Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) по теме
Данное стихотворение является текстом, так как обладает всеми признаками контекстуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s._esenin.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.
Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
Данное стихотворение является текстом, так как обладает следующими признаками текстуальности:
- информативностью, т.к. содержит новую информацию – особое видение лирическим героем момента оживления природы, её расцвета. Читателю понятно, что образ весны автор ассоциирует с образом невесты;
- цельностью, т.к. у текста есть план.
- Любование лирического героя приходом весны.
- Думы о невесте.
- Обращение к природе.
Все строфы тесно связаны друг с другом, нельзя «вырвать» одну из них, так как смысл душевных переживаний понятен только в контексте. На психологическом уровне читатель воспринимает текст как целое;
- связностью, т.к. предложения связаны между собой. Например, 3 и 4 предложения – луговые травы, их дурманящий запах; 5 и 6 предложения – душевный трепет от мыслей о невесте.
- когезией (внутритекстовой связью): личные местоимения ( я –лирический герой, она – невеста, вы - птахи);
- завершенностью. Текст «материально» независим (его понимание возможно вне цикла стихотворений Есенина «Девичник»). Он обладает контекстуально –смысловой завершенностью (любование весной, цветущей черемухой – думы о невесте – обращение к черемухе);
- социологичностью, т.к. связан со своей эпохой, стихотворение символично, весна как невеста предстает перед нами в стихотворении. Текст и сам выполняет социологическую функцию: определяет человека, способного испытывать любовь и нежность к природе;
- диалогичностью, т.к. связан с другими прозаическими, поэтическими и научными текстами, где затрагивается вечная проблема взаимоотношений человека и природы. Отсюда – «диалог» с другими писателями.
- Единством внешней и внутренней формы:
Внешняя форма - лирическое стихотворение, композиция проста, расположение строк и строф последовательно; наблюдается совокупность языковых средств: ассонанс звука [йэ] придает торжественность; стихотворение насыщено цветом («Зелень в цвету», «Пеной я цвет разнесу»), яркими эпитетами («Шёлковые травы»); олицетворения («Сыплет черёмуха», «Никнут травы») способствуют жизни, действию; инверсии («Никнут шёлковые травы», «Сыплет черёмуха снегом»); риторические обращения («Ой вы, луга и дубравы», «Пойте вы, птахи», «Сыпь ты, черёмуха») придают стихотворению образность; анафора подчеркивает главную мысль текста («Сыплет черёмуха снегом» и «Сыпь ты, черёмуха снегом»); по рифме стихотворение напевное; наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с паузами, делает речь плавной, замедленной; по рифме стихотворение напевное; написано трёхстопным дактилем, перекрёстной рифмовкой, что придаёт мелодичности стихотворению – это совокупность языковых средств, включающаяся в содержательную сторону, реализующая замысел автора – представить картину весны;
- абсолютной антропоцентричностью, т.к. текст создан человеком (С.Есениным) и для человека;
- развернутостью, т.к. на содержательном уровне речи данный текст находит выражение в трех непосредственных отношениях главного предмета с другими предметами, выстроенными в подтемы (см. п.№2);
- последовательностью, которая находится на поверхностном уровне. Слова, предложения выстроены последовательно, поэтому понятно, о чем идет речь;
12,13) статичностью и динамичностью. Статичность в тексте проявляется в том, что он уже результат речеведческой деятельности. Это стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Динамичность текста заключается в том, что процесс его перерождения неизменно проходит при прочтении: восприятии и понимании;
14) эстетичностью, т.к. вызывает чувство эстетического удовлетворения, потому что текст художественного стиля ставит перед собой такую задачу; показывает красоту природы весной, особое состояние героя;
15) образностью, т.к. вызывает у читателя систему представлений:
а) черемуха, снег, роса, поле, грачи;
б) шелковые травы, смолистая сосна, луга, дубравы;
в) радуга, тайные вести, душа, невеста, я пою;
г) птахи, лес, зыбистый бег, я цвет разнесу.
Эти представления складываются в образы, которые складываются в образы, способные нарисовать зрительную картину;
16) интенциональностью, потому что каждый писатель и поэт ставит перед собой цель «достучаться» до читателя. Есенин вызывает у читателя бурю чувств, эмоций образами, которые создает и использует в своем стихотворении;
17) ситуативностью, т.к. учтена ситуация, в которой осуществляется речь. Данный текст может прозвучать на уроке литературы или прочтен в уединении, но он явно не подходит для озвучивания на массовых политических митингах;
18) приемлемостью, т.к. аудитория или читатель рассматривает предложения и их последовательность как текст;
19) интерпретируемостью, с одной стороны, автор С.Есенин, рассказывая о приходе весны, интерпретирует ее силой своего таланта в душевных переживаниях лирического героя, с другой стороны, любой читатель стремится постичь замысел стихотворения, активно познает его, таким образом интерпретируя его.
Основные единицы текста
Сложное синтаксическое целое. Стихотворение Сергея Есенина можно разделить на три ССЦ:
1-ая часть – 1, 2 строфы;
2-ая часть – 3 строфа;
3-я часть – 4 строфа
Связь между предложениями внутри каждого ССЦ – параллельная.
Зачин – Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
Средняя часть – Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Концовка - Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
В первом ССЦ начинается повествование о приходе весны, даются ее признаки.
Второе ССЦ построено на описании душевных переживаниях лирического героя.
В третьем ССЦ лирический герой просит весну задержаться, чтобы дольше сохранить в мыслях образ любимой.
Таким образом, исходя из перечисленных выше признаков, стихотворение Сергея Есенина можно назвать текстом, т.к. в нем сохранены все признаки текстуальности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "В гостях у Сергея Есенина. Анализ стихотворения Черёмуха"
Открытый урок в 6-ом классе в конкурсе "Учитель года 2013" среди учителей родного языка и литературы...
Филологический анализ стихотворения И.А.Бунина «Белый цвет».
Филологический анализ стихотворения И.А.Бунина «Белый цвет»....
Тема Родины в стихотворениях Сергея Есенина
Данная презентация может быть использована при изучении лирических стихотворений С. Есенина в 11 классе...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
Филологический анализ стихотворения Е.Евтушенко "Зиминская баллада"
Содержание статьи составляет комплексный филологический анализстихотворения Е.Евтушенко «Зиминская баллада». Ключевые слова: идейно-тематическое содержание, нравственная ...
Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)
Анализ стихотворения "Анчар"...
Конспект урока по литературе на тему «Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. С. А. Есенин «Сыплет черемуха снегом...»
Конпект урока на по литературе на тему "С.А. Есенин "Сыплет черемуха снегом..."...