Мастер класс "Межпредметная интеграция как одно из условий развития функциональной грамотности на уроках"
методическая разработка по технологии (7, 8, 9 класс)

В мастер классе представлен пример интеграции физики и технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx522.59 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметная интеграция как одно из условий развития функциональной грамотности на уроках

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают обучающемуся в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.

Развитие функциональной грамотности - вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. И неважно, какой предмет мы преподаем задачи по развитию функциональной грамотности можно решать практически на любом уроке.

Одними из условий функциональной грамотности на уроках являются:

  1. Профессиональная компетентность учителя
  2. Системно-деятельностный подход
  3. Продуктивный характер учебной деятельности на уроке
  4. Межпредметная интеграция
  5. Образовательные технологии
  6. Исследовательские и проблемные стратегии
  7. Работа с технической документацией
  8. Учебно-практические задания (практико-ориентированный подход)

Следуя данным условиям мы решили соединить два условия межпредметную интеграцию физика-технология и учебно-практические задания.

Учебно-практическая деятельность на уроках должна обеспечивать выполнение целей и задач Национального проекта образования. Поэтому в обязательном порядке на уроках должна присутствовать деятельность учеников, направленная на развитие функциональной грамотности.

Сегодняшний мастер – класс хотелось бы начать с китайской притчи:

«СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».

Работая в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?

10% того, что мы читаем,

20 % того, что мы слышим,

30 % того, что мы видим,

50% того, что мы видим и слышим,

70% того, что мы говорим,

90% того, что мы говорим и делаем.

Мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса.

Цель сегодняшнего мастер-класса: научить применять новые педагогические технологии, через методы и приемы обучения на уроках физики и технологии.

Предлагаем Вас развитие функциональной грамотности на примере лабораторно-практической работы «Свойства тканей»

В этой работе нам пригодятся знания, полученные на уроках технологии и физики.

Темы, уроков технологии, связанные с изучением свойств тканей:

5 класс Текстильные материалы, получение свойства

6 класс Современные текстильные материалы. Сравнение свойств тканей

7 класс Современные текстильные материалы. Сравнение свойств тканей

Знания и навыки получаемые в процессе изучения физики, необходимые для изучения данной темы:

7 класс Свойства веществ: сжимаемость. Диффузия. Деформация.

Умение измерять массу, объем тела, силу, удлинение.

8 класс Свойства веществ: теплопроводность. Электризация.

Создание одежды – сложный и трудоемкий процесс. Для того чтобы каждое изделие радовало не только красотой, но и комфортом, необходимо ознакомиться со свойствами тканей.

Перед вами образцы тканей, ваша задача: ознакомиться со свойствами ткани, для этого необходимо провести ряд экспериментов.

Предлагаем Вам исследовать некоторые свойства тканей

Воздухопроницаемость – это способность текстиля обеспечивать вентилируемость слоя за счет прохождения воздушного потока. Человеческое тело выделяет водяные пары. Если их не отводить с поверхности кожи, создается эффект парника.

Теплопроводность свойства определяются способностью ткани проводить тепло. Теплозащитные свойства зависят от теплопроводности образующих ткань волокон, плотности, толщины и отделки ткани. Самым холодным волокном считается лён, так как он имеет высокие показатели теплопроводности.

Удлинение (коэффициент растяжимости) – это показатель степени эластичности ткани. От этого параметра зависит посадка по фигуре.

Сминаемость – это способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать мелкие морщины и складки.

Гигроскопичность – это способность ткани впитывать влагу из окружающей среды.

Электризуемость – это накапливание статического электричества за счет большого количества отрицательно заряженных частиц на поверхности. Наибольшей способностью обладают синтетические материалы.

Лабораторное оборудование находится на столе.

Лабораторно-практическую работу проводим по инструкционной карте.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

№ п/п

Свойства

Оборудование

Порядок выполнения

1

Воздухопроницаемость

Бумажный «султан», образцы тканей

Расположите образец ткани перед «султаном» и подуйте на ткань. По поведению «султана» определите воздухопроницаемость каждого образца.

2

Теплопроводность

Утюг, термометр,

образцы тканей

Нагрейте утюг до t = 600 С.

Вчетверо сложите образец ткани и, придерживая его термометром, положите на подошву утюга, предварительно определите начальную температуру термометра –t1.

Измерьте температуру через 15-20 сек. – t2. Вычислите t = t2 – t1.

По величине t сделайте вывод о теплопроводности тканей.

3

Удлинение

Штатив, линейка, грузы, образцы тканей,

Подвесьте испытуемый образец ткани.

Измерьте его длину без нагрузки (l0,мм). Приложите силу F = 2-3 Н.

Измерьте длину образца с нагрузкой(l 1 , мм)

Вычислите удлинение ткани l = l1 – l0, мм. Полученный результат запишите в таблицу

4

Сминаемость

Секундомер, образцы тканей

Сжать образец ткани в руке и подержать его в таком состоянии 30 сек. (продолжительность действия внешней нагрузки). Подождите 30 сек. и посмотрите на образцы тканей. Сделайте вывод о сминаемости.

5

Гигроскопичность

Стакан, воронка, мензурка, вода, образцы тканей

Поставьте воронку в стакан, сверху положите ткань и вылейте воду V = 10 мл. Определите время протекания через ткань (t). Измерьте объём воды, которая протекла. Результаты измерения запишите в таблицу

(t =…с., V = … мл.).Вычислите V воды, в питавшейся в ткань.

Полученный результат запишите в таблицу.

Сделайте вывод о гигроскопичности ткани.

6

Электризуемость

Палочки эбонитовая и стеклянная. образцы тканей, «султаны»

Наэлектризовать ткань, трением о стеклянную палочку. Поднести к «султану». По поведению «султана» оценить степень наэлектризованности.

Выполнили: ____________________________ _______________________________________

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТОВ

п/п

Свойства

Образцы тканей

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

1

Воздухопроницаемость

2

Теплопроводность

3

Удлинение

4

Сминаемость

5

Гигроскопичность

6

Электризуемость

И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

      Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Развитие функциональной грамотности на уроках математики.Функциональная грамотность учащихся может формироваться с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информацио...

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка как одно из приоритетных направлений современного образования школьников.

Необходимо изменить приоритеты  в сфере школьного образования: на первом плане должна быть ориентация на формирование «ключевых компетенций» и «функциональной грамотности»...

Урок по развитию функциональной грамотности на уроке математики в 6 классе

Урок по развитию функциональной грамотности на уроке математики в 6 классе...