КОС по русскому языку для 5 класса (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

КОС по русскому языку  для 5 класса  (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольно-оценочные средства  для 5 класса

Контрольная работа № 1

Стартовая  контрольная работа

Часть А:

А 1. В  каком слове все согласные звуки мягкие:

1) день;

2) пенал;

3) скользкий;

4) дорога.

А 2. В каком слове звуков меньше, чем букв:

1) чувство;

2) собака;

3) ёлка;

4) мороз.

А3. В каком слове нельзя проверить ударением безударную гласную в корне:

1) тр…вяной;

2) с…нтябрь;

3) м…рской;

4) сн…жок.

А 4. В каком слове нет непроизносимых согласных:

1) со…нце;

2) бесхитрос…ный;

3) ужас…ный;

4) извес…ный.

А5. В каком слове следует писать букву ь:

1) в…юга;

2) в…езжать;

3) об…яснить;

4) нет рощ… .

А6. В каком ряду все слова соответствуют правилу правописания удвоенной согласной в корне слова:

1) кла…, п…рог, г…рбарий;

2) су…ота, жу…ит, па…ажир;

3) ч…ща, щ…ка, ж…знь;

4) ре…кий, ни…кий, доро…ка.

А7. Укажите слово без Ь на конце:

1) пишеш…;

2) доч…;

3) камыш…;

4) помощ… .

А8. Какое из данных слов является проверочным для остальных:

1) д…рить;

2) од…рённый;

3) д…ровитый;

4) под…рок.

А 9. Найдите имя существительное:

1) опоздал;

2) рад;

3) разговор;

4) скоро.

А10. Какое слово среди приведённых не является однокоренным?

1) морской;

2) моряна;

3) море;

4) морить.

А11. Выберите верное продолжение определения: «Суффикс – это…»

1) часть слова, которая служит для образования новых слов;

2) часть слова, которая служит для связи  слов в предложении;

3) неизменяемая часть слова;

4) общая часть родственных слов.

А12 Укажите, где надо писать окончание –ом:

1) с добр… советом,                      2) за лилов… туманом,

3) в свободн… полёте,                   4) со страшн… зверем.

А 13. В каком из примеров прилагательное употреблено не в том значении, что в других?

1) золотая монета,                        2) золотые часы,

3) золотая брошь,                          4) золотой характер.

А 14. В каком примере пропущена буква Е?

1) Печка греет, а дорожка уч…т.               2) День хвал…тся вечером.

3)Люб…шь подарки – люби и отдарки.    4) Из поговорки слова не выкин…шь.

А 15. В каком ряду все слова с проверяемой гласной в корне?

1) дорожка, легко, натянуть;                2) конец, вокзал, травянистый;

3) чистота, тарелка, отколоть;              4) продолжение, пояс, опоздать.

А 16. В каком слове есть приставка под-?

1) подруга, 2) подвинуть, 3) бесподобный, 4) преподнести.

Часть Б. Прочитайте предложения и выполните задания Б1 – Б8.

А. И народ заметил: снегири прилетели – значит, завтра-послезавтра пойдёт снег.

Б. Поэтому эта красногрудая птица и зовётся снегирём.

В. Почти всегда так бывает.

Г. Чуть раньше первого снега появляются снегири.

Б1. Укажите, в каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст.

1) А, Г, Б, В                                   2) Г, А, В, Б

3) Г, Б, В, А                                   4) А, В, Г, Б

Б2. Из предложения Г выпишите грамматическую основу.

Б3. Найдите ошибку в анализе предложения Б.

1) Это предложение повествовательное.

2) Главные члены – птица зовётся.

3) Это предложение распространённое.

4) Предложение по интонации восклицательное.

Б4. Выпишите к слову снег форму слова.

Б5. Сколько словосочетаний в предложении Б? Запишите цифрой.

Б6. Найдите в тексте и выпишите имя прилагательное, стоящее в  женском роде, единственном числе, именительном падеже.

Б7. Найдите в тексте антоним к слову «исчезают» и выпишите.

Б8. Выпишите из текста глагол в прошедшем времени.

Контрольная работа № 2

Контрольный тест по теме  «Вспоминаем, повторяем, изучаем»

Вариант 1


1. В каком ряду даны только звонкие согласные звуки? 
1)[б], [ж] 
2) [к], [с] 
3) [з], [п] 
4) [в], [ш] 

2. Какое слово нельзя перенести? 
1) лает 
2) грызть 
3) лапка 
4) домик 

3. В каком ряду оба слова являются однокоренными? 
1) добрый, чуткий 
2) рисовая (каша), рисовать 
3) кормушка, кормить 
4) сильный, спортсмен 

4. В каком предложении выделенное слово является существительным? 
1) Стучит на скрипучем дереве дятел. 
2) Он перелетел на другое место. 
3) Клесты добывают семена из шишек. 
4) Прыгает по деревьям шустрая белочка. 

5. Укажи главные члены предложения. 
Скоро луга покроются нежной травкой. 
1)скоро покроются 
2) луга покроются 
3) нежной травкой 
4) покроются травкой 

6.В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква Ь? 
1) под..езд, друз..я 
2) лист..я, об.. яснить 
3) полын..я, в..ехать 
4) в..юга, п..ём 

7. В конце какого предложения следует поставить вопросительный знак? 
1) - Где находится Детский музыкальный театр 
2) - Он расположен на проспекте Вернадского 
3) - Большое спасибо 
4) - Не забудьте, что спектакли начинаются в двенадцать часов дня 

8. Укажи существительное в дательном падеже. 
1) (мечтать) о поездке 
2) (бежать) по дорожке 
3) (поехать) без путёвки 
4) (проститься) с подругой 

9. В каком сочетании слов есть прилагательное в форме единственного числа женского рода? 
1) тёплый ветерок 
2) хорошее настроение 
3) ранняя весна 
4) яркое солнце 

10. Укажи глагол в прошедшем времени, в среднем роде. 
1) зацвела (внезапно) 
2) появились (на полянке) 
3) пропел (песню) 
4) выглянуло (из-за туч) 

В этой части работы необходимо прочесть два текста и выполнить задания к каждому из них. Читай тексты внимательно, не торопись. Для выполнения заданий используй только содержание соответствующего текста. 

Текст 1(1) Для птиц наступил месяц прощания с родиной - сентябрь. (2) Осенний ветер тихонько качает старый скворечник. (3) Скворец сел на ветку и затянул грустную песенку. (4) Замолчал певец, и скворчиха вылетела из жилища. (5) Скорей в стаю - пора в далёкий путь! 

(по В. Бuанкu)

11. Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста? 
1) Птицы прощаются с родиной 
2) Птицы 
3) Осенний ветер 
4) Наступил сентябрь 
12. В каком предложении содержится слово со значением «печальный»? 
1) в предложении 1 
2) в предложении 2 
3) в предложении 3 
4) в предложении 4 
13. Когда скворчиха вылетела из жилища?
1) когда скворец сел на ветку 
2) когда ветер стал качать старый скворечник 
3) когда скворец допел свою песню 
4) когда собралась стая птиц
Текст 2 
(1) Крылья птиц - это видоизмененные передние конечности. (2) Оперения крыльев и хвоста в воздухе служат птицам опорой. 
(3) В полёте нужна энергия, поэтому птицы много едят и быстро переваривают пищу. (4) Энергия запасается в жировых отложениях. (5) Жир мало весит, и поэтому используется как топливо для дальних перелетов. 
(6) Птицы - теплокровные животные, температура их тела постоянная более +40 градусов С. (7) Поддерживать такую температуру в зимнее время помогает пушистое оперение: оно удерживает воздух вокруг тела и заменяет птицам одежду. 
14. Что представляют собой крылья птиц? 
1) пушистое оперение 
2) видоизменённые передние конечности 
3) видоизменённые задние конечности 
4) источник энергии 
15. Почему птицы много едят? 
1) образующийся у птиц жир мало весит 
2) для удержания теплого воздуха вокруг тела 
3) для поддержания пушистого оперения 
4) им необходима энергия для полета
16. Что помогает птицам поддерживать температуру тела в зимнее время? 
1) пушистое оперение 
2) быстро перевариваемая пища 
3) дальние перелёты 

4) видоизменённые передние конечности 

Вариант 2.

1. В каком ряду даны только звонкие согласные звуки? 
1)[д], [с]      2) [к], [т]     3) [в], [г]       4) [б], ф] 
2. Какое слово нельзя перенести? 
1) грусть      2) лавка     3) поезд      4) месяц 
3. В каком ряду оба слова являются однокоренными? 
1) верный, надёжный 
2) смелость, смелый 
3) столб, столовый 
4) моряк, вода 
4. В каком предложении выделенное слово является существительным? 
1) В лесу отбивает дробь дятел. 
2) Резкий ветер разносит семена деревьев. 
3) Он срывает осенние листья. 
4) Стаями улетают на юг птицы. 
5. Укажи главные члены предложения. 
В поле зазеленела молодая рожь. 
1)в поле зазеленела 
2) молодая рожь 
3) зазеленела рожь 
4) в поле рожь 
6. В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква Ь? 
1) крыл..я, об..ехать 
2) ненаст..е, пол..ёт 
3) раз..езд, сем..я 
4) с..ёжился, ш..ём 
7. В конце какого предложения следует поставить вопросительный знак? 
1) - Как вы собираетесь проводить каникулы 
2) - Поедем всем классом в Суздаль 
3) - Как замечательно 
4) - Да, мы давно мечтали об этой поездке 
8. Укажи существительное в дательном падеже. 
1) (гордиться) командой 
2) (прыгнуть) с вышки 
3) (плавать) в реке 
4) (радоваться) победе 
9. В каком сочетании слов есть прилагательное в форме единственного числа женского рода? 
1) воскресное утро 
2) родной край 
3) тихая осень 
4) жёлтые листья 
10. Укажи глагол в прошедшем времени, в мужском роде. 
1) скользнул (по стеклу) 
2) засохло (без воды) 
3) ждали (дождя) 
4) выпорхнула (из гнезда) 

В этой части работы необходимо прочесть два текста и выполнить задания к каждому из них. Читай тексты внимательно, не торопись. Для выполнения заданий используй только содержание соответствующего текста. 
Текст 1 
(1) Наступает любимый детский праздник Новый год. (2) В школе пройдёт утренник. (3) Ребята готовят костюмы, маски, красочные головные уборы. (4) Мальчики вырезают из бумаги очки, мастерят шляпы. (5) Девочки шьют юбочки и платьица из марли. 
11. Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста? 
1) На празднике 
2) Ребята в школе 
3) Новогодний утренник 
4) Подготовка к празднику 
12. В каком предложении содержится слово со значением «спектакль, представление для детей»? 
1) в предложении 1 
2) в предложении 2 
3) в предложении 3 
4) в предложении 4 
13. Что ребята готовят к празднику? 
1) новогоднюю ёлку 
2) украшения актового зала 
3) костюмы, красочные головные уборы 
4) весёлые песни и конкурсы 
Текст 2 
(1) Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным, они - представители царства гриобв. (2) Клетки гриба растут и делятся только в одном направлении. (3) Так образуются длинныe разветвлённые нити - грибница. (4) Это и есть организм гриба. (5) Размножается гриб спорами. 
(6) Одни из caмых мелких грибов - дрожжи, они одноклеточные и не образуют нитей грибницы. (7) В природе белый налёт дрожжей можно легко обнаружить на сливах и винограде. 
14. Как размножаются грибы? 
1) побегами 
2) спорами 
3) семенами 
4) усиками 
15. Что называют грибницей? 
1) организм гриба 
2) споры гриба 
3) клетки гриба 
4) тело гриба 
16. Где в природе можно легко обнаружить дрожжи? 
1) в налёте на сливах и винограде 
2) на поросших мхом камнях 
3) в плесени на батоне хлеба 
4) в лесу на кустарниках 

Вариант 3.

1. В каком ряду даны только звонкие согласные звуки? 
1)[з], [ф]     2) [б], [с]      3) [п], [к]     4) [г], [д] 

2. Какое слово нельзя перенести? 
1) лодка    2) маяк    3) гость    4) парус 

3. В каком ряду оба слова являются однокоренными? 
1) работа, трудиться 
2) моряк, морской 
3) смелый, храбрый 
4) лето, летать 

4. В каком предложении выделенное слово является существительным? 
1) Сильный ураган повалил липу. 
2) Она перегородила дорогу. 
3) Цветы липы пахли мёдом. 
4) Над цветами жужжали пчёлы. 

5. Укажи главные члены предложения. 
Первые скворцы славят раннюю весну. 
1) первые скворцы 
2) скворцы славят 
3) славят весну 
4) раннюю весну 

6. В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква Ь? 
1) счаст..е, об..явление 
2) в..ёт, с..едобный
3) мурав..и, ш..ёт 
4) об..единение, в..юга 

7. В конце какого предложения следует поставить вопросительный знак? 
1) - Хочу рассказать вам о кабарге 
2) - А кто это - кабарга 
З) - Кабарга - это сибирское безрогое жи¬вотное, похожее на косулю 
4) - Как интересно, а мы ничего не знали об этом 

8. Укажи существительное в дательном падеже. 
1) (путешествовать) по стране 
2) (отдыхать) на даче
3) (расти) над рекой 
4) (остановиться) у дороги

 
9. В каком сочетании слов есть прилагательное в форме единственного числа женского рода? 
1) берёзовый лес 
2) чистая вода 
З) стройные ёлочки 
4) глубокое озеро 

10. Укажи глагол в прошедшем времени, в среднем роде. 
1) осыпались (с деревьев) 
2) пожелтела (на осине) 
З) появилось (неожиданно) 
4) подул (с востока)

В этой части работы необходимопрочесть два текста и выполнить задания к каждому из них. Читай тексты внимательно, не торопись. Для выполнения заданий используй только содержание соответствующего текста. 

Текст 1
(1) Новогодний праздник ёлки в разгаре.
(2) В актовом зале школы звучит музыка. 
(3) Трудно узнать ребят на маскараде: кто есть кто? (4) Кружатся в вальсе лёгкие снежинки-девочки. (5) Кот в сапогах танцует с Золушкой, Емеля держит в руках щуку. 

11. Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста? 
1) Кто есть кто? 
2) Ребята танцуют 
3) На новогоднем празднике 
4) Вальс снежинок 
12. В каком предложении содержится слово со значением «бал, участники которого надевают маски»? 
1) в предложении 1 
2) в предложении 2 
3) в предложении 3 
4) в предложении 4 
13. Где звучит музыка? 
1) в актовом зале школы 
2) в классе 
3) в вестибюле школы 
4) в радиорубке школы

Текст 2 
(1) Излюбленные обитатели аквариумов - рыбы. (2) Наиболее популярные из них - гуппи и меченосцы, они очень неприхотливы, и их легко содержать. (3) Далее следуют золотые рыбки, скалярии, гурами. 
(4) Также самые частые обитатели аквариума - улитки-катушки, реже можно встретить более крупных улиток-ампулярии. (5) Освещённые стекла аквариумов постепенно зарастают зелёным ковром - мельчайшими водорослями. (6) Водоросли дают живительный кислород, но задерживают свет. (7) На помощь приходят улитки-катушки, которые счищают водоросли со стекла. 

14. Почему гуппи и меченосцы наиболее популярны из всех аквариумных рыб? 
1) они очень красивы 
2) им нужно много света 
3) их легко содержать 
4) им нужен особый уход 
15. Кто очищает стёкла аквариума? 
1) скалярии и гурами 
2) улитки-ампулярии 
3) гуппи и меченосцы 
4) улитки-катушки 

16. Чем зарастают стёкла аквариума? 
1) зелёным ковром мельчайших водорослей 
2) подводными растениями 
3) аквариумными водорослями и улитками-катушками 
4) микроорганизмами 

Контрольная работа № 3

Контрольная работа за 1 четверть

1.Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.


   Этим летом мы (с)т..варищем  г..стили (у)моей бабушки  в деревне. Деревня расположилась на берегу у.. кой, но глубок..й  речки.

      (По)утрам мы бегали (по)росе  купаться.  Разб..жиш..ся  и ныряеш(ь?)  (с)берега в воду. Во все стор..ны  расходятся круги, л..тят брызги. Утки отплывают (в)камыш..  и пряч..тся. Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться,  в..зиться в в..де.

     Если на небе нет туч, мы ложимся на песок  и с наслаждением  загораем на  со..нце. После купания зал..заем в густые заросли малины. Они растут у самой в..ды.

     Осен..ю  мы расскажем р..бятам о нашем беззаботном отдыхе.

2.  Подчеркните грамматическую основу предложений:

1.  Сильный ветер гонит по небу тёмные  тучи.

2.  Я вышел на опушку и пошел через поле.

3. Сижу и смотрю дома  мультфильмы.

3. Выпишите из предложения все словосочетания, выполните их разбор:

  Ночная птица коснулась меня крылом.

4. Укажите, какое это предложение по цели высказывания:

1. Приходи завтра вечером  ко мне в гости.

2. Мы будем сегодня решать задачи?

3.Скоро начнутся долгожданные  каникулы.

 5. Укажите части речи:

К   нам  в  школу приехал  молодой фотограф .

Контрольная работа за 1 четверть (Ответы)

 1.Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки


   Этим летом мы  с товарищем  гостили  у моей бабушки  в деревне. Деревня расположилась на берегу узкой, но глубокой  речки.

      По утрам мы бегали  по росе  купаться.  Разбежишься  и ныряешь  с берега в воду. Во все стороны  расходятся круги, летят брызги. Утки отплывают в камыши  и прячутся. Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться,  возиться в воде.

     Если на небе нет туч, мы ложимся на песок  и с наслаждением  загораем на  солнце. После купания зал..заем в густые заросли малины. Они растут у самой воды.

     Осенью  мы расскажем ребятам о нашем беззаботном отдыхе.

2.  Подчеркните грамматическую основу предложений:

1.  Сильный ветер гонит по небу тёмные  тучи.

2.  Я вышел на опушку и пошел через поле.

3.  Два голубя сели на крышу дома. 

4. Сижу и смотрю дома  мультфильмы.

3. Выпишите из предложения все словосочетания, выполните их разбор:

  Ночная птица коснулась меня крылом.

птица(сущ.)  (какая?) ночная(прил.)

коснулась(гл.) (кого?) меня (мест.)

коснулась(гл.) (чем?) крылом (сущ.)

4. Укажите, какое это предложение по цели высказывания:

1. Приходи завтра вечером  ко мне в гости. (повелит.)

2. Мы будем сегодня решать задачи? (вопросит.)

3.Скоро начнутся долгожданные  каникулы. (повеств.)

 5. Укажите части речи:

    Сегодня(нар.)   к(предлог)   нам(мест.)  в(предл.)  школу(сущ.) приехал(глаг.) молодой(прил.)    фотограф( ущ.).

Контрольная работа № 4

Контрольный диктант по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. Нина сказала, что скоро пойдет дождь.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками , когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь.

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

Грамматическое задание

1 вариант

1.Выполнить синтаксический разбор предложения.

Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака.

2.Выполнить разбор словосочетания

с новой силой

2 вариант

1.Выполнить синтаксический разбор предложения.

Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.

2.Выполнить разбор словосочетания

В степной   местности

Грамматическое задание(Ответы)

1 вариант

1.Выполнить синтаксический разбор предложения.

Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака.

2.Выполнить разбор словосочетания

(с какой?) с новой(прил.)  силой(сущ.)

2 вариант

1.Выполнить синтаксический разбор предложения.

Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.

2.Выполнить разбор словосочетания

(в какой?)В степной(прил.)  местности(сущ.)

Контрольная работа №5

Контрольный диктант за 2 четверть

Заячьи лапы

Поздно ночью рассказал мне дед Ларион историю о зайце.
В августе ходил дед охотиться. Попался ему заяц с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся.
Дед пошел дальше, но затревожился.
Он  понял, что начался лесной пожар. Ветер перешел в ураган. Огонь стремительно мчался по земле. Дед побежал по кочкам. И в это время выскочил заяц с рваным ухом. Он бежал медленно, волочил задние лапы, потому что они обгорели.
Дед знал, что звери лучше чуют опасность и всегда спасаются. Он побежал за зайцем. Дед плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!».
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца, отнес домой и вылечил.
(По К.Паустовскому)  

 (120 слов)

Грамматическое задание

1.Выполнить фонетический разбор слов поздно, дед.

2.Выполнить  разбор слов   по составу  выбежали, старого, перешёл.

3. Выполнить синтаксический разбор предложения  Попался ему заяц с рваным левым ухом.

Грамматическое задание (Ответы)

1.Выполнить фонетический разбор слов поздно, дед.

По-здно

п-  п - согласный, глухой, твёрдый

о – о - гласный, ударный

з-   з - согласный, звонкий, твёрдый

д        --

н-  н- согласный, глухой, твёрдый

о – а - гласный, безударный

дед

д  -   д - согласный, звонкий, мягкий

е  –  э - гласный, безударный

д -   т - согласный, глухой, твёрдый

2.Выполнить  разбор слов по составу  вы беж а л и, стар ого, пере шёл.

3. Выполнить синтаксический разбор предложения  Попался ему заяц с рваным левым ухом.( Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное)

Контрольная работа №6

Контрольный диктант  по теме: «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»

Обоз продвигался по гладкой санной дороге в степной местности.С утра солнце слепило глаза, а к вечеру на востоке показалось белое облачко. Оно

быстро приближалось и несло с собой ненастье. В последний раз появился из-за облака бледный луч солнца, и гигантская снеговая туча задернула густой пеленою всю окрестность. Яростные порывы ветра несли колючий снег.
Лошади остановились. Старшой властно крикнул: «Останавливайтесь, ребята, буран!» Всю ночь гулял по степи буран, а утром на небе появилось солнце. Радостное чувство охватило людей, когда они поняли, что опасность миновала.

Грамматическое задание

  1. Выполнить  фонетический разбор слов

1 вариант

2 вариант   радостное, утром

Грамматическое задание (Ответы)

1.Выполнить  фонетический разбор слов

1 вариант

2 вариант  

ра дост но е

р-р- согласный, звонкий, твёрдый

а-а- гласный ,ударный

д-д- согласный, звонкий, твёрдый

о-а- гласный ,безударный

с-с- согласный, глухой, твёрдый

т –

н-н- согласный, звонкий, твёрдый

ы-ы- гласный ,безударный

й- согласный, звонкий, мягкий

9 букв, 8 звуков

 ут ром

у-у- гласный ,ударный

т-т- согласный, звонкий, твёрдый

р-р- согласный, звонкий, твёрдый

о-а- гласный ,безударный

м-м- согласный, звонкий, твёрдый

 

Контрольная работа №7.

Контрольный тест   по теме: «Лексика. Культура речи».

1. Словарный состав языка изучает:

1. морфология    2. синтаксис  3. лексика  4. фонетика.

2. Лексическое значение слова – это:

1. то, к какой части речи относится слово;   2. то, из каких звуков состоит слово;

3. то, что обозначает слово;              4. то, каким членом предложения является.

3. Укажите многозначное слово:

  1. монолог    2. ковёр  3. айсберг    4.кисть.

4. Укажите однозначное слово:

1. шляпа  2. гребень  3. жюри  4.лист.

5. В каком словосочетании выделенное слово имеет переносное значение?

1.золотое кольцо  2. ледяная глыба  3. голубое небо  4. железное здоровье.

6. В каком словосочетании выделенное слово имеет прямое значение?

1. золотая пшеница  2. спит река  3. горят дрова  4. ледяной взгляд.

7.  Какое прилагательное можно заменить антонимом  «чёрствый»?        

 1. свежий костюм  2. свежий воротник  3.  свежий журнал  4. свежий хлеб.

8. Какое слово не является синонимом?

 1. всадник  2. наездник  3. верховой  4. человек.

9. Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении

А) ветер воет, горит костер, сушить весла;

Б) золотые украшения, гора урожая, холодный взгляд;

В) море новостей, плакал лес, горячее сердце.

10. Определите, чем являются выделенные слова в словосочетаниях по отношению  друг к другу: язык пламени – изучать язык.

А) синонимы;

Б) омонимы;

В) антонимы.

11.Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении

А) волк воет, золотые руки, красить краской;

Б) мягкий взгляд, седые сопки, черствый человек;

В) море цветов, красное платье, твердая земля.

Контрольная работа № 8

Контрольный диктант  по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Летняя гроза

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки. (85 слов.)          

(ПО Б. Т и м о ф е е в у.)

Грамматическое задание

1.Разобрать по составу слова:

1 вариант  Набегают, летняя, дождинки

2 вариант Затихает, туманная,  порыв

2.Выполнить синтаксический разбор предложений

1 вариант  Набегают мрачные грозовые тучи.

2 вариант Быстро проходит летняя гроза

Грамматическое задание (ответы)

1.Разобрать по составу слова:

1 вариант  На  бег  а ют, лет н яя, дожд инк и

2 вариант За тих а ет, туман н ая,  по рыв 

2.Выполнить синтаксический разбор предложений

1 вариант  Набегают  мрачные   грозовые   тучи. (Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное)

2 вариант Быстро проходит летняя гроза. (Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное)

Контрольная работа № 9

Контрольный диктант за 3 четверть.

Разговор деревьев

Шоколадные почки распускаются, и на каждом зеленом хвостике висит большая прозрачная капля.

Если растереть между пальцами даже одну почку, потом долго все будет пахнуть ароматной смолой березы, тополя или черемухи.

Понюхаешь черемуховую почку и вспомнишь, что осенью забирался вверх по дереву за ягодами. Ел их горстями прямо с косточками.

Ветер теплый. В тишине начинают шептаться между собой деревья. Осинка молодая вышла, стоит свечой на поляне, помахивает веточкой, приглашает рыжего бельчонка в гости. Прекрасная стройная елочка приветливо кивает вершиной. Хорошо в лесу!

Грамматическое задание:

1.Выполнить морфемный разбор слов

1 вариант  шоколадные ,понюхаешь

2 вариант  хвостике, помахивает

2.Выполнить фонетический разбор слов

1вариант  молодая

2 вариант  ягодами

Ответы:

1.Выполнить морфемный разбор слов

1 вариант шоколад н ые ,по нюх а ешь

2 вариант хвост ик е, по мах ива ет

2.Выполнить фонетический разбор слов

1вариант  молодая

м –  м – согласный, звонкий, твёрдый

о –   а –  гласный, безударный

л –   л  – согласный, звонкий, твёрдый

            о –   а –  гласный, безударный

            д –   д –  согласный, звонкий, твёрдый

а  –   а –  гласный, ударный

            я  –   й    согласный, звонкий, мягкий

            а  –   а –  гласный, ударный

_________________________

7 букв, 8 звуков

2 вариант  ягодами

            я  –   й – согласный, звонкий, мягкий

        а  – гласный, ударный

г –   г  –  согласный, звонкий, твёрдый

            о –   а –  гласный, безударный

д –   д –  согласный, звонкий, твёрдый

            а –   а –  гласный, безударный

м –  м –  согласный, звонкий, мягкий

и –   и –  гласный, безударный

_________________________

7 букв, 8 звуков

Анализ    диктанта

Дата проведения ______________________

В классе        человек

Писали       человек

               

Написали диктант на:

Грамматическое задание:

                                     «5»        чел.

   чел.

                                     «4»                   чел.

  чел.

                                     «3»                   чел.

  чел.

                                     «2»           чел.

  чел.

Написали без ошибок

Написали без орфографических ошибок

Написали без пунктуационных ошибок

Типичные орфографические ошибки:

  1. Правописание безударных гласных в корне

  1. Раздельное написание предлогов с другими словами

  1. Правописание приставок на з-с.

  1. Гласные после шипящих.

  1. Правописание сочетаний ЧК, ЧН

  1. Правописание гласных в корнях с чередованием.

  1. Правописание окончаний ОГО- ЕГО в прилагательных

  1. Правописание тся-ться в глаголах.

  1. Другие ошибки.

Типичные пунктуационные ошибки:

-запятые  в сложном предложении.

- запятые при однородных членах

-другие ошибки

Грамматическое задание

Морфемный разбор

Фонетический разбор

Контрольная работа № 10.

Контрольный тест по теме «Имя существительное»

1   в а р и а н т

1. Указать имена существительные.

Они, всходы, теплота, яблочный, трусость, нянчит, вождение, обедают.

2. Указать словосочетания, в которых существительные оканчиваются на – и:

Гулять по улиц.., отдыхать в санатори.., заботиться о молодеж.., строить на побереж.., жить в селени.. .

3. Указать слово с суффиксом – щик–  

Подпис..ик, извоз..ик, чекан..ик, груз..ик.

4. Какое из существительных имеет только форму единственного числа?

Студент, молодежь, юноша, девушка.

5. Какое существительное в родительном падеже множественного числа имеет окончание – ов:

Валенки, носки, макароны, дела.

6. Какое существительное в И. п. мн. числа имеет окончание – а?

инженер, офицер, профессор, тренер.

Контрольный тест по теме «Имя существительное»

2   в а р и а н т

1. Указать имена существительные.

Он, доброта, хождение, свежесть, жадничает, рыбачий, завтракают.

2. Указать словосочетания, в которых существительные оканчиваются на – е:

Собраться на площад.., писать о геро.., расположиться в рощ.., росли в тепл.., прогуляться по алле.. .

3. Указать слово с суффиксом – чик–  

Перебеж..ик, камен..ик, бакен..ик, носильщ..к.

4. Какое из существительных имеет только форму множественного числа?

Вьюги, метели, заморозки, оттепели.

5. Какое существительное в родительном падеже множественного числа имеет окончание – ов:

6. Какое существительное в именительном падеже мн. числа имеет окончание – ы?

директор, доктор, мастер, шофер.

Контрольный тест по теме «Имя существительное»( ответы)

1   в а р и а н т

1. Указать имена существительные.

Они, всходы, теплота, яблочный, трусость, нянчит, вождение, обедают.

2. Указать словосочетания, в которых существительные оканчиваются на – и:

Гулять по улиц.., отдыхать в санатори.., заботиться о молодеж.., строить на побереж.., жить в селени.. .

3. Указать слово с суффиксом – щик–  

Подпис..ик, извоз..ик, чекан..ик, груз..ик.

4. Какое из существительных имеет только форму единственного числа?

Студент, молодежь, юноша, девушка.

5. Какое существительное в родительном падеже множественного числа имеет окончание – ов:

Валенки, носки, макароны, дела.

6. Какое существительное в И. п. мн. числа имеет окончание – а?

инженер, офицер, профессор, тренер.

2   в а р и а н т

1. Указать имена существительные.

Он, доброта, хождение, свежесть, жадничает, рыбачий, завтракают.

2. Указать словосочетания, в которых существительные оканчиваются на – е:

Собраться на площад.., писать о геро.., расположиться в рощ.., росли в тепл.., прогуляться по алле.. .

3. Указать слово с суффиксом – чик–  

Перебеж..ик, камен..ик, бакен..ик, носильщ..к.

4. Какое из существительных имеет только форму множественного числа?

Вьюги, метели, заморозки, оттепели.

5. Какое существительное в родительном падеже множественного числа имеет окончание – ов:

6. Какое существительное в именительном падеже мн. числа имеет окончание – ы?

директор, доктор, мастер, шофер.

Контрольная работа № 11.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым. На суше уже наступил вечер. В море было еще светло. Глянцевая зыбь отражала чистое небо. Но все же вечер чувствовался и тут.

Выпуклые стекла незаметно загоревшихся сигнальных фонарей на крыльях парохода были настолько темные и толстые, что днем невозможно было отгадать их цвет. Они теперь стали просвечивать зеленым и красным и ярко светились.

Синий город с куполообразной крышей городского театра и колоннадой Воронцовского дворца возник как-то сразу и заслонил горизонт.

Водянистые звезды портовых фонарей жидко отражались в светлом и неподвижном озере гавани.

(В. П. Катаев.)

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е.

1. Выполнить синтаксический разбор  четвертого (1-й вариант) и последнего предложений (2-й вариант)

2. От полных прилагательных из текста образовать краткую форму.

1   в а р и а н т — чистое, толстые

2   в а р и а н т -    темные, светлое

3. Разобрать по составу прилагательные

1   в а р и а н т — радостный, праздничной,

2   в а р и а н т — ужасном, длинными.

Ответы:

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е.

Начертить схему четвертого (1-й вариант) и последнего предложений (2-й вариант), подчеркнуть в них грамматические основы.

1   в а р и а н т — Глянцевая зыбь отражала чистое небо. (Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное)

2   в а р и а н т — Водянистые звезды портовых фонарей жидко отражались в светлом и неподвижном озере гавани . (Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное)

2. От полных прилагательных из текста образовать краткую форму.

1   в а р и а н т — чисто, толсты

2   в а р и а н т -    темны, светло

3. Разобрать по составу прилагательные

1   в а р и а н т — радост н ый, празднич н ой,

2   в а р и а н т — ужас н ом, длин н ыми.

Контрольная работа  № 12

Контрольная работа по теме «Глагол».

1. Определить вид глагола: прочитать, дышать, построила.

2. Указать окончание глагола 1-го спряжения:

-ите, -ят, -ем, -ишь.

3. В каких словах на конце пишется ь?

думаеш.., пахуч.., ноч.., береч.. .

4. Указать суффикс глагола прошедшего времени.

-ал-; -ют-; -л-; -а-.

5. Выписать из текста глагол, строение которого соответствует схеме:

Слышится тихий шепот ночи. Деревья слабо шумят. Едва задымилась речка. Проносятся стаи птиц.

6. Выписать из текста глагол 2-го спряжения, настоящего времени, 3-го лица, единственного числа. Выполнить морфологический разбор выделенного глагола.

Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух. В лесу все дышит весной. Вот-вот поплывут по реке первые льдины.

7. В каком слове на месте пропуска пишется е?

Зам..рать, выт..реть, забл..стать, расст..лать.

8. В каком случае глагол имеет окончание -ят?

Знамена ре..т.

Дрова кол..т.

Камыши дремл..т.

Дом стро..т.

9. В каком случае в глаголе на месте пропуска пишется ь?

Девочка старает..ся.

Он увлекает..ся.

Знамя развевает..ся.

Надо торопит..ся.

10. Определить форму глагола по окончанию:

-ешь………….             –ти……………….

-ат…………….            –о…………………

11. Записать слова, распределив их в два столбика (с ь и без него): обжеч..ся, терпиш.., из-за туч.., мыш.., хорош.., пейзаж.., не зависиш.. .

Контрольная работа по теме «Глагол»( ответы)

1. Определить вид глагола: прочитать (совершенный вид), дышать(несовершенный вид), построила(совершенный вид).

2. Указать окончание глагола 1-го спряжения:

-ите, -ят, -ем, -ишь.

3. В каких словах на конце пишется ь?

думаеш.., пахуч.., ноч.., береч.. .

4. Указать суффикс глагола прошедшего времени.

-ал-; -ют-; -л-; -а-.

5. Выписать из текста глагол, строение которого соответствует схеме:

Слышится тихий шепот ночи. Деревья слабо шумят. Едва задымилась речка. Проносятся стаи птиц.

Глагол задымилась

6. Выписать из текста глагол 2-го спряжения, настоящего времени, 3-го лица, единственного числа.

Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух. В лесу все дышит весной. Вот-вот поплывут по реке первые льдины.

Глагол  дышит

7. В каком слове на месте пропуска пишется е?

Зам..рать, вытереть, забл..стать, расст..лать.

8. В каком случае глагол имеет окончание -ят?

Знамена ре..т.

Дрова кол..т.

Камыши дремл..т.

Дом строят.

9. В каком случае в глаголе на месте пропуска пишется ь?

Девочка старает..ся.

Он увлекает..ся.

Знамя развевает..ся.

Надо торопиться.

10.Записать слова, распределив их в два столбика (с ь и без него):

 обжечься              из-за туч

терпишь                хорош

мышь                           пейзаж

не зависишь

Контрольная работа №13

Контрольная работа за 4 четверть

1.Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания.

О (М, м)ихаиле (П, п)ришвине.

Детство и юность (П, п)ришвина пр..шли (в) средн..й полосе (Р, р)осси... Его сем..я ж..ла (в) усадьб.. около деревн... (З, с)десь (от) деревн.. (к) деревн.. тянут(?)ся леса поля огороды и сады с ч..дес(?)ными р..стениями. Бер..га рек зар..сли плакуч..й ивой. Такая тиш(?)  За сто шагов слышно  как уб..гает мыш(?) (по) сухим лист..ям. Изре..ка появит(?)ся из (за) туч(?) и сразу проп..дёт луч(?) со..нца.

Ещё мальчиком н..учился (П, п)ришвин всматриват(?)ся и вслушиват(?)ся (в) природу. Его ч..ткое ухо слышало ш..рох лист..ев и ш..пот ветра  а зоркий гла(з, с) видел каждый р..сточек и тр..винку.

(С) карандаш..м и зап..сной кни..кой побывал (П, п)ришвин на (У, у)рал..    в (С, с)ибир..  в (К, к)арели... Он открыл (в) природ.. много тайн и под..рил их св..им читателям. А вы ребята  читали его книги

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды и сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Изредка появится из-за туч и сразу пропадёт луч солнца.

Ещё мальчиком научился Пришвин всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С карандашом и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям. А вы, ребята, читали его книги?

Контрольная работа №14

Итоговая контрольная работа

1. Диктант

Каждый год возвращаются журавли из далеких стран на родное болото. Над морями и широкой степью, над реками и огромными лесами летят они весной на свою родину.

Большое болото заросло камышом и прошлогодней осокой. В самых отдаленных местах устраивают свои гнезда осторожные журавли. Хорошо им жить на болотах. Никто не потревожит их покой.

Весной журавли водят веселые хороводы, они собираются в кружок на болоте и машут крыльями. Скоро выведутся у них маленькие журавлята. Будут расти малыши, учиться летать.

(По И. Соколову-Микитову)

1. Диктант

Каждый год возвращ(я,а)ют(ь?)ся журавли (из)д(о,а)леких стран на р(а,о)дное б(а,о)лото. Над морями и ш(ы,и)рокой степью над реками и огромными л(и,е)сами л(и,е)тят они весной на свою родину.

Большое б(а,о)лото зар(а,о)сло камыш(ё,о)м и прошлогодней (а,о)сокой. В самых отдаленных местах устраивают свои гнезда осторожные журавли. Х(а,о)рошо им ж(ы,и)ть на б(а,о)лотах. Никто (не)потревожит их покой.

Весной журавли водят в(и,е)селые х(а,о)роводы они соб(е,и)рают(ь?)ся в кружок на б(а,о)лоте и машут крыльями. Скоро выведут(?ь)ся у них маленькие журавлята. Будут расти малыш(ы,и), учит(ь?)ся л(и,е)тать.

(По И. Соколову-Микитову)

2. Грамматическое задание.

1) Указать, какой из схем соответствует данное предложение.

Вечерний туман дымился в камыше и легким паром вился над водой.

а) , и  

б) О и О

2) Разобрать по составу слова: солнышко, грибной, горнист, прокричала.

3) Записать по пять слов с непроизносимой согласной в корне и со звонкой (глухой) в корне.

4) Определить, сколько звуков в слове бьет.

5) В каких словах нужно писать ь?

хорош.., береч.., читаеш.., из-за дач.., стриж.., мыш..

3. Творческое задание.

Написать небольшой текст по данному началу. Озаглавить его.

Весна — чудесное время года. Настоящая весна приходит в середине марта.

2. Грамматическое задание.

1) Указать, какой из схем соответствует данное предложение.

Вечерний туман дымился в камыше и легким паром вился над водой.

а) , и  

б) О и О

2) Разобрать по составу слова: солнышко, грибной, горнист, прокричала.

3) Записать по пять слов с непроизносимой согласной в корне и со звонкой (глухой) в корне.

4) Определить, сколько звуков в слове бьет.

5) В каких словах нужно писать ь?

хорош.., береч.., читаеш.., из-за дач.., стриж.., мыш..

3. Творческое задание.

Написать небольшой текст по данному началу. Озаглавить его.

Весна — чудесное время года. Настоящая весна приходит в середине марта.

2. Грамматическое задание.

1) Указать, какой из схем соответствует данное предложение.

Вечерний туман дымился в камыше и легким паром вился над водой.

а) , и  

б) О и О

2) Разобрать по составу слова: солнышко, грибной, горнист, прокричала.

3) Записать по пять слов с непроизносимой согласной в корне и со звонкой (глухой) в корне.

4) Определить, сколько звуков в слове бьет.

5) В каких словах нужно писать ь?

хорош.., береч.., читаеш.., из-за дач.., стриж.., мыш..

3. Творческое задание.

Написать небольшой текст по данному началу. Озаглавить его.

Весна — чудесное время года. Настоящая весна приходит в середине марта.

 Грамматическое задание.(Ответы)

1) Указать, какой из схем соответствует данное предложение.

Вечерний туман дымился в камыше и легким паром вился над водой.

а) , и  

б) О и О

2) Разобрать по составу слова: солн ышк о, гриб н ой, горн ист, про крич а л а.

3) Определить, сколько звуков в слове бьет.(4 звука)

5) В каких словах нужно писать ь?

хорош, беречь, читаешь, из-за дач, стриж, мышь

На печать!!!

Контрольная работа № 2.  5 класс .Контрольный тест по теме  «Вспоминаем, повторяем, изучаем»

Вариант 1
1. В каком ряду даны только звонкие согласные звуки? 
1)[б], [ж]   2) [к], [с] 
3) [з], [п]    4) [в], [ш] 

2. Какое слово нельзя перенести? 
1) лает    2) грызть 
3) лапка   4) домик 

3. В каком ряду оба слова являются однокоренными? 
1) добрый, чуткий       2) рисовая (каша), рисовать 
3) кормушка, кормить   4) сильный, спортсмен 

4. В каком предложении выделенное слово является существительным? 
1) Стучит на скрипучем дереве дятел. 
2) Он перелетел на другое место. 
3) Клесты добывают семена из шишек. 
4) Прыгает по деревьям шустрая белочка. 

5. Укажи главные члены предложения. 
Скоро луга покроются нежной травкой. 
1)скоро покроются    2) луга покроются 
3) нежной травкой     4) покроются травкой 

6.В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква Ь? 
1) под..езд, друз..я    2) лист..я, об.. яснить 
3) полын..я, в..ехать    4) в..юга, п..ём 

7. В конце какого предложения следует поставить вопросительный знак? 
1) - Где находится Детский музыкальный театр 
2) - Он расположен на проспекте Вернадского 
3) - Большое спасибо 
4) - Не забудьте, что спектакли начинаются в двенадцать часов дня 

8. Укажи существительное в дательном падеже. 
1) (мечтать) о поездке    2) (бежать) по дорожке 
3) (поехать) без путёвки   4) (проститься) с подругой 

9. В каком сочетании слов есть прилагательное в форме единственного числа женского рода? 
1) тёплый ветерок   2) хорошее настроение 
3) ранняя весна       4) яркое солнце 

10. Укажи глагол в прошедшем времени, в среднем роде. 
1) зацвела (внезапно) 
2) появились (на полянке) 
3) пропел (песню) 
4) выглянуло (из-за туч) 

В этой части работы необходимо прочесть два текста и выполнить задания к каждому из них. Читай тексты внимательно, не торопись. Для выполнения заданий используй только содержание соответствующего текста. 

Текст 1(1) Для птиц наступил месяц прощания с родиной - сентябрь. (2) Осенний ветер тихонько качает старый скворечник. (3) Скворец сел на ветку и затянул грустную песенку. (4) Замолчал певец, и скворчиха вылетела из жилища. (5) Скорей в стаю - пора в далёкий путь! 

(по В. Бuанкu)

11. Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста? 
1) Птицы прощаются с родиной 
2) Птицы 
3) Осенний ветер 
4) Наступил сентябрь 
12. В каком предложении содержится слово со значением «печальный»? 
1) в предложении 1 
2) в предложении 2 
3) в предложении 3 
4) в предложении 4 
13. Когда скворчиха вылетела из жилища?
1) когда скворец сел на ветку 
2) когда ветер стал качать старый скворечник 
3) когда скворец допел свою песню 
4) когда собралась стая птиц
Текст 2 
(1) Крылья птиц - это видоизмененные передние конечности. (2) Оперения крыльев и хвоста в воздухе служат птицам опорой. 
(3) В полёте нужна энергия, поэтому птицы много едят и быстро переваривают пищу. (4) Энергия запасается в жировых отложениях. (5) Жир мало весит, и поэтому используется как топливо для дальних перелетов. 
(6) Птицы - теплокровные животные, температура их тела постоянная более +40 градусов С. (7) Поддерживать такую температуру в зимнее время помогает пушистое оперение: оно удерживает воздух вокруг тела и заменяет птицам одежду. 
14. Что представляют собой крылья птиц? 
1) пушистое оперение 
2) видоизменённые передние конечности 
3) видоизменённые задние конечности 
4) источник энергии 
15. Почему птицы много едят? 
1) образующийся у птиц жир мало весит 
2) для удержания теплого воздуха вокруг тела 
3) для поддержания пушистого оперения 
4) им необходима энергия для полета
16. Что помогает птицам поддерживать температуру тела в зимнее время? 
1) пушистое оперение 
2) быстро перевариваемая пища 
3) дальние перелёты 

4) видоизменённые передние конечности 

Контрольная работа № 2.  5 класс .Контрольный тест по теме  «Вспоминаем, повторяем, изучаем

Вариант 2.

1. В каком ряду даны только звонкие согласные звуки? 
1)[д], [с]      2) [к], [т]     3) [в], [г]       4) [б], ф] 
2. Какое слово нельзя перенести? 
1) грусть      2) лавка     3) поезд      4) месяц 
3. В каком ряду оба слова являются однокоренными? 
1) верный, надёжный     2) смелость, смелый 
3) столб, столовый      4) моряк, вода 
4. В каком предложении выделенное слово является существительным? 
1) В лесу отбивает дробь дятел. 
2) Резкий ветер разносит семена деревьев. 
3) Он срывает осенние листья. 
4) Стаями улетают на юг птицы. 
5. Укажи главные члены предложения. 
В поле зазеленела молодая рожь. 
1)в поле зазеленела     2) молодая рожь 
3) зазеленела рожь      4) в поле рожь 
6. В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква Ь? 
1) крыл..я, об..ехать     2) ненаст..е, пол..ёт 
3) раз..езд, сем..я        4) с..ёжился, ш..ём 
7. В конце какого предложения следует поставить вопросительный знак? 
1) - Как вы собираетесь проводить каникулы 
2) - Поедем всем классом в Суздаль 
3) - Как замечательно 
4) - Да, мы давно мечтали об этой поездке 
8. Укажи существительное в дательном падеже. 
1) (гордиться) командой    2) (прыгнуть) с вышки 
3) (плавать) в реке         4) (радоваться) победе 
9. В каком сочетании слов есть прилагательное в форме единственного числа женского рода? 
1) воскресное утро    2) родной край 
3) тихая осень        4) жёлтые листья 
10. Укажи глагол в прошедшем времени, в мужском роде. 
1) скользнул (по стеклу)    2) засохло (без воды) 
3) ждали (дождя)    4) выпорхнула (из гнезда) 

В этой части работы необходимо прочесть два текста и выполнить задания к каждому из них. Читай тексты внимательно, не торопись. Для выполнения заданий используй только содержание соответствующего текста. 
Текст 1 
(1) Наступает любимый детский праздник Новый год. (2) В школе пройдёт утренник. (3) Ребята готовят костюмы, маски, красочные головные уборы. (4) Мальчики вырезают из бумаги очки, мастерят шляпы. (5) Девочки шьют юбочки и платьица из марли. 
11. Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста? 
1) На празднике 
2) Ребята в школе 
3) Новогодний утренник 
4) Подготовка к празднику 
12. В каком предложении содержится слово со значением «спектакль, представление для детей»? 
1) в предложении 1 
2) в предложении 2 
3) в предложении 3 
4) в предложении 4 
13. Что ребята готовят к празднику? 
1) новогоднюю ёлку 
2) украшения актового зала 
3) костюмы, красочные головные уборы 
4) весёлые песни и конкурсы 
Текст 2 
(1) Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным, они - представители царства гриобв. (2) Клетки гриба растут и делятся только в одном направлении. (3) Так образуются длинныe разветвлённые нити - грибница. (4) Это и есть организм гриба. (5) Размножается гриб спорами. 
(6) Одни из caмых мелких грибов - дрожжи, они одноклеточные и не образуют нитей грибницы. (7) В природе белый налёт дрожжей можно легко обнаружить на сливах и винограде. 
14. Как размножаются грибы? 
1) побегами 
2) спорами 
3) семенами 
4) усиками 
15. Что называют грибницей? 
1) организм гриба 
2) споры гриба 
3) клетки гриба 
4) тело гриба 
16. Где в природе можно легко обнаружить дрожжи? 
1) в налёте на сливах и винограде 
2) на поросших мхом камнях 
3) в плесени на батоне хлеба 
4) в лесу на кустарниках 

Контрольная работа № 2.  5 класс .Контрольный тест по теме  «Вспоминаем, повторяем, изучаем»  Вариант 3.

1. В каком ряду даны только звонкие согласные звуки? 
1)[з], [ф]     2) [б], [с]      3) [п], [к]     4) [г], [д] 

2. Какое слово нельзя перенести? 
1) лодка    2) маяк    3) гость    4) парус 

3. В каком ряду оба слова являются однокоренными? 
1) работа, трудиться    2) моряк, морской 
3) смелый, храбрый     4) лето, летать 

4. В каком предложении выделенное слово является существительным? 
1) Сильный ураган повалил липу. 
2) Она перегородила дорогу. 
3) Цветы липы пахли мёдом. 
4) Над цветами жужжали пчёлы. 

5. Укажи главные члены предложения. 
Первые скворцы славят раннюю весну. 
1) первые скворцы     2) скворцы славят 
3) славят весну    4) раннюю весну 

6. В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква Ь? 
1) счаст..е, об..явление    2) в..ёт, с..едобный
3) мурав..и, ш..ёт     4) об..единение, в..юга 

7. В конце какого предложения следует поставить вопросительный знак? 
1) - Хочу рассказать вам о кабарге 
2) - А кто это - кабарга 
З) - Кабарга - это сибирское безрогое жи¬вотное, похожее на косулю 
4) - Как интересно, а мы ничего не знали об этом 

8. Укажи существительное в дательном падеже. 
1) (путешествовать) по стране    2) (отдыхать) на даче
3) (расти) над рекой       4) (остановиться) у дороги

 
9. В каком сочетании слов есть прилагательное в форме единственного числа женского рода? 
1) берёзовый лес     2) чистая вода 
З) стройные ёлочки  4) глубокое озеро 

10. Укажи глагол в прошедшем времени, в среднем роде. 
1) осыпались (с деревьев)    2) пожелтела (на осине) 
З) появилось (неожиданно)    4) подул (с востока)

В этой части работы необходимопрочесть два текста и выполнить задания к каждому из них. Читай тексты внимательно, не торопись. Для выполнения заданий используй только содержание соответствующего текста. 
Текст 1
(1) Новогодний праздник ёлки в разгаре.(2) В актовом зале школы звучит музыка. 
(3) Трудно узнать ребят на маскараде: кто есть кто? (4) Кружатся в вальсе лёгкие снежинки-девочки. (5) Кот в сапогах танцует с Золушкой, Емеля держит в руках щуку. 
11. Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста? 
1) Кто есть кто?    2) Ребята танцуют 
3) На новогоднем празднике    4) Вальс снежинок 
12. В каком предложении содержится слово со значением «бал, участники которого надевают маски»? 
1) в предложении 1     2) в предложении 2 
3) в предложении 3     4) в предложении 4 
13. Где звучит музыка? 
1) в актовом зале школы    2) в классе 
3) в вестибюле школы       4) в радиорубке школы
Текст 2 
(1) Излюбленные обитатели аквариумов - рыбы. (2) Наиболее популярные из них - гуппи и меченосцы, они очень неприхотливы, и их легко содержать. (3) Далее следуют золотые рыбки, скалярии, гурами. (4) Также самые частые обитатели аквариума - улитки-катушки, реже можно встретить более крупных улиток-ампулярии. (5) Освещённые стекла аквариумов постепенно зарастают зелёным ковром - мельчайшими водорослями. (6) Водоросли дают живительный кислород, но задерживают свет. (7) На помощь приходят улитки-катушки, которые счищают водоросли со стекла. 
14. Почему гуппи и меченосцы наиболее популярны из всех аквариумных рыб? 
1) они очень красивы    2) им нужно много света 
3) их легко содержать    4) им нужен особый уход 
15. Кто очищает стёкла аквариума? 
1) скалярии и гурами    2) улитки-ампулярии 
3) гуппи и меченосцы   4) улитки-катушки 
16. Чем зарастают стёкла аквариума? 
1) зелёным ковром мельчайших водорослей 2) подводными растениями 
3) аквариумными водорослями и улитками-катушками 
4) микроорганизмами 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса ( УМК М. Т. Баранов ,Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса (  УМК  М. Т. Баранов ,Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова)...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 6 класса(УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 6 класса(УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 7 класса(УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 7 класса(УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)...

КОС по русскому языку для 6 класса (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)

КОС по русскому языку  для 6 класса  (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)...

КОС по русскому языку для 7 класса (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)

КОС по русскому языку  для 7 класса  (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)...

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.

Рабочая  программа  по русскому языку для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственног...

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.

Рабочая  программа  по русскому языку для 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравст...