Нераспространённые и распространённые предложения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Курочкина Светлана Александровна

Тема:  Нераспространённые и распространённые предложения.

Класс  5

УМК: под редакцией Т.А. Ладыженская « Русский язык.5 класс».

Тип урока:  урок комплексного применения УУД при выполнении  компетентностно-ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

Результаты:             

Предметные:

Сформировать представление о нераспространённых и распространённых предложениях

выявить стилистическую роль второстепенных членов предложения

показать способы их использования как средства связи предложений в тексте

формировать орфографические и пунктуационные навыки.

Метапредметные:

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, определения способов их выражения;

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности

6. Развивать творческие способности учащихся.

Личностные:

1. формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма на основе изучения местных достопримечательностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nerasprostranyonnye_i_rasprostranyonnye_predlozheniya.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Нераспространённые и распространённые предложения.

Класс  5

УМК: под редакцией Т.А. Ладыженская « Русский язык.5 класс».

Тип урока:  урок комплексного применения УУД при выполнении  компетентностно-ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

Результаты:                

Предметные:

Сформировать представление о нераспространённых и распространённых предложениях

выявить стилистическую роль второстепенных членов предложения

показать способы их использования как средства связи предложений в тексте

формировать орфографические и пунктуационные навыки.

Метапредметные:

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, определения способов их выражения;

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности

6. Развивать творческие способности учащихся.

Личностные:

1. формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма на основе изучения местных достопримечательностей.

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

устойчивый познавательный интерес к русскому языку

патриотизм

  • формулировать собственное мнение,
  • осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях

общения

  • работать в группе
  • осуществлять информационную переработку текста (план, схема, таблица)
  • выразительного читать, строить устное и письменное высказывание,
  • проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя
  • Планирование самостоятельного выполнения заданий,
  •  выбор темпа работы,
  • умение действовать самостоятельно

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • находить главные и второстепенные члены предложения,
  •  определять способы их выражения,
  • различать

самостоятельные и служебные

части речи,

  • производить морфемный, словообразовательный, лексический, синтаксический разборы

проводить наблюдение под руководством учителя;

• осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи

Фромирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку

Воспитание патриотизма

Оборудование:           

- мультимедийная презентация

- ЭОР «Нераспространённые и распространённые предложения»

- интерактивная доска

- рабочий лист ученика

- документ-камера


Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и  задач урока, этапов и форм работы.

Беседа

Сформулируйте цель урока, исходя из того, что второстепенные члены предложения  нам уже знакомы. Используйте опорные слова:

  • углубить
  • расширить
  • повторить
  • совершенствовать

Организует уч-ся к уроку через проблемный вопрос.

- Опишите сегодняшнюю погоду одним предложением.

-Какое предложение у вас получилось?

-Что вы для этого использовали?

Настраиваются на плодотворную работу

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); установление причинно-следственных связей (П);  построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); выполнение действий по алгоритму (П);

II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

 Словарная работа

Предл_жение, гл..гол, слов_соч_тание, прил..гательное, сущ_ствительное, подл_жащее, ск_зуемое, м_рфема, гра(м,мм)атическая основа.

Термины русского языка перепутались. Выберите из перечня те, что относятся к теме синтаксис и пунктуация:

проверяют в парах, работают на ИАД

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);  – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К) осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р);

III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Компетентностно -  ориентированное задание.  Работа с текстом

Чтение & 35, стр. 81. Изучение теоретических сведений, заполнение таблицы-памятки

Организует беседу, консультирует учащихся

Выполняют задания к тексту параграфа, заполняют таблицу в рабочих листах

Познавательные (понимание текстов, извлечение необходимой

информации;

– подведение под понятие)

Коммуникативные

Работа с ЭОР флештаблица «Нераспространённые и распространённые предложения»

Презентация

«Достопримечательности Анапы»

Сопоставление составленных таблиц с материалом ЭОР.

Опишите достопримечательности.

Сначала составьте нераспространённые предложения, а затем распространённые предложения.

Сравните, что у вас получилось.

Организует беседу, консультирует учащихся

Сопоставляют записи в рабочих листах  с флештаблицей

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);  построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

формирование этнокультурных ценностей (Л)

Работа по теме урока

Работа в паре

Упр. 175, стр. 81.

Консультирует пары учащихся

- устно комментируют пропущенные  орфограммы в словах;

-списывают, подчёркивая грамматические основы предложения;

-определяют распространённые и нераспространённые предложения.

Личностные (понимание необходимости следования в поведении моральным нормам и

этическим требованиям)

Коммуникативные

Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация– построение логической цепи рассуждений, выведение слествий;

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

– доказательство)

Отчёт одной из пар

С помощью документ-камеры проецирует выполненное задание, проверяет правильность выполнения

Слушают, дополняют, корректируют выполненное задание

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

(волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

IV.  Физминутка

Дождливый день

Пробовать блины

Громко поёт

Моет руки

Чудесный цветок

Песни вокалистов

Украшено отлично

Я вижу, вы немного устали, проведем разминку. Я буду называть словосочетания. Если в нем есть:

дополнение – сидим,

определение – встаём,

обстоятельство - хлопаем.

Выполняют физминутку

Регулятивные

Познавательные

Закрепление знаний

Грамматико-орфографическая работа

На тр..ве и кустах забл..стели кап..льки р..сы. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое)

-выполните синтаксический разбор данного предложения

- выполните морфемный разбор всех самостоятельных слов

-найдите слово, в котором букв больше, чем звуков, докажите транскрипцией.

Выполняют указанные виды грамматических разборов

установление причинно-следственных связей (П); выполнение действий по алгоритму (П); осознанное и произвольное по-строение речевого высказывания (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Проектное задание

Мини-проект «Роль второстепенных членов предложения»

Работа в 4 группах, упр. 178, стр. 82.

1 группа: какие бывают предложения по цели высказывания (пример предложений)

2 группа: в чём особенность восклицательных предложений (пример предложений)

3 группа: какими бывают предложения по наличию второстепенных членов (пример предложений)

4 группа: какие пунктуационные знаки ставятся в конце предложения (примеры предложений)

Сопровождает и контролирует мини-проект.

В конце проекта учитель подводит итог: «Для чего нужны второстепенные члены предложения?»

Обсуждают в группе, предлагают свои варианты фраз.

Защищают проект.

Доказывают, что второстепенные члены помогают полно, ярко выразить основную мысль предложения.

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К). достижение договоренностей и согласование общего решения (К); осознание ответственности за общее дело (Л).

Включение в систему знаний и повторение

Отчет групп, пар

Представители групп защищают свои проекты, все заполненные справочные материалы проецируются через документ-камеру

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Защищают проект.

Высказывают свое мнение.

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

(волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

V. Подведение итогов,

 рефлексия

 Продолжите предложение:

Сегодня я повторил(а), (что?)

Сегодня я научился(лась)….

Я не совсем понял(а)…    

Как я оцениваю свою работу на уроке?

Организует работу

Делают вывод о том, что такое нераспространённые и распространённые предложения.

Регулятивные

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных

Личностные

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

– следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям

VI. Домашнее задание

Упр. 177, стр. 82, & 35.

регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Распространённые и нераспространённые предложения» 6 класс

Конспект урока по русскому языку в 6 классе...

Презентация "Нераспространённые и распространённые предложения."

Данная презентация - хорошее подспорье для изучения темы "Распространённые и нераспространённые члены предложения. Второстепенные члены."...

"Нераспространённые и распространённые предложения"

Данный конспект урока по теме:"Нераспространённые и распространённые предложения" подготовлен для изучения темы в 5 классе, для учащихся специальной коррекционной школы VIII вида....

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Распространённые, нераспространённые предложения".

Учебный  предмет:  русский  языкКласс: 5Автор  УМК:  С.И. Львова  Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х кн. – М.: Мнемозина, 2009Тема урока: «...

Дистанционный урок 5 класс. Распространённые и нераспространённые предложения.

Дистанционный урок 5 класс. Распространённые и нераспространённые предложения....

Нераспространённые и распространённые предложения

Тема урока: Нераспространённые и распространённые предложения.Проведённый мною урок – это интегрированный урок с использованием межпредметных связей (литература и  искусство) и  технол...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».

Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1.     Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1.     Сформировать умения:·...