Факультативный курс по русскому языку «Лингвистическая кладовая»
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку
«Лингвистическая кладовая»
Предметная область «Русский язык и литература»
(34 часа)
5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» Алтайского края
«Принято» на заседании педагогического совета протокол № « » 2018г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ ЗСОШ№1 _______Зимакина Л..Н. « ___ » ______ 2018 г. | «Утверждено» Директор ___________В.Д.Ремпель приказ № от « » 2018г. |
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку
«Лингвистическая кладовая»
Предметная область «Русский язык и литература»
(34 часа)
5 класс
Составитель: Ковляр Е.А.,
учитель русского языка и литературы
Завьялово 2018 год
Пояснительная записка.
1. Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2011 г.) в соответствии с программами по русскому языку:
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2011 г.
1.1 Цели программы:
обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи.
Задачи:
- постижение учащимися изобразительно-выразительных возможностей и культурного значения слов в фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета;
- обогащение и активизация словарного запаса учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул речевого этикета, в поэтической речи;
- формирование умений проводить сравнительный анализ русских и белорусских пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, других языковых единиц в целях выявления общего и различий в их значении и назначении, установления своеобразия употребления в речи;
- формирование культуры речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм;
- развитие у учащихся языкового чутья, стремления самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации
2.1 Место предмета:
Объем факультативного курса – 34 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
2. Результаты освоения факультативного курса «Лингвистическая кладовая»
Предметные:
- Иметь представление об изобразительно-выразительных возможностях русского языка, о речевом поведении, произносительных, лексических, грамматических и орфографических нормах
Метапредметные:
- овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарями.
- слушать и понимать других.
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- строить речевые высказывания в соответствии с учебными задачами.
Личностные:
- Осознавать роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
3. Содержание программы
Слово красит человека: речевой этикет (4 ч)
Речевой этикет. Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа. Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации: Правила речевого этикета.
В глубь слова (4 ч)
Назначение слов в языке и речи. Как язык экономит свои ресурсы: слово одно — значений несколько. Как и почему слово переносит свое значение: прямое и переносное значение слов. О взаимоотношениях между словами: слова-друзья и слова-враги.
Слова родные и пришедшие из других языков (2 ч)
Жизнь исконно русских слов в языке. Как чувствуют себя в языке слова-пришельцы: заимствования в русском языке.
Национально окрашенные слова в языке (2 ч)
Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта. Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа.
Крылатые слова (2 ч)
Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле. Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова.
Золотые россыпи народной мудрости (3 ч)
Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта, разнообразных сфер и аспектов жизнедеятельности. Уместность употребления пословиц в речи. Советы, разумные наставления, подсказки в пословицах об учении, слове, языке, речи. Выразительность, образность, яркость, богатство языка, глубина содержания и лаконичность формы пословиц и поговорок. Поучительный смысл пословиц о родной земле, труде, счастье, качествах людей.
Жизнь слова во фразеологизме (3 ч)
Культурный смысл фразеологизмов. Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением. Фразеологизмы с постоянными сравнениями. Фразеологизмы с названиями животных.
Тайна слова в загадках (2 ч)
Поэтическая природа и образная иносказательность загадок. Отражение в загадках творческой фантазии народа. Повествовательные и рифмованные загадки. Загадки-вопросы. Сходство и отрицание сходства между предметами в загадках.
Чарующее сказочное слово (4 ч)
Самобытность русских народных и литературных сказок. Роль национально окрашенных слов в описании деталей быта. Волшебная сила слов, обозначающих предметы быта. Особенности употребления слов в зачинах, повторах, концовках русских народных и литературных сказок. Особенности использования слова в сказке.
Слово поэтическое (2 ч)
Образность и вдохновенность поэтического слова. Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова — яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке.
Звучащее слово (2 ч)
Правильность и интонационная выразительность звучащего слова. Произношение звуков и их трудных сочетаний. Как нельзя говорить: о наиболее распространенных случаях неправильной постановки ударения в словах.
Слово сквозь призму написания (4 ч)
Зри в корень: загадки правописания в корне слова. Постоянство и непостоянство приставок. Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы.
Обобщение и систематизация изученного материала (1 ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Количество часов | Тема занятия |
Слово красит человека: речевой этикет (4 ч) | ||
1 | 1 | Речевой этикет. Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа |
2 | 1 | Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения |
3 | 1 | Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации |
4 | 1 | Правила речевого этикета |
В глубь слова (4 ч) | ||
5 | 1 | Назначение слов в языке и речи |
6 | 1 | Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько |
7 | 1 | Прямое и переносное значение слов |
8 | 1 | Слова-друзья и слова-враги |
Слова родные и пришедшие из других языков (2 ч) | ||
9 | 1 | Жизнь исконно русских слов в языке |
10 | 1 | Слова-пришельцы: заимствования в русском языке |
Национально окрашенные слова в языке (2 ч) | ||
11 | 1 | Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта |
12 | 1 | Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа |
Крылатые слова (2 ч) | ||
13 | 1 | Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле |
14 | 1 | Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова |
Золотые россыпи народной мудрости (3 ч) | ||
15 | 1 | Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа |
16 | 1 | Уместность употребления пословиц в речи |
17 | 1 | Выразительность, образность, яркость, богатство языка пословиц и поговорок. Поучительный смысл пословиц |
Жизнь слова во фразеологизме (3 ч) | ||
18 | 1 | Культурный смысл фразеологизмов |
19 | 1 | Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением |
20 | 1 | Фразеологизмы с постоянными сравнениями. Фразеологизмы с названиями животных |
Тайна слова в загадках (2 ч) | ||
21 | 1 | Поэтическая природа и образная иносказательность загадок. Отражение в загадках творческой фантазии народа |
22 | 1 | Повествовательные и рифмованные загадки. Загадки-вопросы. Сходство и отрицание сходства между предметами в загадках |
Чарующее сказочное слово (4 ч) | ||
23 | 1 | Самобытность русских народных и литературных сказок |
24 | 1 | Особенности использования слова в сказке |
25 | 1 | Имена сказочных героев |
26 | 1 | Разнообразие названия животных в сказках |
Слово поэтическое (2 ч) | ||
27 | 1 | Образность и вдохновенность поэтического слова. Слово как изобразительное средство в стихотворении |
28 | 1 | Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке |
Звучащее слово (2 ч) | ||
29 | 1 | Правильность и интонационная выразительность звучащего слова. Произношение звуков и их трудных сочетаний |
30 | 1 | Как нельзя говорить |
Слово сквозь призму написания (3 ч) | ||
31 | 1 | Зри в корень: загадки правописания в корне слова. |
32 | 1 | Постоянство и непостоянство приставок |
33 | 1 | Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы |
Обобщение и систематизация изученного материала (1 ч) | ||
34 | 1 | Обобщение и систематизация изученного материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Лингвистическая кладовая" (5 класс)
Программа факультативного курса «Лингвистическая кладовая» ориентирована на языковое развитие учащихся 5 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содерж...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/31/picture-474447-1409446587.jpg)
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/24/picture-965102-1511533483.jpg)
Факультативный курс по русскому языку "Деловой русский язык" для 9 класса
Факультативный курс по русскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-999686-1516628612.jpg)
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).
Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-840963-1478499593.jpg)
Программа кружка по русскому языку "Лингвистическая кладовая" . 5 класс.
Программа факультатива направлена на повышение орфографической грамотности,....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004687-1517407065.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Трудности русского языка», по предмету «Русский язык» Базовый уровень, среднее общее образование,
по предмету "Русский язык"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/11/picture-1099173-1707659099.jpg)
Рабочая программа учебного предмета «В мире русского языка» (факультативный курс по русскому языку) для учащихся 8-9 классов
Данный курс позволит дополнительно организовать работу по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Программа курса предназначена для работы над изложением и сочинением....