ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Дорохина Светлана Евгеньевна

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema-otkryitogo-uroka.doc76 КБ
Office presentation icon k-uroku-russkogo-5-klass_1.ppt1.97 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:

ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ЦЕЛИ: 

Образовательные


Раскрыть структурные различия простых и сложных предложений, показать, что сложное предложение представляет собой единое целое и характеризуется интонационной законченностью.

Отрабатывать навык синтаксического разбора простого и сложного предложения и построение схем таких предложений.

Воспитательные


Воспитание культуры речи, самостоятельности и умения оценивать себя и другого.
Взаимопомощи и товарищества.

Развивающие


Развитие интереса к русскому языку.
Развитие памяти, орфографической зоркости, развитие устной и письменной речи.

ОБОРУДОВАНИЕ

Презентация, мультимедийный проектор, экран, карточки-задания.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

(СЛАЙД №1)

  1. МИНУТКА ПОЭЗИИ.

 

(Звучит музыка, учитель читает стихотворение и демонстрирует СЛАЙД № 2-4)

Евгений Баратынский 

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
 
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
 
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
 
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
 
Заздравный гимн весне.
Что с нею? Что с моей душой?
 
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
 
С ним журчит,
Летает в небе с ней!

3.  БЕСЕДА

-О каком времени года говорится в данном стихотворении? (весна) Темой стихотворения стала весна, точнее её приход. Автор пытается с неповторимой нежностью и трепетностью передать всё красоту, всю необыкновенность этого момента – это и является основной мыслью произведения. 
    Здесь всё живое, всё дышит и поёт. Каждая травинка и листик здесь оживают, радуются приходу весны: « Летают облака!», «Шумят ручьи! Блестят ручьи!».. 

- Я Вам предлагаю прослушать загадки, и отгадать о каком осеннем месяце идет речь?

В этом месяце бывает
Светлый праздник, День Победы!
Мы с сестренкой поздравляем
Наших бабушку и деда!
(май)

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришел ...
(апрель)

Продолжает год свой бег.
Вот и начал таять снег,
Птичий гомон, кутерьма,
Значит, кончилась зима,
Солнце ярче сотни фар.
К нам весну приводит ...
(март)

- А откуда берут названия месяцы? Кто-нибудь знает?

( демонстрируя СЛАЙД № 5 учитель рассказывает этимологию названий месяцев)

Март – мирт, месяц когда день мирится (сравнивается) с ночью, так, что бог войны марс здесь ни причём, «и» перешло в «а».

                                   Апрель – месяц когда земля отогревается, преет (мы и сейчас так говорим , когда перегреемся – упрел, сопрел).

                                   Май – месяц когда люди маются, мучаются, мочатся в собственном поту на полях и огородах (т.е. маяться и мучиться происходит от мочиться).

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

(данный СЛАЙД № 6 помогает создать ПРОБЛЕМНУЮ ситуацию)

Учитель. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схему. Сформулируйте к ним задание.
Надо написать предложения в соответствии со схемами.

Учитель. Прочитайте два первых предложения. Найдите в них общее. Выполните разбор первого предложения, дав характеристику по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов предложения.

(Работа у доски)
Это повествовательные предложения. В каждом по одной грамматической основе. Первое предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное.

Учитель. Прочитайте третье и четвертое предложения. Отметьте в них общее.
В третьем и четвертом предложениях по две грамматических основы.

Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?
Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными.

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.

Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения».
В тетрадках записываем тему урока.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова.

(данный СЛАЙД № 7 учитель демонстрирует для того, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока, используя опорные слова)

Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

(СЛАЙД № 8 позволяет учащимся наблюдать и сравнивать особенности простых и сложных предложений)

Наступила долгожданная весна.

Весёлые ручейки журчат в лесу.

Солнце выглянуло из-за туч, и ярким светом осветилось поле.

Пришла весна, природа оживает.

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными.

 А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?
В каждом сложном по два простых предложения.

Учитель. Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения. Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?
Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу.

Учитель. Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложных.
Простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и интонационно.

Учитель. Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и).
Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза.

Учитель. Как называются такие сложные предложения — союзными или бессоюзными?
Такие сложные предложения называются союзными.

Учитель. Посмотрите на второе сложное предложение. Скажите, как в нем связаны между собой простые предложения и как называется такое сложное предложение.
Простые предложения, входящие в состав второго сложного, связаны между собой только по смыслу и интонационно, без союза. Это бессоюзное сложное предложение.

Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми.

Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:

  1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
    2. Из чего состоит сложное предложение?
    3.  Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
    4.  Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
    5.  Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

(данный план на карточках на столах у учащихся)

ФИЗМИНУТКА

Грачи

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (
присели)
Разместились в гнёздышке, (
показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (
встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (
погладить себя по рукам)
Головой вертят, (
повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (
руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (
хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (
летают)
И опять все в гнёзда сели. (
присели)

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику. СТР.166

 Сравните его с нашими выводами

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Учитель: Ребята, а какие – нибудь приметы веснывы знаете?

Ответы ребят.

  • Увидел скворца - весна у крыльца.
  • Ранняя весна ничего не стоит.
  • Если весна с первых дней разгульна, не застенчива - обманет, верить нечего.
  • Не бойся в апреле зимы, бойся отзимки.
  • Чайки прилетели — лед пойдет, а журавль тепло принесет.
  • Сколько проталинок, столько жаворонков.
  • В марте и курица из лужицы напьется.
  • Весной ледок, что молодежный умок, а весенний день, что ласковое слово.
  • Март хранит хлеба в земле, а август в закромах.
  • Была бы апрельская водица, а зелень народится, а зеленая травка — молока прибавка.
  • Вода в апреле на лугу — считай, сено в стогу.
  • Снег с поля - плугу воля, а пар поздний — амбар пустой.
  • Пар поднимать — так у печки не дремать.
  • Ненадежно майское тепло.
  • Пришел май — только успевай да не зевай.
  • Дуб одевается — скотина наедается.
  • Земля кормит, да и сама есть просит.
  • Унавозишь густо — не будет в амбаре пусто.
  • Весенний час упустишь — годом не наверстаешь.

Попробуем выполнить задание №1, №2 , которые помогут не только закрепить новый материал, т.е. разобраться в простых и сложных предложениях, но и расширят ваш кругозор по приметам весны.

(у каждого на столе карточка – практикум )

УПРАЖНЕНИЕ 1

Зяблик летит к холодам                                         а март ломает.
Весна цветы рассыпает                                           а жаворонок к теплу.
Февраль зиму выдувает                           а перелётная птица летит  из перелётных мест
Птица завевает гнездо                                 зима снег простилает.

Учитель. Продолжим наш разговор о сложном предложении и о весне.. Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание.
Надо соединить между собой подходящие по смыслу части из левого и правого столбиков так, чтобы получились сложные предложения. Поставить недостающие знаки препинания. Вставить пропущенные буквы.

Учитель. Составьте и напишите сложные предложения.
Прочитайте составленные предложения со знаками препинания.
Выделите одно сложное предложение по своему признаку.
Можно выделить предложение Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.Это бессоюзное сложное предложение, а остальные — союзные.

Учитель. С помощью каких союзов, кроме союза и могут соединяться между собой простые предложения в составе сложного?
Кроме союза и, простые предложения могут соединяться в составе сложного с помощью союзов а, но.

Учитель. Расскажите, как вы написали слова с пропущенными буквами, группируя их по орфограммам.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений..

  1. Март приходит с водой, а май с травой.
  2. В марте снег обильно тает, небо первый дождик дарит.
  3. Весна красна цветами а осень снопами.

РЕФЛЕКСИЯ

(СЛАЙД № 15)

-Цель нашего урока?

 познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

-КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, МЫ ЕЁ С ВАМИ ДОСТИГЛИ?

-ПРОВЕРИМ!!!

Сам.работа №498

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- написать мини-сочинение о весне. использовать сложные предложения.

СПАСИБО ЗА УРОК!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

5 класс

Слайд 5

Март – мирт, месяц когда день мирится (сравнивается) с ночью, так, что бог войны марс здесь ни причём, «и» перешло в «а». Апрель – месяц когда земля отогревается, преет (мы и сейчас так говорим , когда перегреемся – упрел, сопрел). Май – месяц когда люди маются, мучаются, мочатся в собственном поту на полях и огородах (т.е. маяться и мучиться происходит от мочиться).

Слайд 6

1. [ ═ ― ] . 2. [― ═ ] . 3. [― ═ ] , и [ ═ ― ] . 4. [― ═ ] , [ ═ ― ] .

Слайд 7

ОПОРНЫЕ СЛОВА Познакомиться с ... и ...; Учиться различать ... и ...; Учиться ставить ...

Слайд 8

Наступила долгожданная весна. Весёлые ручейки журчат в лесу. Солнце выглянуло из-за туч, и ярким светом осветилось поле. Пришла весна, природа оживает.

Слайд 9

Физминутка Грачи Вот на ветках, грачи! Не кричи! ( указательный палец на губы ) Чёрные сидят грачи ( присели ) Разместились в гнёздышке, ( показать руками гнездо перед собой ) Распушили пёрышки, ( встать, руки в стороны ) Греются на солнышке, ( погладить себя по рукам ) Головой вертят, ( повороты головой вправо, влево ) Полететь хотят. ( руки в стороны – взмах ) Кыш! Кыш! Улетели! ( хлопки, руки в стороны, бег на носочках ) Полетели, прилетели ( летают ) И опять все в гнёзда сели. ( присели )

Слайд 10

1.Урок полезен, все понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. 3.Еще придется потрудиться. 4.Да, трудно все-таки учиться!

Слайд 11

Составьте рассказ о весне. Используйте сложные предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе по теме: «Простые и сложные предложения. Обобщение»

Данный материал представляет собой конспект урока по теме "Простые и сложные предложения. Обобщение"  Урок построен при помощи интерактивной доски. Это позволило быстро в игровой форме проверить ...

Конспект урока по теме "Повторение синтаксиса простого и сложного предложений"

Урок обощающего повторения и ситематизации знаний по теме "Синтаксис и пунктуация"....

Урок русского языка в 5 классе по теме"Простые и сложные предложения"

Урок с подробнейшим конспектом урока, соответствующим всем требованиям. К конспекту прилагается презентация и ссылка на электронный образовательный ресурс сети Интернет, который можно использовать пол...

5. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание А19 «Пунктуация в простом и сложном предложениях»

Данный лингвистический практикум поможет выявить степень сформированности у старшеклассников умения  проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложения,а именно: умения различать просто...

Урок русского языка в 5 классе" Простые и сложные предложения"

Урок проводится после изучения темы " Сложные предложения"...

Урок русского языка в 5 классе (конспект)" Простые и сложные предложения"

Урок проводится после изучения темы "Сложные предложения"...

Рабочая программа элективного курса «Сложные вопросы синтаксиса простого и сложного предложения»

Цели  изучения элективного курса:  Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо...