КОС по русскому языку для 6 класса (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
КОС по русскому языку для 6 класса (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kos_russkiy_yazyk_6_klass_fgos.docx | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа №1
Стартовая контрольная работа
Вариант 1
1.Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв?
1)вьюга 2) ехать 3)съесть 4) ель
2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) тр…нированный, пол…жить
2) отв…нтить, посв…щать
3) в…негрет, л…теть
4) отр…сль, мол…ко
3. В каком слове в окончании нужно писать и?
1) в рощ… 2) корм…т 3) блиста…т 4) бледне…т
4. В каком ряду мягкий знак пишется во всех словах?
1) нет задач…, моеш…, блин…чик
2) пишеш……, плющ…, читает…ся
3) пригож…, прос…ба, помощ…ник
4) улыбаеш…ся, л…ют, почтал…он
5. В каком ряду пропущены буквы только в словах с чередующейся гласной корня?
1) р…сти, р…списание, предл…гать
2) обд…раю, выр…сли, зап…рать
3) выт…реть, м…ролюбивый, бл…стеть
4) зап…реть, насл…диться, под…рить
6. В каком ряду во всех словах пропущена буква о?
1) душ…й, плеч…м, ключ…м
2) ш…л, под луч…м, камыш…м
3) чертеж…м, ш…лк, лапш…й
4) овц…й, отсеч…м, кольц…м
7. Укажите существительное с окончанием –е ?
1) отдыхать в санатори…
2) бегать по дорожк…
3) прийти к акаци…
4) прочитать в объявлени…
8. В каком ряду во всех словах пропущена буква е (ё)?
1) свеж…го хлеба, крепким кирпич…м, береж…т
2) с чуж…м пальто, осенн…е солнце, сердц… болит
3) пригож…му малышу, ситц…вое платье, колюч…го кустарника
4) круглолиц…му мальчику, в хорош…м настроении, сургуч…м
9. В каком ряду оба слова пишутся с мягким знаком?
1) моет…ся, береч…
2) слышит…ся, улыбает…ся
3) стереч…, смеёт…ся
4) береч…ся, записат…ся
10. В какой пословице все слова, кроме служебных, существительные?
1) Без нитки и иголки и шубы не сшить.
2) Век долог, да час короток.
3) Видом сокол, а голосом ворона.
4) В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
11. Какое слово не является общеупотребительным?
1) вода 2) колба 3) думать 4) длинный
12. Какое слово является историзмом?
1) ланиты 2) кафтан 3) ветрило 4) чело
13. Какое слово образовано приставочным способом?
1) потемнеть 2) пригородный 3) сотрудник 4) разведка
14. Какое слово образовано суффиксально- приставочным способом?
1) ледокол 2) сокурсник 3) Поволжье 4) столовая
15. Каким способом образовано слово выход?
1) приставочным 2) суффиксальным 3) бессуффиксным 4) переход из одной части речи в другую
16. Замените выделенные слова синонимичными им фразеологизмами:
Змей Горыныч унес царевну далеко-
Миша сильно покраснел-
Я прочитал журнал до конца-
Рита чувствует себя на катке прекрасно-
17. В каком предложении союз «и» связывает однородные сказуемые? (Знаки препинания не расставлены).
1) В долине пар белеет тонкий и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
2) Мы приготовили санки и пошли кататься с горы.
3) Началась метель и снежинки закружились в хороводе.
4) Все жаловались на холод и дождь стучал в окна.
18. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Автобус остановился, и все вышли на остановке.
2) В саду у бабушки росли разные цветы астры, тюльпаны и даже розы.
3) Ты обязательно напиши письмо.
4) Лось выскочил на дорогу и пошел по направлению к деревне.
19. Прочитай предложения. В какой последовательности их нужно расположить, чтобы получился текст?
А. При лунном свете матовым серебром отливали его мощные, окладистые рога
Б. Ему в жизни пришлось выдержать не один бой, но сейчас он может попасть в руки браконьеров, которые притаились где – то на берегу.
В. Огромная голова лося возвышалась над камышом.
Г. Лось был немолодой.
1) А, Б, В, Г 2) Б, Г, В, А 3) А, В, Г, Б 4) В, А, Г, Б
Прочитайте текст и выполните задания.
1) Хороши снежные зимы в России! 2) Переливаются на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. 3) Припорошила зима землю снежной шубкой. 4) Отдыхает земля, набирает силу.
20. Определите стиль речи данного отрывка.
1) научный 2) публицистический 3) художественный 4) разговорный
21. Выпишите грамматическую основу (основы) из 3-го предложения.
22. Укажите, в каком предложении встретилось слово с чередующейся гласной корня? Запишите номер предложения и это слово.
Вариант 2
1.Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв?
1)съехать 2)вьюн 3)съёмка 4)мель
2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) ар…мат, отр…сль
2) нас…лить, зал…жить
3) раскр…шить, нас…рить
4) прил…жу, перел…мить
3. В каком слове в окончании нужно писать е?
1) к ладон… 2) вид…т 3) держ…т 4) бледне…т
4. В каком ряду мягкий знак пишется во всех словах?
1) скрипуч…, косич…ка, павил…он
2) стереч…, задач…, матер…ю
3) успел укрыт…ся, руж…ё, появиш…ся
4) прос…ба, могуч…, отреж…
5. В каком ряду пропущены буквы только в словах с чередующейся гласной корня?
1) вып…чка, заб…раться, выг…рать
2) прим…рение, разв…рить, выкр…шена
3) тр...стинка, ск…зать, выст…рпеть
4) р…сток, заг…р, прик…саться
6. В каком ряду во всех словах пропущена буква ё(е)?
1) свинц…вый, нож…вый, с товарищ…м
2) с лучш…м учеником, хорош…го, с ключ…м
3) щ...голять, стереж…т, в больш…м автомобиле
4) о хорош…м дне, с полотенц…м, круглолиц…ю девицей
7. Укажите существительное с окончанием –е ?
1) стоять возле акаци …
2) возле коллекци…
3) пройти по дорог…
4) в тетрад…
8. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?
1) уб…ру, зам…р, расст…лается
2) зам…реть, подст…лил, выт…рла
3) выт…рла, изб…рать, бл…стеть
4) разж…гать, выд…рать, вып…рает
9. В каком ряду оба слова пишутся с мягким знаком?
1) крадёт…ся, улыбат…ся
2) стрич…, моет…ся
3) опасает…ся, подстрич…
4) копат…ся, учит…ся
10. В какой пословице все слова, кроме служебных, существительные?
1) Не строй семь церквей – пристрой семь детей.
2) Наживной рубль дорог, даровой рубль дёшев.
3) Перьями сокол, да умом тетерев.
4) Ворона соколом не бывает.
11. Какое слово не является общеупотребительным?
1) тубус 2) земля 3) говорить 4) птица
12. Какое слово является историзмом?
1) рыбарь 2) глас 3) треуголка 4) очи
13. Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) берёзовый 2) неприятный 3) безвольный 4) согласие
14. Какое слово образовано суффиксально- приставочным способом?
1) сотрудник 2) проходная 3) соучастие 4) юннат
15. Каким способом образовано слово вывод?
1) приставочным 2) суффиксальным 3) бессуффиксным 4) переход из одной части речи в другую
16. Замените выделенные слова синонимичными им фразеологизмами:
Петя работал очень медленно -
До города было недалеко -
Денег у купца много -
Маша сильно похудела -
17. В каком предложении союз «и» связывает однородные сказуемые? (Знаки препинания не расставлены).
1) С вечера подул сильный ветер и началась гроза.
2) Падает снег и деревья укрываются пушистым одеялом.
3) Вот прилетела большая сова и подала голос.
4) В домах горел свет и веселились люди.
18. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) С сосны упала шишка и покатилась по земле.
2) Вы знали о случившемся?
3) В тайге обитают ценные звери, соболь, песец, норка.
4) Я забросил удочку и увидел, что рыба клюёт.
19. Прочитай предложения. В какой последовательности их нужно расположить, чтобы получился текст?
А. Это вставал во весь рост отдохнувший лось.
Б. Прислушиваясь к стону лося, человек сидел не шелохнувшись.
В. Человек свистнул, и лось, откинув на спину гордую голову, помчался через камыши в лес.
Г. Когда занялась заря, охотника разбудил всплеск.
1) А, Б, В, Г 2) В, А, Г, Б 3) Г, Б, А, В 4) Б, Г, А, В
Прочитайте текст и выполните задания.
1) Вот простучал по сухому дереву дятел. 2) По всему лесу слышна дробь лесного барабанщика. 3) С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. 4) Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. 5) Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена.
20. Определите стиль речи данного отрывка.
1) научный 2) художественный 3) публицистический 4) разговорный
21. Выпишите грамматическую основу (основы) из 3-го предложения.
22. Укажите, в каком предложении встретилось слово с чередующейся гласной корня? Запишите номер предложения и это слово.
Контрольная работа №2
Контрольный диктант «Повторение изученного в 5 классе»
На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. (109 слов)
(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)
Грамматические задания
1. Выполните синтаксический разбор предложения:
Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи. (1 вар.);
Лучи солнца освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. (2 вар.).
2.Выполните морфемный разбор слов:
устилали, придорожных, головки (1 вар.);
разгорается, пресладких, дорожкой (2 вар.).
3. Произведите морфологический разбор существительных:
корзину (1 вар.); на сене (2 вар.).
Грамматические задания (Ответы)
1. Выполните синтаксический разбор предложения:
Изпридорожныхзарослейвыпорхнулаперепелка и скрыласьво ржи. (1 вар.);
Лучисолнцаосвещаютдалекиеполя, прибрежныекусты возле речки. (2 вар.).
2.Выполните морфемный разбор слов:
Устилали, придорожных, головки (1 вар.);
Разгорается, пресладких, дорожкой (2 вар.).
3. Произведите морфологический разбор существительных:
корзину (1 вар.);
I.Корзину –сущ.(что?)
II.Н.ф.- корзина;нариц.,неодуш.,ж.р.,1 скл., в вин.п., в ед ч.
III.Дотащил (что?) корзину
на сене (2 вар.).
I . (На) сене- сущ.( что?)
II.Н.ф.- сено;нариц.,неодуш.,ср.р.,2 скл., в пр.п., в ед. ч.
III.Отдохнуть (на чем?) на сене
Контрольная работа №3
Контрольная работа по темам «Лексика» и «Фразеология»
1 вариант
1. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
а) острый нож б)пламя костра в)пустые разговоры г)правильный ответ
2. Подберите к словам один или несколько синонимов.
Сиять-
Храбрость-
Родина-
3. Подбери к выделенному слову в словосочетании антоним.
Добрый взгляд-
Гладкая поверхность-
4. Соотнеси понятия и примеры.
1. камбуз, кубрик,палуба, каюта а) Профессионализмы
б) Устаревшие слова
2. Куток, баз, стежка, казюляв) Неологизмы
3 Прайс-лист, брифинг, браузерг) Диалектизмы
4. Аршин, лапотник, верста, барыши.
5. Замени фразеологизмы одним словом:
1. бежать во все лопатки-
2. намылить шею-
3. обвести вокруг пальца-
6* (дополнительное)Вспомните и запишите фразеологизмы, имеющие в своем составе название животного или птицы.
7.Перепиши текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Воробей-часовой.
Для в..робьев нет лучше места, чем песчаная д..ро..ка в нашем садике.
М..л..дые в..р..бышкибе..заботночирикают купаются в песке прыгают по д..ро..ке а старый в..р..бей усядется на самую высокую ветку акации и зорко смотрит во все ст..р..ны. В это время другие воробьи тор..пливо таскают гусениц и кормят св..их д..тенышей.
В..р..бей-стор..ж невозмутим, он не бросится даже на самую ж..рнуюгусеницу.Примерныйч..совой может в любую с..кунду поднять тревогу.В одну м..нуту все смолкнет. Только ч..совой сидит на в..ршине. Он закр..чал но не пошев..лился. Он увидел врага и сл..дит за ним.
2 вариант.
1. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
а) черный кофе б) сгорать от любопытства в)слушать радио г)говорящий попугай
2. Подберите к словам один или несколько синонимов. Запишите по образцу.
танцевать-
есть-
враг-
3. Подбери к выделенному слову в словосочетании антоним.
Аккуратно выглядеть-
Ответить вежливо-
Молодой человек-
4. Соотнеси понятия и примеры.
а) Профессионализмы
1.лясы, лузгать, кафтан,приказчикб) Устаревшие слова
2. кочет, замолаживать, голбец в) Неологизмы
3. ресивер, бренд, скриншот г) Диалектизмы
4. негатив, объектив, проявитель
5. Замени фразеологизмы одним словом:
1. ходить на голове-
2. как снег на голову-
3.как воды в рот набрал-
4. кусать локти-
6* (дополнительное)Вспомните и запишите фразеологизмы, имеющие в своем составе название частей лица или тела человека.
7.Перепиши текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Воробей-часовой.
Для в..робьев нет лучше места, чем песчаная д..ро..ка в нашем садике.
М..л..дые в..р..бышкибе..заботночирикают купаются в песке прыгают по д..ро..ке а старый в..р..бей усядется на самую высокую ветку акации и зорко смотрит во все ст..р..ны. В это время другие воробьи тор..пливо таскают гусениц и кормят св..их д..тенышей.
В..р..бей-стор..ж невозмутим, он не бросится даже на самую ж..рнуюгусеницу.Примерныйч..совой может в любую с..кунду поднять тревогу.В одну м..нуту все смолкнет. Только ч..совой сидит на в..ршине. Он закр..чал но не пошев..лился. Он увидел врага и сл..дит за ним.
Контрольная работа № 4
Контрольная работа по русскому языку за I четверть
Задания
1.Раздел науки о языке, в котором изучается слово и его словарный запас языка- это…
2.Синонимы –это слова …
3.Вставь пропущенные орфограммы:
пол..скать ребенка, пол..скать белье;
разв..вается ребенок, разв..вается флаг.
4.Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова называются…
5.Найдите в отрывке из стихотворенияН.Некрасова«Крестьянские дети» диалектное слово:
«Здорово, парнище!»- «Ступай себе мимо!»
-Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?-«Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, я отвожу».
6. Вставь пропущенные буквы:
Слово бумага заимствовано в четырнадцатом век… из итал..янского языка. Первоначально на Руси это слово обозн..чало название ткан.., которую делали из хлопкового волокна. Позже слово бумага стало обозн..чать и писч..ю бумагу. Оно прин..длежит к очень частотным словам, вросло в нашу речь настолько, что иноязычное происх..ждение совершенно не чу..ствуется.
7. Замените выделенные слова синонимичными им фразеологизмами:
Змей Горыныч унес царевну далеко-
Миша сильно покраснел-
Я прочитал журнал до конца-
Рита чувствует себя на катке прекрасно-
8. Составить слово. Приставку взять от слова предлагать; корень- от словасложение; суффикс- от слова хранение; окончание- от слова везение.
9.Сделать морфемный разбор:
Прогулка, большущий, поддержка
10. Слова, употребляемые только жителями той или иной местности называются …
Ответы
1.Раздел науки о языке, в котором изучается слово и его словарный запас языка – это лексикология
2.Синонимы – это слова, которые обозначают одно и то же,но отличаются оттенками лексического значения.
3.Вставь пропущенные орфограммы:
поласкать ребенка, полоскать белье;
развивается ребенок, развевается флаг.
4.Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова называются общеупотребительными.
5.Найдите в отрывке из стихотворенияН.Некрасова«Крестьянские дети» диалектное слово:
«Здорово, парнище!»- «Ступай себе мимо!»
-Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?-«Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, я отвожу».
6. Вставь пропущенные буквы:
Слово бумага заимствовано в четырнадцатом веке из итальянского языка. Первоначально на Руси это слово обозначало название ткани, которую делали из хлопкового волокна. Позже слово бумага стало обозначать и писчую бумагу. Оно принадлежит к очень частотным словам, вросло в нашу речь настолько, что иноязычное происхождение совершенно не чувствуется.
7. Замените выделенные слова синонимичными им фразеологизмами:
Змей Горыныч унес царевну далеко-за тридевять земель
Миша сильно покраснел-до корней волос
Я прочитал журнал до конца- от корки до корки
Рита чувствует себя на катке прекрасно-как рыба в воде
8. Составить слово. Приставку взять от слова предлагать; корень- от словасложение; суффикс- от слова хранение; окончание- от слова везение.Предложение.
9.Сделать морфемный разбор:
Прогулка, большущий, поддержка
10. Слова, употребляемые только жителями той или иной местности называютсядиалектизмами.
Контрольная работа № 5
Контрольный тест по теме « Словообразование. Орфография»
1.Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова
орфография | морфемика | словообразование | лексика |
2.В какой строке указаны все морфемные способы образования слов?
- Приставочный, суффиксальный, сложение слов, бессуффиксный
- Приставочно-суффиксальный, переход одной части речи в другую, приставочный
- Бессуффиксный, приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный
- Сложение основ, бессуффиксный, суффиксальный, приставочный
3.Приставочно-суффиксальным способом образовано слово
взлететь | сокурсник | восход | переход |
4.Отметьте суффикс у слова зайчишка
-к- | -ишк- | -чишк- | -шк- |
5.Укажите ошибку:1)подоконник-окно 2)обуваться-обуть 3)лесок-лес 4)учитель-учить
6.Укажите пропущенное слово в словообразовательной цепочке
Разговорчивость разговорчивый … говор.
уговор | говорить | разговаривать | разговор |
7.Определите, каким способом образовано слово выписывать
приставочно-суффиксальным | приставочным | бессуффиксным | суффиксальным |
8.Выберите единственное в русском языке слово, не имеющее корня
прыгнуть | дунуть | плюнуть | вынуть |
9.Укажите слово, состоящее из приставки, корня и окончания
перерыв | переросток | переулок | перестройка |
10.Какое из слов имеет значение «приближение»?
приклеить | привинтить | присесть | прискакать |
11.Отметьте ряд, в котором все слова являются однокоренными
- гора, подгорный, горе
- водить, вода, водяной
- засветить, свет, светлый
- трава, травяной, травить
12.Определите, в каком слове два суффикса?
|
|
|
|
13.Определите, в каком ряду указаны формы слова
- листик, листочек 2)листовой, безлистный 3)листик, листики 4)лист, листок
14.Укажите неверное утверждение.
- В корне -кос- – -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А-.
- В корне с чередованием -гор- – -гар- в безударном положении пишется буква А.
- После приставки сверх- пишется буква И.
- В приставке, близкой по значению к слову очень пишется буква Е.
15.Буква О пишется в слове
|
|
|
|
16.В каком слове пропущена буква А?
|
|
|
|
17.Буква А пропущена в слове
|
|
|
|
18.Буква Е пишется в приставке, если она обозначает
- присоединение 2)приближение 3)неполное действие 4)близость к слову очень
19.Буква И пропущена в слове
|
|
|
|
20.Буква И пишется в слове
|
|
|
|
21.В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
- м…ляр, заг…р, пол…жение
- к…саюсь, предл…жить, заг…реть
- выр…с, сл…жение, пом…гать
- приб…рать, зам…лчать, г…раж
22.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- пр…морский, заб…рать, пр…скучный
- пр…кратить, пр…градить, прот…реть
- пр…пятствие, зап…рать, пр…вкусный
- проб…раться, пр…спокойный, выт…реть
23.В каком слове пропущена буква И?
|
|
|
|
24.В каком ряду пропущенные буквы соответствуют последовательности И, А, О, Е?
- пр…рвать, к…саться, подг…реть, выт…реть
- пр…одолеть, з…рница, к…снуться, пр…огромный
- сверх…нтересный, р…стение, звер…лов, пр…вращать
- пр…готовить, перег…реть, распол…житься, пр…образовать
Ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 |
Контрольная работа №6
Контрольный диктант за 2 четверть
Русская зима
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена.
С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок. Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (112 слов)
(ПоИ. Соколову-Микитову)
Грамматическое задание
Выполнить морфологический разбор существительного
I вариант: по дереву;
II вариант: под пнем
Грамматическое задание (ответ)
Выполнить морфологический разбор существительного
I вариант: по дереву;
II вариант: под пнем
I. (По) дереву- сущ.(что?)
II.Н.ф.- дерево; нариц., неодуш., ср.р.,2 скл., в дат.п., в ед.ч.
III.Простучал ( по чему?) по дереву
I. (Под)пнем- сущ.(что?)
II.Н.ф.- пень; нариц., неодуш., м.р., 2 скл., в тв.п., в ед.ч.
III.Скрылась ( под чем?) под пнем
Контрольная работа № 7
Контрольный тест по теме «Имя существительное»
- Что значит – сделать морфологический разбор?
а) разобрать слово по составу
б) разобрать слово как часть речи
в) проанализировать орфограммы
- Укажите собственные имена существительные:
а) тетрадь
б) Александра
в) цветок
г) Волгоград
д)город
- Существительное обозначает:
а) предмет
б) признак предмета
в) признак действия
- Укажите одушевленные и неодушевленные имена существительные:
а) снег (неодуш)
б) дерево (неодуш.)
в) мужчина(одуш.)
г) гражданин(одуш.)
д) лист (неодуш.)
- Укажите существительные мужского рода:
а) доктор
б) небо
в) берег
г) поляна
д) облако
- Укажите разносклоняемые существительные:
а) земля
б) время
в) ночь
г) путь
д) жгут
- Укажите существительные, имеющие форму только множественного числа:
а) листья
б) ветры
в) ножницы
г) носки
д) каникулы
- К несклоняемым относится имя существительное:
- дочь;
- плакса;
- пальто.
- Несклоняемым является имя существительное:
- метро;
- время;
- фанера.
- Именем существительными среднего рода является слово:
- кофе
- какао
- авеню
- Именем существительным мужского рода является слово:
- пенальти
- такси
- ателье
- К разносклоняемым относится группа существительных:
- море, поле, горе;
- племя, знамя, семя;
- марля, доля, воля.
- К третьему склонению относится имя существительное:
- сыч
- дочь
- плач
- Именем существительным общего рода является слово:
- плакса
- академия
- стремя
Контрольная работа № 8
Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное».
Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.
Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.
Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде. (119 слов)
Задания
А) Подчеркнуть сложные прилагательные как члены предложения.
Б) Найти и обозначить приставки не-, при-, пре- в прилагательных.
Контрольная работа № 8/1
Контрольный тест по теме «Имя прилагательное»
1. О какой части речи говорится в стихотворении?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
А) имя существительное;
Б) глагол;
В) имя прилагательное;
Г) местоимение.
2. Найди «лишнее» слово по перечисляемому признаку:
А) деревянный;
Б) сладкий;
В) железный;
Г) шёлковый;
Д) бумажный.
3. Прочитай загадку, найти отгадку помогут имена прилагательные.
Крохотная девочка вышла на лужок;
Жёлтая головушка, беленький венок.
А) одуванчик;
Б) ромашка;
В) роза.
4. Найди, какое прилагательное не близкое по значению к остальным:
А) красивый;
Б) пригожий;
В) смелый;
Г) миловидный.
5. Продолжи фразу: «Имена прилагательные играют главную роль
А) в описании;
Б) в повествовании;
В) в рассуждении.
6. Узнай героя сказки по характеру.
«Маленький человечек с пропеллером на спине был проказником, выдумщиком, но вместе с тем очень капризным и обидчивым. У него много недостатков: сластена, лентяй, хитрец, жадина и обжора. Но много у героя и достоинств: находчивый, отзывчивый, весёлый»
А) Незнайка;
Б) Карлсон;
В) Буратино.
7. Прочитай словосочетания и определи, по каким признакам подобраны пары:
детскую книгу; заказного письма; трудный диктант.
А) по числу;
Б) по роду;
В) по падежам.
8. Род имен прилагательных определяется
А) по роду имени существительного;
Б) по подлежащему.
9. К существительному юноша по смыслу не подходят прилагательные:
А) миловидный;
Б) дряхлый;
В) сильный;
Г) ловкий;
Д) столетний;
10. –ЕЕ -ОЕ - это окончания имен прилагательных
А) женского рода;
Б) мужского рода;
В) среднего рода.
11. Выбор окончания имени прилагательного -ЕЕ или -ИЕ зависит
А) от рода имени прилагательного;
Б) от числа имени прилагательного;
В) от падежа имени прилагательного.
12. Узнай, где неправильно написано окончание имени прилагательного:
А) в зимним лесу;
Б) о дремучем царстве;
В) синего тумана.
13. В Т.п. к имени прилагательному нужно поставить вопрос
А) каком?
Б) каким?
14. Определи, какое слово не является именем прилагательным:
А) дальней;
Б) рощей;
В) колючей;
Г) весенней.
15. Имена прилагательные с –ЬЕ -ЬЯ -ИЙ -ЬИ обозначают признак предмета
А) по форме;
Б) по цвету;
В) по принадлежности;
Г) по материалу.
16. Для всех имен прилагательных
Собач… чутьё, ворон… гнездо, коров… молоко, птич… пение, олен… копыто
подходит окончание
А) -ИЙ;
Б) -ЬЯ;
В) -ЬИ;
Г) -ЬЕ;
17. Где допущена ошибка в определении рода, числа, падежа имени прилагательного:
А) в подмосковном лесу – м.р., ед.ч., П.п.;
Б) стройным мальчиком – м.р., мн.ч.,Д.п.;
В) крупных ягод –ж.р., мн.ч., Р.п.;
Г) в дальнюю страну – с.р., ед.ч., И.п.
18. Где объясняется способ проверки имени прилагательного:
А) Проверяю так: от имени существительного поставлю вопрос и по окончанию вопроса узнаю нужное окончание прилагательного.
Б) Проверяю так: подберу проверочное слово того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием
19. В данных словосочетаниях найди прилагательные, которые употреблены в переносном значении.
А) сладкий арбуз;
Б) острый взгляд;
В) мягкий характер;
Г) горячий чай.
Ответы
1-В
2-Б
3-Б
4-В
5-А
6-Б
7-А,Б
8-А
9-Б,Д
10-В
11-Б
12-А
13-Б
14-Б
15-В
16-Г
17-Б,Г
18-А
19-Б,В
Контрольная работа № 9
Контрольный диктант по теме: «Имя числительное».
Глубина озера Байкал — 1640 (тысяча шестьсот сорок)метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336(триста тридцать шесть) рек, а вытекает одна — Ангара.
Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.
Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.
Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.
Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем. (113 слов)
(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)
Грамматическое задание
Просклонять числительное 336
Ответ:
Им.п. триста тридцать шесть
Род.п. трёхсот тридцати шести
Дат.п. трёмстам тридцать шести
Вин.п триста тридцать шесть
Тв.п. тремястами тридцатью шестью
Пр.п. (о) трёхстах тридцати шести
Контрольная работа № 10
Контрольный диктант за 3 четверть
Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие–то далекие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи. Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму.
Грамматические задания
1.Выполнить синтаксический разбор предложения Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.
2.Морфологический разбор прилагательного за письменным
Грамматические задания(ответы)
1.Выполнить синтаксический разбор предложения Ониуничтожаютвредныхнасекомых, воюютс крысами и мышами.(Простое, повеств.,распр., невоскл.)
2.Морфологический разбор прилагательного за письменным
За письменным (столом)- прил.
I.За столом (каким?) письменным
Н.ф.- письменный
II.Пост.-относит.; непост.- в тв.п., ед.ч., м.р.
III.За столом (каким?) письменным
Контрольная работа № 11
Контрольный диктант по теме «Местоимения»
Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (118 слов)
Грамматическое задание.
Подчеркнуть все местоимения как члены предложения, обозначить их разряд.
Ответ:
Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха.Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.
Контрольная работа № 12
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Диктант
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг - золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спатьодуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали (По М. Пришвину «Золотой луг»)
Грамматическое задание
1. Найдите в тексте диктанта глаголы в неопределённой форме.
2. Найдите грамматические основы предложения:
Утром, когда солнцевзошло, явидел, как одуванчикираскрывают свои ладони, и от этого лугстановился опять золотым.
Контрольная работа № 13. Итоговый тест за 6 класс
Вариант 1
1. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
А) ход…т, бре…тся, мечта…те;
Б) улыба…тся, завис…шь, стро…те;
В) гон…шь, уч…тся, смотр…те
2. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
А) стреля…те, зажига…т, стел…шь;
Б) прыга…шь, дыш…те, сверка...м;
В) верт…м, вер…м, дума…м
3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А (Я)?
А) кле…т, стел…т, исследу…т;
Б) вар...т, разруб…т, леч…т;
В) сдвин…т, порт…т, служ…т
4. В каком примере на месте скобок не нужно писать Ь?
А) Твоя красота разгорает (?) ся только сильней.
Б) Твоя красота будет разгорат (?) ся только сильней.
В) Ты идёш (?) по земле молодой – зеленеет трава за тобой.
Г) Необходимо береч (?) и охранять нашу природу.
5. В каких примерах на месте пропусков пишется И?
А) Встретившиеся в океане корабли приветств…вали друг друга продолжительными гудками.
Б) Небольшие стаи чаек след…вали за кораблём.
В) Мы выпил…вали фигурки для тира.
Г) Друзья внимательно рассматр…вали чертежи.
6. В каких рядах на месте пропусков пишется А?
А) Тебя это не к…сается.
Б) Нам предл…гают пойти в поход.
В) Тебя это не к…снётся.
Г) Нам предл…жили пойти в поход.
7. В каком примере НЕ с глаголом пишется слитно?
А) Мне (не) хотелось от вас уезжать.
Б) Я другой такой страны (не) знаю.
В) Я (не) навижу сплетен в виде версий.
8. В каких примерах допущена ошибка в употреблении прилагательного?
А) Эта девушка более стройная.
Б) Байкал – самое глубочайшее озеро в мире.
В) Более громкая песня зазвучала впереди.
9. В каком ряду во всех прилагательных пишется Е?
А) алыч…вый, камыш…вый;
Б) груш…вый, ситц…вый;
В) холщ…вый, свинц…вый.
10. В каких словах пишется Н?
А) песча…ый;
Б) деревя…ый;
В) хозяйстве…ый;
Г) ветре…ый.
11. В каких словах пишется НН?
А) воробьи…ый;
Б) оловя...ый;
В) были…ый;
Г) кожа…ый.
12. В каких словах пишется – К - ?
А) низ…ий;
Б) францу…ий;
В) грец…ий.
13. В каком ряду все прилагательные с НЕ пишутся слитно?
А) (не) брежный; (не) лёгкий, а тяжёлый;
Б) (не) здоровый; (не) глубокий;
В) (не) весел; (не) высокий, а низкий.
14. В каком ряду во всех числительных в середине пишется Ь?
А) пят (?) сот, шест (?) десят, восем (?) надцать;
Б) сем (?) десят, девят (?) сот, восем (?) десят.
15. В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?
А) кое (с) кем, кое (кого), кто (нибудь);
Б) кое (как), кем (то), когда (либо) .
16. В каких предложениях на месте пропуска пишется Е?
А) Мне н…кого винить.
Б) Я н…кого не виню.
В) Здесь н…когда был сад.
Г) Здесь н…когда не было сада.
17. В каком ряду НЕ-НИ с местоимениями пишется раздельно?
А) (не) кому, ни (к) кому;
Б) кое (у) кого, ни (с) кем.
18. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?
Группа пробиралась через болота и леса.
А) глагол изъявительного наклонения, 1-го спряжения, несов. вида, невозвратный, стоит в прошедшем времени, 1-ом лице, ед.числе, муж. роде;
Б) глагол изъявительного наклонения, 1-го спряжения, несов. вида, возвратный, стоит в прошед. времени, ед. числе, жен. роде.
Вариант 2
1. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
А) улыба…тся, маш…шь, увид…те;
Б) смотр…шь, удерж…т, дыш…те;
В) охраня…шь, верт…т, ненавид…м.
2. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
А) стел…м, бре…шь, кол…т;
Б) каса…тся, терп…м, слуша…т;
В) интересу…тся, обид…м, брос…те.
3. В каком ряду во всех словах пропущена буква У (Ю)?
А) кол…т, бор…тся, плещ…т;
Б) игра…т, копа…т, кле…т;
В) рассматрива…т, стреля…т, дыш…т.
4. В каком примере не нужно писать Ь?
А) Иные места покидаеш (?) и всё же думаеш (?), что когда-нибудь сюда вернёш (?) ся.
Б) Мама велела мне подстрич (?) ся.
В) Голодной курице всегда зёрна снят (?) ся.
Г) Мне долго будет снит (?) ся море.
5. В каких примерах на месте пропусков пишется О (Е)?
А) Вода волн…валась под порывами ветра.
Б) Рабочие расклад…вали инструменты.
В) Через толстое стекло иллюминатора видно было, как буш…вало море.
Г) С особенным удовольствием мы уклад…вали походные пожитки.
6. В каких рядах на месте пропусков пишется А?
А) Мы прил…жили максимум усилий к тому, чтобы победить.
Б) Мы прил…гали максимум усилий к тому, чтобы победить.
В) Тебя мои проблемы не к…саются.
Г) Тебя мои проблемы не к…снутся.
7. В каком примере НЕ с глаголом пишется слитно?
А) В воскресенье мне (не) здоровилось.
Б) Соловей (не) поёт, и дергач (не) кричит.
В) В оконной раме (не) хватает одного стекла.
8. В каком примере допущена ошибка в употреблении прилагательных?
А) Песня зазвучала более громче.
Б) Байкал – глубочайшее озеро в мире.
В) Море было менее спокойным, чем вчера.
9. В каком ряду во всех прилагательных пишется Е?
А) песц…вый, парч…вый;
Б) кумач…вый, еж…вый;
В) реч…вой, лиц…вой.
10. В каких словах пишется Н?
А) гуси…ый;
Б) ветре…ый;
В) стекля…ый;
г) стари…ый.
11. В каких словах пишется НН?
А) деревя…ый;
Б) серебря…ый;
В) тума…ый;
Г) голуби…ый.
12. В каких словах пишется – К - ?
А) вя…ий;
Б) матрос…ий;
В) немец…ий.
13. В каком ряду все прилагательные с НЕ пишутся слитно?
А) (не) взрачный; (не) далёкий, а близкий;
Б) (не) вежливый; (не) громкий;
В) (не) грустен; (не) радостный, а печальный.
14. В каком ряду во всех числительных в середине пишется Ь?
А) девят (?) надцать, сем (?) сот, сем (?) десят;
Б) восем (?) сот, восем (?) десят, шест (?) сот.
15. В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?
А) кое (где), где (либо), когда (нибудь);
Б) кое (у) кого, кое (с) кем, кое (что).
16. В каких предложениях на месте пропуска пишется И?
А) Нам н… о чём говорить.
Б) Мы н… о чём не говорили.
В) Я н…где не мог найти эту книгу.
Г) Мне н…где было найти эту книгу.
17. В каком ряду НЕ-НИ с местоимениями пишется слитно?
А) (ни) кто, (не) кого;
Б) ни (у) кого, не (с) кем.
18. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?
Листок закружился устало.
А) глагол изъявительного наклонения, 2-го спряжения, сов.вида, возвратный, стоит в прошед. времени, ед. числе, муж. роде;
Б) глагол повелительного наклонения, 2-го спряжения, невозвратный, сов. вида, стоит в наст. времени, в 3-ем лице, ед. числе, муж. роде.
Вариант 1
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
1 | в | 16 | в |
2 | а | 17 | б |
3 | б | 18 | б |
4 | а | 19 | б |
5 | в, г | 20 | а |
6 | а, б | 21 | б |
7 | в | 22 | в |
8 | а, в | 23 | б, г |
9 | б | 24 | а |
10 | б | 25 | б |
11 | в | 26 | а, в |
12 | а, г | 27 | б |
13 | б, в | 28 | а, б |
14 | а, в | 29 | б |
15 | б | 30 | б |
Ответы
Вариант 2
№ задания | Ответы | № задания | Ответы |
1 | б | 16 | а |
2 | а | 17 | б |
3 | а | 18 | б |
4 | в | 19 | б |
5 | а, в | 20 | б |
6 | б, в | 21 | а |
7 | а | 22 | а |
8 | б | 23 | б, г |
9 | а | 24 | а |
10 | в | 25 | а |
11 | б | 26 | б, г |
12 | а, б | 27 | а |
13 | а, в | 28 | а, в |
14 | а, в | 29 | а |
15 | б | 30 | б |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса ( УМК М. Т. Баранов ,Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса ( УМК М. Т. Баранов ,Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова)...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 6 класса(УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 6 класса(УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 7 класса(УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 7 класса(УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)...
КОС по русскому языку для 5 класса (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)
КОС по русскому языку для 5 класса (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)...
КОС по русскому языку для 7 класса (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)
КОС по русскому языку для 7 класса (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)...
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственног...
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравст...