Индивидуальный план профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Зарипова Гулюса Ирековна

Индивидуальная тема по самообразованию:  «Инновационные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы  (ИКТ, ЦОР) » 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_zaripovoy_g.i.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Индивидуальный план профессионального саморазвития учителя

русского  языка и литературы

первой квалификационной категории

Зариповой Гулюсы Ирековны

                                                   

Сроки реализации 2014-2018 годы

Пояснительная записка

        Индивидуальная тема по самообразованию:  «Инновационные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы  (ИКТ, ЦОР) » .

         Развитие общества всегда ведет к изменениям и новым требованиям во всех областях жизни. Современная жизнь ставит перед человеком  жёсткие требования: высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность , уверенность,  а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации . Поэтому сегодня все более востребованными становятся результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. «Умение учиться» как процесс непрерывного развития на протяжении всей жизни должно стать и «привычкой» современного учителя.

         Разрабатываемый профессиональный стандарт наполнил деятельность учителя новыми компетенциями: современному учителю приходится работать в условиях реализации программ инклюзивного образования, с  девиантными и социально запущенными детьми; ему необходимо владеть ИКТ-компетентностями ( общепользовательской, общепедагогической, предметно- педагогической), использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникативных технологий; свободно ориентироваться в нормативно-правовой базе образовательного процесса ; надо научиться читать документацию специалистов (дефектологов, сурдологов , логопедов и др.), надо быть компетентным в вопросах психологии… Безусловно, нужна дополнительная подготовка для повышения профессиональной компетенции учителя в подобных вопросах.

            К тому же особые требования профессиональный стандарт предъявляет к учителям русского языка  и литературы: сегодня требуется моделирование тех видов профессиональной деятельности, которые развивают коммуникативную компетенцию (издание школьной газеты, организация школьного радио и телевидения, создание видеопродукции; привлечение учащихся к активному участию в интернет-форумах и интернет-конференциях и т.д.). Поэтому современному учителю необходимо освоить ИКТ-компетентности, цифровые образовательные ресурсы в таком объёме, когда педагог самостоятельно, без помощи специалиста-информатика , сможет создавать интерактивные тесты, диктанты, снимать и  монтировать фильмы и т.д.; следует совершенствовать своё мастерство, обогащать свои знания достижениями современной методики, шагать в ногу со временем, стараться идти на шаг впереди  от своих воспитанников в освоении информационно-компьютерных технологий. Именно в этом я вижу актуальность выбранной темы.

 

       Цель : расширение знаний об  информационно – коммуникативных  технологиях  и цифровых образовательных ресурсах для эффективного их использования в образовательном и воспитательном пространстве в условиях внедрения требований профессионального стандарта «Педагог».

Задачи:

  1. Изучить нормативно-правовые документы по вопросам обучения  и воспитания детей и молодёжи ( Закон об образовании, Конвенция о правах ребёнка), а также учебно-методическую литературу по теме самообразования.
  2. Освоить ИКТ , ЦОР путём прохождения дополнительной профессиональной подготовки на курсах повышения квалификации, а также путём внедрения их в учебно-воспитательный процесс.
  3. Повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения инновационных технологий, повысить уровень результативности участия учащихся в научно-практических конференциях, творческих конкурсах муниципального, регионального уровней.
  4. Обобщить опыт педагогической деятельности по проблеме самообразования .

План реализации проекта по самообразованию

Этапы

Сроки

Обоснование

Источники и формы самообразования

Теоретический блок

1

Изучение нормативно-правовых документов по вопросам обучения  и воспитания детей и молодёжи

2014-2017 годы

Современный учитель должен свободно ориентироваться в  нормативно-правовой базе образовательного процесса.

Ознакомительное и изучающее чтение литературы  в Интернете: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/ ; http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml. Круглый стол в рамках  заседания МО учителей русского языка и литературы. Участие в обсуждении.

2

Изучение учебно-методической литературы по проблеме

3

Обучение на дистанционных курсах по проблеме

2015-2016 годы

Материалы учебного курса направлены на совершенствование профессиональных компетенций педагогов, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ). В программе курса учтены рекомендации ЮНЕСКО относительно структуры ИКТ-компетентности преподавателей, а также требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере общего образования)».

Основная цель программы: повышение профессиональной компетенции преподавателей в области создания и использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Дистанционные курсы педагогического университета «Первое сентября»: «Разработка и использование электронных образовательных ресурсов в работе педагога».

Слушатели курса приобретут навыки: подготовки изображений и видеоматериалов для урока (программа VideoPad VideoEditor); создания собственного интернет-сайта и наполнение мультимедийным контентом для использования в образовательном процессе (интернет-сервис Google Сайт); разработки интерактивного урока (интернет-сервис Stepic); оценивания знаний учеников (программа для создания тестов и проведения тестирования Hot Potatoes).

4

Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, района в области обучения и воспитания.

2014-2018 годы

Посещение открытых уроков, мастер-классов по изучаемой проблеме. Обмен опытом

5

Обучение на дистанционных курсах модульного типа

2017-2018 годы

Кинотерапия – одна из самых действенных психолого-педагогических техник, которую можно использовать в работе как с детьми, так и со взрослыми. Автор курса познакомит с возможностями использования метода совместного просмотра фильмов в решении различных проблем, с которыми сталкиваются дети и подростки. Из материалов курса можно узнать, как выбрать фильмы для просмотра со зрителями разного возраста, на какие критерии при этом следует ориентироваться, как организовать их совместный просмотр и последующее обсуждение.

 Например : Дистанционные модульные курсы педагогического университета «Первое сентября»: «Кинотерапия, или Как использовать метод просмотра фильмов в воспитательной работе с детьми и подростками » .

 

6

Обучение на дистанционных курсах модульного типа

2017-2018 годы

Инклюзивное образование — это реальность наших дней. Для его успешной реализации педагог должен ставить и решать особые профессиональные задачи, знать методы организации учебного процесса, а также владеть технологиями организации образовательного процесса в инклюзивном классе.

Например : Дистанционные модульные курсы педагогического университета «Первое сентября»: «Основные педагогические технологии инклюзивного образования».

Практический блок

7

Разработка электронных образовательных ресурсов

2015-

2017

Моделирование учителем интерактивных, электронных образовательных материалов для размещения на индивидуальном сайте в сети Интернет

8

Открытие персонального действующего сайта в сети Интернет

2017-2018 годы

Привлечение учащихся к активным занятиям предметом во внеурочное время.

Организация системы дистанционного образования, а также оценки знаний учащихся при помощи ЦОР.

9

Подготовка доклада по проблеме «Инновационные образовательные технологии в обучении и воспитании»

Август

2018

Данную работу можно будет опубликовать. Сегодня публикации учителя учитываются при прохождении аттестации.

Доклад 

10

Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий

2015-2018

Современные дети – визуалы. Им легче зрительно воспринять  и усвоить материал. Активное применение мультимедийных презентаций будет способствовать повышению качества образования.

Использование на уроках и во внеурочной деятельности

Обобщение  и транслирование полученного опыта

11

Выступление на августовской конференции работников образования по проблеме «Инновационные  образовательные технологии в обучении и воспитании» .

Август 2018

Эти темы актуальны сегодня, поэтому выступление может стать полезным и интересным для коллег.

Конференция работников образования Высокогорского муниципального района РТ

12

Размещение разработанных интерактивных форм обучения и оценки знаний на сайте учителя

2018 год

Огромная работа по изучению инновационных технологий в процессе преподавания и воспитания должна принести пользу окружающим, т.е. быть социально значимой. Разработанные учителем тесты, диктанты в интерактивной форме по разным разделам русского языка, по вопросам подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, станут своеобразной тренировочной площадкой для учащихся не только школы, но и района.

Сайт учителя на «Учительском портале»

13

Открытые уроки , мастер-классы по изученной проблеме

2016-2018

Транслирование опыта коллегам по изученной проблеме будет способствовать повышению мотивации учителей к процессу самообразования как неотъемлемой составляющей современного учителя.

Открытые уроки , мастер-классы

14

Участие в конкурсах профессионального мастерства, республиканских грантах

2016-2018

Результативное участие в конкурсах профессионального мастерства повышает самооценку учителя. Это очень важно. Умение расти, умение добиваться поставленных целей – залог успешной реализации человека в жизни. Конкурс «Учитель года» мною уже успешно пройден, поэтому следующий - «Классный руководитель года ».

Муниципальный этап конкурса «Классный руководитель года »

Конкурсы презентаций, разработок уроков.

15

Публикация подготовленных материалов в педагогических журналах

2016-2018

Подобная работа готовит учителя к процедуре прохождения аттестации, а также даёт возможность коллегам ознакомиться

Публикации (статьи, доклады)  

16

Подготовка  учащихся к участию в научно-практических, творческих конкурсах муниципального, республиканского этапов с применением ИКТ, ЦОР

2015-2018 годы

Часто в положениях конкурсов бывают направления, связанные с созданием видеопродукции, анимации. К сожалению, не все учителя могут справиться с предложенными видами работы.  Знания, полученные в процессе самообразования, позволят расширить круг мероприятий, к которым учитель сможет подготовить учащихся.

Участие в «Кирилло-Мефодиевских чтениях» , «Онегинских чтениях», «Аксаковских чтениях» , научно-практической конференции им. Л.Н. Толстого  и т.д.

17

Издание школьного журнала

2016-2018 годы

Это должно стать традицией нашей школы: выпуск цветного школьного журнала. Полученные знания позволят поднять качество выпускаемой продукции (можно познакомиться с программой профессиональной вёрстки, чтобы обучить этому детей).

Выпуск номеров школьного журнала

         Ожидаемый результат:

  1. Повышение  качества  преподаваемого предмета ( с 40-55 % до 50-66 %), отсутствие  неуспевающих.
  2. Повышение среднего балла по ГИА  в  формате ЕГЭ с 69 балла до 73-76 баллов.
  3. Подготовка пакета   материалов  по  современным инновационным  технологиям : рост «Портфолио» учителя.
  4. Транслирование полученного опыта на семинарах, конференциях, открытых уроках и мастер-классах : рост авторитета учителя в глазах коллег- повышение самооценки-подготовка к предстоящей аттестации.
  5. Повышение уровня ИКТ-компетентности учителя: возможность самостоятельно, без помощи специалиста, работать в различных компьютерных программах, а также возможность консультировать коллег по данной проблеме.
  6. Создание персонального сайта учителя и привлечение учащихся к активной работе на этих страницах: повышение мотивации обучающихся, рост их творческого потенциала .
  7. Рост «Портфолио» учителя.
  8. Ситуация личностного роста, возможность избежать преждевременного «сгорания».

     Оценка эффективности работы по теме самообразования:

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий (ИКТ , ЦОР);
  • результативность участия учителя в конкурсах профессионального мастерства ( с применением полученных знаний);
  • рост «Портфолио» учителя;
  • успешное прохождение аттестации;
  • уровень и качество обученности школьников;
  • результативность участия обучающихся на научно-практических  конференциях и творческих конкурсах различного уровня;
  • самоудовлетворённость; мотивация  на дальнейшее повышение профессиональной компетенции.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа профессионального саморазвития педагога

Индивидуальная программа профессионального саморазвития педагога  на 2013-2017 гг....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности. Самоанализ и самооценка имеющегося уровня професс...

Индивидуальный план профессионального саморазвития учителя изобразительного искусства Числовой Г.Н.

План саморазвития  по теме "Развитие творческой активности через применение инновационных методов на уроках изобразительного искусства как фактор достижения нового качества образования в усл...

Индивидуальный план профессионального саморазвития

Индивидуальный план профессионального саморазвитияХамидуллиной Марзии Айтмухаметовныучителя русского языка и литературыМАОУ «Лицей № 2» г. Альметьевскана 2018 -2019 гг. Личные данные...

Индивидуальный план профессионального саморазвития

Цель  профессионального  развития1. В течение учебного года продолжать изучать и использовать современные  технологии, методики  для  организации учебно-познавательной деятель...

Индивидуальный план профессионального саморазвития педагога Трохименко Т.И.

Эффективная программа профессионального развития - набор конкретизированных по времени действий с указанием ориентиров и, если это возможно, с четким количественным измерением качества достижения пост...

Индивидуальный план профессионального саморазвития педагога

Методическая тема: «Нравственное воспитание и развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»....