Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Распространённые, нераспространённые предложения".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: С.И. Львова Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х кн. – М.: Мнемозина, 2009
Тема урока: « Распространённые и нераспространённые предложения»
Урок «открытия» нового знания.
Цели урока
Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков адекватной самооценки и оценки работы одноклассника..
Содержательные: формировать представление о распространенных и нераспространенных предложениях, повторить и закрепить знания о второстепенных членах, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.85 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Мусагалиева Жанна Максотовна
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: С.И. Львова Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х кн. – М.: Мнемозина, 2009
Тема урока: « Распространённые и нераспространённые предложения»
Урок «открытия» нового знания.
Цели урока
Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков адекватной самооценки и оценки работы одноклассника..
Содержательные: формировать представление о распространенных и нераспространенных предложениях, повторить и закрепить знания о второстепенных членах, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | -Здравствуйте, ребята!!! Мы начинаем с вами урок. Покажите, какое у вас настроение. (ребята показывают смайлики). -Я вижу, что кто-то грустит от того, что боится не справиться с предстоящими заданиями. Мы поможем развеять эти страхи. _ А вот и моё настроение: Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда- Вниманье умных ваших глаз!!! -Моё настроение + тепло ваших рук = солнце!!!! Главное не лениться, а творить и работать. Стихотворение Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться” Не позволяй душе лениться! | Подготовка класса к работе. | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к новым знаниям по разделу «Синтаксис». | Организует повторение знаний, закрепление умений. - Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. - Как называется наука о языке? Какие разделы изучили? Что изучает морфемика, орфоэпия, орфография, лексикология, морфология? -Какие разделы входят в понятие грамматика? Что случилось? Кто-то рассыпал и перемешал единицы разделов (предложение, словосочетание, дополнение, обстоятельство, определение, подлежащее, сказуемое, имя существительное, женский род, наречие, глагол, прилагательное, число, склонение, спряжение, междометие, падеж) Мы изучаем какой раздел? -Что изучает синтаксис? - Что такое словосочетание? Предложение? В чем отличие? -Какие бывают предложения по цели высказывания, по интонации, по количеству грамматических основ? -Что такое грамматическая основа? Какие главные члены назовете, второстепенные? -Представьтесь. - К доске выходит Руслан. Такая схема: подлеж.-сказ. - Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже) Приведите примеры письменно (Собака - друг человека, Москва-столица России. Книга – источник знаний.) | Вспоминают и закрепляют правила по теме, распределяют единицы разных разделов, выступают с творческими заданиями, составляют предложения по схемам. | Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) |
Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Создает проблемную ситуацию ( Д..лгожданная зима наступила, но на полях ещё (не) лежит сне.. . Вы не грустите! Долго нам ждать белого ч..да?) - Выполните синтаксические разборы предложений. У доски работают с двумя первыми, а с третьим ребята работают на месте самостоятельно. Проводим проверку с комментариями. -Сравните предложения: ( Зима наступила, но не лежит снег. Вы не грустите! Долго ждать?) -Какой текст вам больше нравится? Где информация дана больше? Сделайте выводы. - Может быть, внимательный назовёт тему урока? (на доске термины висят с начала урока) | Ставят цели, формулируют тему урока. Проводят синтаксические разборы, проверяют выполненные работы. | Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) |
Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации | - Посмотрите на тему урока «Распространенные и нераспространенные предложения». Сравним с правилом. Чтение правила на стр.151. - Предложения бывают по наличию второстепенных членов распространенные и нераспространенные. - Какие из них называются распространенными? Нераспространенными? Грохочет гром.- Вдали грохочет гром. Трещат сучья. – Трещат сухие сучья. Лес удивляет. – Лес удивляет своими богатствами. - Чем отличаются эти предложения друг от друга? (в первом только грамматическая основа, а во втором есть еще и второстепенные члены) - Какое из двух предложений несет большую информацию? Почему? -Назовите распространённые и нераспространённые предложения. Физкультминутка под музыку | Работают с учебником, сопоставляют свои выводы с информацией из учебника. У доски разбирают предложения по членам – делают выводы, рассуждая. Отдыхают , ритмично двигаясь. | Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися нового материала по отличию распространённых и нераспрстранённых предложений. | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение !!!!! Выполняем упражнение 409. У доски 2 ученика записывают, объясняют орфограммы. Выделяют грамматические основы. Последние предложения разбираем синтаксически. | 1.Работают с учебником (упр.409).Решают задания по обозначению орфограмм вслух. 2. Выделяют грамматические основы в нераспространённых предложениях. | Действие по аналогии (П) Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) |
Самостоятельная работа по эталону Цель этапа: оценка учащимися результатов учебной деятельности | Организует деятельность по применению новых знаний !!!!!Упражнение 410. Устно 3 первые предложения. Работа в парах: остальные предложения составляем и записываем. !!!!!Упражнение 411. (1) Каждый ученик самостоятельно составляет связный текст.- ребята оценивают ладошками. Выберите, какая характеристика предложения является правильной? (первое выполняют вместе, остальные в команде.) Принимай коней!
Резерв: упр. 412 работа по схемам. - Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов) - Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные) - Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными? | I.Распространяют предложения второстепенными, сравнивают, делают выводы. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Самоопределение (Л) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся. Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся ( упр.411 (2), с.151 Рефлексия. -Я довольна вашей работой, и мне очень радостно, что сегодня мы стали чуточку умнее!!!!! (выставление оценок). Я вас благодарю, я вам благо дарю. Вы слышите, каково слово!!! К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны... И когда я слышу: - Извини меня! - Это значит: - Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: - Береги меня! Это значит: - Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: - Защити меня! - Это значит: - Спрячь меня под своим щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть - Слово тебе сотворит добро. -Покажите свои смайлики и скажите по алгоритму: -Сегодня я узнал…… - Для меня было открытием… - Своей работой я …… - Урок для меня показался…. - Мне было трудно….. -Я рад, что….. | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия •-Сегодня я узнал…… - Для меня было открытием… - Своей работой я …… - Урок для меня показался…. - Мне было трудно….. -Я рад, что….. Отвечают на вопросы: • Какие получили результаты? • Где можно применить новые знания? | Умение выражать свои мысли (К) Рефлексия (П) Смыслообразование (Л) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Второстепенные члены предложения"
Урок русского языка в 5 классе "Второстепенные члены предложения" составлен в соответствии с требованиями ФГОС по УМК М.М.Разумовской. Цель урока: формировапние ценностного отношения к совместной позн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-177138-1358568170.jpg)
Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.
Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-388985-1390886086.jpg)
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Осложненное предложение: однородные члены предложения" 8 класс.
Методическая разработка содержит:- план-схему урока;- технологическую карту урока;- конспект урока;- материал для заданий урока;- презентацию к уроку....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/12/picture-520793-1491987258.jpg)
Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.
Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения) Презентация може...
Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/24/picture-1061603-1537817165.jpg)
План-сценарий урока русского языка в 8 классе "Безличные предложения"
Даёт понятие о безличных предложениях...