«Распространённые и нераспространённые предложения» 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12
Конспект урока
«Распространённые и нераспространённые предложения»
6 класс
Россия
Краснодарский край
Красноармейский район
ст. Новомышастовская
МБОУ СОШ № 12
Учитель русского языка и литературы
Быкова Раиса Петровна
2012 год
Урок на тему:
«Распространённые и нераспространённые предложения»
Общая задача урока – вывести ребят на самостоятельное определение различий между распространёнными и нераспространёнными предложениями, дать практически почувствовать художественную функцию данных типов предложения в письменной речи.
1 этап урока: конструирование высказываний по заданной схеме, осмысление учащимися роли второстепенных членов предложения в конкретизации мысли и в передаче различных настроений.
1. Классу даётся основа: Лес шумел. Надо распространить данную основу по схеме:
Ученики читают свои варианты: Мрачный лес глухо шумел. Весенний лес взволнованно шумел.
Учитель просит записать общий вариант предложения и поставить напротив него знак вопроса:
Пустой лес печально шумел. ?
2.Аналагичное задание с заданной основой: Озеро замерло.
Схема та же. Варианты учеников: Прекрасное озеро тихонько замерло. Вечернее озеро покорно замерло.
Общий вариант предложения:
Замёрзшее озеро грустно замерло.
3. Теперь обращаем внимание на вопросы, вынесенные на поля.
- проанализируйте общие примеры.
Что изменилось в этих предложениях по сравнению с их же нераспространённым вариантом?
Ответы учащихся: «появляется более конкретная картина»; «Язык ярче рисует образ леса, озера»; «Появилось настроение».
- Какое?
- Грустное, печальное, тоскливое.
Учитель просит определить настроение в тех распространённых предложениях, которые составили сами учащиеся. Идёт небольшое устное обсуждение.
2 этап урока: формирование умения так использовать в собственной речи второстепенные члены предложения, чтобы с их помощью реализовывать свой авторский замысел. Развитие способности учащихся точно передавать настроение своего высказывания.
По той же отработанной схеме составить свои распространённые предложения с любой основой. Каждый желающий ученик может задать всему классу свою основу и настроение, которое несет его высказывание. Остальные учащиеся пробуют уже не только по заданной основе, схеме, но и определённому настроению построить свое высказывание. Таким образом, задача усложняется.
Ученик дает основу: Собака запрыгала (настроение радостно-взволнованное).
Варианты семиклассников: Соскучившаяся собака весело запрыгала. Лохматая собака радостно запрыгала. «Авторский» вариант: Довольная собака с лаем запрыгала.
Второй ученик читает свою основу: Небо покраснело (тревожное настроение). Варианты, звучащие в классе: Грозное небо внезапно покраснело. Предгрозовое небо зловеще покраснело. «Авторский» вариант: Будто расколовшееся небо странно покраснело.
Важно обсудить с ребятами, какой из прочитанных вариантов наиболее удачен и почему.
3 этап урока: закрепление темы на уровне текста; анализ роли нераспространённых предложений в художественном тексте.
1. Учитель дает классу основы из отрывка из повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» и просит, распространив данные основы, соединить их в тексте, который бы мог быть связан с самой повестью, а мог бы быть абсолютно произвольным.
Всё было тихо.
Пробило 12.
Он был спокоен.
Карета подъехала и остановилась.
Люди побежали.
Раздались голоса.
Дом осветился.
Он окаменел.
Учитель отмечает, что при необходимости можно включить в текст предложения и с другими, заранее не заданными, основами.
2. Через некоторое время ученики читают свои варианты:
«Всё было совершенно тихо, как на дне глубокого колодца. Где-то далеко глухо пробило двенадцать. От стены дома отделился странный призрак, зловеще темнеющий на фоне лунного света. С виду он был совершенно спокоен, двигался уверенно и плавно. Роскошная карета с тройкой прекрасных лошадей подъехала к тому же дому и стала. Кто-то вышел из нее и быстро прошел внутрь особняка. Вдруг дом осветился тысячью огней, весь будто наполнился шумом. Кругом раздались испуганные громкие голоса, даже крик. Люди с искаженными, страшными лицами побежали, словно от огня, кто куда. Призрак, удовлетворенно глядя на все это, стоял посреди улицы. Казалось, он окаменел».
«Все было абсолютно тихо, когда Германн решился наконец войти в спальню графини. Неожиданно, будто ножом полоснуло, пробило двенадцать часов ночи. Спрятавшись за старую портьеру, Герман стал спокоен, как застывшая мумия. Он слышал, как к дому подъехала, гулко гремя по мостовой, карета и остановилась у самого парадного. Внезапно кругом послышался ужасный топот. Куда-то бежали взволнованные люди, раздались громкие голоса. Весь дом осветился ярким светом, слепящим глаза. У Германна перехватило дыхание, от сильного испуга он словно окаменел».
3. После небольшой устной оценки услышанных вариантов учитель читает пушкинский текст. Приведём его:
Время шло медленно. Все было тихо. В гостиной пробило двенадцать; по всем комнатам часы одни за другими прозвонили двенадцать, - и все умолкло опять. Германн стоял, прислонясь к холодной печке. Он был спокоен; сердце его билось ровно, как у человека, решившегося на что-нибудь опасное, но необходимое. Часы пробили первый и второй час утра, - и он услышал дальний стук кареты. Невольное волнение овладело им. Карета подъехала и остановилась. Он услышал стук опускаемой подножки. В доме засуетились. Люди побежали, раздались голоса, и дом осветился. В спальню вбежали три старые горничные, и графиня, чуть живая, вошла и опустилась в вольтеровы кресла. Германн глядел в щелку: Лизавета Ивановна прошла мимо него. Германн услышал ее торопливые шаги по ступеням ее лестницы. В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести и снова умолкло. Он окаменел.
Как мы видим, практически все основы, с которыми работали учащиеся на уроке, так и остаются в авторском варианте нераспространенными; кроме того, здесь достаточное количество предложений с очень небольшим числом второстепенных членов (условно они выделены курсивом). Почему? Какова роль этих нераспространенных предложений в ткани художественного текста? Семиклассники по-разному отвечают на заданный вопрос:
«нераспространенными предложениями Пушкин рисует состояние героя – состояние напряженной готовности».
«Внутреннее напряжение Германна возрастает после ключевой фразы: Невольное волнение овладело им, когда в тексте следует целый ряд нераспространенных предложений, отражающих восприятие, обостренное страхом и волнением. Герой слышит звуки подъезжающей кареты, людских шагов и голосов – и каменеет».
«Германн вовсе не испытывает напряжения, поскольку Пушкин прямо говорит: Он был спокоен. Это мы, читатели, ощущаем то нагнетение напряженности, ожидание чего-то страшного, что действительно создается во многом нераспространёнными предложениями».
После всех высказанных мнений учитель предлагает ребятам попробовать написать дома рассказ, миниатюру или эссе, используя только нераспространенные предложения, попытаться передать с их помощью определённое состояние героя, ту или иную атмосферу повествования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)
Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...
Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Распространённые, нераспространённые предложения".
Учебный предмет: русский языкКласс: 5Автор УМК: С.И. Львова Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х кн. – М.: Мнемозина, 2009Тема урока: «...
Дистанционный урок 5 класс. Распространённые и нераспространённые предложения.
Дистанционный урок 5 класс. Распространённые и нераспространённые предложения....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».
Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1. Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1. Сформировать умения:·...
Урок русского языка в 8 классе «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений». (Учебный матeриал в раздел "Основная
Урок разработан с использование технологии критического мышления.Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радост...
Обращение – смысловой отрезок, его признаки. Распространённые и нераспространённые обращения.
Урок русского языка в 5 классе (с презентацией)....
Предложения распространённые и нераспространённые
Презентация по теме Предложения распространённые и нераспространённые...