Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Подлежащее. Способы выражения подлежащего".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Подлежащее. Способы выражения подлежащего".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания об известных учащимся признаках подлежащего, отрабатывать умение правильно находить подлежащее в предложении

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать основные признаки выражения подлежащего; уметь определять подлежащее, выраженное существительным или местоимением. продолжить формирование навыков синтаксического разбора.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Подлежащее

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации со-взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Контроль результа-

тов учеб-

ной дея-

тельности

1.Организаци-онный момент, мотивация (самоопре-деление) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку... («пять»)

- Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение.

- Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; демон-стрируют готовность к уроку.

Фрон-тальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия

Листы обратной связи

2.Актуализация

знаний и пробное учебное действие

Повторение изученного, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

– Сейчас мы с вами проведём небольшую синтаксическую разминку.

Синтаксическая разминка:

1. Работа с таблицей «Найди соответствие».

– Найдите соответствия:

1. Восклицательное

а) Папа взял картинки и спрятал от

Маринки.

2. Вопросительное

б) Папа, миленький, не прячь!

3. Повествовательное

в) Не мелите, что попало, повторите,

что пропало.

4. Побудительное

г) У него приметы есть?

Ответ: 1-б, 2 – г, 3 – а, 4 – б, в.

- К какому виду предложений вы нашли два сочетания?

 

2. –  Прослушайте стихотворение «Троллейбус»:

Троллейбус всю

неделю

По городу

катался.

Троллейбус за

неделю

Ужасно

измотался.

И хочется

троллейбусу

В кровати

полежать,

Но вынужден

троллейбус

Бежать, бежать,

бежать.

Везет, ввезет

троллейбус

Людей, людей,

людей.

И все его торопят:

— Скорей, скорей,

скорей!

Но сколько ни

спешил он

И как он ни

старался,

Никто ему спасибо

Сказать не

догадался.

Вот снова

остановка,

И вот опять

бульвар.

Бежит, бежит

Троллейбус,

Спешит, спешит

Троллейбус,

А слезы так и

катятся

И катятся из фар.

 – Назовите восклицательное предложение.

 – С какой целью автор его использовал?

 – Выпишите четвёртое предложение, сделайте его синтаксический анализ, определите синтаксическую роль слов в предложении, объясните постановку знаков препинания.

Отвечают на вопросы. Строят

понятные для партнера

высказыва-ния, формули-руют собствен-ные мысли, высказы-вают и обосновы-вают свою точку зрения. Делают выводы в сотрудни-честве с учителем и одноклас-сниками.

Группо-вая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа

Физкультминутка

– Вспомните, что такое подлежащее?

– Что самое главное нужно знать о подлежащем?

В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала,

(Приседания.)

Превратилась в букву Ш...

Школьник был, конечно, рад:

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)

Отвечают на вопросы

Группо-вая, индиви-дуальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблем информации.

Вопросы для уточнения информации

4.Целе-полагание  и построение проекта выхода из затруднения

Беседа по вопросам, формулирование правила, работа со схемой-помощницей

– В русском языке подлежащее может быть выражено разными частями речи.

– Рассмотрите таблицу и расскажите о способах выражения подлежащего.

1.Существительное в Им. п.

О чём шумит сосновый лес? (А. Кольцов)

2.Местоимение в Им. п.

Я помню чудное мгновенье (А.С. Пушкин)

3. Инфинитив

Курить – здоровью вредить.

4. Цельное словосочетание

Мы с приятелем вдвоём замечательно живём (С. Михалков)

5.Прилагательное в Им. п.

Смелый к победе стремится (А, сурков)

6. Наречие

Светлое завтра в наших руках, друзья! (Л. Ошанин)

7. Числительное

Пять – моя любимая цифра.

8. Междометие

Далече грянуло ура.

Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнёра высказыва-ния

Фрон-тальная, индиви-дуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы, вопросы для уточнения информации

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Беседа, письменная работа

Какие способы выражения подлежащего отражены в этих примерах?

– Какие ещё способы вы знаете?

– Спишите предложения, подчёркивая грамматическую основу и обозначая подлежащее цифрой, соответствующей способу выражения этого члена предложения (см. таблицу).

Жить – Родине служить. Я люблю осень. Ничто так не передаёт чистоты человеческих помыслов, как улыбка. Тихое ах выдало их присутствие. Учиться — дело нужное. Брат с сестрой шли впереди родителей. По лесу разносилось ау. Десять не делится на три без остатка. Трое  выпускников получили золотые медали. Домашние искренне радовались гостям.

Отвечают на вопросы, под руковод-ством педагога выполняют задание

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении задачи

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач

6. Первичное закрепление с коммен-тированием по внешней речи

Подбор примеров, иллюстри-рующих

природу изучаемого языкового явления, письменная работа

 Рассмотрите теоретический материал презентации (Способы выражения подлежащего) и по аналогии составьте примеры предложений, в которых подлежащее выражено разными частями речи (6-7 предложений).

Отвечают на вопросы, выполняют упражнения

Индиви-дуаль-ная,

груп-повая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические  операции, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, обобщения.

Устные ответы

7.Самостоя-тельная

работа с

само-проверкой

Выполнение разноуров-

невых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися

Выполняют упражнения

Индиви-дуаль-ная

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Письмен-ные работы

8. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

 Мы сегодня многое узнали. А теперь давайте напишем сочинение-миниатюру «Что я знаю о подлежащем». Напишите об этом члене предложения всё, что вам известно.

Выполняют задание, определяют уровень приобретённых знаний

Индиви-дуаль-ная

Познавательные: приобретают умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание учащихся за работу на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания

Определяют своё эмоцио-нальное состояние на уроке; заполняют дневники достиже-ний

Индиви-дуаль-ная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...