Выступление на городских педагогических чтениях.Доклад"Конструирование технологической карты урока в свете требований ФГОС"
статья по русскому языку на тему
Выступление на городских педагогических чтениях. Доклад "Конструирование технологической карты урока"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей
Выступление на городских педагогических чтениях
учителя русского языка и литературы
Назарычевой Ольги Александровны
с докладом
«Конструирование технологической карты урока в свете требований ФГОС»
Электрогорск, 2016
Введение новых стандартов предъявляет новые требования к организации учебного процесса и к результатам образования. Результатом образования школьника должны стать не только знания по конкретному предмету, но и умения применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Изменились и требования к уроку, а значит и к его подготовке. Теперь учителя, работающие по новым стандартам, не только пишут такой привычный нам конспект урока, но и составляют его технологическую карту.
Что же такое технологическая карта учебного занятия? Сегодня постараемся рассмотреть более подробно преимущества технологической карты.
Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств. Технологическая карта — это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта.
Технологическая карта отвечает на вопросы:
- Какие операции необходимо выполнять.
- В какой последовательности выполняются операции.
- С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).
- Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
- Результат выполнения каждой операции.
- Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
Но это на производстве. В современной школе тоже появилось такое понятие как технологическая карта.
Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты:
интерактивность,
структурированность,
алгоритмичность при работе с информацией,
технологичность и обобщённость.
Технологическую карту можно рассматривать как мини-проект учителя. Она позволит учителю (см.слайд)
Поэтому более подробно рассмотрим создание технологической карты.
Считаю, что каждая технологическая карта урока должна иметь следующие параметры:
1. Содержать название этапа урока.
2. Цели этапа урока.
3. Содержание этапа.
4. Прописывать деятельность преподавателя.
5. Прописывать деятельность обучающихся.
6. Определять перечень УУД, над которыми преподаватель планирует работать на уроке.
Структура технологической карты
Предмет |
| |||||||||
Группа |
| |||||||||
Раздел |
| |||||||||
Тема изучения |
| |||||||||
Тема урока |
| |||||||||
Тип урока |
| |||||||||
Цель урока |
| |||||||||
Задачи урока |
| |||||||||
Основное содержание темы |
| |||||||||
Термины и понятия |
| |||||||||
Образовательные результаты | ||||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||
Организация образовательной среды | ||||||||||
Ресурсы | Межпредметные связи | Формы работы | ||||||||
Информационный материал: Интернет-ресурсы: Интерактивный материал: |
| фронтальная (Ф); индивидуальная (И); парная (П); групповая (Г) | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:
• тщательного планирования каждого этапа деятельности;
• максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
• координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
• введение самооценки обучающихся на каждом этапе урока.
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.
Работу над созданием технологической карты можно разделить на несколько этапов:
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (содержательные и деятельностные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
7. Разработка характеристики деятельности преподавателя и обучающегося.
Конструирование технологической карты.
1. Тип урока.
Урок является элементарной структурообразующей единицей учебно-воспитательного процесса. Каждый урок своеобразен, отличается конкретными задачами и содержанием. Однако существуют общие черты в педагогической и учебной деятельности на уроках. Процесс обучения распадается на ряд этапов: сообщение нового материала, закрепление, повторение, проверка и контроль, учебные домашние задачи обобщение и подведение итогов и др.
Дидактическая задача на уроке является основанием для выделения следующих типов уроков по ФГОС. (Типы уроков)
2.
Цель, которую преподаватель хочет достигнуть на уроке.
Общие подходы к формулированию цели урока:
• Цель рассматривается как прогнозируемый результат урока
• Цели учителя и цели обучающихся на уроке взаимосвязаны
• Педагогическая цель прогнозирует изменения в личностных структурах обучающихся
• В задачах урока отражаются пути достижения цели
Требования к формулировке цели урока:
• Специфичность: отражает специфику предмета
• Конкретность: включает ожидаемые к концу урока результаты (изменения в личностных структурах обучающихся): открытие новых знаний, усвоение умений, развитие свойств, осознание ценностей и т.п.
• Реалистичность: соответствует реальным возможностям (возраст, индивидуальные особенности, обучающихся, численность класса, уровень подготовки, продолжительность урока, техническое обеспечение и т.п.)
• Диагностичность: наличие критериев, которые позволяют определить достижение цели
Планируемые результаты урока (формируемые на уроке УУД) – указываются используемые образовательные технологии и методы (в т.ч. перечисляются здоровьесберегающие технологии).
Используемые средства обучения- перечисляются электронные и печатные ресурсы, учебник, учебные пособия, наглядные материалы
Ход урока.(таблица)
Создается технологическая карта (таблица из столбцов).
Первый столбик называется "Деятельность преподавателя" (в ходе каждого этапа урока нужно кратко описать действия преподавателя с помощью таких слов как: "организует, создает, читает, способствует, помогает" и т.п.).
Второй столбик – "Деятельность обучающихся" (ее можно описать используя слова: "читают, анализируют, высказывают предположения, обобщают, договариваются " и т.п.).
Очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности преподавателя и обучающихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От преподавателя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит обучающимся развить свои способности. При этом обучающийся не столько внимательно слушает преподавателя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность обучающихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить. Важна, в отличие от традиционного урока, деятельность обучающегося, а не преподавателя. Преподаватель выступает организатором деятельности, а для этого создаёт мотивацию – организует действие – организует самооценку - рефлексию.
.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта.
Представлены четыре вида УУД:
• личностные
• познавательные
• регулятивные
• коммуникативные
Третий столбик технологической карты - формируемые познавательные УУД .
Четвертый столбик технологической карты - формируемые регулятивные УУД.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
• с учётом оценки этого результата самим обучающимся, преподавателем, товарищами;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий
Пятый столбик технологической карты - формируемые коммуникативные УУД.
Коммуникативные УУД обеспечивают:
•социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей
•умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Шестой столбик технологической карты - формируемые личностные УУД.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию, профессиональное, жизненное самоопределение обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают личностное, профессиональное и жизненное самоопределение обучающихся. Личностные УУД способствуют установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС
Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС.План-конспект урока по учебнику «Физика-7». Авторы: А.В. Перышкин Тема: «Строение вещества» ...
Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС
План-конспект урока по учебнику «Физика» 7 класс. Авторы: А.В. ПерышкинТема: «Сила трения»(Урок открытия новых знаний)Технологическая карта изучения темы...
презентация «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»
Презентация содержит подробное описание составления технологической карты урока в соответствии требованиями ФГОС второго поколения...
Конструирование технологической карты урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: «My favourites films».УМК: «Forward» Авторы: М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд.Тип урока: комбинированныйЦель урокаОбразовательные:1 Вести диалог-расспрос о любимых ...
Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС
Формирование у обучающихся универсальных учебных действий –требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая авторамитехнологическая карта...
Конструирование технологической карты урока английского языка в 7 классе по теме: « Деятельность на разных предметах в британской школе» в соответствии с требованиями ФГОС
Конструирование технологической карты урока английского языка в 7 классе по теме: « Деятельность на разных предметах в британской школе» в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока в соответствии требованиями ФГОС
Раздел: спортивные игры.Тема: «Волейбол. Совершенствование и учёт выполнения ранее изученных технических приёмов волейбола».Тип урока: комбинированный.Цель: Закрепить ранее изученные приём...