Межпредметные связи на примере уроков трудового обучения
материал по технологии

Межпредметные связи помогают учащимся сформировать ясную картину об окружающем нас мире, о его свойствах и происходящих процессах. Таким образом, изучая технологию, школьник может увидеть явную взаимосвязь школьных предметов, убедиться в том, что между различными отраслями знаний не существует резких границ, что все области науки взаимно связаны между собой. Благодаря выявлению межпредметных связей при изучении предмета технология, учащиеся понимают, что главной и общей целью всех наук является изучение материального мира. Так, используя различные методы, нам удается получить целостное представление о природе. И этот факт имеет важное воспитательное значение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_demidova.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

краевое государственное бюджетное  образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  

«Рубцовская общеобразовательная школа-интернат №1»

Межпредметные связи на примере уроков

трудового обучения

                                                                                          Сообщение на МО учителей  трудового обучения

                                                                                                                    подготовила учитель                                                                                                                          

                                                                                                          Демидова И.С.

                                                         

г. Рубцовск

2023г.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями, в том числе, и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обеспечивая воспитание, развитие,  образование, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

Объективные данные, полученные при изучении здоровья детей в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого раннего детства. К сожалению, число детей с ОВЗ, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению. Напротив, их количество увеличивается.

Осознание необходимости специальной разработки содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в  образовательных учреждениях связано также с изменением общественной позиции по отношению к детям с интеллектуальной недостаточностью, с возникновением тенденции к их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников, усилением роли семьи в их воспитании, т.е. произошли значительные перемены в обществе, изменилось не только отношение к лицам с ОВЗ, изменились взгляды на возможности их умственного и социального развития.

Одним из условий эффективности коррекционно-образовательного процесса является характер взаимодействия учителя с ребенком в соответствии с мотивами и потребностями возраста. Задача учителя  создать условия для развития у ребенка познавательной направленности на функциональные свойства объектов («Что с ним можно делать? В чем его значение?») и формирование структуры предметного действия на основе совместной с ребенком деятельности. Значимым при взаимодействии на этом этапе является удовлетворение потребностей ребенка, в признании его достижений, что способствует формированию у него образа «Я».

В целом взаимодействие учителя с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, которые приводят к социально-личностному недоразвитию, направлено на пробуждение и стимулирование, осознания себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, на формирование познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личности (активности, произвольности и самостоятельности, инициативности, ответственности).

        Межпредметные связи помогают учащимся сформировать ясную картину об окружающем нас мире, о его свойствах и происходящих процессах. Таким образом, изучая технологию, школьник может увидеть явную взаимосвязь школьных предметов, убедиться в том, что между различными отраслями знаний не существует резких границ, что все области науки взаимно связаны между собой. Благодаря выявлению межпредметных связей при изучении предмета технология, учащиеся понимают, что главной и общей целью всех наук является изучение материального мира. Так, используя различные методы, нам удается получить целостное представление о природе. И этот факт имеет важное воспитательное значение.

        Проблема межпредметных связей всегда была частой темой обсуждения среди преподавателей.  В прошлом Ян Амос Коменский призывал научное сообщество за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, а Джон Локк выступал за объединение в постижении истории и географии. В наши дни, во времена постоянного научного прогресса и внедрения новейших технологий в нашу жизнь, развитие науки происходит именно при взаимопроникновении ее различных отраслей друг в друга. Связь между школьными предметами, в первую очередь, - это отражение реально существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей. Межпредметные связи являются неотъемлемой частью качественной подготовки учащихся к практической и научно-теоретической деятельности в будущем.

        Предметная область «Технология» представляет собой интегрированный курс, который синтезирует в себе знания, приобретенные в процессе изучения основных общеобразовательных школьных дисциплин. Важной особенностью содержания предметная области «Технология» является его интегративный характер. Здесь простор для применения межпредметных связей действительно очень широк. Эти связи, главным образом, основываются на общих для смежных дисциплин объектах изучения. Однако действительная реализация межпредметных связей возможна только тогда, когда в соответствующих школьных курсах содержится информация об этих объектах изучения.

        Предмет «Технология» - особенный. Во-первых, данный предмет способствует формированию у детей политехнического кругозора. Во-вторых, в процессе изучения школьники знакомятся с новой техникой, современными технологиями обработки материалов. В-третьих, «Технология» может помочь учащимся сориентироваться в мире профессиональной деятельности, дает им возможность уже в раннем возрасте приобщиться к созидательному труду. Отметим, что данный предмет развивает самостоятельность учащихся и расширяет их познание в рамках эстетической культуры, творческой самореализации.

        Одной из важнейших особенностей уроков «Технологии» является связь с другими предметами, в число которых входят: биология, география, геометрия, черчение, литература и другие. Рассмотрим эту взаимосвязь более подробно. Анализируя учебный материал, можно сделать вывод, что межпредметная связь геометрии и технологии является опосредованной и непосредственной. Главным образом, это касается темы конструирования. Например, через черчение, теоретической основой которого является геометрия, явно прослеживается опосредованная межпредметная связь с технологией. А применение учеником своих геометрических знаний в практической деятельности на уроках технологии характеризует непосредственную связь между двумя дисциплинами. Такая связь геометрии и технологии может быть успешно реализована только в случае освоения учащимися материала и приобретения навыков измерений и построений.  

        Еще одним ярким примером существующей межпредметной связи между геометрией и технологией можно считать построение учащимися геометрических фигур путем использования циркуля и линейки, а также без помощи каких-либо инструментов (на глаз). Построение уменьшенной или увеличенной выкройки, чертежа столярных изделий в частности, способствуют освоению учениками материала, касающегося приближенных построений, в частности с делением окружности на несколько равных дуг.

        К окончанию 9 класса, учащиеся имеют понятие о видах изделий, чертеже, техническом рисунке, эскизе, линиях чертежа и особенностях их начертания, правилах нанесения размеров на чертеже, некоторых условных обозначениях, применяемых в черчении, а также иметь общее представление о конструкторской деятельности, системе расположения изображений, об основной надписи и её содержании, схемах и простейших обозначениях на них. Неукоснительным методическим требованием этого периода учебы является обязательное использование эталонной детали (изделия) с целью развития пространственного воображения школьников.

        Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами основной школы.

        Математика – тема моделирование, преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений при изучении темы конструирование.

        Изобразительное искусство – изучая тему моделирование, использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкции, изготовление изделии на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

        Биология – использования знаний анатомии человека при снятии мерок для построения чертежа изделия на уроках швейного дела, а также знаний о природе как источника сырья с учетом экологических проблем.

        Русский язык – развитие устной речи. При описании различных конструкций, видов изделий, механизма всевозможных приборов, при обсуждении материалов и способов обработки, анализе проделанной практической работы, учитель способствует развитию навыков устной речи на уроке технологии.

        Чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Литература помогает на уроках технологии, в первую очередь, преобразить формы работы со школьниками. К сожалению, в методической литературе   не уделяется должное внимание роли литературы в реализации межпредметных связей, хотя именно этот предмет может помочь учителю на уроках технологии заинтересовывать, вовлечь ученика в непосредственное и живое общение, которое способствует лучшему усвоению материала.

        География – на примере швейного дела, в процессе изучения темы натуральных волокон растительного происхождения. Вполне уместно будет напомнить ученикам о производстве льняных тканей в Египте, которые были необыкновенно тонкими. 1 кг пряжи состоял из нити длиной 240 км (современная тончайшая нить ровно вдвое тоньше). Ткали ее мужчины в темных, сырых подвалах. А вот, к примеру, тема, которую можно обсудить с учащимися вместе, - натуральные волокна животного происхождения. Как известно, Китай является родиной шелка. По преданию, шелк открыла китайская императрица Си Ли Ши, прогуливаясь по парку. Предложить ученицам рассказать, какие сказки, легенды они знают о том, как производили шелк.

        История – упоминание различных исторический фактов и событий, например, о строительстве, первых жилищных постройках.  

Безусловно, на уроках технологии обязательной темой для обсуждения является мода. Задача учителя, главным образом, умело преподать и постараться воспитать у учениц чувство вкуса не только в одежде, но и в интерьере, а не подражать и слепо следовать моде.

        Итак, умелое и своевременное использование межпредметных связей на уроках технологии   пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, помогает им осознать и лучше запомнить пройденное. Кроме того, учителю технологии предоставляется еще одна возможность для эстетического воспитания. Можно утверждать, что знания и умения, которые учащиеся приобретают при изучении одних предметов, используют при изучении других предметов, и дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

       Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.

Список   литературы:

  1. В.Н. Максимова. Межпредметные связи в процессе обучения, М.: Просвещение, 1989.
  2. Ю. К. Бабанский. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. 1982г.
  3. В. С. Кукушин. Теория и методика обучения.  Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  4. В. А. Орехова. Педагогика в вопросах и ответах // учебн. пособие. – М.: КНОРУС, 2006. 
  5. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
  6. В. В. Воронкова. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.  М: Школа-Пресс, 1994.
  7. С. Ф. Трифонов. На уроках труда.  М: ГУ-ПИМПРСФСР,1963 г.
  8. А.П. Капустин. Педагогические технологии адаптационной школы.–М: Высшее образование. 2001г.
  9. Л.С. Выготский. Педагогическая психология /под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.
  10. П.С. Жедек. Использование методов развивающего обучения на уроках технологии  // учебно-методическое пособие для учителей // Томск: Пеленг, 1992 г.
  11. М. С.  Певзнер. Дети олигофрены.  М.: АПН РСФСР, 1959
  12. Н.М.Назарова. Специальная педагогика. М.,2000
  13. А.Р. Маллер. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М.:Просвещение, 1990.
  14. Б.И. Пинский. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития уч-ся вспомог. школы. М.:Педагогика, 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология осуществления межпредметных связей на примере преподавания математики и информатики в аграрном колледже".

В презентации с различных точек зрения рассматривается проблема межпредметных связей, классификация межпредметных связей по И. Д. Звереву, рассматриваются межпредметные связи дисциплин "Математика" и ...

Методическая разработка открытого занятия по предмету “Английский язык” на тему: “Реализация межпредметных связей на уроках иностранного языка” (на примере лексической темы “At a court”)

В процессе подготовки специалиста главную роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющей существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной...

Использование межпредметных связей при изучении темы "Газы" на уроках химии (на примере истории открытия углекислого газа)

Углекислый газ был первым между всеми другими газами противопоставлен воздуху под названием “дикого газа” алхимиком XVI в. Ван-Гельмонтом. Открытием углекислого газа было положено начало новой о...

Реализация межпредметных связей на примере интегрированного урока русского языка и истории в 10 классе

Рассмотрение осуществления межпредметных связей на интегрированном уроке русского языка и истории...

Примеры использования межпредметных связей на уроках математики и информатики в рамках системно-деятельностного подхода в обучении.

Примеры использования межпредметных связей на уроках математики и информатики в рамках системно-деятельностного подхода в обучении. (статья)...

Межпредметные связи на уроках (на примере биологии)

Статья посвящена межпредметным связям на уроках биологии....