Статья "Обучение школьников филологическому анализу текста"
статья по русскому языку по теме
Анализ текста развивает устную и письменную речь, художественное мышление, творческие способности школьников, обогащает словарный запас языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_obuchenie_shkolnikov_filologicheskomu_analizu_teksta.odt.zip | 14.18 КБ |
_obuchenie_shkolnikov_filologicheskomu_analizu_teksta.odt.zip | 14.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение школьников филологическому анализу текста
на уроках русского языка
Конфуций сказал: «Учитель и ученик всегда идут рядом». Современный учитель – духовно – нравственная личность, повышающая свой профессиональный уровень, работающая над своим развитием. Если учитель будет самосовершенствоваться, то на это будет нацелен и его ученик. В течение нескольких лет я работала по теме самообразования: «Обучение школьников филологическому анализу текста на уроках русского языка».
Тема актуальна, потому что работа с текстом развивает у учащихся языковое чутьё, способствует устранению грамматических, стилистических, орфографических и речевых ошибок. Анализ развивает устную и письменную речь, художественное мышление, творческие способности школьников, обогащает словарный запас языка.
Учебный текст на уроке русского языка выбираю в соответствии с содержательной и грамматической темой, чтобы текст был интересен, познавателен. В работе часто используются тексты- миниатюры Ф.Абрамова, В.П.Астафьева, К.Г. Паустовского, В.Пескова, М.М. Пришвина, удивительным слогом, ярким языком написаны они. Это ли не образец!
В 5 классе при изучении темы «Когда слово употребляется в переносном значении?» работаем с текстом Н.Сладкова. «Зашумит в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках». Ребята нашли эпитеты, метафоры и олицетворения, доказали значимость употребления этих слов в тексте. Объяснили, почему употребляются синонимы, глаголы, особенно глагол «брызнут». Почему употребляются в основном нераспространенные предложения. Подумали над значением кольцевой композиции. И почему в первом предложении глагол употреблен в будущем времени, а в последнем предложении – в настоящем. Сделали вывод о том, что изобразительно-художественные средства языка передают чувства восторга, сказочности, веселья и радости, жизнеутверждения и счастья. «Шумит золотой дождь». Жизнь продолжается.
На уроке в 6 классе по теме «Деепричастие» использую текст М.М.Пришвина: «Живая ёлка». Сверху снег и снег, но от лучей солнца капельки невидимые проникли вниз к месту соприкосновения веточки со снегом. Это водица подмывает, снег с еловой лапки падает на другую. Капельки, падая с лапки на лапку, шевелят пальчиками, и вся ёлка от снега и капели, как живая, волнуясь, шевелится, сияет. Ребята объяснили роль деепричастий в тексте. Деепричастия помогают автору показать более точное описание природы. Они дополняют роль изобразительно-художественных средств в этом тексте. И капельки, и ёлка кажутся нам живыми.
На уроке в 7 классе по теме «Союз как часть речи» включают текст Ф.Абрамова « Февраль». В начале февраля весна сделала свой первый налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять зазеленели. И радостно, и волнующе запахло оттаявшим кедром. Текст позволяет не только проследить разнообразные функции союзов (соединяют и однородные члены предложения, и простые предложения в сложном), но и почувствовать особый ритм, музыкальность.
В 8 классе при изучении темы «Сказуемое» ребята записывают предложение из повести «Капитанская дочка». «Швабрин был не глуп. Разговор его был остер и занимателен». Ребята производят анализ сказуемых, содержащих характеристику персонажей, определяют смысловую и стилистическую роль кратких прилагательных. Лаконичность пушкинской прозы удивляет ребят, учит их правильно выражать мысли.
При изучении темы «Согласованные и несогласованные определения» пишется текст: «Тут вышла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у неё сейчас горели». Объяснив пунктуацию в этом тексте, ребята доказали, что определения показывают не только внешнее, но и внутреннее состояние девушки, черты её характера.
Изучая в 8 классе «Однородные члены предложения», мы работаем над текстом М.Фарутина. «На небольшой мочажинки течет маленький ручей. Он обходит на своем пути кочки, камешки, деревья и так змейкой вьется и вьется в глухом лесу. Ручей спешит вперед и всем рассказывает о весне. Его рассказ, как песня далеко слышен в лесу. Вот к нему выбежал из леса ещё один ручей, они слились вместе и весело побежали вперед. А потом догнал их третий, четвертый, и ещё много-много… Моя охотничья собака Найда, неподумавши, бросилась в ручей, и он унес её до самой реки. Еле выплыла». Ребята объяснили орфограммы и пунктограммы, доказали, что записанные предложения являются текстом, определили стиль и тип речи. Проанализировали текст, отвечая на вопросы учителя:
- Поясните использование глаголов, покажите, как автор избегает их повторения.
- Определите стилистические функции однородных членов предложений. Почему в III абзаце они использованы автором по градации.
- Почему опущено подлежащее в последнем предложении?
- Докажите стилистически оправданное употребление деепричастия «подумавши», а не подумав?
- Назовите эпитеты, метафоры. Определите их роль.
- Что достигается благодаря использованию сравнения?
- С какой целью используется лексический повтор? Что изменится, если его опустить?
- Объясните лексическое значение слова «мочажинка»?
- Представьте, что вы – лексикограф – ученый, составляющий словари. Составьте свою словарную статью к слову «ручей».
- Назовите основную мысль данного текста.
Такая работа учит ребят внимательно относиться к слову, понимать прочитанное и писать сочинения разных жанров: этюды, художественные зарисовки, миниатюры… Как правило, в таких работах отсутствует шаблон, штамп, есть фантазия, воображение.
Предварительный просмотр:
Обучение школьников филологическому анализу текста
на уроках русского языка
Конфуций сказал: «Учитель и ученик всегда идут рядом». Современный учитель – духовно – нравственная личность, повышающая свой профессиональный уровень, работающая над своим развитием. Если учитель будет самосовершенствоваться, то на это будет нацелен и его ученик. В течение нескольких лет я работала по теме самообразования: «Обучение школьников филологическому анализу текста на уроках русского языка».
Тема актуальна, потому что работа с текстом развивает у учащихся языковое чутьё, способствует устранению грамматических, стилистических, орфографических и речевых ошибок. Анализ развивает устную и письменную речь, художественное мышление, творческие способности школьников, обогащает словарный запас языка.
Учебный текст на уроке русского языка выбираю в соответствии с содержательной и грамматической темой, чтобы текст был интересен, познавателен. В работе часто используются тексты- миниатюры Ф.Абрамова, В.П.Астафьева, К.Г. Паустовского, В.Пескова, М.М. Пришвина, удивительным слогом, ярким языком написаны они. Это ли не образец!
В 5 классе при изучении темы «Когда слово употребляется в переносном значении?» работаем с текстом Н.Сладкова. «Зашумит в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках». Ребята нашли эпитеты, метафоры и олицетворения, доказали значимость употребления этих слов в тексте. Объяснили, почему употребляются синонимы, глаголы, особенно глагол «брызнут». Почему употребляются в основном нераспространенные предложения. Подумали над значением кольцевой композиции. И почему в первом предложении глагол употреблен в будущем времени, а в последнем предложении – в настоящем. Сделали вывод о том, что изобразительно-художественные средства языка передают чувства восторга, сказочности, веселья и радости, жизнеутверждения и счастья. «Шумит золотой дождь». Жизнь продолжается.
На уроке в 6 классе по теме «Деепричастие» использую текст М.М.Пришвина: «Живая ёлка». Сверху снег и снег, но от лучей солнца капельки невидимые проникли вниз к месту соприкосновения веточки со снегом. Это водица подмывает, снег с еловой лапки падает на другую. Капельки, падая с лапки на лапку, шевелят пальчиками, и вся ёлка от снега и капели, как живая, волнуясь, шевелится, сияет. Ребята объяснили роль деепричастий в тексте. Деепричастия помогают автору показать более точное описание природы. Они дополняют роль изобразительно-художественных средств в этом тексте. И капельки, и ёлка кажутся нам живыми.
На уроке в 7 классе по теме «Союз как часть речи» включают текст Ф.Абрамова « Февраль». В начале февраля весна сделала свой первый налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять зазеленели. И радостно, и волнующе запахло оттаявшим кедром. Текст позволяет не только проследить разнообразные функции союзов (соединяют и однородные члены предложения, и простые предложения в сложном), но и почувствовать особый ритм, музыкальность.
В 8 классе при изучении темы «Сказуемое» ребята записывают предложение из повести «Капитанская дочка». «Швабрин был не глуп. Разговор его был остер и занимателен». Ребята производят анализ сказуемых, содержащих характеристику персонажей, определяют смысловую и стилистическую роль кратких прилагательных. Лаконичность пушкинской прозы удивляет ребят, учит их правильно выражать мысли.
При изучении темы «Согласованные и несогласованные определения» пишется текст: «Тут вышла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у неё сейчас горели». Объяснив пунктуацию в этом тексте, ребята доказали, что определения показывают не только внешнее, но и внутреннее состояние девушки, черты её характера.
Изучая в 8 классе «Однородные члены предложения», мы работаем над текстом М.Фарутина. «На небольшой мочажинки течет маленький ручей. Он обходит на своем пути кочки, камешки, деревья и так змейкой вьется и вьется в глухом лесу. Ручей спешит вперед и всем рассказывает о весне. Его рассказ, как песня далеко слышен в лесу. Вот к нему выбежал из леса ещё один ручей, они слились вместе и весело побежали вперед. А потом догнал их третий, четвертый, и ещё много-много… Моя охотничья собака Найда, неподумавши, бросилась в ручей, и он унес её до самой реки. Еле выплыла». Ребята объяснили орфограммы и пунктограммы, доказали, что записанные предложения являются текстом, определили стиль и тип речи. Проанализировали текст, отвечая на вопросы учителя:
- Поясните использование глаголов, покажите, как автор избегает их повторения.
- Определите стилистические функции однородных членов предложений. Почему в III абзаце они использованы автором по градации.
- Почему опущено подлежащее в последнем предложении?
- Докажите стилистически оправданное употребление деепричастия «подумавши», а не подумав?
- Назовите эпитеты, метафоры. Определите их роль.
- Что достигается благодаря использованию сравнения?
- С какой целью используется лексический повтор? Что изменится, если его опустить?
- Объясните лексическое значение слова «мочажинка»?
- Представьте, что вы – лексикограф – ученый, составляющий словари. Составьте свою словарную статью к слову «ручей».
- Назовите основную мысль данного текста.
Такая работа учит ребят внимательно относиться к слову, понимать прочитанное и писать сочинения разных жанров: этюды, художественные зарисовки, миниатюры… Как правило, в таких работах отсутствует шаблон, штамп, есть фантазия, воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Филологический анализ текста.
Филологический анализ текста последней главы романа М. Шолохова "Тихий Дон"...
Доклад "Филологический анализ текста на уроках литературы в старшей школе"
Сложен и многоцветен мир слов... Но ещё более сложными оказываются языковые явления тогда, когда они встречаются в художественном тексте. Это объясняется не только тем, что они окраш...
Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Филологический анализ текста"
Данный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересен всем, так как поддерживает и развива...
Некоторые приёмы филологического анализа текста в старшей школе.
Филологический анализ стихотворения И.Бунина "Детство" и рассказа "Музыка" помогут Вам взглянуть на анализ художественного текста по-новому, смелее применять новые приёмы. Статья учит применять законы...
Педагогический опыт Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенции учащихся в области русской словесности»
Педагогический опытТема:«Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенции учащихся в области русской словесности»...
Комплекс учебных материалов по филологическому анализу текста регионального текста
КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ФИЛОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕКСТА...
Комментарии
Большое спасибо! Очень
Большое спасибо! Очень пригодилось в работе.