Интеграция ИЗО с уроком по развитию речи « Работа с текстом». Урок в 7 классе: Иллюстрация к роману Ирины Измайловой «Собор. Роман о петербургском зодчем»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Интеграция урока ИЗО с уроком по развитию речи « Работа с текстом». Урок в 7 классе: по теме "Слово и изображение. Искусство иллюстрации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интеграция урока ИЗО с уроком по развитию речи « Работа с текстом» 7 класс | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №476 Колпинского района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 7 КЛАССЕ
(интеграция с уроком по развитию речи « Работа с текстом»)
Тема: « Слово и изображение. Искусство иллюстрации.
Иллюстрация к роману Ирины Измайловой
«Собор. Роман о петербургском зодчем»»
Учитель: Павлова И.В.
2014-2015 уч год
Цели урока:
- Познакомить учащихся с искусством иллюстрации, синтезом слова, изображения и мысли
- Систематизировать понятия о видах искусства
- Создать иллюстрации к отрывку романа Ирины Измайловой «Собор. Роман о петербургском зодчем»» в виде набросков, эскизов, зарисовок.
Задачи урока:
- Образовательные:
формировать навыки сознательного применения средств изобразительного искусства в связи с поставленной задачей, навыки работы с текстом;
поговорить о художественном образе; средствах выразительности;
формировать навыки работы с художественным материалом;
формировать умение и навыки композиционного решения;
- Развивающие:
развитие критического мышления (через чтение к изображению)
развитие логического мышления учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
продолжить развивать творческую фантазию, активность;
привлечь внимание к книге И. Измайловой «Собор. Роман о петербургском зодчем»;
заинтересовать героем произведения, привлечь к истории Санкт-Петербурга.
- Воспитательные:
воспитывать любовь и интерес к искусству;
воспитывать аккуратность, внимательность, формирование познавательного интереса к предмету;
развивать эстетические качества;
развивать эмоциональные качества личности;
воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру.
Основные понятия:
пространственные искусства, временные искусства, пространственно-временные, иллюстрация, художественный образ, наброски, эскиз, художник – иллюстратор, зодчий.
Тип урока: интегрированный, комбинированный
Оборудование и материалы урока:
Для учителя: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация по теме урока «Слово и изображение. Искусство иллюстрации»(приложение 1), отрывок из романа для иллюстрации(приложение 2), анкеты для учеников (рефлексия).
Для учащихся: бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши.
План урока:
- Организационный момент
- Беседа о видах изобразительного искусства и их особенностях. Понятие иллюстрация.
- Постановка художественной задачи
- Практическая работа
- Подведение итогов
Ход урока.
- Организационный момент.
Задачи учителя:
Подготовить учащихся к работе на занятии и настроить на эффективную работу на уроке.
Метод: беседа.
Задачи учащегося:
Проверить свою готовность к уроку.
Метод: самопроверка, взаимопроверка.
Критерий достижения цели:
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
- Беседа о видах изобразительного искусства и их особенностях.
Понятие иллюстрация.
Каждый человек ежедневно соприкасается с различными произведениями искусства, профессионально или как любитель — так или иначе все мы занимаемся творческой работой. Искусство — это не только то, что мы анализируем, это еще и то, что дарит нам наслаждение и приятные эмоции. Искусство раскрывается перед нами через живопись, музыку…
- как еще проявляет себя искусство, в каких формах? Продолжите этот список.
Слайд 2
Все перечисленные искусства можно объединить в группы или иными словами определить виды искусств
Слайд 3
Первая группа –это ВИДЫ ИСКУССТВ, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь - пространственные или пластические искусства, к ним относится искусство «изображения» : живопись, скульптура, графика, архитектура, ДПИ
слайд 4
вторая группа – это виды искусств, которые напротив, развиваются и изменятся со временем – временные или динамические - искусство «слова» и искусство «звука» : литература и музыка
слайд 5
и третья группа включается в себя зрелищные виды искусств – пространственно-временные –искусство зрелищно – игровое: театр, цирк, балет, кино, эстрада
-Как мы называем человека, работающего в одном из видов искусства? (Творец, Художник)
- Что создают художники? (Произведения искусств)
- Как бы вы назвали процесс создания произведения искусства? (Творчество)
слайд 6.1
на сегодняшнем занятии мы поговорим о соприкосновении литературы, слова с искусством живописи, рисунка
слайд 6.2
слайд 6.3
то есть сразу о нескольких видах искусств – и о пространственных, и о временных
Все мы в детстве в первую очередь обращали внимание на то, как иллюстрирована книга.
- но почему, как вы думаете?
Совершенно верно. Мы подошли к теме нашего урока.
Слайд 1
- Что же такое иллюстрация? Для чего она служит в тексте?
Слайд 7
раскрытие художественного образа
передача эмоциональной атмосферы художественного произведения,
визуализация героев повествования,
демонстрация объектов, описываемых в книге
- где можно встретить иллюстрацию?
- Постановка художественной задачи
Слайд 8
На уроке развития речи (литературе) вы разбирали отрывок из романа Ирины Измайловой «Собор. Роман о петербургском зодчем»
Слайд 9
Предлагаю вам вновь обратиться к этому тексту (приложение 2). Я попрошу (ф.И. ученика) прочитать нам этот текст, он есть у каждого из вас, но при прослушивании этого текста, постарайтесь представить и запомнить те образы, которые рисует вам ваше воображение. Вы можете закрыть глаза, чтобы увидеть услышанное. Постарайтесь уловить детали, заметить цвет, в котором вам рисуются те или иные образы. Постарайтесь понять героя, если он есть, представить себе его лицо, характер, возможно манеру и жесты. Уловить дух произведения.
-о чем этот текст?
- одна ли тема для иллюстрации скрыта в этом тексте?
- что нам помогает представить, почувствовать те образы, которые вы увидели?
- найдите в тексте средства языковой выразительности, которые использовала Ирина Измайлова (автор текста) для создания художественных образов
-как вы думаете, кто герой этого романа, как он выглядит, какое у него выражение лица и почему, найдите описание в тексте, можем ли мы представить какой цвет глаз у нашего героя, сколько ему лет?
-какие тона рисуются нам в воображении при прочтении описания леса, почему?
Слайд 10
Сегодня вам предстоит стать художниками-иллюстраторами. Для создания иллюстрации любой художник делает много предварительных рисунков, изучает дополнительный материал, про автора, про эпоху, если это необходимо, чтобы открыв книгу, читатели могли с одного взгляда попасть в иной мир, в мир книги, которую они читают. Вам предстоит так же
выполнить предварительные наброски, эскизы для
дальнейшей, более детально проработанной иллюстрации. Но в своих работах сегодня вы должны постараться раскрыть и передать те художественные образы, которые вам рисует ваше воображение. Постарайтесь не только линией или пятном отобразить свою задумку, но и передать цветовое решение, использую цветные карандаши.
- Практическая работа
- Подведение итогов
Сегодня вы выступили в роли художников иллюстраторов.
Что нового вы узнали на уроке?
При работе с текстом, вы встретили имя – Огюст.
Слайд 11
Огюст Монферран – зодчий. Делом его жизни стал Исаакиевский собор. Эту тему мы обсудим уже на уроке МХК.
Рефлексия. Оцени свою деятельность на уроке. (Учащимся выдаются анкеты)
Ф.И. | Класс | дата | ||
закончи характеристику своей деятельности: Сегодня на уроке я узнал(а) … | ||||
Своей работой на уроке я (отметь галочкой и напиши с обратной стороны почему так) | ||||
доволен, так как … | не совсем доволен … | не доволен, потому что … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи "Что такое текст". 5 класс.
Данная презентация является сопроводительным материалом к уроку развития речи в 5 классе "Что такое текст"...
Урок развития речи. Работа с текстом "Первоклассник"
урок развития речи...
Открытый урок по развитию речи и окружающему миру (7 класс VIII вид, по программе Баряевой Л.Б.)
знакомство с планетами земной группы Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) . Урок ориентирован на детей с умственной отсталостью....
Конспект урока по развитию речи:"«Составление рассказа «Весна»(4 класс, I вид ЗПР)"
Цель урока: расширить и конкретизировать представления о весенних изменениях в природе . Уточнить словарь по теме: «Весна» (облака, ручейки, почки т.д.). Обогащать словарный зап...
Межпредметная интеграция на примере уроков по развитию речи
Современное общество выдвигает все более высокие требования к выпускникам школ. Они должны не только владеть предметными знаниями и умениями, но и уметь их применять в различных ситуациях. Но в больше...
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру 7 класс (ТМНР) Тема урока «Организация элементарного экспериментирования. Посадка лука»
Урок-практикум по посадке лука для детей с ТМНР....
Методическая разработка урока по развитию речи "Описание зимнего пейзажа" 6 класс.
Урок развития речи по теме"Описание зимнего пейзажа" проводится в 6 классе. В разработке урока представлена методика обучения шестиклассников по созданию текста-описания...