Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные далеведы"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Актуальность программы обусловлена тем, что она способствует развитию речевой грамотности детей в области изучения русского языка. Практические занятия обеспечивают разнообразие речевой практики и формируют грамотную письменную и устную речь у учащихся. Данная программа позволяет расширить знания учащихся по русскому языку и литературе при изучении следующих тем: «Лексика», «Устное народное творчество», «Литературные сказки». Игры и упражнения, используемые на занятиях, помогут ввести обучающихся в увлекательный мир русского языка и литературы, сформировать мотивационную направленность для изучения данных предметов, воспитать бережное отношение к языку и культуре русского народа, патриотические чувства.Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить цели и задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.docx | 579.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
внеурочной деятельности
(общеинтеллектуальное направление)
«Юный далевед»
для 5 классов
на 35 часов (1час в неделю)
Автор программы:
И.А.Добряк
Новокузнецк, 2017
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, основная образовательная программа основного общего образования реализуется школой через учебный план и план внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Нормативные документы
Рабочая программа кружка «Юные далеведы» внеурочной деятельности для учащихся 5 классов школы разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 03.03.2011 г. № 199993).
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 “О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта основного общего образования» от 12.05.2011 г. № 03-296.
5. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы и УМК: учебник Ладыженская, Т. А., Баранов, М.Т., Тростенцова, Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. Научный редактор – академик РАО Шанский, Н. М.: М.: Просвещение, 2015.
Актуальность программы обусловлена тем, что она способствует развитию речевой грамотности детей в области изучения русского языка. Практические занятия обеспечивают разнообразие речевой практики и формируют грамотную письменную и устную речь у учащихся. Данная программа позволяет расширить знания учащихся по русскому языку и литературе при изучении следующих тем: «Лексика», «Устное народное творчество», «Литературные сказки». Игры и упражнения, используемые на занятиях, помогут ввести обучающихся в увлекательный мир русского языка и литературы, сформировать мотивационную направленность для изучения данных предметов, воспитать бережное отношение к языку и культуре русского народа, патриотические чувства. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить цели и задачи.
Цели: создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством русского языка; развитие эмоциональной сферы, артистических способностей, творческого воображения и фантазии, воспитание нравственных качеств, патриотических чувств; знакомство с русской языковой культурой, с жизнью и творчеством В.И. Даля.
Задачи:
I. Познавательный аспект: познакомить с историей возникновения слов и выражений, их лексическим значением, жизнью и творчеством В.И. Даля; расширить словарный запас; способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект: развивать мотивацию к дальнейшему овладению русским языком и культурой; приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях; формировать у детей готовность к общению на литературном русском языке; развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
III. Воспитательный аспект: способствовать воспитанию уважения и любви к русской культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям; способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность); прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению русским языком и культурой.
Реализация программы «Юные далеведы» рассчитана на 35 часов, из расчета один учебный час в неделю; продолжительность занятия - 45 минут.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая. Во время занятий у ученика происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы кружка «Юные далеведы» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Личностные УУД: у учащихся будут сформированы умения открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умение адекватно их оценивать; целеустремлённо и настойчиво идти к достижению своей цели, быть готовым к преодолению трудностей; проявлять толерантность и противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
В результате занятий по данному курсу учащийся получает навыки:
• различные стороны зрительного восприятия с партнёрами;
• организованность, способность взаимодействовать и зрительную память;
• непрерывность, логику, последовательность и завершённость действия;
• речь, дыхание и голос;
• способность различать подтексты в словесном выражении;
• способность видеть, слышать и понимать товарища и воздействовать на него;
• умение управлять своим вниманием;
• способность проявлять артистическую смелость и характерность при выполнении индивидуальных заданий.
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
учиться планировать свою деятельность во внеурочное время;
высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки;
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога;
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний; понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач. Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других людей; оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других людей. Вступать в беседу во внеурочной деятельности. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание программы
1.Введение (1 час). В.И. Даль - моряк, врач, географ, этнограф, лингвист, крупный государственный чиновник.
2. Детские, юношеские годы, обучение в университете, служба на флоте (3 часа). Домашнее образование. Обучение в Петербургском кадетском корпусе. Дружба с Д.И. Завалишиным и П.С. Нахимовым. Служба сначала на Черном, затем Балтийском морях. Уход в отставку, обучение в Дерптском (Тартуском) университете на медицинском факультете. Знакомство с Н.И. Пироговым.
3. Вклад В.И. Даля в развитие медицины (2 часа). Превосходный хирург, офтальмолог. Увлечение гомеопатией.
4. «Толковый словарь живого великорусского языка» - труд всей жизни В.И. Даля
(8 часа). История создания. Уникальность словаря Даля. «Замолаживает» - первое слово. Работа со словарём как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя учащихся.
5. Пословицы и поговорки русского народа (4 часов). Даль - собиратель русских пословиц и поговорок. «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».
6. Сказки Казака Луганского (8 часов). «Война грибов с ягодами». «Девочка Снегурочка». «Журавль и цапля». «Про мышь зубастую да про воробья богатого». Чтение по ролям, инсценировка сказок.
7. Даль и Пушкин (3 часа). Три встречи. «Сказочнику Казаку Луганскому - сказочник Александр Пушкин». Помощь Даля Пушкину в собирании материала о Пугачеве, сопровождение его в поездках по окрестностям Оренбурга. Записки о последних часах жизни великого поэта.
8. Дом-музей В.И. Даля в Луганске (1 час). Виртуальная экскурсия по дому-музею В.И. Даля.
9. Произведения луганских литераторов о Дале (1 час). Литературно-музыкальная композиция.
10. Дом-музей В.И. Даля в Москве (1 час). Виртуальная экскурсия по дому-музею В.И. Даля.
11. Памятники В.И. Далю (2 часа). Конкурс презентаций.
12. Заключительное слово (1 час). «Собирал человек слова…»
Список литературы
- Булатов М. А., Порудоминский В. И. Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале. — М.: Детская литература, 1966.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. – М.: Русский язык, 2000.
- Даль В. И. Пословицы русского народа: сборник в 2 т. - М.: Русский яз. Медиа, 2009.
- В. И. Даль: Биография и творческое наследие: Библиогр. указатель /Сост.: Н. Л. Юган, К. Г. Тарасов; Научн. ред. Р. Н. Клейменова. — М.: Флинта, Нацка, 2011.
- Владимир Иванович Даль: Жизнь и творчество : Биобиблиогр. указ. /Рос. гос. б— ка. НИО библиографии ; Сост. О. Г. Горбачева ; Ред. Т. Я. Брискман ; Библиогр. ред. Е. А. Акимова. — М.: Пашков Дом, 2004.
- Костинский Ю. М. Владимир Иванович Даль (1801—1872) //Отечественные лексикографы: XVIII—XX века / Под ред. Г. А. Богатовой. Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН; Лексикографический семинар; Кабинет «Славянский мир». — М.: Наука, 2000.
- Матвиевская Г. П., Зубова И. К. Владимир Иванович Даль, 1801—1872 /Отв. ред. д-р биол. наук Э. Н. Мирзоян. Российская академия наук. — М.: Наука, 2002.
- Порудоминский В. И. Жизнь и слово: Даль. Повествование / Послесл. В. П. Аникина. — М.: Молодая гвардия, 1985.
- Смирнов А. Дар Владимира Даля. Книга для учащихся 1-7 классов - М. Дрофа, 2005.
- Интернет – ресурсы: runivers.ru, ru.wikipedia.org›; obrazovaka.ru›alpha/d/dal-vladimir-dal-vladimir; encyclopaedia-russia.ru
Приложение 1
Добряк И.А. Литературно - музыкальная композиция «В.И. Даль в произведениях луганских литераторов»
Цель: познакомить учащихся с произведениями луганских литераторов, в которых говорится о В.И. Дале; развивать познавательные интересы, творческие способности; воспитать уважение к Великому человеку, рождённому на земле луганской.
Ход мероприятия
1.Ведущий 1.
Настоящей гордостью Луганска является то, что здесь родился всемирно известный Владимир Иванович Даль.
2.Ведущий 2.
«Где родился, там и сгодился», - гласит одна из тридцати тысяч пословиц, собранных
В.И. Далем. Он особенно отличал эту пословицу, считая её мудрой и важной в истории жизни любого человека. Владимир Даль никогда не забывал, что родина его – это Луганск, и поэтому литературный псевдоним взял Казак Луганский.
3.Ведущий 1.
Даль не забыт – потомки сохраняют память. Многие из местных поэтов и писателей, будь то исторический очерк, рассказ или стихотворение о родном Луганске, не пропустят упоминание о великом земляке – В.И. Дале, музее или улице его имени, памятнике.
4.Ведущий 2.
Поэтесса Людмила Деева восхищается величием земляка, который прославил родной Луганск на века.
5.Выразительное чтение стихотворения Л. Деевой
Немало в городе реликвий,
Но больше всех люблю одну –
Тот дом, где жил земляк великий,
Тот дом, что помнит старину.
На бывшей улочке Английской
Деревья ткут свою вуаль...
Здесь прошлого дыханье близко:
Здесь родился Владимир Даль!
Наш корифей. Наш светоч дивный.
Датчанин – русский. Наш казак!
Он знал: тот факт не смоют ливни,
Что луганчанам он земляк.
Его судьба соприкоснулась,
Мой город, и с твоей судьбой –
Душа в просторы окунулась
И птицей взвилась степной.
6.Ведущий 1.
Читая произведение Владимира Спектора «Мальчик с улицы Английской», мы словно возвращаемся в 19 век
7.Чтение отрывка из произведения В.Спектора «Мальчик с улице Английской».
Слова к Далю приходили из жизни. Ещё будучи мичманом, по дороге в Николаев, к месту службы, услышал он от ямщика: «Замолаживает», то есть, холодает. И это стало первым словом в его записной книжке, ставшей его спутницей на всю жизнь. Даже во время боевых походов он каждый день узнавал и записывал множество новых для себя слов. В обозе за ним шёл верблюд, нагруженный сундуками с записями.
Офицер, врач становился литератором, собирателем слов, словно подтверждая мысль о том, что смысл жизни – в максимальной самореализации.
8.Ведущий 2. Луганский поэт, литературовед, критик Иван Светличный, восхищаясь величием Даля, называет его титаном и пророком.
9.Чтение отрывка из стихотворения И.Светличного «Володимиру Далю – Козаку Луганському».
Володимиру Далю – Козаку Луганському
Він перше ступив по оцій крем’янистій землі.
І слова наслухав, і записував різні історії.
Не змалів, хоч немало сходив в лабіринтах історії,
Щоб покласти «Словник» на свої трудові мозолі.
Семижильний – такими бувають титани
І ста мудрий – такими бувають лише віщуни і пророки.
А ще просто – Козак з берегів гомінкої Лугані,
Що не відав марнот, заморочив десяту мороку.
9.Ведущий 1.
В конце XVIII века в Луганск приезжали английские специалисты, которые создавали литейный завод. Специально для них были построены дома, которые составили целую улицу. Именно поэтому первоначальное ее название – Английская. В 1801 году 22 ноября на этой улице родился В.И. Даль. Жители Луганска, гордясь великим земляком, в 1922 году переименовали улицу. Теперь её название - улица Даля.
10.Ведущий 2. С любовью воспевает Павел Евтеев в стихотворении «На улице Даля в Луганске родном…» и улицу, на которой родился Даль, и дом, где прошли его первые годы жизни.
11. Чтение стихотворения П. Евтеева «На улице Даля в Луганске родном…»
На улице Даля в Луганске родном
Врос в землю навеки Родительский дом.
Сюда возвратился Великий казак.
У памятника Далю
Ранняя весна и тёплый ветер,
Блики солнца на высоком лбу.
Жаль, но только нам он не ответит,
Как же избежать житейских бурь.
Он спокоен, на коленях книга.
Кажется, он думает о нас.
Мысль, словно копьё архистратига
Нам нужна, как в прошлом, и сейчас.
Рядом с ним становишься добрее.
Пусть же в каждом сердце оживут
Чувства пониманья и согреют,
К миру и достатку приведут.
12.Ведущий 1. Скульптурный портрет «Даль – Казак Луганский» - первый памятник выдающемуся лексикографу, этнографу и писателю. Он был установлен 9 октября 1981 года, к 180-летию Владимира Ивановича. Авторы памятника – известные украинские скульпторы И.П. Овчаренко и В.Ю. Орлов, архитектор – Г.Г. Головченко.
13.Ведущий 2. Фигура собирателя «Толкового словаря» выглядит выразительной, монолитной и сосредоточенной, насыщенной внутренней экспрессией вдумчивости. Это подчеркивает в стихотворении «Пам’ятник В.І. Далю у Ворошиловграді» Иван Низовой.
14. Чтение стихотворения И. Низового «Пам’ятник В.І. Далю у Ворошиловграді».
Він повернувся здалеку,
з давен
До витоків своїх
джерельноводих,
Чутливо ловить
кожен його подих,
Праправнуками
вирощений клен.
Cвітaє день
в замисленних очах,
Сьогоднiшнiй,
3 двадцятого століття,-
1 голубів нев'януче
суцвіття
Довірливо туркоче
на плечах.
1 так нетерпеливиться рука,
Немов не кам'яна,
а з живоплоті.
в такій трудній
гартована роботі,
Яка зрiвнi лиш праці
гірника.
Не підганяймо –
зупинімо час
Бодай на мить
Коротку i єдину,
Щоб шанувати
пам'ятник-людину:
Вона ж i досі трудиться
для нас!
Це ж із її палких
благословен
Вчимося ми любити
рідну мову
Таку завжди пісенно
празникову,
Як весняного травня
першодень.
Зi щедрих рук
титана-земляка.
1 нашi дiти вiзьмуть
в чесні руки.
(А з рук дітей –
за вдячливі онуки)
Безцiнний самородок
«Словника» .
15. Ведущий 1.
Литературный музей Даля. Дом № 12 на старой Английской улице – настоящая гордость Луганска. Говорят, что именно в этом скромном домике в семье лекаря горного ведомства Ивана Матвеевича и Марии Христофоровны в 1801 году родился будущий ученый и писатель.
16. Ведущий 2. В 1986 году дом стал музеем. Комнаты домика-музея наполнены чарующей аурой, которую излучают собранные здесь предметы старины: врачебный инструментарий 19-го века, мебель, а также все издания «Толкового словаря живого великорусского языка», другие книги писателя, портреты Даля, его родных и друзей.
17. Ведущий 1. Михаил Матусовский в 1987 году приехал последний раз в Луганск и посетил открывшийся музей. В книге отзывов он написал: «Город Луганск (Ворошиловград) воистину может гордиться тем, что здесь родился человек, работавший в одиночку, как работают теперь целые научно-исследовательские институты. Трудно теперь представить свою жизнь без Словаря Даля. Берегите священную память нашего великого могучего земляка!»
18. Чтение стихотворения М. Матусовского «В музее Даля».
То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много сотен лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы пишутся, как звенья.
И так растёт строка.
И можно различить сердцебиенье
Живого языка…
Сидят теперь четыре института
Над словарем одним.
А Даль все так же нужен почему-то,
А Даль - незаменим.
19.Ведущий 2. В 2001 году Восточноукраинскому университету, который находится в городе Луганске, было присвоено имя Владимира Даля. А в 2010 году написана песня «Про Даля» Инной Носко, которую исполнили студенты этого университета.
20.Звучит песня «Про Даля».
21.Ведущий 1. Светлана Тишкина объединила в стихотворении «По улице Даля» всё святое для луганчан, что связано с именем Владимира Ивановича: и улицу, и великий словарь, и дом-музей, и памятник.
22.Чтение стихотворения С. Тишкиной «По улице Даля».
По улице Даля безлюдной бреду,
Как будто листаю обратно столетья,
Мой город сберег сквозь огни лихолетья
С колоннами старых домов череду.
Луганск наш поселком рабочим был встарь,
Провинции центр влек господ для прогулок.
Сегодня – уютный музей-переулок
Хранит повесть жизни – Толковый словарь.
По крови датчанин стал русским судьбой,
Собрал воедино Руси диалекты –
Народный язык, в поколеньях воспетый,
В основу собраний положен тобой.
Не яркость столиц, а провинции свет
Тебя воспитал гражданином Отчизны.
Музей сберегает тома, что при жизни
Издал, как этнограф, писатель, поэт.
О чем призадумался, памятник-Даль?
И в камне ты светел своим благородством.
Сидишь величаво, с завидным упорством
Сквозь время уверенно смотришь ты вдаль.
Кладу я цветы на крутой пьедестал.
За труд твоей жизни прими уваженье.
Ты в памяти многих живешь поколений -
По праву народным нам Светочем стал.
Литературный вечер «В. И. Даль в произведениях...»
journal.osnova.com.ua›article
Приложение 2
- Игра «Собери пословицы и поговорки В.И. Даля»
- Инсценировка сказки В.И. Даля «Война грибов с ягодами»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...