Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тема: Обстоятельство. Цели:образовательные:  сформировать умение находить обстоятельства в предложении, выделять их графически, определять разряд;

Развивающие: развивать интерес к деятельности на уроке, учить сравнивать и обобщать изучаемые понятия, формировать умение преодолевать трудности в учении;

Воспитательные: создать условия для формирования умения находить обстоятельства в предложениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Нестеренко Наталья Михайловна

Предмет: Русский язык 

Класс: 5В

Дата проведения: 26.01.2018

Тема урока: Обстоятельство

Цели: образовательные: сформировать умение  находить обстоятельства в предложении, выделять их графически, определять разряд;

Развивающие: развивать интерес к деятельности на уроке, учить сравнивать и обобщать изучаемые понятия, формировать умение преодолевать трудности в учении;

Воспитательные: создать условия для формирования умения находить обстоятельства в предложениях

Место урока в системе уроков данного раздела: первый

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты:

Предметные:

- дают определение обстоятельств, определяют их виды, графически их обозначают;

- отличают обстоятельства от других членов предложения;

Метапредметные результаты:

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, совершенствуют речь.

Регулятивные: совместно с учителем анализируют существующие и планируют будущие образовательные результаты (определяют тему и цель урока);

Познавательные: преобразуют лингвистический текст в таблицу, составляют устное высказывание по предложенной теме, делают выводы на основе анализа текста, подтверждают вывод собственной аргументацией.

Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи); договариваются друг с другом; принимают позицию собеседника, отстаивают свою точку зрения.

Образовательные ресурсы:

Учебник «Русский язык. 5 класс». Авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова.

Оборудование урока: Проектор, справочники, тексты

Формы и методы обучения:

- фронтальная, индивидуальная работа; словесный, наглядный, практический; работа в парах.

Основные понятия: обстоятельство

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Проверка готовности обучающихся к уроку.

- Здравствуйте! Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло вам новые открытия.  

 

- Ребята, в течение урока вы будете оценивать свою деятельность по следующему алгоритму Слайд № 2

                                                                                                                   

                                                                                                                                                                   

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте,

демонстрируют готовность к уроку. Воспринимают на слух информацию,

обдумывают ответы на вопросы,

участвуют в диалоге.

Задание выполнено точно

+ (плюс)

Задание выполнено частично, есть вопросы

+-  ? (знак вопроса)

Задание не выполнено

- (минус)

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. 

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. 

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

2. Актуализация опыта учащихся и пробное
учебное действие

3. Выяснение места и причины затруднения

4. Изучение новых знаний и способов деятельности

5. Первичная проверка понимания изученного

6. Закрепление изученного.

7. Подведение итогов.

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

- Какой раздел русского языка мы изучаем? (Синтаксис)

- Ребята, Какие члены предложения вы знаете? ( Главные и второстепенные)

Синтаксическая разминка

- Предлагаю провести синтаксическую разминку.

- Откройте тетради, запишите число.

Классная работа.

- Спишите предложения, которые выведены на слайд

1. Кустик прекрасен.

2. Листики держаться у самой земли.

3. Стебли  растут прямо вверх.

Слайд № 3

- Найдите  и назовите главные члены в предложениях.

- Что вы знаете о ВЧП? ( ВЧП распространяют главные члены предложения)

-  Какие виды ВЧП вы знаете?

(дополнение, определение, обстоятельство)

- Расскажите о дополнении

- Расскажите об определении

- Вы называли ещё один ВЧП.

- Что это? (обстоятельство)

- Расскажите об обстоятельстве

(Ответы учащихся)

- Вы полную информацию сообщили об обстоятельстве? 

(Нет).

- Почему? (Мы ещё не изучали обстоятельство)

- Тогда сформулируйте тему урока

 

- Обстоятельство

- Запишите тему в тетрадь

- Какие  цели поставим перед собой?

- Чего мы не знаем?

Цели:

1. Уточнить, что такое обстоятельство

2. На какие вопросы отвечает  обстоятельство.

3. Виды обстоятельств

4. Узнать, чем  выражено обстоятельство   в предложении.

Слайд № 4

- Где можем получить информацию ? (Учебник)

- Какие  дальнейшие действия будут у вас?

1. Прочитаем информацию

2. Заполним таблицу

 - Расскажите, что у вас получилось.

 1. Это ВЧП, который обозначает, как, когда, где совершается действие;

2. Отвечает на вопросы: где? куда? откуда? (обстоятельство места);

как? каким образом? (обстоятельство образа действия); 

когда? как долго ( обстоятельство времени);

3. Обстоятельства обычно выражаются наречиями или именами существительными в косвенных падежах

И гром вдали гремит раскатом.

Относятся к сказуемому

4. На письме обозначаются ._,_,

Слайд № 5

- Какие виды обстоятельств по ?  можем выделить?

Обстоятельства времени

Обстоятельства места

Обстоятельства образа действия

Учениками на доске составляется кластер

Виды обстоятельств

Практическая работа

Тренировочные предложения.

1. Над городом поднималось солнце.
2. Ночью в лесу занялся пожар.
3. Снег падал медленно и бесшумно.

 4. Андрей отстал в учёбе из-за болезни.
 5. Мы нарочно опоздали на встречу.

   Слайд № 6

- Как вы думаете, какие задания я могу вам предложить к этому тексту?

Спишите предложения и найдите в них обстоятельства, определив их вид.

1. Над городом   ( о. места)

2. Ночью (о. времени)

3. Медленно и бесшумно  (о. образа действия) 

4. Из-за болезни  ( о. причины)

5. Нарочно (о. цели)

(Ответы ребят) 

- Ребята, возникли у вас затруднения в определении вида обстоятельств? (Да. )

- Почему? (Не подходят вопросы)

- Давайте попробуем поставить другие вопросы.

- Какие подходят? ( Почему? Из-за чего? Зачем? С какой целью?

Возвращаемся в справочники.

- Добавьте ещё2 вида обстоятельств в кластер.

- Давайте составим алгоритм нахождения обстоятельства в предложении.

Алгоритм

  1. Найду грамматическую основу.
  2. Задам  от сказуемого вопросы где? когда? как? каким образом?почему? с какой целью?
  3. Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.
  4. Если есть, значит это обстоятельство.
  5. Подчеркну обстоятельство пунктир с точкой._ . _ . _ . _
  6. Определю, чем выражено.
  7. Определю вид.

- Сегодня на уроке мы познакомились ещё с одним ВЧП.

- Предлагаю устно составить по два предложения, в которых были бы обстоятельства разных видов.

Упр. № 464

- Какую тему изучали на уроке?  (Обстоятельство)

- Какие  были  цели  на уроке?

( Познакомиться с обстоятельством, узнать его виды, узнать вопросы, чем выражено)

- Достигли ли мы поставленных целей?

- Опишите ваше состояние на уроке?

- На полях нарисуйте смайлик вашего настроения

Упр. № 465 или 467. Подготовить рассказ об обстоятельстве.

- Спасибо за урок. Все свободны.

Отвечают на вопросы учителя

Работают в тетрадях. Записывают

Двадцать шестое января.

Классная работа.

Списывают предложения. Графически оформляют. Комментируют.

Находят главные члены предложения.

Отвечают.

Оценивают  себя

Отвечают на вопросы учителя по плану.

Оценка товарищей

 

Учащиеся рассказывают об обстоятельстве

Ребята формулируют тему урока.

Запись темы в тетрадь

Учащиеся пытаются сформулировать цели  работы.

Работа с учебником стр. 167

Заполняют таблицу в справочниках

Индивидуальная, групповая

Ученик рассказывает по таблице

Оценка своей деятельности

Ребята читают предложения. Внимательно слушают задание.

Предполагают возможные задания

(Выделить главные члены предложения.

- Найти обстоятельства

- Определить их вид

Работа в парах

Списывают. Находят и определяют вид

обстоятельств.

Пользуются справочным материалом.

Оценивают себя

Сообщают о трудностях. Пытаются найти ответ.

Вписывают новую информацию в справочник.

Ученик у доски добавляет виды обстоятельств.

Ребята составляют алгоритм.

Ребята составляют предложения. Оценивают себя.

Проверяют упражнение.

Оценивают себя.

Учащиеся подводят итог урока.

Ответы учащихся. Учащиеся себя оценивают.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе.
 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).

Коммуникативные (умение работать  в парах)

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ )

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...