КОС по русскому языку для 7 класса (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

  КОС по русскому языку  для 7 класса  (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kos_dlya_7_klassa.docx65.52 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа №1

Тема: «Повторение материала, изученного  в 5-6 классах»

      Гоголь не пишет, а рисует. Его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза выражает у него мысль. Тщетно хотели бы вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли. Это слог, который имеют только великие писатели.

      Гоголь признавался, что ничего не умеет создавать в воображении. У него только то выходит хорошо, что он взял из действительности, подметил в реальности. Записные книжки Гоголя полны описаниями русского быта, обычаев, природы, жилищ, одежды.

Он постоянно ищет слова, чтобы рассказать о бесконечном мире вещей, которые окружают человека. Об их форме и цвете, запахе и назначении, об отношении к ним человека.

(104 слова)

Грамматическое задание

  1. Произвести синтаксический разбор предложения: Записные книжки Гоголя полны описаниями русского быта, обычаев, природы, жилищ, одежды.
  2. Выписать все словосочетания из 2 предложения: Его изображения дышат живыми красками действительности.
  3.  Выписать 2 слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.

Грамматическое задание (Ответы)

  1. Произвести синтаксический разбор предложения: Записные книжки Гоголя полны описаниями русского быта, обычаев, природы, жилищ, одежды. (Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное)
  2. Выписать все словосочетания из 2 предложения: Его изображения дышат живыми красками действительности.(его изображения, дышат красками,живыми красками, красками действительности)
  3.  Выписать 2 слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.(записные-записка,бесконечном- кончить)

Контрольная работа №2

Тема: «Контрольная работа за 1 четверть»

              Заросшая невысокой травой дорога вилась по еловому лесу. Каждый шаг открывал что-нибудь неожиданное.

             Вот у берега растет старая ель, покрытая седым мхом, она низко опустила темные обвисшие ветви. Медведем вздыбились вывороченные корни поваленного грозой дерева. На тонком невидимом стебле клонится и качается лесной колокольчик.

            Вот узкая черная река с топкими берегами, заваленными трухлявым буреломом. Тропа поднялась в гору, и перед глазами путников стеной встали высокие сосны. На желтовато-розовых, освещенных солнцем стволах качались зеленые шапки листвы.

Грамматическое задание

  1. Подчеркнуть причастные обороты.

Заросшая невысокой травой дорога вилась по еловому лесу. Каждый шаг открывал что-нибудь неожиданное.

Вот у берега растет старая ель, покрытая седым мхом, она низко опустила темные обвисшие ветви. Медведем вздыбились вывороченные корни поваленного грозой дерева. На тонком невидимом стебле клонится и качается лесной колокольчик.

Вот узкая черная река с топкими берегами, заваленными трухлявым буреломом. Тропа поднялась в гору, и перед глазами путников стеной встали высокие сосны. На желтовато- розовых, освещенных солнцем стволах качались зеленые шапки листвы.

  1. Подберите антоним-синоним к слову узкая( широкая)
  2. Выписать из текста  1 действительное причастие и 1 страдательное. Разобрать их по составу.(об вис ши е, по вал енн ого)
  3. Образовать от глагола ЧИТАТЬ действительное и страдательное причастие(читающий, прочитанный)


Контрольная работа №3, 7 класс.

Тема: « Причастие как часть речи. Причастный оборот»

     Петька и Вовка устало плелись по пустынному берегу моря. Он был усеян галькой, отшлифован волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего ещё за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

    Пропитанная запахом травы длинная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого конца света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

    Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. За плечами они несли ворох сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.

Грамматическое задание.

1. Графически обозначить причастные обороты в  первом абзаце.

Петька и Вовка устало плелись по пустынному берегу моря. Он был усеян галькой, отшлифован волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего ещё за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

2.Выписать из текста  2 действительных причастия и 2 страдательных. Разобрать их по составу.( на бег а вш им, про пит а нн ая)

3.Образовать от глагола  нести  действительное и страдательное причастие (несущий, принесенный)


Контрольная работа №4

Тема:  «Правописание причастий. Пунктуация при  причастном обороте»

Вариант 1

1. Найти предложения с причастным оборотом:

А. Струя пены, отбрасываемая кармой корабля, прошла через океан белой чертой.

Б. Желающее показать свою силу море поднимает громады волн всё выше.

В. Море гладко выковано из синего металла.

Г. Шумел прилив, медленно набегали грохочущие волны.

2. Найти предложения с обособленным одиночным причастием и причастным оборотом, расставить знаки препинания:

А. Опавшие с деревьев листья мягким ковром накрывали землю.

Б. Сирень цветущая в конце мая наполняет весь двор приятным ароматом.

В. Бурые сосны роняли иголки на отсыревший от влаги песок.

Г. Измученный зубной болью он решил утром же пойти к врачу.

3. Указать словосочетания с действительными причастиями:

1. играющий ребенок

2. объясняющий учитель

3. посаженное дерево

4. посланное письмо

5. закрывающий книгу

4. Указать словосочетания со страдательными причастиями:

1. ночь, наступившая внезапно

2. разбитое кем-то стекло

3. трава, омытая дождем

4. дети, посадившие деревья

5. цветы, сорванные с клумбы

5. В каком ряду допущена ошибка в образовании действительного причастия настоящего времени:

1. петь- поют- поющий

2. махать- машут- машущий

3. гнать- гонют- гонющий

4. колоть- колют- колющий

6. В каком ряду допущена ошибка в образовании страдательного причастия настоящего времени:

1. изучать- изучаем- изучаемый

2. отвлекать- отвлекаем- отвлекаемый

3. повторять- повторяем- повторяемый

4. слышать- слышем- слышемый

7. В образовании какого действительного причастия прошедшего времени допущена ошибка:

1. увидевший

2. услышевший

3. устроивший

4. добавивший

8. В каком ряду все причастия c «не» пишутся раздельно:

1. (не) выученные школьником стих

2. (не) разрушенный, а сохранившийся шалаш

3. (не) выученные стихи А.С. Пушкина

4. (не) разрушенный старый шалаш

9. В каком ряду причастие с «не» пишется слитно:

1. (не) запертая входная дверь

2. вовсе (не) запертая дверь

3. (не) запертая на замок дверь

4. еще (не) запертая дверь

10. В каком ряду все слова пишутся с «нн»:

1. доставле….ое письмо, разброса….вещи

2. подаре….ая кукла, мощё….ая дорога

3. крупные солё….ые огурцы, прочита….ая книга

4. нетопле….ый дом, печё….ая картошка

11. В каком ряду все слова пишутся с «н»:

1. проведё….ое расследование, осуждё….ый преступник

2. жаре….ые грибы, лома….ая линия

3. ненаписа….ое письмо, нарисова….ый эскиз

4. задума….ое число, изгна….ый враг

Вариант 2

1. Найти предложения с причастным оборотом:

А. Гневное бурное море раскачивает корабль.

Б. Листья пальм, колеблемые береговым ветром, мирно покачивались.

В. Черное небо чертят огнистыми полосами падающие звёзды.

Г. Сквозь уже обнаженные сучья деревьев белеет неподвижное небо.

2. Найти предложения с обособленным одиночным причастием и причастным оборотом, расставить знаки препинания:

А. Белый туман расстилается над полями.

Б. Деревья окутанные в свои белые ризы дремали в неподвижном величии.

В. Из остававшегося под её окнами экипажа вышел старый господин.

Г. Дом построенный кумом Тыквой был маленьким.

3. Указать словосочетания с действительными причастиями:

1. смеющийся мальчик

2. отапливаемый дом

3. бушевавший ураган

4. нарисованная картина

5. крадущийся лев  

4. Указать словосочетания со страдательными причастиями:

1. цветы, собранные в букет

2. школа, отремонтированная за лето

3. художник, нарисовавший картину

4. ребята, отправившиеся в поход

5. варежки, связанные баб

5. В каком ряду допущена ошибка в образовании действительного причастия настоящего времени:

1. носить- носят- носящий

2. терпеть- терпят- терпящий

3. держать- держат- держащий

4. молоть- молят- молящий

6. В каком ряду допущена ошибка в образовании страдательного причастия настоящего времени:

1. переносить- переносим- переносимый

2. руководить- руководим- руководимый

3. терпеть- терпим- терпимый

4. объединять- объединяим- объединяимый

7. В образовании какого действительного причастия прошедшего времени допущена ошибка:

1. прославившийся

2. обидевший

3. ответивший

4. зависивший

8. В каком ряду все причастия c «не» пишутся раздельно:

1. (не) бушующее море

2. (не) бушующие, а спокойное море

3. (не) отправленное мною письмо

4. (не) отправленной письмо

9. В каком ряду причастие с «не» пишется слитно:

1. далеко (не) доказанная теорема

2. (не) доказанная теорема

3. (не) доказанная учеником теорема

4. еще (не) доказанная теорема

10. В каком ряду все слова пишутся с «нн»:

1. зажаре….ый гусь, кова….ый сундук

2. ране….ый боец, нарисова….ый жук

3. вяза….ый бабушкой шарф, мощё….ая булыжником дорога

4. незва….ый гость, смышле….ый мальчик

11. В каком ряду все слова пишутся с «н»:

1. груже….ые кирпичом вагоны, засоле….ые огурцы

2. порва…ое платье, кипяче….ое молоко

3. рва….ое платье, жаре….ая картошка

4. разукраше….ая ёлка, каше….ая капуста

Ключ к ответам:

Вариант 1                                                        Вариант 2

№1        А, Б                                                        №1        Б                        

№2       Б, Г                                                                   №2         Б, Г

№3        1,2,5                                                        №3        1,3,5

№4        2,3,5                                                        №4         1,2,5

№5        3                                                        №5        3

№6        4                                                        №6        4

№7        2                                                        №7        4

№8        1,2                                                         №8        1,4

№9        1                                                        №9        2

№10        1                                                        №10        4

№11        2                                                        №11        3

Контрольная работа № 5

Тема: «Деепричастие»

         Рыжая лисица наиболее распространена и известна на территории нашей страны. Чаще всего лисицы поселяются на склонах оврагов и холмов, избирая участки с песчаным грунтом, защищенные от заливания дождевыми или талыми водами. Охотится она в разное время суток.

        Поразительные повадки обнаруживает она при охоте. Почти у всех народов она является символом хитрости и ловкости. Спокойно идущая лисица следует по прямой, оставляя на снегу четкую цепочку следов. Испуганное животное может бежать очень быстро, буквально распластавшись над землей и далеко вытянув хвост.

         Замечательное зрелище представляет лисица, занимающаяся зимой мышкованием. Войдя в азарт, она то прислушивается к писку грызунов, то делает грациозный прыжок, то начинает быстро рыться, разбрасывая вокруг снежную пыль. При этом хищница настолько увлекается, что подпускает к себе очень близко.

Грамматическое задание

  1. Графически выделить в тексте деепричастные обороты.

         Рыжая лисица наиболее распространена и известна на территории нашей страны. Чаще всего лисицы поселяются на склонах оврагов и холмов, избирая участки с песчаным грунтом, защищенные от заливания дождевыми или талыми водами. Охотится она в разное время суток.

        Поразительные повадки обнаруживает она при охоте. Почти у всех народов она является символом хитрости и ловкости. Спокойно идущая лисица следует по прямой, оставляя на снегу четкую цепочку следов. Испуганное животное может бежать очень быстро, буквально распластавшись над землей и далеко вытянув хвост.

         Замечательное зрелище представляет лисица, занимающаяся зимой мышкованием. Войдя в азарт, она то прислушивается к писку грызунов, то делает грациозный прыжок, то начинает быстро рыться, разбрасывая вокруг снежную пыль. При этом хищница настолько увлекается, что подпускает к себе очень близко.

  1. Синтаксический разбор предложения: Спокойно идущая лисица следует по прямой, оставляя  на снегу четкую цепочку следов.(Простое, повествовательное, невосклицательное,распространенное)
  2. Разобрать по составу слова: избирая, разбрасывая(из бир а я, раз брас ыва я)

Контрольная работа № 6

Контрольная работа за 2 четверть

Вариант 1

1.  Укажите словосочетание с действительным причастием.

1) засеянные поля       2) упавшие листья   3) молотый  кофе      4) узнаваемые лица

2. Укажите словосочетание с деепричастием несовершенного вида

1) зная о проблеме     2) уйдя с работы  3)решаю задачу   4)купив продукты

3.Укажите слово, в котором пишется Е.

1) за чернеющ….м лесом  2) к пестреющ…м цветам

3) за скачущ…м всадником     4) о минувш…м времени        

4.Укажите причастие с суффиксом –УЩ-(-ЮЩ-)

1)  терп…щий боль     2)  леч…щий врач      3)стел…щийся внизу   4)  кле..щий конверты

5. Укажите причастие с суффиксом –ИМ-.

1) редко слыш….мый      2) раздува….мый ветром  3) отворя….мая дверь   4) освеща…мый солнцем

6. Укажите слово с орфографической ошибкой.

1) выслушавший     2) развеянный  3) успокоив      4) заклеев

7.  Отметьте ряд, в котором все слова пишутся с НН.

1) стари….ый замок, нитки запута….ы

2) заброше….ая усадьба, жаре….ая на костре

3) стра..ый разговор, маринова….ый огурцы

4) кипяче….ая ода, товары выгруже….ы

8. НЕ пишется слитно:

1) (не) купленный, а испеченный пирог

2) (не) имеющий границ

3) (не) распустившиеся цветы

4) рыба (не) поймана  

9. НЕ пишется раздельно:

            1) (не) навидя   2) (не) засеянные поля  3) (не) высушенное белье     4) (не) слушая

10. Укажите номер предложения, в котором причастный оборот выделяется запятыми:

1) Невидимые в воздухе жаворонки заливались трелями.

2)  Вскоре мы увидели заросшее камышом лесное озеро.

3) В сплетенной из лозы  корзине лежали свежие фрукты.

4) Дети бежали по берегу усеянному мелкой галькой.

11. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:

      Из-за недостатка влаги в пустыне можно встретить растения (1) приспособленные для жизни (2) в таких условиях (3) и животных (4) умеющих долгое время (5)  обходиться без воды.

                     1) 1, 3, 4                  2)  1, 2, 4                  3)  2, 3, 5                    4) 1, 4

12. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:

    Уничтожая рыб (1) и птиц (2) щуки, конечно, приносят вред. Но (3) истребляя в первую очередь  (4) больных и слабых рыб (5) щуки предупреждают распространение болезней среди обитателей водоема.

                1)    1, 4, 5                     2)   1, 2, 3, 4               3)  3, 4, 5                         4) 2, 3, 5

13.   В каком словосочетании допущена грамматическая ошибка в употреблении деепричастного оборота:

1) Подойдя к квартире, дверь со скрипом открылась.
2)Лес шумел, качаясь от ветра.

3) Я шел, напевая песенку.

4)Зевая, соседка спросила о цели моего приезда.

Прочитайте текст и выполните задания 14-20 (ответы записывайте словами или цифрами).

             (1)В нашей стране обитают разные виды цапель. (2) Серые цапли, например,  крупнее белых, но не так красивы. (3) Их можно часто видеть на болотах и озерах. (4) Водоем-их дом.

            (5) Цапля стоит неподвижно, втянув шею в плечи, или медленно расхаживает у берега, бесшумно поднимая и опуская свои длинные тонкие ноги. (6) Такие ноги у всех птиц, охотящихся на болоте или в воде: у журавля, аиста, фламинго. (7) Но вот цапля увидела рыбку или лягушку – и молниеносно острым, как копье, клювом схвачена  добыча. (8)  Этим же сильным клювом-копьем цапля защищается сама и защищает свое гнездо. (9) Его цапли строят обычно в кроне высокого дерева. (10) Это большая куча хвороста или камыша с углублением посередине. (11) В это углубление цапля откладывает 3-7 зеленоватых яичек и сидит на них, смешно свесив ноги.

      (12) На суше цапли ловят мышей и насекомых. (13) Гнездятся птицы колониями, часто очень крупными. (14) Иногда в колонии цапли только одного вида, иногда -  разных.  

14. Какой заголовок соответствует теме текста?

     1)   Редкие птицы.             2) Цапли.       3)   Белые цапли.              4)  Берегите птиц!

15.   Из предложений 5 - 7 выпишите краткое страдательное причастие.

16. Во втором абзаце укажите номер предложения, в котором употреблены два деепричастных оборота.

17. Среди предложений 4-7 укажите номер предложения, в котором употреблен причастный оборот.

18. Из каких морфем состоит слово СВЕСИВ?

19.   Через запятую перечислите пропущенные в словах  буквы:   к…мбинация,  к…литка, , акв…рель, пр…тензия  

Вариант 2

1. Укажите словосочетание со страдательным причастием.

1) расколотый орех   2) игравший ребенок  3) колющий предмет 4) согнувший ветку

2. Укажите словосочетание с деепричастием совершенного вида

1) написанное письмо  2)зная о проблеме     3) найду ошибки   4)купив продукты

3.Укажите слово, в котором пишется И.

1) тающ…го  снега        2) о затонувш…м корабле 3) работающ…й  станции    4) за блестящ….м стеклом

4.Укажите причастие с суффиксом –АЩ-(-ЯЩ-)

1)  бре…щийся мужчина         2) плещ…щиеся волны  3) стро…щийся дом                  4)  реша…щий период

5. Укажите причастие с суффиксом –ИМ-.

1) гоня….мые по полю                      2) вид….мый свет

3) выполня….мые задания              4) заполня…мые  бланки

6. Укажите слово с орфографической ошибкой.

1) построенный                                  2) обидев

3) растаив                                             4) запаянный

7.  Отметьте ряд, в котором все слова пишутся с одной Н.

1)  распиле….ые  дрова, пуга….ая ворона

2)  неглаже….ое  белье, избалова….ый  ребенок

3) стриже….ый мамой, глиня….ая ваза

4) кова….ый  сундук,  картошка пожаре….а

8. НЕ пишется раздельно:

1) (не) навидящий ложь

2) (не) смолкающие разговоры

3) (не) закрыв дверь

4) (не) греющее солнце  

9. НЕ пишется слитно:

1) вовсе (не) освещенное окно        2) (не) навидевший

3) (не) закончив                                    4) (не) покрытая снегом

10. Укажите номер предложения, в котором правильно расставлены знаки препинания :

1)  Усыпанное яркими звездами небо, манило нас своей таинственностью.

2)  Комната, с утра прибранная сестрой сверкала чистотой.

3) Посетитель кафе, зевая, заказал на обед рыбу жаренную в тесте.

4)  Убранное с лугов сено, крестьяне сложили  в большие стога, укрыв от дождя.

11. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:

Фонарь (1) одиноко стоявший (2) на земле (3) осветил (4) издающее (5) непонятные звуки (6) создание.

1)  4, 5                 2) 1, 3                    3)    1, 4, 6                      4) 2, 5, 6

12. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:

Проходя  (1) по залам музеев (2) люди (3) останавливаются  у прекрасных картин художника И.Репина (4) восхищаясь (5) совершенством живописи.

1) 1, 3, 5                           2)   1, 4, 5               3) 2, 4                       4) 2, 3, 4

 13. В каком словосочетании допущена грамматическая ошибка в употреблении деепричастного оборота:

1) Подняв глаза, она смотрела в небо.
2)Поточив карандаш, рисунок стал четче.

3) Я шел, напевая песенку.

4) Мы, волнуясь за маму, решили ей позвонить.

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В8 (ответы записывайте словами или цифрами).

             (1) Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. (2) Но без соли обойтись нельзя. (3) Это единственный продукт, который нечем заменить. (4) Медиками было установлено, что в организме человека без соли нарушается обмен веществ. (5) Живое существо, не получая соли, гибнет.

          (6) К счастью, природа достаточно запасла соли.

          (7) Каменную соль издавна добывают  в Домбассе, Казахстане, на Урале и в других местах. (8)  Чтобы достать соль из-под земли, копают глубокие шахты, соединяют их подземными коридорами. (9) Пласты соли, лежащие под землей, бывают толщиной в километр и даже полтора. (10) Время сделало соль очень твердой, поэтому ее называют каменной.

        (11) Соль добывают не только под землей, но и со дна высохших озер и из тех соляных озер, которые еще не высохли. (12) Машины отсасывают из озер воду, выпаривают ее, и остается чистая, белая соль. (13) Так добывают соль на озерах Эльтон и Баскунчак.  

14. Какой заголовок соответствует теме текста?

     1)   Берегите соль!      2) Без соли не прожить.       3)   Где добывают каменную соль.      4)  Соль.

15.   Из предложений 3-5 выпишите краткое страдательное причастие.

16. Среди предложений 1-6 укажите номер предложения, в котором употреблен деепричастный оборот.

17. Среди предложений 7-10 укажите номер предложения, в котором употреблен причастный оборот.

18.  из каких морфем состоит слово СКЛАДЫВАЯ

 19.Через запятую перечислите пропущенные в словах  буквы: Движ..мый, отр…зить, с…луэт, пр..пятствие

Ключ к ответам:

Вариант 1

1-1

2-2

3-4

4-3

5-1

6-4

7-2

8-3

9-4

10-4

11-1

12-4

13-1

14-2

15- схвачена

16-5

17-6

18-С В Е С И В

19-О, А, А, Е

Вариант 2

1-1

2-4

3-4

4-3

5-2

6-3

7-4

8-3

9-2

10-3

11-2

12-3

13-2

14-4

15- установлено

16-5

17-9

18- С К Л А Д Ы В А Я

19- И , А ,И ,Е

Контрольная работа № 7

Тема: «Наречие»

       Отправляясь на охоту, я вышел из дома затемно. Дорога мне хорошо знакома, и я взобрался на верх пригорка, покрытого лесочком, и сначала пошел по дорожке. Под ногами чувствовалась не грязь, а сухая земля. Легкий ветерок едва-едва доносил горьковатый запах пробуждающихся почек. Я решил ждать прилета тетеревов на знакомой мне лесной полянке. Сюда они прилетают в начале весны.

      Я пошел к шалашу, сделанному мною заранее из тоненьких березок. Укрывшись в нем, я закрыл вход ветками. Неожиданно послышался шум. Тяжелые птицы садились у шалаша, громко хлопая крыльями. Извещая задорной песней весь лес о своем прилете, они прыгали, перелетая с места на место, гоняясь друг за другом. Распустив свои черные хвосты и припадая к земле, птицы монотонно ворковали. Казалось, что вокруг меня переливаются и по-весеннему журчат невидимые ручейки.

Грамматическое задание.

1. Выпишите наречия, разберите по составу.

1 вариант- из первого абзаца.(за тем н о,хорош о,с начал а,сюда)

2 вариант- из второго абзаца.(за ран н ее,не о жид а нн о,громк о, монотонн о,во круг,по-весен н ему)

2.Синтаксический разбор.

1 вариант: Отправляясь на охоту, я вышел из дома затемно.(Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное)

2 вариант: Я пошел к шалашу, сделанному мною заранее из тоненьких березок. .(Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное)

3. Составьте предложения со словами:

1 вариант: по прежнему- по-прежнему.

2 вариант: по новому – по-новому.


Контрольная работа №8

Контрольная за 3 четверть

1. В каком примере необходимо определить часть речи, чтобы правильно написать орфограмму?

1) об..ёмный                                 3) во..главить

2) прик..снуться                           4) (не)успевая

2. Укажите неизменяемое слово.

1) несколько                                3) наугад

2) кое-кто                                     4) двадцать

3. Какое слово обладает набором следующих морфологических признаков: вид, время, спряжение?

1) скорость                                   3) убыстряющийся

2) стремительный                       4) уносишься

4. В каком словосочетании употребляется предлог?

1) юноши и девушки                   3) выйти из дома

2) долго ждать                             4) некого было спросить

5. В каком примере НЕВЕРНО выбран предлог для образования предложно-падежной формы слова?

1) поехать в Кавказ                     3) стоять возле дома

2) жить в квартире                     4) отыскать благодаря маме

6. В каком примере нет союза?

1) жить и радоваться                  3) если согласишься

2) жёлтый или зелёный             4) в течение лета

7. В каком примере союз соединяет части сложного предложения? (Знаки препинания не расставлены.)

1) На полях лежит снег а в теплицах зреют помидоры.

2) Я решил не сидеть в душной квартире а отправился в лес.

3) Зелёный лист спасёт человека и весь животный мир от вредного воздействия углекислого газа.

4) Он переводил статьи из иностранных журналов либо выступал с лекциями перед аудиторией.

8. Какое слово в этом предложении является предлогом?

Даже(а) листья и(б) почки смородины ценятся в народной медицине как(в) лекарство при(г) ревматизме.

1) а                2) б                3) в               4) г

9. В каком предложении союз соединяет части сложного предложения? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Тысячи и тысячи пилигримов и туристов со всей Германии и разных стран мира приезжают в Тюрингию и посещают этот двухэтажый домик хранящий обаяние своего времени.

2) Страх то придает крылья ногам то приковывает их к земле.

3) Мы с вами берём в руки по листку бумаги и по карндашу и преспокойно садимся к столу играть в чепуху или в буриме.

4) Плакучие берёзы опустили вниз свои длинные косы а в ёлках нависла тишина.

10. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1) Он (в)течение нескольких лет плавал матросом по всем морям и океанам.

2) Пойманный соловей быстро привыкал к людям и в жилище человека пел так(же) громко и красиво, как пел некогда на воле.

3) Мы то(же) пытались подкармливать птенцов, накалывая на тонкий прутик мошек и червячков.

4) Интересно, что(бы) он сказал о нём?

11. Укажите пример с НЕВЕРНО образованной формой слова.

1) несмотря на морозы                 3) по мере поступления

2)ввиду резкого похолодания    4)поступил так согласно приказа

12. Какое предложение соединяется с предыдущим при помощи союза?

1) Ещё выше в горах растут бук, граб, дуб, клён, платан. Их постепенно сменяют хвойные деревья

2) Животный мир очень богат. Здесь водятся благородный олень, лань, косуля.

3) На севере вдоль побережья тянутся горы. На юге растут густые леса.

4) Прибрежные районы густо населены. Но в центре страны плотность населения резко падает.

13. Укажите пример с производным предолгом.

1) иметь в виду                         3) идти вперёд

2) в течении реки                     4) вблизи города

14. В образовании какой предложно-падежной формы допущена ошибка?

1) сверх нормы                        3) остались при своём мнении

2) несмотря на невзгоды       4) жить в Урале

15. В каком примере ударение падает НЕ на предлог?

1) час от часу не легче             3) благодарю за помощь

2) без вести пропавшие           4) без году неделя

16. В каком предложении используется подчинительный союз?

1) Дождь не звенит, а шепчет что-то усыпительное.

2) Нам казалось, что все трудности остались позади.

3) Я вышел на улицу и был поражён красотой вечернего неба.

4) Синица - внешне неказистая птица, зато зимует она в родных местах.

17. В каком предложении союз и соединяет части сложного предложения? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Пробковый дуб выращивают на Черноморском побережье Кавказа и на западных берегах Средиземного моря.

2) Порыв ветра срывает листья и на побеге остаётся шрам указывающий на местоположение листа.

3) Пчёлы не видят красный цвет и поэтому пролетают мимо мака и тюльпана.

3) Осенью "перекати-поле" отрывается от корня и уносится ветром на большие расстояния.

18. У какого фразеологического выражения НЕВЕРНО определено значение?

1) достать из-под земли -  любыми средствами

2) ни ответа ни привета -  не иметь никаких известий

3) на роду написано - целиком полагаться на удачу

4) как будто в масле кататься - жить в полном достатке

Ключ к ответам :  

1 - 4

2 – 3

3 – 4

4 – 3

5- 1

6- 4

7-1

8- 4

9- 4

10- 3

11- 4

12- 4

13- 4

 14- 4

15- 3

16- 2

17- 2

18- 3

Материал для  проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 7 классе

Вариант 1

  1. Прочитайте текст. Запишите его, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки и расставив недостающие знаки препинания.
  2. Выполните задания после текста.

                                             

                                                   

Первое знакомство

   

      1)Маркидон был совсем маленький когда он (в)первые увид…л и усыш…л скворца. 2)Было это в марте.

     3)Мать закутала ребенка в тряпье и вынесла во двор усадив на завалинку против дли(н,нн)ой жердины увенча(н,нн)ой кудрявой веткой где маячил скворечник.

     4)У кромки завалинки с соломе(н,нн)ой крыши падали рыжие прозрачные сосульки. 5)Там копошились воробьи. 6)Они охотились за букашками. 7)Мальч…нке было уд..вительно наблюдать, как эти шустрые воробьишки сплюнув по букашке тут (же) запивали трапезу из крохотной лужицы образовавш…ся от раста…вших сосулек.

     8)Отвлекало мальч…нку какое (то) пр..щелкивание и шипение ра..дававш…ся (с)верху. 9)Мальчишка поднял глаза увидел на ветке (не)большую черную с серебристым воротником птицу и понял что это поет она. 10)Это был скворец (из)редк… нач…навший махать крыльями раздувая вокруг шеи перышки, и вот тогда(то) от нее лилось шипение, похожее на куриное кудахтанье. 11)Напевшись всласть скворец улетел.

  1. из предложений №4-10 выпишите частицы;
  2. графически объясните роль сочинительного союза в предложениях №1, 4;
  3. графически объясните знаки препинания в предложениях №4-7;
  4. объясните лексическое значение выделенного в тексте слова.

Материал для  проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 7 классе

Вариант 2.

  1. Прочитайте текст. Запишите его, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки и расставив недостающие знаки препинания.
  2. Выполните задания после текста.

                                             

                                                   

Дружная весна.

           1)Весна наступила в этом году ра(н,нн)яя и соверше(н,нн)о неожида(н,нн)ая. 2)Побежали по деревенским улицам сверка..щие ручейки сердито пенясь вокруг камен..ев и быстро вертя щепки и гуси..ый пух. 3)В огромных лужах воды из(под) деревьев отразилось голубое небо с плывущ..ми по нему крутящ..мися облаками. 4)Воробьи стаями обсыпавшие пр..дорожные кусты кричали так громко и возбужде(н,нн)о что ничего нельзя было ра(с,сс)лышать за их криком. 5)Везде чувствовалась  радос..ная тревога жизни.

         6) Снег сошел оставшись еще кое(где) грязными кл..чками в лощинах и тенистых перелесках. 7)Из(под) него выглянула обнаже(н,нн)ая земля отдохну..шая (в)течен.. зимы и теперь полная свежих соков. 8)(С)верху над нивами так(же) вился ле..кий парок наполня..ший воздух запахом отта..вшей земли, который даже в городе узнаеш.. среди сотен других запахов.

          9)Почему(то) у меня кошки скребли на душе: вместе с этим ар..матом вливалась в мою душу весе(н,нн)яя грусть исполне(н,нн)ая бе..покойных  ожиданий. 10)Ночи стали теплее в их густом мраке чу..ствовалась какая(то) (не)зримая творческая работа природы.

  1. из второго абзаца текста выпишите частицы;
  2. графически объясните роль сочинительного союза в предложениях №1,2;
  3. графически объясните знаки препинания в предложениях второго абзаца;
  4. объясните лексическое значение выделенного в тексте слова.


Контрольная работа по теме «Служебные части речи» («Предлог», «Союз», «Частица», «Междометие»).

1.Предлог – это… Выберите верное утверждение:

а)…служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении;

б)…служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте;

в)…служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова;

г)… часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.

2.Укажите словосочетание, в котором зависимое слово связано с главным с помощью окончания и предлога:

а) вспоминать полёт;

б) говорить ему;

в) любуемся пейзажем;

г) наблюдаем за облаками.

3. Отметьте группу словосочетаний с пространственным значением предлогов:

а) доехать до границы, остаться в трюме, вынырнуть из – под скалы;

б) объявить после старта, закончить перед отплытием, приехать под вечер;

в) остановиться из – за неисправности мотора, оказаться вследствие нездоровья;

г) приехать для переговоров, примчаться  на помощь, обучаться для получения знаний.

4. Укажите словосочетание, которое преимущественно употребляется в официально – деловом стиле:

а) сойти с лошади;

б) сбежать с лестницы;

в) встретиться с товарищем;

г) поступить по окончании школы.

5. Укажите группу словосочетаний с производными предлогами:

а) переходит через улицу, надписывает на конверте, отступит от темы;

б) разделит на пять, вдуматься в смысл, прибавит к двум;

в) строить позади дома, накинут поверх пальто, вырыт вблизи стадиона;

г) устанет с непривычки, шагает из школы, сообщить об опасности.

6. Отметьте словосочетание с производным предлогом, образованным от наречия:

а) убедить путём веских доказательств;

б) ходит вокруг дома;

в) заседать в продолжение часа;

г) справились благодаря помощи товарища.

7. Выберите словосочетание, в котором производный предлог пишется раздельно:

а) выйти (на)встречу гостям;

б) двигаться (в)переди колонны;

в) пройти (по)зади стоящего трамвая;

г) продолжается (в)течение недели.

8. Укажите вариант предложения, в котором есть союз:

а) Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

б) Из обоих окон мне видно было море.

в) Благодаря разнообразной программе гастроли ансамбля прошли успешно.

9. Укажите сложное предложение, части которого соединены сочинительным (соединительным) союзом:

а) На земле растут тысячи различных растений, чтобы дать людям пищу, одежду, жильё.

б) Мы не можем жить без растений, а растения не могут без земли, то есть без плодородной почвы.

в) На топор он совсем не глядел, морщился от махорочного дыма, но насечки клал быстро и ровно.

г) Я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим.

10. Выберите вариант предложения, в котором присутствует составной подчинительный союз:

а) Горят первые звёзды, а заря ещё долго светит над полями и лесами.

б) Очертания низких берегов пропадают, так как по горизонту весь день слоями лежит тяжёлая мгла.

в) Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая тропинка.

г) Пока я производил наблюдения, мои спутники протоптали дорогу на перевал.

11. Прочитайте текст. Укажите верный вариант, в котором так(же), то(же) являются союзами:

(1)На крутом берегу волги в живописной местности Ивановской области есть город Плёс. (2)Так(же) названы посёлки в Пензенской и Саратовской областях. (3)То(же) слово включено и в другие географические названия: Чёрный Плёс на реке Лосьве в Свердловской области, Плёс на Колье в Вологодской области. (4)Это название распространено так(же) и в других местностях: Плесецк в Архангельской области, Плесо – Курья в Кулундинской степи.

(5)Многие географические названия возникли от названий водных объектов (ключ – Гремячий ключ, Пруды – Чистые пруды и т.д.). (6)Слово ПЛЁС то(же) является названием водного объекта. (7)«Плёс» - участок реки более глубокий по сравнению с выше и ниже расположенными», - читаем в словаре.

а) 2,3;

б) 1,3;

в) 4,6;

г) 2,6.

12.Определите верный вариант, в котором частицы со словами пишутся через дефис:

а) создал(бы), скажи(же), известно(ли);

б) задачу(то) решил, принеси(ка) воды, решил(то) быстро;

в) (ни)кто , (не)заметил, (не)видя;

г) кто (ни)взглянет, кругом (ни)деревца, нет (ни)кустика.

13. Укажите верный вариант, в котором НЕ входит в состав корня:

а) (не)годование, (не)лепый, (не)навидеть;

б) (не)заменят, (не)заботясь, (не)уютно;

в) (не)запечатанное, а раскрытое письмо;

г) (не)встреченный хозяйкой гость.

14. В каком случае частица НИ пишется раздельно:

а) (ни)где;

б) (ни)сколько;

в) (ни)какой;

г) (ни)с кем.

15. Выберите предложение с междометием:

а) Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона.(И.Крылов.)

б) Чего обмен только не предлагали ребята в обмен на ножик.

в) На небе не видно ни звёзд, ни луны.

г) Неожиданно послышалось тихое пение.

Итоговая контрольная работа

Вариант 1

  1. Прочитайте текст. Запишите его, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки и расставив недостающие знаки препинания.
  2. Выполните задания после текста.

                                           

                                                   

               (1)Календарь это перечень дней года ра..битый на недели и месяцы. (2)По латыни «календы» - первые дни месяцев которые в Древнем мире публично об..являли глашатаи. (3)Первые пр..дшестве..ики совреме..ого календаря по..вились уже тридцать тысяч лет назад. (4) (Не)давно были найде..ы обломки костей с зару..ками обознача..щими определе..ое количество дней в другом крупном отрезке врем..ни. (5)В древности и в средн..вековье они играли большую роль, например, для определения дат религиозных праз..ников.

         (6) Сегодня календари имеют самую разн..образную форму. (7)Самыми популярными являют?ся карма..ый и отрывной календари. (8)Есть функция календаря и в наручных часах и в сотовых телефонах указыва..щих точную дату даже учитывая високосные годы.

  1. Из предложений № 1-5  текста выпишите наречия (публично,недавно)
  2. Графически объясните роль сочинительного союза в предложениях №5,8

В древности и в средн..вековье они играли большую роль, например, для определения дат религиозных праз..ников.

Есть функция календаря и в наручных часах и в сотовых телефонах указыва..щих точную дату даже учитывая високосные годы.

3.В первом абзаце подчеркнуть причастные обороты как члены предложения.

Вариант 2

  1. Прочитайте текст. Запишите его, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки и расставив недостающие знаки препинания.
  2. Выполните задания после текста.

                                                               

     (1) В часы досуга отец заб..вляя своего сына сооружал для него маленькие ветря..ые мельницы клее..л бумажных змеев и пускал вместе с ним мыльные пузыри. (2) Мыльные пузыри иногда пон..мались довольно высоко.

     (3) Отец был (не) грамотным мечтателем и он часто говорил сыну:

- (4) Малыш! (5) Если (бы) у мыльного пузыря была прочная оболочка он (бы) поднялся высоко (высоко) и летел (бы) долго (долго).

    (6) У мальчика заг..рались глаза. (7) Отец научил его мечтать о полете в небо. (8) Он внушил ему мысль о таком пузыре который будет больше стога сена и сможет поднять человека. (9) Он верил что образова..ый сын из..щет прочную и легкую оболочку для больш.. пузыря и осуществит отцовские мечты.

   (10) И он их осуществил. (11) Знатный (воздухо)плаватель и его отец обнявшись (не) замечая (ни)кого любовались полетом радужных мыльных пузырей выдува..мых через тонкую соломинку сыном (воздухо)плавателя и внуком старика из далек.. с..ления.

  1. Из предложений №8-11  выпишите предлоги.(о,через,из)
  2. Графически объясните роль сочинительного союза в предложениях №1,3.

В часы досуга отец заб..вляя своего сына сооружал для него маленькие ветря..ые мельницы клее..л бумажных змеев и пускал вместе с ним мыльные пузыри.

Отец был (не) грамотным мечтателем и он часто говорил сыну

  1. Из предложений №1-3 выпишите деепричастие(-я).(забавляя)

Критерии оценивания работы

Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной  ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное,как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки  на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты  - плот, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

Отметка «3»  выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается  до 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого,  допущено более 4 грамматических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается  отметкой  "1" .

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется  руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Отметка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

При оценке контрольного  словарного  диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5»   ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

Отметка «3».Отметка ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Отметка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается отметкой  "1".

Оценка тестовых работа

  • Если учащийся выполнил от 30% до 60% от общего числа заданий, то он получает отметку «3»
  • Если учащийся выполнил от 60% до 80% от общего числа заданий, то он получает отметку «4»
  • Если учащийся выполнил от 80% до 100% от общего числа  заданий, то он получает отметку «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса ( УМК М. Т. Баранов ,Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса (  УМК  М. Т. Баранов ,Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова)...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 6 класса(УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 6 класса(УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 7 класса(УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 7 класса(УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)...

КОС по русскому языку для 5 класса (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)

КОС по русскому языку  для 5 класса  (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)...

КОС по русскому языку для 6 класса (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)

КОС по русскому языку  для 6 класса  (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)...

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.

Рабочая  программа  по русскому языку для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственног...

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.

Рабочая  программа  по русскому языку для 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравст...