Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы организации со-взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результа- тов учеб- ной дея- тельности |
1.Организаци-онный момент, мотивация (самоопре-деление) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку... («пять») - Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение. - Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.
| Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; демон-стрируют готовность к уроку. | Фрон-тальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия | Листы обратной связи |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие
| Повторение изученного, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока | – Сейчас мы с вами проведём небольшую синтаксическую разминку. Синтаксическая разминка: 1. Работа с таблицей «Найди соответствие». – Найдите соответствия: 1. Восклицательное
| а) Папа взял картинки и спрятал от Маринки.
| 2. Вопросительное
| б) Папа, миленький, не прячь!
| 3. Повествовательное
| в) Не мелите, что попало, повторите, что пропало.
| 4. Побудительное
| г) У него приметы есть?
|
Ответ: 1-б, 2 – г, 3 – а, 4 – б, в.
- К какому виду предложений вы нашли два сочетания? 2. – Прослушайте стихотворение «Троллейбус»:
Троллейбус всю неделю По городу катался. Троллейбус за неделю Ужасно измотался. И хочется троллейбусу В кровати полежать, Но вынужден троллейбус Бежать, бежать, бежать.
| Везет, ввезет троллейбус Людей, людей, людей. И все его торопят: — Скорей, скорей, скорей! Но сколько ни спешил он И как он ни старался, Никто ему спасибо Сказать не догадался.
| Вот снова остановка, И вот опять бульвар. Бежит, бежит Троллейбус, Спешит, спешит Троллейбус, А слезы так и катятся И катятся из фар.
|
– Назовите восклицательное предложение. – С какой целью автор его использовал? – Выпишите четвёртое предложение, сделайте его синтаксический анализ, определите синтаксическую роль слов в предложении, объясните постановку знаков препинания.
| Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказыва-ния, формули-руют собствен-ные мысли, высказы-вают и обосновы-вают свою точку зрения. Делают выводы в сотрудни-честве с учителем и одноклас-сниками.
| Группо-вая | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
3. Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа
Физкультминутка | – Вспомните, что такое подлежащее? – Что самое главное нужно знать о подлежащем?
В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.) Проживала буква Е. Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.) По тетрадке не спеша, Замечталась и упала, (Приседания.) Превратилась в букву Ш... Школьник был, конечно, рад: (Наклоны туловища влево-вправо.) Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)
| Отвечают на вопросы | Группо-вая, индиви-дуальная | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблем информации. | Вопросы для уточнения информации |
4.Целе-полагание и построение проекта выхода из затруднения | Беседа по вопросам, формулирование правила, работа со схемой-помощницей | – В русском языке подлежащее может быть выражено разными частями речи. – Рассмотрите таблицу и расскажите о способах выражения подлежащего.
1.Существительное в Им. п. | О чём шумит сосновый лес? (А. Кольцов) | 2.Местоимение в Им. п. | Я помню чудное мгновенье (А.С. Пушкин) | 3. Инфинитив | Курить – здоровью вредить. | 4. Цельное словосочетание | Мы с приятелем вдвоём замечательно живём (С. Михалков) | 5.Прилагательное в Им. п. | Смелый к победе стремится (А, сурков) | 6. Наречие | Светлое завтра в наших руках, друзья! (Л. Ошанин) | 7. Числительное | Пять – моя любимая цифра.
| 8. Междометие | Далече грянуло ура.
|
Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнёра высказыва-ния
| Фрон-тальная, индиви-дуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач | Устные ответы, вопросы для уточнения информации |
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Беседа, письменная работа | – Какие способы выражения подлежащего отражены в этих примерах? – Какие ещё способы вы знаете? – Спишите предложения, подчёркивая грамматическую основу и обозначая подлежащее цифрой, соответствующей способу выражения этого члена предложения (см. таблицу).
Жить – Родине служить. Я люблю осень. Ничто так не передаёт чистоты человеческих помыслов, как улыбка. Тихое ах выдало их присутствие. Учиться — дело нужное. Брат с сестрой шли впереди родителей. По лесу разносилось ау. Десять не делится на три без остатка. Трое выпускников получили золотые медали. Домашние искренне радовались гостям.
| Отвечают на вопросы, под руковод-ством педагога выполняют задание
|
| Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении задачи Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач
|
|
6. Первичное закрепление с коммен-тированием по внешней речи | Подбор примеров, иллюстри-рующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа | – Рассмотрите теоретический материал презентации (Способы выражения подлежащего) и по аналогии составьте примеры предложений, в которых подлежащее выражено разными частями речи (6-7 предложений). | Отвечают на вопросы, выполняют упражнения | Индиви-дуаль-ная, груп-повая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, обобщения. | Устные ответы |
7.Самостоя-тельная работа с само-проверкой | Выполнение разноуров- невых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися | Выполняют упражнения | Индиви-дуаль-ная
| Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
| Письмен-ные работы |
8. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | – Мы сегодня многое узнали. А теперь давайте напишем сочинение-миниатюру «Что я знаю о подлежащем». Напишите об этом члене предложения всё, что вам известно. | Выполняют задание, определяют уровень приобретённых знаний | Индиви-дуаль-ная
| Познавательные: приобретают умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
| Оценивание учащихся за работу на уроке |
9. Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания |
| Определяют своё эмоцио-нальное состояние на уроке; заполняют дневники достиже-ний | Индиви-дуаль-ная
| Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. | Листы обратной связи |