Межпредметная интеграция на примере уроков по развитию речи
статья по русскому языку (5, 6, 7 класс) по теме
Современное общество выдвигает все более высокие требования к выпускникам школ. Они должны не только владеть предметными знаниями и умениями, но и уметь их применять в различных ситуациях. Но в большей мере школьное обучение преимущественно направлено на формирование у обучающихся готовности к сдаче экзаменов и прохождения централизованного тестирования. При этом недостаточно решается задача развития у обучаемых способности применять полученные знания и умения для решения междисциплинарных проблем, которыми характеризуется современная социально-экономическая, профессиональная, научная и повседневная жизнь. Одним из путей разрешения этого противоречия является реализация межпредметных связей в учебном процессе, взаимосвязей между изучаемым материалом и социально-эколого- экономическими проблемами социума. Известно, что в выпускном классе учащиеся пишут два сочинения. Одно по литературе, а другое при сдаче ЕГЭ. Для многих выпускников эта задача очень сложна. Это не только такая глобальная проблема, что они стали меньше читать художественных текстов, но и то, что задание выразить свои мысли письменно вызывает у них затруднение. Подготовка к сочинению начинается с пятых классов. И вот эта важная задача - научить правильно, логично, аргументированно писать сочинения решается в течение всего курса обучения. Помощь в этом оказывают интегрированные уроки. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интеграции зависят от многих условий, которые необходимо учитывать при планировании интегрированного урока или курса. Прежде всего, анализируется уровень подготовленности обучаемых определённого класса. Трудности, существующие в их учебной деятельности, могут быть одной из причин использования метода интеграции. Порой успешное изучение суворовцев одного предмета зависит от наличия у них определённых знаний и умений по другому.
При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.
В чём преимущества интегрированных уроков?
Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности обучаемого.
Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока пробуждает их интерес и стимулирует активность.
Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют сами обучаемые.
Интегрированные уроки преследуют цель развития образного мышления суворовца.
Главная цель межпредметной интеграции - создание у обучаемых целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Межпредметная интеграция на примере уроков по развитию речи | 31.97 КБ |
Презентация Межпредметная интеграция | 348.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казённое учреждение
«Казанское суворовское военное училище»
Министерства обороны Российской Федерации
Предмет: русский язык
Преподаватель: Сенченко И.Н.
Межпредметная интеграция на примере уроков по развитию речи
(сочинение по картине)
«На уроке ученик в основном сидит, а ведь должен идти.
Значит, нужен путь. Интересный – всем и каждому…»
Е. Н. Ильин
Недавно я присутствовала на открытом интегрированном уроке математики и физики. Суворовцы должны были доказать: «Какой предмет важнее». Пришли к выводу, что без математики нельзя изучать физику, и наоборот. А мне так и хотелось сказать, что без русского языка оба предмета нельзя объяснить.
Русский язык как учебный предмет – основа образования любого обучающегося. Открывая доступ к получению знаний по всем другим предметам школьного курса, формируя необходимые для образования и самообразования умения и навыки, сам предмет «русский язык» имеет большое познавательное значение. Именно он подводит суворовцев к пониманию такого важного явления действительности, как язык, к осознанию основных языковых средств (фонетических, лексических, грамматических). На уроках русского языка дети овладевают четырьмя разновидностями речи: чтение, письмо, говорение, аудирование. Здесь они осознают отношение формы и значения, развивают логическое мышление, получают представление о развитии языка, знакомятся с новыми и устаревшими словами и др.
На уроках русского языка решаются серьёзные воспитательные задачи, у суворовцев возникает чувство гордости за прекрасный и могучий русский язык.
А развитие умения анализировать ведёт к ответственному отношению в выборе слов, к правильности и грамотности речи.
Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых, средством изучения всех остальных школьных предметов. Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности обучающихся с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов.
Современное общество выдвигает все более высокие требования к выпускникам школ. Они должны не только владеть предметными знаниями и умениями, но и уметь их применять в различных ситуациях. Но в большей мере школьное обучение преимущественно направлено на формирование у обучающихся готовности к сдаче экзаменов и прохождения централизованного тестирования. При этом недостаточно решается задача развития у обучаемых способности применять полученные знания и умения для решения междисциплинарных проблем, которыми характеризуется современная социально-экономическая, профессиональная, научная и повседневная жизнь. Одним из путей разрешения этого противоречия является реализация межпредметных связей в учебном процессе, взаимосвязей между изучаемым материалом и социально-эколого- экономическими проблемами социума, задачами будущей профессиональной деятельности суворовцев. Известно, что в выпускном классе учащиеся пишут два сочинения. Одно по литературе, а другое при сдаче ЕГЭ. Для многих выпускников эта задача очень сложна. Это не только такая глобальная проблема, что они стали меньше читать художественных текстов, но и то, что задание выразить свои мысли письменно вызывает у них затруднение. Подготовка к сочинению начинается с пятых классов. И вот эта важная задача - научить правильно, логично, аргументированно писать сочинения решается в течение всего курса обучения. Помощь в этом оказывают интегрированные уроки. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интеграции зависят от многих условий, которые необходимо учитывать при планировании интегрированного урока или курса. Прежде всего, анализируется уровень подготовленности обучаемых определённого класса. Трудности, существующие в их учебной деятельности, могут быть одной из причин использования метода интеграции. Порой успешное изучение суворовцев одного предмета зависит от наличия у них определённых знаний и умений по другому. Интегрированный урок требует от преподавателя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, преподаватель должен учитывать:
1. Цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.)
2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.
3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (это идея, явление, понятие или предмет).
4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.
5. Переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).
Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.
При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.
В конечном счете, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего. Процесс интеграции имеет общегуманистическую основу – современный человек должен понимать своё место и свою роль в природной и социальной среде. Исследуются сложные связи человека и общества, человека и природы, человека и искусства, выясняются общечеловеческие, национальные, региональные ценности и особенности этих связей. Таким образом, основным фактором, интегратором является человек с его проблемами в сложном мире.
Интеграция идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграции.
Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика.
Внутрипредметная интеграция, на мой взгляд, необходима, т.к. обучаемые, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.
Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.
Что же такое интеграция предметов?
Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух дисциплин. Интегрированный урок даёт возможность суворовцу более полно увидеть картину явления. Точка пересечения двух предметов (их может быть и больше) является пиком урока, его самоцелью. При этом интегрируются как смежные предметы, так и представляющие разные циклы. С одинаковым успехом можно объединить как физику с химией, так и историю с хореографией, а русский язык, по моему мнению, можно объединить с большинством гуманитарных предметов.
В чём преимущества интегрированных уроков?
Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности обучаемого. Суворовцы начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.
Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока пробуждает их интерес и стимулирует активность.
Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют сами обучаемые.
Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности преподавателя,но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.
Интегрированные уроки преследуют цель развития образного мышления суворовца.
Главная цель межпредметной интеграции – создание у обучаемых целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения.
Особенности проведения интегрированного урока
Нестандартность урока требует большой подготовительной работы. Начать лучше с определения ведущей цели, которая будет лейтмотивом занятия. Согласно цели определяется содержание урока. Весь учебный материал не должен быть перегружен лишней информацией.
Интегрированный урок, как отмечают многие преподаватели, способствует личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать рабочее время за счет исключения дублирования и повторов.
На интегрированном уроке решаются дидактические задачи двух и более учебных предметов. При подготовке к такому уроку необходимо:
познакомиться с психологическими и дидактическими основами протекания интеграционных процессов в содержании образования;
выделить в программе по каждому учебному предмету сходные темы или темы, имеющие общие аспекты социальной жизни;
определить связи между сходными элементами знаний;
изменить последовательность изучения тем, если в этом есть необходимость;
получить консультацию преподавателя-предметника, если на уроке решаются задачи учебного предмета, который преподаватель обычно не ведет.
Целью интегрированных уроков является:
- всестороннее развитие личности;
- формирование эстетической культуры;
- воспитание эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства;
- развитие воображения при помощи метода музыкально-поэтического содержания музыки через описание поэтических образов;
- формирование адекватного восприятия поэтических и музыкальных произведений, а также произведений живописи;
- овладение анализом поэтических и музыкальных сочинений, картин, сопоставление и сравнение их;
- развитие способности ориентироваться в произведениях искусства;
- воспитание целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений действительности и искусства.
Таким образом, можно сформулировать следующее определение интеграции: интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Следовательно, необходимо не соединять разные уроки, а восполнять материал одного предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое. Причём, при любых комбинациях материала, идея предмета, которой посвящён урок, должна оставаться ведущей, основной.
Вот такими интегрированными уроками являются сочинения по картине.
В 5-м классе за курс обучения пишется 5-6 сочинений по картине. Это «Наводнение» А.Комарова, «Мальчишки» Ф.П.Решетникова, «Сирень в корзине» П.Кончаловского, «Февральская лазурь» И.Э.Грабаря.
Перед написанием сочинения проводится большая подготовительная работа. Обязательно используется презентация по творчеству художника; показываются наиболее известные полотна; указывается жанр, в котором работает данный автор; называются музеи и галереи, в которых находятся полотна и т.д. Проводится кропотливая лексическая работа. Объясняются значения слов: репродукция, пейзаж, натюрморт, мольберт, палитра, колорит, анималист и др. А какое удивление вызывает у обучаемых название оттенков цветов и использование различных красок. Бирюзовый, лиловый, изжелта-красный, пурпурный.
Да и само описание картины: на переднем плане, на заднем плане, обрамление и т.д. Я принесла на урок и показала набор профессиональной акварели «Белые ночи». Названия красок вызвало неподдельный интерес.
Кадмий желтый; Берлинская лазурь; Умбра жженая; Воронежская черная; Окись хрома; Сиреневый хинакридон; Серая Пейна; Ганза желтая; Индиго.
Многие даже записали, чтобы удивить родителей.
Первые попытки при описании картины были с ошибками, словарный запас не отличался оригинальностью.
Выдержки из сочинений суворовцев в 5-ом классе.
Картина «Наводнение» Крымова.
Стоит зайчик, напрягшись. Сам зайчик смекалистый и находчивый.
Многие картины можно разобрать, но мы разберем именно картину «Мальчишки»
Они любопытно рассматривают звезды.
Лазоревое небо так и манит к себе своим видом в бесконечность.
«Сирень в корзине» П. Кончаловского,
Благоухающий запах от сирени развевается по воздуху.
Цветы на фоне темной веранды вырываются в глаза своими яркими цветами.
На заднем плане художник изобразил уходящую вдаль березовую рощу, а также чистое бескрайнее небо.
Видно большое небо , которое сливается с городом.
На заднем плане пейзажист на своей репродукцие нарисовал лес, который имеет много разных деревьев. Характер у зайца жалкий и безнадежный.
Картина очень хорошо проиллюстрирована и дает положительные чувства.
Я хочу приплыть на это место и спасти зайчика от злостного наводнения.
Рисующий эту картину изобразил все, что мог.
Мне эта картина нравится потому, что, когда на нее смотришь, она придает хорошее настроение.
Ошибки подробно разбирались, лексическая работа велась постоянно. И от сочинения к сочинению увеличивался и объем работ, и использование оттенков цветов, и осознание настроения картины и другие аспекты. Становились интереснее и сами сочинения, и их объем, и глубина понимания произведения живописи.
В 6 классе сочинения были по картинам А.И. Герасимова «После дождя», Т.Н. Яблонской «Утро», Н.П. Крымова «Зимний вечер». Работы суворовцев отличались интересными описаниями с использованием причастных и деепричастных оборотов. Оттенки цветов, используемые авторами, учащиеся описывали уже целыми рядами однородных членов и сложными словами. Они чувствуют настроение автора и самой картины, могут описать собственное впечатление от данного произведения искусства.
Выдержки из сочинений суворовцев в 6-ом классе.
Глубокий, пушистый, серовато-голубой снег переливается и переходит от темного фона к более светлому. На картине изображён жёлтый паркет «в ёлочку», натертый до блеска и отражающий лучи раннего солнца. Когда смотришь на картину, ощущаешь приход весны и чувствуешь прохладу раннего утра. В картине «Утро» художник учит нас видеть прекрасное в повседневной жизни.
Основную часть заднего плана составляют густые пышные деревья, окрашенные в лучах предвечернего солнца в желтовато-коричневый цвет. Картина «Зимний вечер» создает чувство умиротворения, спокойствия и созерцательности. В его картине « Зимний вечер » больше использовались холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий, зеленовато-серый.
Мне очень понравился этот зимний пейзаж, и мне самому хотелось побывать в тех заснеженных дворах и услышать гул колоколов , скрип снега под своими ногами. Эта умиротворенная картина оставила след в моей буйной душе. Такие работы обучаемых приносят чувство радости преподавателю.
У каждого преподавателя есть свои методы, приемы, интересные наработки. И когда видишь результат от проделанной работы, хочется поделиться своим опытом, послушать других, взять себе на заметку. Закончить свое выступление мне хотелось бы притчей, которая характеризует нашу педагогическую деятельность.
Как научиться летать.
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идёт человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание.
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, бери лучшего скакуна.
Но если тебе доверили ребёнка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо. Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель. Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым? Я нашёл способ...Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвёл крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои пёрышки…
Обучая других, учитель и сам учиться порой невозможному.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интеграция Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух дисциплин. Интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Следовательно, необходимо не соединять разные уроки, а восполнять материал одного предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое. Причём, при любых комбинациях материала, идея предмета, которой посвящён урок, должна оставаться ведущей, основной.
Интеграция идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграции. Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции : литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика.
Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.
Задачи интегрированного урока На интегрированном уроке решаются дидактические задачи двух и более учебных предметов. При подготовке к такому уроку необходимо: познакомиться с психологическими и дидактическими основами протекания интеграционных процессов в содержании образования; выделить в программе по каждому учебному предмету сходные темы или темы, имеющие общие аспекты социальной жизни; определить связи между сходными элементами знаний; изменить последовательность изучения тем, если в этом есть необходимость.
Целью интегрированных уроков является: всестороннее развитие личности; формирование эстетической культуры; воспитание эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства; развитие воображения при помощи метода музыкально-поэтического содержания музыки через описание поэтических образов; формирование адекватного восприятия поэтических и музыкальных произведений, а также произведений живописи; овладение анализом поэтических и музыкальных сочинений, картин, сопоставление и сравнение их.
- Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым? Я нашёл способ...Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвёл крылья своего воспитанника. Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал: - Меня больше радуют твои пёрышки … (Притча «Как научиться летать»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему«Межпредметные связи на уроках чтения, развития речи и предметно-практического обучения в школе для глухих детей ».
Доклад на тему :«Межпредметные связи на уроках чтения, развития речи и предметно-практического обучения в школе для глухих детей »....
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).
Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка 7 классе. Проектирование уроков по развитию речи на примере анализа текстов газетной публицистики.Презентация.
Презентация составлена на основе моей научной работы по соответствующей теме....
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Интеграция ИЗО с уроком по развитию речи « Работа с текстом». Урок в 7 классе: Иллюстрация к роману Ирины Измайловой «Собор. Роман о петербургском зодчем»
Интеграция урока ИЗО с уроком по развитию речи « Работа с текстом». Урок в 7 классе: по теме "Слово и изображение. Искусство иллюстрации"...
Межпредметные связи на примере уроков трудового обучения
Межпредметные связи помогают учащимся сформировать ясную картину об окружающем нас мире, о его свойствах и происходящих процессах. Таким образом, изучая технологию, школьник может увидеть явную взаимо...
Мастер класс "Межпредметная интеграция как одно из условий развития функциональной грамотности на уроках"
В мастер классе представлен пример интеграции физики и технологии....