Программа кружка по русскому языку "Лингвистическая кладовая" . 5 класс.
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Программа факультатива направлена на повышение орфографической грамотности,.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok._5._shevchenko.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № _______от «__»________ 201 г. | «Согласовано» _________________________ (подпись курирующего заместителя директора) «__»____________201 г. | «Утверждено» приказом директора гимназии от «__»__________201 г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Лингвистическая кладовая»
по русскому языку
5б, 5г классы
(среднее общее образование)
Количество часов: 35
Составитель: Шевченко Н.П..,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии г. Советский
2018-2019 г.г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Лингвистическая кладовая» ориентирована на языковое развитие учащихся 5 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти вступительные испытания перед поступлением в гимназию.
Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала.
Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:
коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения)
интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация)
информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом)
организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее)
Структура кружка сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5-е классы рассматривается как этап основного обучения, имеющий морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание вводный курс синтаксиса и пунктуации.
Структура занятий выстроена в соответствии с УМК под редакцией А.Д. Шмелёва. Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для дальнейшего успешного продвижения учащихся в освоении тематического материала.
2. Планируемые результаты.
Цель: повышение качества знаний учащихся по русскому языку; поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка.
Задачи:
1. Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
2. Содействовать формированию навыка орфографической и пунктуационной грамотности;
3. Обеспечивать развития умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).
Программа кружка рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 5-х классов.
Основные формы организации занятий.
Курс «Лингвистическая кладовая» имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.
На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.
Программой предусмотрены практические занятия.
Методы обучения.
1. Объяснительно-иллюстративный;
2. Частично-поисковый, исследовательский;
3. Словесно-наглядный, практический;
4. Самостоятельная работа учащихся с информацией.
Формы контроля:
практическая работа
самостоятельная работа
тестирование
анализ текста
творческая работа
Планируемые результаты изучения курса:
Предметные результаты:
иметь представление об основных разделах лингвистики, об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня.
Метапредметные:
1. овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарями;
2. слушать и понимать других;
3. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
4. строить речевые высказывания в соответствии с учебными задачами.
Личностные:
осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Основные требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся, изучившие курс, должны
знать:
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
правила постановки знака препинания или его отсутствия;
условия, от которых зависит написание;
норму, действующую при данных условиях;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы.
уметь:
работать с разными видами словарей;
производить фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический и орфографический разбор слова; составлять алгоритм при определении правильного написания слова;
использовать приобретенные знания и умения в последующей учебной деятельности.
3.Содержание занятий кружка по русскому языку «Лингвистическая кладовая».
Раздел | Содержание раздела | часы | Формы учебных занятий | Виды учебной деятельности |
Язык.(2 ч) | Роль языка в жизни человека. | 1 | Лекция+презентация | Конспектирование лекции. |
Язык – создатель и организатор речи. | 1 | практикум | Составление текста по теме. | |
Фонетика и орфография. (11 ч) | Тайна фонемы. Её величество Транскрипция. | 1 | презентация | Работа с карточками по фонетике. |
Ударение над гласной может сделать букву ясной. | 2 | практикум | Составление словарного диктанта. | |
Коварные словарные слова. | 2 | практикум | Составление страницы для орфографического словаря. Работа с орфографическим словарём. | |
Орфографический словарь - наш главный помощник. | 1 | самостоятельная работа | Творческие работы учащихся. | |
Практическое занятие. Работа с текстом. Тест. | 1 | практикум | Работа с текстами. | |
Опасные согласные. | 1 | практикум | Работа с фрагментами художественных произведений. | |
Звонкие и глухие «двойняшки». | 1 | Презентация +практикум | Составление алгоритма при определении правильного написания слова. | |
Разделительные Ь и Ъ. | 1 | семинар | Работа с текстами | |
Большие и маленькие (правописание имен собственных). | 1 | Презентация+лекция | Работа с текстами. | |
Приставки. (2ч) | Приставки – труженицы. | 2 | семинар | Составление презентации. |
Суффиксы. (2ч) | Суффиксы – большие молодцы. | 2 | практикум | Творческая работа. Работа со словообразовательным словарем. |
Корни. (1ч) Орфография. (4ч) | Как «справиться со сложными словами»? | 1 | лекция | Составление алгоритма при определении правильного написания сложного слова. |
Решение орфографических задач. | 1 | самостоятельная работа | Работа с карточками. | |
Итоговый тест за 1 полугодие. | 1 | тест | Работа с тестом. | |
Орфографические головоломки. | 2 | практикум | Разгадывание и составление ребусов. | |
Имя существительное. (3ч) | Имя существительное Трудности в написании окончаний. | 3 | практикум | Игра «Корректор». |
Имя прилагательное. (2ч) | Имя прилагательное. Трудности правописания. | 2 | практикум | Работа с деформированным текстом. |
Глагол. (4ч) | Не жалею, не зову, не плачу…(не с глаголами). | 1 | самостоятельная работа | Творческие работы учащихся. |
Е или И? (Правописание окончаний глаголов). Глаголы-исключения. Разноспрягаемые глаголы. | 3 | практикум | Составление алгоритма при определении правильного написания слова. | |
Повторение. (4ч) | Проверь себя. Тест. | 1 | тест | Работа с тестом. |
Волшебный клубок орфограмм. | 1 | практикум | Игра «Знатоки русского языка». Работа с орфографическим словарём. | |
Путешествие в страну Русского Языка. | 2 | практикум | Составление маршрута путешествия в страну Русского Языка. Выполнение заданий по фонетике, лексике, орфографии. |
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:
П/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Роль языка в жизни человека. | 1 | 1неделя | |
2 | Язык – создатель и организатор речи. | 1 | 2 неделя | |
3 | Тайна фонемы. Её величество Транскрипция. | 1 | 3 неделя | |
4 | Ударение над гласной может сделать букву ясной. | 1 | 4 неделя | |
5 | Ударение над гласной может сделать букву ясной. | 1 | 5 неделя | |
6 | Коварные словарные слова. | 1 | 6 неделя | |
7 | Коварные словарные слова. | 1 | 7 неделя | |
8 | Орфографический словарь - наш главный помощник. | 1 | 8 неделя | |
9 | Практическое занятие. Работа с текстом. Тест. | 1 | 9 неделя | |
10 | Опасные согласные. | 1 | 10 неделя | |
11 | Звонкие и глухие «двойняшки». | 1 | 11 неделя | |
12 | Разделительные Ь и Ъ. | 1 | 12 неделя | |
13 | Большие и маленькие (правописание имен собственных). | 1 | 13 неделя | |
14 | Приставки – труженицы. | 1 | 14 неделя | |
15 | Приставки – труженицы. | 1 | 15неделя | |
16 | Суффиксы – большие молодцы. | 1 | 16неделя | |
17 | Суффиксы – большие молодцы. | 1 | 17неделя | |
18 | Как «справиться со сложными словами»? | 1 | 18неделя | |
19 | Решение орфографических задач. | 1 | 19неделя | |
20 | Итоговый тест за 1 полугодие. | 1 | 20неделя | |
21 | Орфографические головоломки. | 1 | 21неделя | |
22 | Орфографические головоломки. | 1 | 22неделя | |
23 | Имя существительное. | 1 | 23неделя | |
24 | Трудности в написании имён существительных. | 1 | 24неделя | |
25 | Трудности в написании имён существительных | 1 | 25неделя | |
26 | Трудности в написании окончаний имён прилагательных. | 1 | 26неделя | |
27 | Трудности в написании окончаний имён прилагательных. | 1 | 27неделя | |
28 | Не жалею, не зову, не плачу…(не с глаголами). | 1 | 28неделя | |
29 | Е или И? (Правописание окончаний глаголов). | 1 | 29неделя | |
30 | Е или И? (Правописание окончаний глаголов). | 1 | 30 неделя | |
31 | Глаголы-исключения. Разноспрягаемые глаголы. | 1 | 31 неделя | |
32 | Проверь себя. Тест. | 1 | 32 неделя | |
33 | Волшебный клубок орфограмм. | 1 | 33 неделя | |
34 | Путешествие в страну Русского Языка. | 1 | 34 неделя | |
35 | Путешествие в страну Русского Языка. | 1 | 35 неделя |
5. Использованная литература:
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
- Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.:
Просвещение.1990г.
- Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
- Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
- Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 1981г.
- Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
- Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.; Л., 1968г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по русскому языку для 5-6 классов.
Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI клас...
Открытое занятие кружка по русскому языку "Кладовая" слов русского языка"
Данное занятие проводилось на районном семинаре и было посвящено рассмотрению вопроса, поиогают ли пословицы формировать нравственные ценности человека....
Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"
Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...
Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...
Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово» на 2015-2016 учебный год Класс: 9
Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово»на 2015-2016 учебный годКласс: 9...
Рабочая программа кружка "Тайны русского языка" 8 класс
Рабочая программа кружка "Тайны русского языка" для обучающихся 8 класса включает в себя материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку....