I. Мотивация к учебной деятельности | Готовятся к уроку, приветствуют учителя.
Пишут ответы, комментируют свои ответы
| Приветствует учащихся, проверяет готовность обучающихся к уроку.
Задает мотивационный вопрос | Ответьте на вопрос, который является жизненным, важным и философским: «Кто я?». Попробуйте зафиксировать как можно больше вариантов ответов на этот вопрос | 7 мин |
| Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его Регулятивные: принимают учебную задачу Познавательные: формулируют ответы на поставленные вопросы Коммуникативные: высказывают свое мнение, учатся слушать друг друга |
II. Актуализация знаний | Отвечают на вопросы учителя, используя раздаточный материал.
| Организует игру, связывая результаты урока с его целями.
Сигнальные карточки будут использоваться вами для накопления баллов и перевод их в оценку в конце урока. | Игра «Согласен - не согласен». Ход игры: на столах у каждого ученика лежат две сигнальные карточки (красная (утверждение «неверно»), зелёная (утверждение «верно»). На слайдах презентации появляются утверждения, с которыми ученики либо соглашаются, либо-нет. | 5 мин |
| Личностные: формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности Регулятивные: планируют решение учебной задачи Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Коммуникативные: используют различные средства и способы коммуникации, переводят информацию из одной системы в другую |
III. Усвоение новых знаний | Записывают понятие в тетрадь.
Комментируют соотнесения термина с примерами ответов на вопрос в начале урока.
Соотносят свои примеры с предписанными и достигаемыми статусами, классифицируют Составляют таблицу в тетради, дополняют таблицу, материалом из учебника (стр.108,109) Отдельные статусы личности | Виды статусов | А) Б) В) Г) Д) | 1.достигаемый(приобретенный) 2.предписанный |
Записывают понятие в тетрадь
Участвуют в обсуждении, демонстрируют полученный результат или анализируют увиденное
Записывают понятие в тетрадь
Находят примеры в учебнике, приводят примеры из личного социального опыта
Высказывают предположения
Находят информацию в учебнике, демонстрируют полученные знания. | 1.Социальный статус 1.Социальный статус – это положение человека в обществе или группе, наделяющее его определенными правами и обязанностями
Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний: Соотнесите свои примеры ответов на вопрос в начале урока с Вашим социальным статусом.
2.В социологии выделяют следующие виды социальных статусов личности: Предписанный(приписанный) и достигаемый Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора: Предписанный(приписанный) статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности; достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.
-соотнесите свои примеры социальных статусов?
3. Выполни задание
4. Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций, и соответственно он характеризуется статусным набором. Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным человеком.
5. Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие распознать обладателей различных статусов. Например, воинские звания и знаки отличия в армии. А как обстоит дело со статусными символами гражданского населения? Иногда дело доходило до курьезов. Так, в Средние века регламентация одежды и обуви носила такой точный характер, что без ошибки, с помощью деревянной линейки, можно было определить, кто есть кто. В XV в. в Германии были установлены точные размеры длины носка ботинок: для принцев и князей — два с половиной фута, для высшего дворянства — два фута, для простых рыцарей — полтора фута, для богатых людей — один фут. А бедных отличали легко — по короткому носку, всего половина фута.
— Разделитесь на три группы. Создайте статусные образы представителей различных профессий. Первая группа — статусный образ учителя. Вторая группа — статусный образ юриста. Третья группа — статусный образ спортсмена.
6. Социальный статус человека дает ему определенные права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.
7. Поскольку человеку приходится выполнять различные социальные роли, их требования могут вступать в противоречие. Давайте посмотрим примеры, которые приведены в учебнике на странице 109, 110 и приведем свои примеры. Предположите, как называется такая ситуация? Такая ситуация называется «ролевой конфликт».
8. А как социальный статус и роль зависят от возраста. Прочитайте страницу 110,111 и ответьте на вопрос: «Каковы особенности статусной позиции молодых в обществе». Составьте ответ на вопрос в форме развернутых предложений.
9. Отцы и дети*(материал изучается в зависимости от темпа урока) 1.Поколение – люди родившиеся в определенный период времени
2.Что такое конфликт «отцов и детей»? Как он проявляется
3.Приведите пример литературных героев, где происходит конфликт «отцов и детей»?
Какой еще признак, кроме возраста относит нас к тому или иному социальному предписанному социальному статусу? (пол). Различие социальных статусов и ролей по признаку пола мы изучим на следующем уроке. | Участвуют в формулировании понятия, записывают понятие в тетрадь.
Участвуют в беседе, комментируют свои ответы
Составляют таблицу в тетради, комментируют полученные ответы. Составляют таблицу в тетради, дополняют таблицу, материалом из учебника (стр.108,109) Отдельные статусы личности | Виды статусов | А) Б) В) Г) Д) | 1.достигаемый(приобретенный) 2.предписанный |
Записывают понятие в тетрадь, участвуют в формулировании понятия
Участвуют в обсуждении, моделируют ситуацию, выступают или анализируют выступление, представляя полученный результат
Записывают понятие в тетрадь, участвуют в формулировании понятия
Работа с учебником, формулирование полученного знания. | 20 мин | Раскрывают сущность понятий: «Социальный статус», «статусный набор», «социальная роль», «ролевой конфликт». Учатся классифицировать и систематизировать информацию о социальных статусах, проводить классификацию социальных статусов, выделяя предписанный и достигаемый, соотносить понятия «социальный статус» и социальная роль», называть и характеризовать свои социальные роли. | Личностные: формирование устойчивой ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях, выражение собственного мнения по обществоведческим проблемам; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Регулятивные: планируют промежуточную цель с учетом конкретного результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала. Познавательные: умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.
|
IV. Закрепление нового материала | Работают в паре, высказывают свои предположения
Выполняют задания, Осуществляют взаимопроверку | - По мнению одного психолога, с биологической точки зрения началом юности можно считать выпадение последнего молочного зуба, а концом – появление первого седого волоса. А каковы, на ваш взгляд, социальные рамки этого возрастного этапа? Составьте в парах ответы и выскажите предположение.
- Подумайте о своих отношениях с родителями. Какое слово характеризует их более точно: взаимопонимание, отчуждение, конфликт? Если отношения напряжённые, каковы, по-вашему, причины непонимания. На следующем уроке мы как раз изучим с Вами тему семья.
- Выполните задание
Обменяйтесь полученными вариантами. Проверьте друг у друга. | Находят ответы на вопросы в процессе взаимного обсуждения.
Прочитайте приведенный в раздаточных материалах текст, дополните пропущенные понятия - представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) — это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. Эту роль человек реализует в рамках того или иного (3). Существуют ситуации, при которых различные социальные роли, их требования могут вступать в противоречие. Такая ситуация называется (4). На протяжении жизни человек занимает несколько позиций в обществе. Совокупность всех статусов, занимаемых человеком в жизни называется (5). Социологи выделяют следующие виды социальных статусов: (6) и (7).
| 8 мин. | Осознают причины ролевых различий по возрастному признаку, их проявление в различных социальных ситуациях; систематизируют информацию по ключевым обществоведческим понятиям урока
| Личностные: выражают собственное мнение к проблемам взаимоотношения поколений; осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений Регулятивные: собирают и фиксируют информацию, выделяя главную и второстепенную, осваивают способы оценочной деятельности Познавательные: овладевают способами обобщения и систематизации знаний, представляют результаты своей деятельности Коммуникативные: организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение |