Нераспространённые и распространённые предложения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема урока: Нераспространённые и распространённые предложения.
Проведённый мною урок – это интегрированный урок с использованием межпредметных связей (литература и искусство) и технологии проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока Нераспространённые и распространённые предложения | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Нераспространённые и распространённые предложения.
Урок русского языка в 5 классе
(Использование технологии проблемного обучения, межпредметные связи: литература, искусство)
Цель урока:
изучить новые термины; научиться отличать односоставные и двусоставные предложения от распространённых и нераспространённых; отработать навыки находить нераспространённые и распространённые предложения в тексте.
Воспитательная цель:
нравственное и эстетическое воспитание.
(Воспитательная цель отображена в девизе к уроку и направлена на формирование всесторонне-развитой личности, сочетающей в себе нравственные качества и эстетический вкус).
Развивающая цель: развитие познавательных способностей учеников.
Тип урока: урок-диалог
Оборудование урока: проектор; кактус-комнатное растение; выставка рисунков учащихся, выполненных различными красками; записанные на доске нравственные качества.
Девиз урока:
« В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда,
и душа, и мысли»
А. П. Чехов.
Ход урока
I.
- Организационный момент.
- Фронтальный опрос:
- Назовите главные члены предложения. Приведите примеры.
-Назовите второстепенные члены предложения. Приведите примеры.
-Как называют предложения, у которых есть и подлежащее и сказуемое?
Пример (двусоставные предложения).
-А какие предложения называются односоставными?
II.
Беседа по девизу урока:
- О какой красоте идёт речь в высказывании?
(о внешнем облике и о внутреннем мире человека)
-Как по-другому называют внутренний мир человека?
(духовный, духовность)
На доске записано значение слова, выписанное из толкового словаря С. И. Ожегова:
Духовность – свойство души, состояние в преобладании духовных и интеллектуальных интересов над материальными.
- Какие нравственные качества должен в себе воспитывать человек? (называют)
- Сопоставьте свои ответы с записью на доске. (учитель раскрывает доску)
Нравственные качества:
порядочность,
честность,
доброта,
скромность,
доброжелательность,
чуткость,
взаимопомощь,
сострадание,
милосердие,
человеческое достоинство…
- Как вы думаете, труднее быть внешне красивым или внутренне? Почему?
( Духовно человек развивается и совершенствуется всю жизнь, а нарядиться можно мгновенно)
- Какая пословица вам вспомнилась после наших рассуждений?
(По одёжке встречают, а по уму провожают)
- Что важнее: внешняя красивость или душевная красота?
(Душевная)
- Обращаем ли мы внимание на внешность человека, если он добрый, честный…?
- А если он красив, но злой…?
( Связь со сказкой В. А. Жуковского «Спящая царевна»: Почему добрый царь не позвал на пир двенадцатую чародейку? Потому что она была хромоногой, старой? Или была другая причина?)
Вывод: очень хорошо, когда личность гармонична: когда внутренний мир человека соответствует его внешнему облику. Каждый из вас уже красив. И ваша задача не испортить первозданную красоту плохими поступками.
III. Объяснение нового материала.
1. Объяснение осуществляется путём работы над предложениями, записанными на доске.
Дети трудятся.
Дети дружно трудятся
- Подчеркните в предложениях грамматическую основу. Каковы предложения по составу: односоставные или двусоставные? Отличаются ли они друг от друга?
(Оба предложения двусоставные. Но во втором предложении помимо грамматической основы есть второстепенный член предложения – обстоятельство)
- Продолжим наблюдение, записав ещё два предложения:
Осень.
Наступила золотая осень.
-Каковы эти предложения по составу: односоставные или двусоставные? Отличаются ли они друг от друга?
(Первое предложение - односоставное, второе – двусоставное и в нём есть определение.)
- Смысл каких предложений в каждой из групп полнее: первых или вторых? (Вторых)
- Из чего состоят два первых предложения?
(только из грамматических основ: Дети трудятся. Осень.).
- За счёт чего распространяются вторые предложения?
(за счёт второстепенных членов предложения: обстоятельства и определения).
- Какова роль второстепенных членов предложения?
(они расширяют, распространяют предложения)
Сделаем вывод: какие предложения называются распространёнными?
(Предложения, в которых, кроме главных членов предложения, есть второстепенные, называются распространёнными)
- Какие нераспространённые? Вы догадались?
(Верно! Те, у которых нет ни одного второстепенного члена предложения)
- Скажите, ребята, достаточно ли хотя бы одного второстепенного члена предложения, чтобы предложение стало распространённым?
( Да, именно такие предложения и были в наших примерах)
IV. Закрепление нового материала.
- Читаем стихотворение Николая Доризо «Красота»:
Вот кактус.
Разве он цветок?
На бугорке земли шершавой
Нелепо скрюченный виток
Колючей проволоки ржавой.
Однако даже он
И тот
Однажды вдруг
В степи кромешной
Цветёт,
Да как ещё цветёт,
С какой доверчивостью нежной!...
Спит красота в любом из нас.
Мы все красивы от рожденья-
Однажды
Вдруг,
Хотя б на час
Или хотя бы на мгновенье,
Спит красота.
И жаль мне тех,
В ком глухо спят её порывы,
Тех,
Кто ушёл от нас навек,
Не зная, как они красивы.
- О чём это стихотворение?
- В каких строчках заключена основная мысль?
( Спит красота в любом из нас. Мы все красивы от рожденья)
- Какие чувства оно пробудило у вас?
- Какой вывод можно сделать из услышанного?
(Необходимо научиться видеть красоту, не растрачивать первозданную красоту, постоянно совершенствовать себя, помогать другим раскрыть себя)
- Задание к тексту (стихотворение, а затем и задание к нему перед детьми в
на экране)
- Выпишите из стихотворения нераспространённые предложения
(Вот кактус. Разве он цветок?)
- А кто-нибудь знает, какими частями речи является слова «вот» и «разве»?
(это частицы: «вот- указательная, а «разве»-вопросительная)
- Автор сравнивает кактус с человеком. А какой он человек-кактус? (учитель демонстрирует кактус в цветочном горшке)
- Какими чертами характера обладает человек-кактус?
(неприступный, способный ранить, причинить душевную боль…)
- Как вы думаете, ребята, шипы у этого цветка только для того, чтобы ранить? (шипы у него для защиты)
-Скажите, может ли такой человек совершить добрый поступок? Как об этом сказано в стихотворении? ( Наверное, может. Он просто нуждается сам в защите. Возможно, он более раним, чем другие. Может быть, его часто обижали в жизни, как собачку Кусаку, из рассказа Леонида Андреева)
- Викторина:
(Детям заранее предложила дома нарисовать следующие цветы: розу, лилию, хризантему, колокольчик, ромашку, одуванчик, календулу, петушиные гребешки. Рисунки выполнялись различными красками: гуашью, акварелью, пастелью, углем. Если дети будут испытывать затруднения при ответе, они смогут воспользоваться заранее приготовленными подсказками. От мастерства маленького художника зависит точность рисунка, его узнаваемость).
- Какой цветок напоминает нежного, но очень слащавого человека?
(лилия)
-Какой цветок ассоциируется с человеком, который никогда не умолкает? (колокольчик)
-А какой похож на человека очень привлекательного, но способного больно ранить? (роза)
- Какой цветок даже внешне похож на очень стойкого человека? (хризантема)
- Какой цветок ассоциируется с человеком-драчуном? (петушиные гребешки)
- Какой напоминает человека, быстро меняющего своё настроение, с неустойчивым характером? (одуванчик)
- А какой похож на крайне скромного, неброского, но очень милого человека? (ромашка)
- Какой цветок напоминает человека, готового всегда прийти на помощь? (календула)
В конце урока учитель изобразительного искусства отметит наиболее удачные ученические работы .
Домашнее задание:
Напишите сочинение-рассуждение о человеке-цветке: « Знакомый незнакомец», используя в нём предложения на изученную тему. ( Вы должны описать кого-либо из одноклассников, знакомых, используя отличительные особенности цветов, растений. Мне бы не хотелось, что бы вы писали о человеке-чертополохе, человеке-полыни. Возможно, кто-то пожелает написать о человеке-букете. Помните, что букет – это умело составленная композиция. Если вас что-то раздражает в этом букете, помогите составить красивую композицию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Распространённые и нераспространённые предложения» 6 класс
Конспект урока по русскому языку в 6 классе...
Презентация "Нераспространённые и распространённые предложения."
Данная презентация - хорошее подспорье для изучения темы "Распространённые и нераспространённые члены предложения. Второстепенные члены."...
"Нераспространённые и распространённые предложения"
Данный конспект урока по теме:"Нераспространённые и распространённые предложения" подготовлен для изучения темы в 5 классе, для учащихся специальной коррекционной школы VIII вида....
Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Распространённые, нераспространённые предложения".
Учебный предмет: русский языкКласс: 5Автор УМК: С.И. Львова Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х кн. – М.: Мнемозина, 2009Тема урока: «...
Дистанционный урок 5 класс. Распространённые и нераспространённые предложения.
Дистанционный урок 5 класс. Распространённые и нераспространённые предложения....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».
Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1. Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1. Сформировать умения:·...
Нераспространённые и распространённые предложения
Тема: Нераспространённые и распространённые предложения.Класс 5УМК: под редакцией Т.А. Ладыженская « Русский язык.5 класс».Тип урока: урок комплексного применения УУД при...