Филологический анализ текста.
презентация к уроку литературы (11 класс) по теме
Филологический анализ текста последней главы романа М. Шолохова "Тихий Дон"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tihiy_don_urok.pptx | 436.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели мастер-класса: 1.Познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности. 2. Развивающий аспект: развивать мыслительную деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков.
продолжение 3. Воспитательный аспект: развитие ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
ПРОБЛЕМА (сформулируйте её в виде вопроса) Как сделать так, чтоб язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?ы
Как связана проблема с темой урока? - Для чего могут использоваться средства выразительности? - Средства выразительности языка - это путь к выразительной , образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.
Сформулируем задачи 1. Повторить термины 2. Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур, и др. средств выразительности. 3. Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ РАБОТА В ГРУППАХ
РАБОТА В ГРУППАХ группа №1 1. О чём рассказывается в последней главе романа? 3. В первом абзаце автор использует стилистическую фигуру антитезу (противопоставление): «выжженная и потрескавшаяся земля» противопоставлена зеленеющей степи, над которой трепещут «в голубом небе бесчисленные жаворонки». 2. Найдите и прочитайте пейзажную зарисовку в 1-ом абзаце. 3.Какую стилистическую фигуру использует автор в первом абзаце? Назовите её. 1. В последней главе романа рассказывается о возвращении домой и «разоружении» главного героя романа Григория Мелехова . 2. Выразительное чтение наизусть…
4. Какая лексика используется в первом абзаце? 5. Что утверждается при использовании данной лексики? 6. Какой троп вы можете найти в последней строчке романа? Что он подчёркивает? Группа №1 4. В первом абзаце используется контрастная лексика. 5. С её помощью утверждается мысль о неустроенности человеческого бытия, противопоставленного гармонии природы. Образ истерзанной огнём земли соотносится с изломанной жизнью главного героя: как «выжженная палами степь, чёрная стала жизнь Григория». 6. В последней строчке романа используется троп – оксюморон («холодное солнце»). Оксюморон подчёркивает противоречивость, непредсказуемость земного существования.
7.Найдите описание степного ландшафта в последующих абзацах. Какой приём использует автор? 8. Какой лексикой насыщено данное описание? 9. Приведите примеры антонимов. 7. Используется приём контраста в описании степного ландшафта. 8. Абзацы насыщены антонимичной лексикой: Группа №1 9. Порушила – осталась; жизнь – смерть; земля – небо; огонь – вода; чужой – родной; чёрный – белый; лес – степь; дождь – солнце; весна – осень; день – ночь.
2.Как описана природа в данной главе? 2. Природа описана как живое существо, олицетворения подчёркивают её одушевлённость: огонь «жадно пожирает сухую траву», «крылатый ветер», «весело зеленеет трава», «прошлись палы». РАБОТА В ГРУППАХ группа №2 1. Примеры какой лексики мы можем ещё найти в данном тексте? 1. Мы можем найти примеры цветовой лексики, использованной в пейзажной картине. Она придаёт тексту живописную образность:«бурые верхушки чернобыла», «зелёная трава», «голубое небо», «чёрная земля», «сизая зола», « тёмная пыль».
РАБОТА В ГРУППЕ №2 4. Какой тип речи использовал автор в этих абзацах? Почему вы так думаете? 4. Автор использовал тип речи описание. 3. Какая стилистическая фигура используется в синтаксических конструкциях, чтобы усилить эмоциональную нагрузку речевых построений? 3.В синтаксических конструкциях повторяется приём инверсии, который усиливает эмоциональную нагрузку речевых построений, придаёт тексту интонационную выразительность: «не гнездует над ней птица», « стороной обходит её зверь…».
ТИПЫ РЕЧИ 1.ПОВЕСТВОВАНИЕ – это рассказ о каком-то событии в его временной последовательности: Завязка --- развитие события ---кульминация (напряжённый момент) --- конец собыбытия (развязка). 2. ОПИСАНИЕ – это словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков (пейзаж, портрет). 3. РАССУЖДЕНИЕ – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли 3 части: 1 - тезис (высказывается какая-то мысль, проблема) 2 - доказательства или опровержение 3 - вывод или заключение.
РАБОТА В ГРУППЕ №2 5. Какой тип речи использует автор в последующих абзацах? 6. Какая часть речи наиболее часто здесь употребляется? Найдите её. 7. Какое лексическое средство выразительности использовано в этих абзацах? 5. В следующих абзацах изобразительный момент уступает место повествовательному. 7. Используются фразеологические обороты: «белый свет», « убить время», « хлеб-соль», « живые-здоровые ».они оживляют повествование. 6.Наиболее часто употребляются глаголы: «скитался, не поехал, переправился, добывали, погуляли, поглядели, пролили, окружили, спаслись»
РАБОТА В ГРУППЕ №2 8. При помощи чего создаётся хронологический контекст главы? 8. Хронологический контекст главы создаётся с помощью лексики с временным значением: «раннею весной», «трое суток», «несколько дней», «на исходе пятого дня», «в апреле», «до октября», «с неделю», «ночью», «как-то днём», «с самой осени», «за полгода», «с рассветом», «с той поры», «к Первому маю». Точная временная адресация создаёт ощущение достоверности, документальности происходящего. Слова «мобилизация», «дезертиры», «банда», «амнистия», «служат приметами исторического времени.
РАБОТА В ГРУППЕ №2 9. А что создаёт ощущение достоверности, документальности происходящего? 10. Обозначено ли в тексте художественное пространство? Если да, то чем? 10. Художественное пространство в тексте обозначено географическими названиями (Дон, Астрахань, Вешенская), вмещает лес, степь, дубраву, калмыцкие степи; в заключительном абзаце границы пространства беспредельно раздвигаются, включая в себя «весь огромный, сияющий под холодным солнцем мир». Мысль автора движется от земли к небесам – «к холодному солнцу». 9.Точная временная адресация создает ощущение достоверности, документальности происходящего. Слова «мобилизация», «дезертиры», «банда», «амнистия» служат приметами исторического времени
1. Какое слово является ключевым для понимания идейного содержания главы и всего романа в целом в данном контексте? Почему? Группа №3 1. Слово «земля» в данном контексте является ключевым для понимания идейного содержания главы и всего романа в целом. Здесь оно выступает сразу в нескольких значениях: в буквальном («выжженная земля», «обуглившаяся земля»); в переносном, равнозначном понятию «жизнь» («всё, что пока роднило его с землёй»; «цеплялся за землю»), а также в качестве синонима к словосочетаниям «родные места», «родной двор», «родной дом», «родной хутор». Мечась между враждебными лагерями, безжалостно уничтожающими друг друга, Мелехов понял, что человек сам в себе и для себя не может быть целью и смыслом жизни, что дороже родного порога ничего нет. Не случайно в конце главы возникает образ освобождённого ото льда берега («лёд отошёл от берега») как символ надёжного пристанища, где человек обретает силу. Мотив всплывания к берегу подсказывает читателю, что Мелехов нашёл, наконец, свой причал. Прощаясь с оружием, Григорий бросает под лёд винтовку, наган и патроны – таков его окончательный выбор, подводящий итог жизненным исканиям.
2. Что понял Григорий Мелехов в конце романа? 3. Случайно ли возникает образ берега? 2.Мелехов понял, что человек сам в себе и для себя не может быть целью и смыслом жизни, что дороже родного порога ничего нет. 3.Образ освобожденного ото льда берега («лед отошел от берега»), выступает как символ надежного пристанища, где человек обретает силу. Мотив всплывания к берегу подсказывает нам, что Григорий нашел, наконец, свой причал. 5. Какой окончательный выбор Делает Григорий? 5.Прощаясь с оружием, Мелехов бросает под лед винтовку, наган и патроны – таков его окончательный выбор, подводящий итог его жизненным исканиям. Группа №3
РАБОТА В ГРУППЕ №3 4. Найдите в тексте фольклорные истоки русской речи. 4. Числовая лексика, использованная автором, не только воплощает фольклорные мотивы в повествовании: семеро разбойников; первая пуля, вторая, третья; до трёх раз падал с коня Фомин, на третий раз нашёл свою смерть (в сказках судьбу испытывают трижды), но и отмечает важность происходящего. «Апостольское число в контексте главы («двенадцатый казачий полк», «двенадцать обойм патронов») позволяет предположить, что в поисках правды главный герой романа трудился с неослабевающей духовной напряжённостью. 5. В финале романа угадывается намёк на нравственное возрождение Мелехова. Разоружаясь, он не вымыл руки, как Пилат, хотя и стоял у воды, а «тщательно вытер руки о полу шинели» - то есть очистился. 5. Произошло ли нравственное возрождение Григория Мелехова в конце романа ?
ГРУППА№3 6. Какую роль выполняет последняя глава романа? 7.Как сложится мирная жизнь героя? 6. Последняя глава романа выполняет роль развязки в сложнейшей событийной канве произведения. 7.Финал остаётся что позволяет читателю самому решить, как сложится мирная жизнь героя.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ - Какие цели и задачи мы ставили в начале урока? 2. Что получилось? 3. Что не получилось? 4. Какую практическую помощь вы получили сегодня на мастер-классе для подготовки к экзамену? 5. О чём мы не должны забывать?
РОДНОЕ СЛОВО Родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.
ВЫ В ОТВЕТЕ!!! за настоящее, будущее русского языка. СЛУШАЙТЕ!!! ДУМАЙТЕ !!! РЕШАЙТЕ!!! КАКИМ ОН БУДЕТ, НАШ ЯЗЫК… Относитесь к языку как к «дару бесценному», как к сокровищу. Пусть о вас всегда говорят: «Это культурный человек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Филологический анализ текста на уроках литературы в старшей школе"
Сложен и многоцветен мир слов... Но ещё более сложными оказываются языковые явления тогда, когда они встречаются в художественном тексте. Это объясняется не только тем, что они окраш...
Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Филологический анализ текста"
Данный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересен всем, так как поддерживает и развива...
Статья "Обучение школьников филологическому анализу текста"
P { margin-bottom: 0.21cm; } Анализ текста развивает устную и письменную речь, художественное мышление, творческие способности школьников, обогащает словарный запас языка. ...
Некоторые приёмы филологического анализа текста в старшей школе.
Филологический анализ стихотворения И.Бунина "Детство" и рассказа "Музыка" помогут Вам взглянуть на анализ художественного текста по-новому, смелее применять новые приёмы. Статья учит применять законы...
Педагогический опыт Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенции учащихся в области русской словесности»
Педагогический опытТема:«Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенции учащихся в области русской словесности»...
Комплекс учебных материалов по филологическому анализу текста регионального текста
КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ФИЛОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕКСТА...