параграф №43, орф.32. На выбор: Упр. 243 или составить предложения (5-7 предложений), используя существительные с НЕ с различным написанием
- Рефлексия, оценки.
УУД Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения
Учитель.
- О чём сегодня мы говорили на уроке?
- Как НЕ пишется с существительными, когда она приставка, частица, часть корня.
- Сегодня на уроке вы очень хорошо работали
- А теперь оцените свою работу на уроке, используя один из треугольников
(красный - «5», зеленый - «4», желтый - «3»)
Презентация Слайд 12
Спасибо за урок! Всего вам наилучшего!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи" 5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...
Конспект урока "Имена существительные собственные и нарицательные"
Конспект урока для 5 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, учебник под. редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой. Тип урока - изучение нового материала....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Несклоняемые существительные"
урок с требованиями ФГОС. Был проведён на конкурсе "Учитель Года-2014" г.о. Тольятти...
Конспект урока «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» 7 класс
Обобщить знания учащихся об имени существительном: определение имен существительных, род имен существите...
План-конспект урока "Имя существительное" 5 класс
В плане даны разнообразные формы работы на уроке....
Конспект урока "Имя существительное"
Конспект открытого урока по русскому языку....
конспект урока Имена существительные собственные и нарицательные
план-конспект...