Мастер класс "Межпредметная интеграция как одно из условий развития функциональной грамотности на уроках"
методическая разработка по технологии (7, 8, 9 класс)
В мастер классе представлен пример интеграции физики и технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 522.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметная интеграция как одно из условий развития функциональной грамотности на уроках
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают обучающемуся в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.
Развитие функциональной грамотности - вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. И неважно, какой предмет мы преподаем задачи по развитию функциональной грамотности можно решать практически на любом уроке.
Одними из условий функциональной грамотности на уроках являются:
- Профессиональная компетентность учителя
- Системно-деятельностный подход
- Продуктивный характер учебной деятельности на уроке
- Межпредметная интеграция
- Образовательные технологии
- Исследовательские и проблемные стратегии
- Работа с технической документацией
- Учебно-практические задания (практико-ориентированный подход)
Следуя данным условиям мы решили соединить два условия межпредметную интеграцию физика-технология и учебно-практические задания.
Учебно-практическая деятельность на уроках должна обеспечивать выполнение целей и задач Национального проекта образования. Поэтому в обязательном порядке на уроках должна присутствовать деятельность учеников, направленная на развитие функциональной грамотности.
Сегодняшний мастер – класс хотелось бы начать с китайской притчи:
«СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».
Работая в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
Мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса.
Цель сегодняшнего мастер-класса: научить применять новые педагогические технологии, через методы и приемы обучения на уроках физики и технологии.
Предлагаем Вас развитие функциональной грамотности на примере лабораторно-практической работы «Свойства тканей»
В этой работе нам пригодятся знания, полученные на уроках технологии и физики.
Темы, уроков технологии, связанные с изучением свойств тканей:
5 класс Текстильные материалы, получение свойства
6 класс Современные текстильные материалы. Сравнение свойств тканей
7 класс Современные текстильные материалы. Сравнение свойств тканей
Знания и навыки получаемые в процессе изучения физики, необходимые для изучения данной темы:
7 класс Свойства веществ: сжимаемость. Диффузия. Деформация.
Умение измерять массу, объем тела, силу, удлинение.
8 класс Свойства веществ: теплопроводность. Электризация.
Создание одежды – сложный и трудоемкий процесс. Для того чтобы каждое изделие радовало не только красотой, но и комфортом, необходимо ознакомиться со свойствами тканей.
Перед вами образцы тканей, ваша задача: ознакомиться со свойствами ткани, для этого необходимо провести ряд экспериментов.
Предлагаем Вам исследовать некоторые свойства тканей
Воздухопроницаемость – это способность текстиля обеспечивать вентилируемость слоя за счет прохождения воздушного потока. Человеческое тело выделяет водяные пары. Если их не отводить с поверхности кожи, создается эффект парника.
Теплопроводность свойства определяются способностью ткани проводить тепло. Теплозащитные свойства зависят от теплопроводности образующих ткань волокон, плотности, толщины и отделки ткани. Самым холодным волокном считается лён, так как он имеет высокие показатели теплопроводности.
Удлинение (коэффициент растяжимости) – это показатель степени эластичности ткани. От этого параметра зависит посадка по фигуре.
Сминаемость – это способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать мелкие морщины и складки.
Гигроскопичность – это способность ткани впитывать влагу из окружающей среды.
Электризуемость – это накапливание статического электричества за счет большого количества отрицательно заряженных частиц на поверхности. Наибольшей способностью обладают синтетические материалы.
Лабораторное оборудование находится на столе.
Лабораторно-практическую работу проводим по инструкционной карте.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
№ п/п | Свойства | Оборудование | Порядок выполнения |
1 | Воздухопроницаемость | Бумажный «султан», образцы тканей | Расположите образец ткани перед «султаном» и подуйте на ткань. По поведению «султана» определите воздухопроницаемость каждого образца. |
2 | Теплопроводность | Утюг, термометр, образцы тканей | Нагрейте утюг до t = 600 С. Вчетверо сложите образец ткани и, придерживая его термометром, положите на подошву утюга, предварительно определите начальную температуру термометра –t1. Измерьте температуру через 15-20 сек. – t2. Вычислите t = t2 – t1. По величине t сделайте вывод о теплопроводности тканей. |
3 | Удлинение | Штатив, линейка, грузы, образцы тканей, | Подвесьте испытуемый образец ткани. Измерьте его длину без нагрузки (l0,мм). Приложите силу F = 2-3 Н. Измерьте длину образца с нагрузкой(l 1 , мм) Вычислите удлинение ткани l = l1 – l0, мм. Полученный результат запишите в таблицу |
4 | Сминаемость | Секундомер, образцы тканей | Сжать образец ткани в руке и подержать его в таком состоянии 30 сек. (продолжительность действия внешней нагрузки). Подождите 30 сек. и посмотрите на образцы тканей. Сделайте вывод о сминаемости. |
5 | Гигроскопичность | Стакан, воронка, мензурка, вода, образцы тканей | Поставьте воронку в стакан, сверху положите ткань и вылейте воду V = 10 мл. Определите время протекания через ткань (t). Измерьте объём воды, которая протекла. Результаты измерения запишите в таблицу (t =…с., V = … мл.).Вычислите V воды, в питавшейся в ткань. Полученный результат запишите в таблицу. Сделайте вывод о гигроскопичности ткани. |
6 | Электризуемость | Палочки эбонитовая и стеклянная. образцы тканей, «султаны» | Наэлектризовать ткань, трением о стеклянную палочку. Поднести к «султану». По поведению «султана» оценить степень наэлектризованности. |
Выполнили: ____________________________ _______________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТОВ
№ п/п | Свойства | Образцы тканей | ||||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | ||
1 | Воздухопроницаемость | |||||
2 | Теплопроводность | |||||
3 | Удлинение | |||||
4 | Сминаемость | |||||
5 | Гигроскопичность | |||||
6 | Электризуемость |
И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
Развитие функциональной грамотности на уроках математики.Функциональная грамотность учащихся может формироваться с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информацио...
Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка как одно из приоритетных направлений современного образования школьников.
Необходимо изменить приоритеты в сфере школьного образования: на первом плане должна быть ориентация на формирование «ключевых компетенций» и «функциональной грамотности»...
Мастер - класс "Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка"
Мастер - класс для учителе английского языка...
Урок по развитию функциональной грамотности на уроке математики в 6 классе
Урок по развитию функциональной грамотности на уроке математики в 6 классе...