Факультативный курс по русскому языку «Лингвистическая кладовая»
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Ковляр Евгения Анатольевна

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку

«Лингвистическая кладовая»

Предметная область «Русский язык и литература»

(34 часа)

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_5_klass.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1  ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» Алтайского края

«Принято»

на заседании педагогического совета

протокол №

 «    »               2018г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МБОУ ЗСОШ№1

_______Зимакина Л..Н.

« ___ » ______ 2018 г.

«Утверждено»

Директор

___________В.Д.Ремпель

приказ №

от «     »                    2018г.  

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку

«Лингвистическая кладовая»

Предметная область «Русский язык и литература»

(34 часа)

5 класс

                                                                  Составитель: Ковляр Е.А.,

                                                                          учитель русского языка и литературы

                                                                                                   

                                                                 Завьялово 2018 год

                                            Пояснительная записка.

1. Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2011 г.) в соответствии с программами по русскому языку: 

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2011 г.  

1.1 Цели программы:

обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи.

Задачи:

  • постижение учащимися изобразительно-выразительных возможностей и культурного значения слов в фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета;
  • обогащение и активизация словарного запаса учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул речевого этикета, в поэтической речи;
  • формирование умений проводить сравнительный анализ русских и белорусских пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, других языковых единиц в целях выявления общего и различий в их значении и назначении, установления своеобразия употребления в речи;
  • формирование культуры речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм;
  • развитие у учащихся языкового чутья, стремления самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации

2.1 Место предмета:

Объем факультативного курса  – 34 часа.

Количество часов в неделю – 1 час.

2. Результаты освоения факультативного курса «Лингвистическая кладовая»

Предметные:             

 - Иметь представление об изобразительно-выразительных возможностях русского языка, о речевом поведении, произносительных, лексических, грамматических и орфографических нормах

Метапредметные:

- овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарями.

- слушать и понимать других.

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- строить речевые высказывания в соответствии с учебными задачами.

Личностные:

 - Осознавать роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

3. Содержание программы

Слово красит человека: речевой этикет (4 ч)

Речевой этикет. Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа. Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации: Правила речевого этикета.

В глубь слова (4 ч)

Назначение слов в языке и речи. Как язык экономит свои ресурсы: слово одно — значений несколько. Как и почему слово переносит свое значение: прямое и переносное значение слов. О взаимоотношениях между словами: слова-друзья и слова-враги.

Слова родные и пришедшие из других языков (2 ч)

Жизнь исконно русских слов в языке. Как чувствуют себя в языке слова-пришельцы: заимствования в русском языке.

Национально окрашенные слова в языке (2 ч)

Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта. Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа.

Крылатые слова (2 ч)

Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле. Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова.

Золотые россыпи народной мудрости (3 ч)

Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта, разнообразных сфер и аспектов жизнедеятельности. Уместность употребления пословиц в речи. Советы, разумные наставления, подсказки в пословицах об учении, слове, языке, речи. Выразительность, образность, яркость, богатство языка, глубина содержания и лаконичность формы пословиц и поговорок. Поучительный смысл пословиц о родной земле, труде, счастье, качествах людей.

Жизнь слова во фразеологизме (3 ч)

Культурный смысл фразеологизмов. Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением. Фразеологизмы с постоянными сравнениями. Фразеологизмы с названиями животных.

Тайна слова в загадках (2 ч)

Поэтическая природа и образная иносказательность загадок. Отражение в загадках творческой фантазии народа. Повествовательные и рифмованные загадки. Загадки-вопросы. Сходство и отрицание сходства между предметами в загадках.

Чарующее сказочное слово (4 ч)

Самобытность русских народных и литературных сказок. Роль национально окрашенных слов в описании деталей быта. Волшебная сила слов, обозначающих предметы быта. Особенности употребления слов в зачинах, повторах, концовках русских народных и литературных сказок. Особенности использования слова в сказке.

Слово поэтическое (2 ч)

Образность и вдохновенность поэтического слова. Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова — яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке.

Звучащее слово (2 ч)

Правильность и интонационная выразительность звучащего слова. Произношение звуков и их трудных сочетаний. Как нельзя говорить: о наиболее распространенных случаях неправильной постановки ударения в словах.

Слово сквозь призму написания (4 ч)

Зри в корень: загадки правописания в корне слова. Постоянство и непостоянство приставок. Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы.

Обобщение и систематизация изученного материала (1 ч)

Тематическое планирование

№ п/п

Количество часов

Тема занятия

Слово красит человека: речевой этикет (4 ч)

1

1

Речевой этикет. Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа

2

1

Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения

3

1

Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации

4

1

Правила речевого этикета

В глубь слова (4 ч)

5

1

Назначение слов в языке и речи

6

1

Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько

7

1

Прямое и переносное значение слов

8

1

Слова-друзья и слова-враги

Слова родные и пришедшие из других языков (2 ч)

9

1

Жизнь исконно русских слов в языке

10

1

Слова-пришельцы: заимствования в русском языке

Национально окрашенные слова в языке (2 ч)

11

1

Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта

12

1

Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа

Крылатые слова (2 ч)

13

1

Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле

14

1

Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова

Золотые россыпи народной мудрости (3 ч)

15

1

Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа

16

1

Уместность употребления пословиц в речи

17

1

Выразительность, образность, яркость, богатство языка пословиц и поговорок. Поучительный смысл пословиц

Жизнь слова во фразеологизме (3 ч)

18

1

Культурный смысл фразеологизмов

19

1

Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением

20

1

Фразеологизмы с постоянными сравнениями. Фразеологизмы с названиями животных

Тайна слова в загадках (2 ч)

21

1

Поэтическая природа и образная иносказательность загадок. Отражение в загадках творческой фантазии народа

22

1

Повествовательные и рифмованные загадки. Загадки-вопросы. Сходство и отрицание сходства между предметами в загадках

Чарующее сказочное слово (4 ч)

23

1

Самобытность русских народных и литературных сказок

24

1

Особенности использования слова в сказке

25

1

Имена сказочных героев

26

1

Разнообразие названия животных в сказках

Слово поэтическое (2 ч)

27

1

Образность и вдохновенность поэтического слова.

Слово как изобразительное средство в стихотворении

28

1

Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке

Звучащее слово (2 ч)

29

1

Правильность и интонационная выразительность звучащего слова. Произношение звуков и их трудных сочетаний

30

1

Как нельзя говорить

Слово сквозь призму написания (3 ч)

31

1

Зри в корень: загадки правописания в корне слова.

32

1

Постоянство и непостоянство приставок

33

1

Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы

Обобщение и систематизация изученного материала (1 ч)

34

1

Обобщение и систематизация изученного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Лингвистическая кладовая" (5 класс)

Программа факультативного курса «Лингвистическая кладовая» ориентирована  на языковое развитие учащихся 5 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содерж...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).

Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...

Программа кружка по русскому языку "Лингвистическая кладовая" . 5 класс.

Программа факультатива направлена на повышение орфографической грамотности,....

Рабочая программа учебного предмета «В мире русского языка» (факультативный курс по русскому языку) для учащихся 8-9 классов

Данный курс позволит дополнительно организовать работу по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Программа курса предназначена для работы над изложением и сочинением....