Филологический анализ
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Создать, апробировать и описать методику формирования исследовательских навыков по русскому языку с использованием филологического анализа региональных текстов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 94.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования: создать, апробировать и описать методику формирования исследовательских навыков по русскому языку с использованием филологического анализа региональных текстов.
Объект исследования : процесс формирования навыков исследовательской работы по русскому языку с использованием филологического анализа региональных текстов.
Предмет исследования : методика проведения филологического анализа регионального текста в 8-9 классах.
З адачи : 1. Сформулировать принципы отбора регионального литературного материала для филологического анализа текста на уроках русского языка и описать методику филологического анализа регионального текста. 2. Провести экспериментальную работу по формированию исследовательских навыков у учащихся 8-9 классов с использованием филологического анализа регионального текста. 3. Представить дидактический материал и диагностический инструментарий по использованию филологического анализа регионального текста при формировании исследовательских умений у обучающихся в 8-9 классах.
Уровни развития исследовательских умений Название уровня развития ИУ Характеристика Исходный Низкий интерес к ИД, отсутствие знаний об ИД, несамостоятельность в ИД, стандартная организация работы, нет инициативы. Начальный Внешние мотивы к ИД, умение находить проблему с помощью учителя, предлагать решения проблем, действия по аналогии, с помощью взрослых, есть основы знаний об организации ИД. Продуктивный Устойчивые внутренние и внешние мотивы к ИД, желание самостоятельной/групповой работы над исследованием, есть знания и умения (умение определять тему, умение работать с источниками информации, представлять результаты работы), демонстрирует оригинальный подход к решению проблемы Креативный Постоянный интерес к ИД, самостоятельный выбор темы, умение ставить цели и задачи самостоятельно, продуктивно находить решение задач, высокая степень самостоятельности на всех этапах исследования, умение оригинально представить результаты деятельности.
Этапы проектной работы.
Лия Луттовна Лашкова и Светлана Александровна Якоб предлагают использовать следующие тексты: Автор, название литературного произведения Цель образовательной деятельности «Хантыйский детский фольклор», составитель С.Д. Дядюн ; «Загадки мансийские (вогульские)», составители Е.И. Ромбандеева Т.Д. Силинкина . Формирование представлений о новых фольклорных жанрах (сказание, игры-загадки, легенды, песни-пожелания, песни-предначертания); воспитать ценностное отношение к природному величию округа и культуре народов севера. А.М. Конькова. «Рождение кедра», «Каждый другом силён», «Как Окунь полосатым стал», «Хочу Не хочу». Развитие интереса к культуре народов севера; воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ответственности и трудолюбия. Е.Д. Айпин. Сказка «Клюквинка и Травяная косичка» и сборник загадок «Посреди бора длинный хвост». А.М. Бецко. Стихотворение «Не дружу!». Формирование знаний о дружеских отношениях в детском коллективе; воспитание чувства товарищества и взаимовыручки. А.С. Тарханов. «Священная березка», «Березонька», «Приключение сибирского комара». Воспитание любви и чувство привязанности к малой родине, бережного отношения к богатствам родного края; сформировать элементарные представления о понятии «столица – Москва», «административный центр – Ханты-Мансийск», о значимости главных городов округа и страны. Ю. Шесталов. «Мамин хлеб», «Нянька», «Рыбак», «Лыжник», «Северное сияние», «Где ты, лисий след?», «Что приснилось Вите», «Сказка про луну», «О ленивом бобренке-ребенке». Воспитаниетрудолюбия и ценностного отношения к труду взрослых; развитие эстетических чувств при ознакомлении с природой родного округа. М.К. Вагатова. «Рыбаки» «Пять слов, пять рассказов», «Хлебушко «В моем сердце вся природа, добрый нрав и ум народа…». Воспитание любви к малой родине, бережного отношения к природе родного края, ценностного отношения к хлебу и труду хлебороба.
Прочитайте текст.
Вопросы и задания: 1. Назовите тему и основную идею произведения. О чем оно? 2. Охарактеризуйте стиль произведения, его жанр. 3. Что можете вы сказать об авторе произведения? 4. Какие средства использует автор для описания пространства? Каковы его особенности, черты? Найдите подтверждение в тексте. 5. О каком географическом месте повествует герой произведения? Какой край описывает герой? 6. Каким видится край автору? Каковы его черты? 7. Какие приемы выразительно-изобразительные средства использует автор для создания образа родного края? 8. Каковы звуковые образы в тексте? На ваш взгляд, почему автор отдает предпочтение звуковым образам, а не цветовым? 9. Каков основной мотив в тексте? Какие слова-синонимы позволяют нам выделить этот мотив? 10. Чья оценка используется автором для характеристики края? 11. Относит ли герой себя к пришлому населению? 12. Создайте кластер, в котором будут использованные ключевые слова из стихотворения.
Результаты диагностики развития исследовательских умений в контрольной группе ИУ Начальный уровень Высокий уровень 1. Умение видеть проблему Умение увидеть несколько точек зрения (75%) Умение сформулировать проблему (25%) 2. Умение классифицировать Умение распределять по группам по определенным признакам (90%) Умение составлять кластеры, схемы по найденным критериям (10%) 3. Умение задавать вопросы Вопросы описательные, стандартизированные, каузальные, субъективные (95%) Вопросы оценочные, критериальные, прогностические (5%) 4. Умение определять понятие Умение описать предмет, привести пример (90%) Умение применять логические приемы мышления (аналогию, сравнение, синтез) 10% 5. Умение представить понятие на языке символов Умение описать предмет 95% Умение найти и представить образными средствами смысловую идею изучаемого объекта 5% 6. Целеполагание Умение сформулировать цель исследования 80% Умение осуществлять иерархию целей 10% 7. Рефлексия Умение назвать этапы деятельности, определить успехи и сложности, способы деятельности Умение строить рефлексивную модель различных видов деятельностей
Задачи эксперимента 1. Проверить предлагаемую методику работы по использованию филологического анализа регионального текста в формировании навыков исследовательской работы по русскому языку в 8-9 классах; 2. Выявить эффективность использования предлагаемых методов и приемов филологического анализа при подготовке к исследовательской деятельности по русскому языку, 3. Определить возможности использования филологического анализа регионального текста при формировании навыков исследовательской работы по русскому языку в 8-9 классах.
Текстовые блоки: 1. Лирика (цикл стихотворений Ювана Шесталова , стихотворения югорских авторов); 2. Проза (роман «Божья Матерь в кровавых снегах» Еремея Айпина , повести С. Козлова); 3. Публицистика (статьи югорских краеведов, журналистов, общественных деятелей).
КЕЙС Белое пятно истории Лет пятнадцать назад, когда еще строился железнодорожный мост через Обь, возвращался с монтажниками-верхолазами после трудового дня в их поселок, раскинувшийся тут же, по соседству со стройкой. Приятель предложил заглянуть к археологам. - Археологам? – удивленно переспросил я. – Что им в тайге, в болотах копать? - Да не в болотах – наоборот, на горе. Барсовой называется. Приятель привел меня на поляну, солнечную и зеленую, где раскинулись палатки, какие встречаются у завсегдатаев больших и дальних переходов. На краешке обрыва тлел небольшой костер, негромко звучала гитара. Познакомились с хозяевами, разговорились как старые знакомые. В закопченном чайнике заиграла вода. Налили в кружки. Пахнуло запашистым, с дымком, чаем. Ребята тут же соорудили что-то вроде стола, разложили на нем целую коллекцию находок . Не скажу, что я большой знаток старины и что часто бывал в краеведческих музеях, но тут поразился увиденному. Предметы-то для непосвященных в общем-то обычные: разные виды оружия, утвари, украшений. Но почему они найдены здесь, причем в большом количестве ?! И вот этим летом новая встреча с археологами. Попросил руководителя экспедиции, кандидата исторических наук из Уральского университета Наталью Федорову рассказать, что таит в себе Барсова гора . 1975-1989 годы Анатолий Зубарев « Сургутские тетради»
Результаты на констатирующем и заключительном этапах эксперимента Уровни До экспериментальной работы После экспериментальной работы Низкий 29,6 % (8 ч.) 11,1 % (3 ч.) Средний 62,9 % (17 ч.) 77,8 % (21 ч.) Высокий 7,4% (2 ч.) 11,1 % (3 ч.) Ср 0,48 0,54
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/12/picture-50658-1439370215.jpg)
Филологический анализ текста.
Филологический анализ текста последней главы романа М. Шолохова "Тихий Дон"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-149892-1353685539.jpg)
Доклад "Филологический анализ текста на уроках литературы в старшей школе"
Сложен и многоцветен мир слов... Но ещё более сложными оказываются языковые явления тогда, когда они встречаются в художественном тексте. Это объясняется не только тем, что они окраш...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/08/picture-295282-1410179233.jpg)
Филологический анализ стихотворения И.А.Бунина «Белый цвет».
Филологический анализ стихотворения И.А.Бунина «Белый цвет»....
Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»
Данное стихотворение является текстом, так как обладает всеми признаками контекстуальности....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/23/picture-354782-1682235441.jpg)
Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Филологический анализ текста"
Данный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересен всем, так как поддерживает и развива...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-418079-1394597177.jpg)
Статья "Обучение школьников филологическому анализу текста"
P { margin-bottom: 0.21cm; } Анализ текста развивает устную и письменную речь, художественное мышление, творческие способности школьников, обогащает словарный запас языка. ...
Некоторые приёмы филологического анализа текста в старшей школе.
Филологический анализ стихотворения И.Бунина "Детство" и рассказа "Музыка" помогут Вам взглянуть на анализ художественного текста по-новому, смелее применять новые приёмы. Статья учит применять законы...