Технологическая карта урока. Тема урока: "Двойная роль букв е, ё, ю, я"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Харисова Миннегел Рахимовна

Планируемые образовательные результаты: • предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих; • метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление. • личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_otkr.urok_dvoynaya_rol_bukv_e.yo_.yu_.ya_.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока    

учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче Харисовой Миннегел Рахимовны

Предмет: русский язык                 Класс:

                                                                       

Тема урока: Двойная роль  букв е, ё, ю, я.

Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания о двойной роли букв е, ё, ю, я; развить навыки определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Тип урока: комбинированный

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих;
  • метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление.
  • личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, исследовательский метод, создание проблемной ситуации, индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: компьютер, проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока

Реализуемая программа:  1.Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. Углублённое изучение 5-9 классы. М.: «Дрофа», 2014

2.Бабайцева В.В., Беднарская Л,Д., Дрозд Н.В. Русский язык. 5 класс. Углублённое изучение. Сборник заданий. Учебное пособие к  учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». М.: «Дрофа», 2014

Структура урока:

Этапы урока

Обучающие и развивающие  компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

-Здравствуйте, ребята! Я рада нашей сегодняшней встрече. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит  вам радость, будет интересным и полезным.

Я хотела начать урок с пословицы, но она рассыпалась. (Знание, украшают, человека, мудрость)

Помогите мне её собрать (Знание и мудрость украшают человека )

-Произведите синтаксический разбор предложения.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним.

фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Коммуникативные: работают в парах

Устные ответы

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

- Много на свете разных стран. Но ту страну, в которую мы сегодня отправимся, вы не найдете на карте, хотя с ее жителями мы встречаемся на каждом уроке. Она называется Фонетика

- Ребята, а как зовут жителей этой страны? (звуки, буквы) 

-Чем отличается звук от буквы?

-Из чего состоят согласные звуки?

Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков?

Давайте обратимся к нашему предложению и выпишем   то слово, в котором количество букв и звуков не совпадает. букв больше, чем звуков(мудрость 8б. 7зв). Почему это происходит? А теперь найдите слово, в котором количество букв и звуков совпадает (человека 8б.8зв.) Какую роль здесь играет буква е ?

А ещё какие  гласные буквы не могут обозначать звук? ё,я, ю.

Ребята, какой праздник приближается? (Новый год) Символом этого праздника является ёлка.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

Из чего ставят ёлку? Из какого дерева?

Выпишите слова, в которых буква е находится после гласного.

Найдите слово, в котором есть гласная буква, но такой звук не дает.

Как вы думаете. почему слова с буквами е, ё, ю, я мы написали в 4 ряда?

Ёлка знание              шьёт

Ель   украшают

Отвечают на вопросы. Строят высказывания

Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и читаем

Из голоса и шума.

Гласных букв 10

Гласных звуков 6

ь звука не даёт

Смягчает предыдущий согласный и обозначает звук (э)

Записывают в тетрадках, работают у доски.

Из дерева

Ель

Же, девица, не. швея, мастерица, ничего.

Швея.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Проверка заданий. Беседа по вопросам

Сформулируем тему нашего урока.

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

- Сегодня мы будем работать с необычными буквами в русском языке: е, ё, ю, я.

-Оригинальность их в том, что они могут играть двойную роль: обозначать один или два звука.

А ещё указывают на мягкость согласного.

Обратимся к учебнику

-Совпали наши выводы с правилом?

Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания..

Устные ответы

4. Практическая деятельность по реализации построения проекта

Упражнение №

-Сформулируйте вывод, в какой позиции буквы  еёюя обозначают один звук?

-Когда буквы еёюя обозначают два звука?

Отвечают на вопросы учителя, формулируют правило, собственные выводы в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Отвечают на вопросы учителя, формулируют правило.

Индивидуаль

ная групповая

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Устные ответы

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение, систематизация и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа, анализ таблицы

- Подведем итог наших исследований, попробуем составить таблицу

-Сверим нашу таблицу с обобщающей таблицей «Двойная роль букв е, ё, ю, я»

Двойная роль букв е, ё, ю, я (буквы-артистки)

Один звук

[э, о, у, а]

Два звука

[й] +[э, о, у, а]

После согласных

1.В начале слова

2. После разделительного Ъ и Ь

3. После гласной

Работают над составлением таблицы.

Формулируют собственные мысли, делают вывод

Индивидуальная групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

6.Физкультминутка

Обучающая игра – разминка.

Обобщение полученных знаний на уроке.

- Устали?  Я предлагаю немного поиграть. Если гласные обозначают два звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики

Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружье, озеро, памятник, вьюга, свекла, каюта, пень, баян.

-Наклон вправо, если еёюя обозначают один звук, влево- 2 звука: ягода, реки, ель,пена, люди, рябина, ёмкость,, клён.

Принимают участие в обучающей игре.

фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение разноуровневых упражнений на основе учебника и дидактического материала

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем

1.Распределительный диктант (работа в парах)

 Задание. Распределите слова в 2 столбика:

 1)  буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук,

 2)  буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня.

2.Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его,  определите, сколько букв и звуков в словах.

  •  Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)
  •  Какая рыба начинается на Ё? (ёрш)
  • Куда улетают птицы? (юг)
  • Самый младший матрос на судне?(юнга)

3.Упражнение

-Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились прекрасно.

Выполнение упражнений

Индивидуальнаягрупповая

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по план

Письменная работа

8.Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов  урока)

Заключительная беседа по вопросам

-Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Понравилось ли вам на уроке? Выберите полоску и покажите мне.

-Давайте оценим работу одноклассников.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Выставляют оценки.

Индивидуальная групповая

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Оценивание работы учащихся на уроке.

9.Задание на дом.

Диктует д/з упр.№

или придумать несколько предложений на тему «Зимний день» с разными грамматическими конструкциями(простые, ССП, СПП.БСП) такие, чтобы были в составе предложений слова с двойной ролью букв

 е ё ю я.

Спасибо за урок.

Запись в дневник

индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Буквы о, а на конце наречий с приставками»

На русского языка на тему:  «Буквы о, а на конце наречий с приставками» были использованы информационно-коммуникационные технологии....

Технологическая карта урока обществознания по теме "Роль государства в экономике"

Технологическая карта урока обществознания по теме "Роль государства в экономике"...

Технологическая карта урока по русскому языку «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».

Это попытка продемонстрировать учащимся сложность языка, особенности его развития, его изменения.С помощью современных образовательных технологий девятиклассники могут прикоснуться к деятельности учен...

Технологическая карта урока по русскому языку "Роль наречий в тексте"

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе (проектно - исследовательская деятельность)...

Технологическая карта урока "Социальные статусы и роли"

Представлена технологическая карта урока по обществознанию в 8 классе по теме "Социальные статусы и роли"...

Технологическая карта урока " Социальные статусы и роли"

Технологическая карта урока "Социальные статусы и роли", 8 класс...