Интеграция ИЗО с уроком по развитию речи « Работа с текстом». Урок в 7 классе: Иллюстрация к роману Ирины Измайловой «Собор. Роман о петербургском зодчем»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Павлова Ирина Владимировна

Интеграция урока  ИЗО с уроком по развитию речи « Работа с текстом». Урок  в 7 классе: по теме "Слово и изображение. Искусство иллюстрации" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №476 Колпинского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ   УРОКА


ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ  ИСКУССТВУ   В 7 КЛАССЕ

(интеграция с уроком по развитию речи « Работа с текстом»)

Тема: « Слово и изображение. Искусство иллюстрации.

Иллюстрация к роману   Ирины Измайловой

«Собор. Роман о петербургском зодчем»»

Учитель: Павлова И.В.

2014-2015 уч год

Цели урока: 

  • Познакомить учащихся с искусством иллюстрации, синтезом слова, изображения и мысли
  • Систематизировать понятия о видах искусства
  • Создать иллюстрации к отрывку романа Ирины Измайловой «Собор. Роман о петербургском зодчем»» в виде набросков, эскизов, зарисовок.

Задачи урока:

  • Образовательные:

формировать навыки сознательного применения средств изобразительного искусства в связи с поставленной задачей, навыки работы с текстом;

поговорить о художественном образе; средствах выразительности;

формировать навыки работы с художественным материалом;

формировать умение и навыки композиционного решения;

  • Развивающие:

развитие критического мышления (через чтение к изображению)

развитие  логического мышления учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;

продолжить развивать творческую фантазию, активность;

привлечь внимание к книге И. Измайловой «Собор. Роман о петербургском зодчем»;

заинтересовать героем произведения, привлечь к истории Санкт-Петербурга.

  • Воспитательные:

воспитывать любовь и интерес к искусству;

воспитывать аккуратность, внимательность, формирование познавательного интереса к предмету;

развивать эстетические качества;

развивать эмоциональные качества личности;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру.

Основные понятия: 

пространственные искусства, временные искусства, пространственно-временные, иллюстрация, художественный образ, наброски, эскиз, художник – иллюстратор, зодчий.

Тип урока: интегрированный, комбинированный

Оборудование и материалы урока:

Для учителя:  компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация по теме урока «Слово и изображение. Искусство иллюстрации»(приложение 1), отрывок из романа для иллюстрации(приложение 2), анкеты для учеников (рефлексия).

Для учащихся: бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Беседа о видах изобразительного искусства и их особенностях. Понятие иллюстрация.
  3. Постановка художественной задачи
  4. Практическая работа
  5. Подведение  итогов

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Задачи учителя:
Подготовить учащихся к работе на занятии и настроить на эффективную работу на уроке.
Метод: беседа.
Задачи учащегося:
Проверить свою готовность к уроку.
Метод: самопроверка, взаимопроверка.
Критерий достижения цели:
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

  1. Беседа о видах изобразительного искусства и их особенностях.

      Понятие иллюстрация.

Каждый человек ежедневно соприкасается с различными произведениями искусства, профессионально или как любитель — так или иначе все мы занимаемся творческой работой. Искусство — это не только то, что мы анализируем, это еще и то, что дарит нам наслаждение и приятные эмоции. Искусство раскрывается перед нами через живопись, музыку…

- как еще проявляет себя искусство, в каких формах?  Продолжите этот список.

Слайд 2 

Все перечисленные искусства  можно объединить в группы или иными словами  определить виды искусств

Слайд 3

Первая группа –это ВИДЫ ИСКУССТВ, произведения которых существуют в пространстве,  не изменяясь и не развиваясь - пространственные или пластические искусства, к ним относится искусство «изображения» : живопись, скульптура, графика, архитектура, ДПИ

слайд 4 

вторая группа – это виды искусств, которые напротив, развиваются и изменятся со временем – временные или динамические  - искусство «слова» и искусство «звука» : литература и музыка

слайд 5

и третья группа включается в себя зрелищные виды искусств – пространственно-временные –искусство зрелищно – игровое: театр, цирк, балет, кино, эстрада

 -Как мы называем человека, работающего в одном  из видов искусства? (Творец, Художник)

- Что создают художники? (Произведения искусств)

- Как бы вы назвали процесс создания произведения искусства? (Творчество)

слайд 6.1 

на сегодняшнем занятии мы поговорим о соприкосновении литературы, слова с искусством живописи, рисунка

слайд 6.2

слайд 6.3

то есть сразу о нескольких видах искусств – и о пространственных, и о временных

Все мы в детстве в первую очередь обращали внимание на то, как иллюстрирована книга.  

- но почему, как вы думаете?

Совершенно верно. Мы подошли к теме нашего урока.

Слайд 1 

                  -  Что же такое иллюстрация? Для чего она служит в тексте?

Слайд 7 

             раскрытие художественного образа            

            передача эмоциональной атмосферы художественного произведения,

            визуализация героев повествования,

                  демонстрация объектов, описываемых в книге

                 - где можно встретить иллюстрацию?

  1. Постановка художественной задачи

Слайд 8 

На уроке развития речи (литературе) вы разбирали отрывок из романа Ирины Измайловой «Собор. Роман о петербургском зодчем»  

Слайд 9

Предлагаю вам вновь  обратиться к этому тексту (приложение 2).   Я попрошу (ф.И. ученика) прочитать нам этот текст, он есть у каждого из вас, но при прослушивании этого текста, постарайтесь представить и запомнить те образы, которые рисует вам ваше воображение. Вы можете закрыть глаза, чтобы увидеть услышанное. Постарайтесь уловить детали, заметить цвет, в котором вам рисуются те или иные образы. Постарайтесь понять героя, если он есть, представить себе его лицо, характер, возможно манеру и жесты. Уловить дух произведения.

-о чем этот текст?

- одна ли тема для иллюстрации скрыта в этом тексте?

- что нам помогает представить, почувствовать те образы, которые вы увидели?

- найдите в тексте средства языковой выразительности, которые использовала Ирина Измайлова (автор текста) для создания художественных образов

-как вы думаете, кто герой этого романа, как он выглядит, какое у него выражение лица и почему, найдите описание в тексте, можем ли мы представить какой цвет глаз у нашего героя, сколько ему лет?

-какие тона рисуются нам в воображении при прочтении описания леса, почему?

Слайд 10 

Сегодня вам предстоит стать художниками-иллюстраторами. Для создания иллюстрации любой художник делает много предварительных рисунков,  изучает дополнительный материал, про автора, про эпоху, если это необходимо, чтобы открыв книгу, читатели могли с одного взгляда попасть в иной мир, в мир книги, которую они читают. Вам предстоит так же

выполнить предварительные наброски, эскизы  для  

дальнейшей, более детально проработанной иллюстрации. Но в своих работах сегодня  вы должны постараться раскрыть и передать  те художественные образы, которые  вам рисует ваше воображение. Постарайтесь не только линией или пятном отобразить свою задумку, но и передать цветовое решение, использую цветные карандаши.

  1. Практическая работа
  2. Подведение  итогов

Сегодня вы выступили в роли художников иллюстраторов.

Что нового вы узнали на уроке?

При работе с текстом, вы встретили имя – Огюст.

Слайд 11

Огюст  Монферран – зодчий. Делом его жизни стал  Исаакиевский собор. Эту тему мы обсудим уже на уроке МХК.

Рефлексия. Оцени свою деятельность на уроке. (Учащимся выдаются анкеты)

Ф.И.

Класс

дата

закончи характеристику своей деятельности:

Сегодня на уроке я узнал(а)  …

Своей работой на уроке я                          (отметь галочкой и напиши с обратной стороны почему так)

доволен, так как …

не совсем доволен …

не доволен, потому что …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку развития речи "Что такое текст". 5 класс.

Данная презентация является сопроводительным материалом к уроку развития речи в 5 классе "Что такое текст"...

Открытый урок по развитию речи и окружающему миру (7 класс VIII вид, по программе Баряевой Л.Б.)

знакомство  с планетами земной группы  Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) . Урок ориентирован на детей с умственной отсталостью....

Конспект урока по развитию речи:"«Составление рассказа «Весна»(4 класс, I вид ЗПР)"

Цель урока: расширить и конкретизировать представления о весенних изменениях в природе . Уточнить словарь по теме: «Весна» (облака, ручейки, почки т.д.). Обогащать  словарный зап...

Межпредметная интеграция на примере уроков по развитию речи

Современное общество выдвигает все более высокие требования к выпускникам школ. Они должны не только владеть предметными знаниями и умениями, но и уметь их применять в различных ситуациях. Но в больше...

Методическая разработка урока по развитию речи "Описание зимнего пейзажа" 6 класс.

Урок развития речи по теме"Описание зимнего пейзажа" проводится в 6 классе. В разработке урока представлена методика  обучения шестиклассников по созданию текста-описания...