«Распространённые и нераспространённые предложения» 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p.1.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12

Конспект урока

 «Распространённые и нераспространённые предложения»

6 класс

Россия

Краснодарский край

Красноармейский район

ст. Новомышастовская

МБОУ СОШ № 12

Учитель русского языка и литературы

                                                                                         Быкова Раиса Петровна

2012 год

Урок на тему:

«Распространённые и нераспространённые предложения»

          Общая задача урока – вывести ребят на самостоятельное определение различий между распространёнными и нераспространёнными предложениями, дать практически почувствовать художественную функцию данных типов предложения в письменной речи.

1 этап урока: конструирование высказываний по заданной схеме, осмысление учащимися роли второстепенных членов предложения в конкретизации мысли и в передаче различных настроений.

   1. Классу даётся основа: Лес шумел. Надо распространить данную основу по схеме:

   Ученики читают свои варианты: Мрачный лес глухо шумел. Весенний лес взволнованно шумел.

   Учитель просит записать общий вариант предложения и поставить напротив него знак вопроса:

Пустой лес печально шумел.                           ?

2.Аналагичное задание с заданной основой: Озеро замерло.

Схема та же. Варианты учеников: Прекрасное озеро тихонько замерло. Вечернее озеро покорно замерло.

 Общий вариант предложения:

Замёрзшее озеро грустно замерло.

3. Теперь обращаем внимание на вопросы, вынесенные на поля.

- проанализируйте общие примеры.

Что изменилось в этих предложениях по сравнению с их же нераспространённым вариантом?

Ответы учащихся: «появляется более конкретная картина»; «Язык ярче рисует образ леса, озера»; «Появилось настроение».

 - Какое?

- Грустное, печальное, тоскливое.

Учитель просит определить настроение в тех распространённых предложениях, которые составили сами учащиеся. Идёт небольшое устное обсуждение.

2 этап урока: формирование умения так использовать в собственной речи второстепенные члены предложения, чтобы с их помощью реализовывать свой авторский замысел. Развитие способности учащихся точно передавать настроение своего высказывания.

           По той же отработанной схеме составить свои распространённые предложения с любой основой. Каждый желающий ученик может задать всему классу свою основу и настроение, которое несет его высказывание. Остальные учащиеся пробуют уже не только по заданной основе, схеме, но и определённому настроению построить свое высказывание. Таким образом, задача усложняется.

          Ученик дает основу: Собака запрыгала (настроение радостно-взволнованное).

         Варианты семиклассников: Соскучившаяся собака весело запрыгала. Лохматая собака радостно запрыгала.  «Авторский» вариант: Довольная собака с лаем запрыгала.

         Второй ученик читает свою основу: Небо покраснело (тревожное настроение). Варианты, звучащие в классе: Грозное небо внезапно покраснело. Предгрозовое небо зловеще покраснело. «Авторский» вариант: Будто расколовшееся небо странно покраснело.

         Важно обсудить с ребятами, какой из прочитанных вариантов наиболее удачен и почему.

         3 этап урока: закрепление темы на уровне текста; анализ роли нераспространённых предложений в художественном тексте.

         1. Учитель дает классу основы из отрывка из повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» и просит, распространив данные основы, соединить их в тексте, который бы мог быть связан с самой повестью, а мог бы быть абсолютно произвольным.

Всё было тихо.

Пробило 12.

Он был спокоен.

Карета подъехала и остановилась.

Люди побежали.

Раздались голоса.

Дом осветился.

Он окаменел.

           Учитель отмечает, что при необходимости можно включить в текст предложения и с другими, заранее не заданными, основами.

2. Через некоторое время ученики читают свои варианты:

             «Всё было совершенно тихо, как на дне глубокого колодца. Где-то далеко глухо пробило двенадцать. От стены дома отделился странный призрак, зловеще темнеющий на фоне лунного света. С виду он был совершенно спокоен, двигался уверенно и плавно. Роскошная карета с тройкой прекрасных лошадей подъехала к тому же дому и стала. Кто-то вышел из нее и быстро прошел внутрь особняка. Вдруг дом осветился тысячью огней, весь будто наполнился шумом. Кругом раздались испуганные громкие голоса, даже крик. Люди с искаженными, страшными лицами побежали, словно от огня, кто куда. Призрак, удовлетворенно глядя на все это, стоял посреди улицы. Казалось, он окаменел».

            «Все было абсолютно тихо, когда Германн  решился наконец войти в спальню графини. Неожиданно, будто ножом полоснуло, пробило двенадцать часов ночи. Спрятавшись за старую портьеру, Герман  стал спокоен, как застывшая мумия. Он слышал, как к дому подъехала, гулко гремя по мостовой, карета и остановилась у самого парадного. Внезапно кругом послышался ужасный топот. Куда-то бежали взволнованные люди, раздались громкие голоса. Весь дом осветился ярким светом, слепящим глаза. У Германна перехватило дыхание, от сильного испуга он словно окаменел».

          3. После небольшой устной оценки услышанных вариантов учитель читает пушкинский текст. Приведём его:

          Время шло медленно. Все было тихо. В гостиной пробило двенадцать; по всем комнатам часы одни за другими прозвонили двенадцать, - и все умолкло опять. Германн стоял, прислонясь к холодной печке. Он был спокоен; сердце его билось ровно, как у человека, решившегося на что-нибудь опасное, но необходимое. Часы пробили первый и второй час утра, - и он услышал дальний стук кареты. Невольное волнение овладело им. Карета подъехала и остановилась. Он услышал стук опускаемой подножки. В доме засуетились. Люди побежали, раздались голоса, и дом осветился. В спальню вбежали три старые горничные, и графиня, чуть живая, вошла и опустилась в вольтеровы  кресла. Германн глядел в щелку: Лизавета Ивановна прошла мимо него. Германн  услышал ее торопливые шаги по ступеням ее лестницы. В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести и снова умолкло. Он окаменел.

             Как мы видим, практически все основы, с которыми работали учащиеся на уроке, так и остаются в авторском варианте нераспространенными; кроме того, здесь достаточное количество предложений с очень небольшим числом второстепенных членов (условно они выделены курсивом). Почему? Какова роль этих нераспространенных предложений в ткани художественного текста? Семиклассники по-разному отвечают на заданный вопрос:

«нераспространенными предложениями Пушкин рисует состояние героя – состояние напряженной готовности».

              «Внутреннее напряжение Германна возрастает после ключевой фразы: Невольное волнение овладело им, когда в тексте следует целый ряд нераспространенных предложений, отражающих восприятие, обостренное страхом и волнением. Герой слышит звуки подъезжающей кареты, людских шагов и голосов – и каменеет».

              «Германн вовсе не испытывает напряжения, поскольку Пушкин прямо говорит: Он был спокоен. Это мы, читатели, ощущаем то нагнетение напряженности, ожидание чего-то страшного, что действительно создается во многом нераспространёнными предложениями».

               После всех высказанных мнений учитель предлагает ребятам попробовать написать дома рассказ, миниатюру или эссе, используя только нераспространенные предложения, попытаться передать с их помощью определённое состояние героя, ту или иную атмосферу повествования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Распространённые, нераспространённые предложения".

Учебный  предмет:  русский  языкКласс: 5Автор  УМК:  С.И. Львова  Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х кн. – М.: Мнемозина, 2009Тема урока: «...

Дистанционный урок 5 класс. Распространённые и нераспространённые предложения.

Дистанционный урок 5 класс. Распространённые и нераспространённые предложения....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».

Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1.     Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1.     Сформировать умения:·...

Урок русского языка в 8 классе «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений». (Учебный матeриал в раздел "Основная

Урок разработан с использование технологии критического мышления.Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радост...

Предложения распространённые и нераспространённые

Презентация по теме Предложения распространённые и нераспространённые...