Технологическая карта урока "Социальные статусы и роли"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Титенко Павел Анатольевич

Представлена технологическая карта урока по обществознанию в 8 классе по теме "Социальные статусы и роли"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (Титенко Павел Анатольевич, ГБОУ средняя школа №195 Красногвардейского района Санкт-Петербурга)

Предмет, класс

Обществознание, 8 класс

УМК

Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.Н. Боголюбов и др. – М.: Просвещение, 2021

Тема

Социальные статусы и роли

Цель

Дать представление о социальных статусах и ролях человека в обществе, познакомить со способами взаимодействия людей в обществе, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих различные социальные функции;  научить осознавать изменение социального статуса с возрастом индивида.

Задачи

  1. Раскрыть сущность понятий «социальный статус», «социальная роль».
  2. Создать условия для формирования у учащихся знаний, умений и ценностных установок необходимых для сознательного выполнения основных социальных ролей.
  3. Обратить внимание на причины ролевых различий по возрастному признаку, их проявление в различных социальных ситуациях.
  4. Способствовать развитию следующих ууд: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;  работа с текстом; самоконтроль, самооценивание; построение жизненных планов во временной перспективе; учет различных мнений при принятии решений.

Планируемые результаты:

-личностные

-предметные

-метапредметные

1. Предметные

Применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия темы, раскрывать сущность социального статуса и социальных ролей; выделять позиции, определяющие статус личности; различать предписанные и достигаемы статусы, описывать основные социальные роли подростков.

2. Личностные

формирование и развитие познавательного интереса к обществоведческим проблемам; выражение собственного мнения к проблемам взаимоотношения поколений; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности

3. Метапредметные

Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе обсуждения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал.

Основные термины и понятия темы

Социальный статус, социальная роль, статусный набор, ролевой конфликт, предписанный статус, достигаемый статус

Межпредметные связи

Литература (примеры социальных статусов и ролей, примеры конфликтов поколений и пути их разрешения), биология (характеристика возрастных этапов жизни человека, гендерных различий)

Используемые ресурсы:

- основные

- дополнительные

Оборудование и программное обеспечение

Учебник: Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.Н. Боголюбов и др. – М.: Просвещение, 2021

Поурочные разработки к учебнику Обществознание. 8 класс Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой

Раздаточный материал: задания для взаимопроверки, сигнальные карточки

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку

Организация пространства

Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая

Формы взаимодействия: учащийся-учащийся; учащийся-учитель

Используемые виды оценивания

Формирующее оценивание, взаимопроверка, самооценивание

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Время (в мин)

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.

Пишут ответы, комментируют свои ответы

Приветствует учащихся, проверяет готовность обучающихся  к уроку.

Задает мотивационный вопрос

Ответьте на вопрос, который является жизненным, важным и философским: «Кто я?». Попробуйте зафиксировать как можно больше вариантов ответов на этот вопрос

7 мин

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его

Регулятивные: принимают учебную задачу

Познавательные: формулируют ответы на поставленные вопросы

Коммуникативные: высказывают свое мнение, учатся слушать друг друга

II. Актуализация знаний

Отвечают на вопросы учителя, используя раздаточный материал.

Организует игру, связывая результаты урока с его целями.

Сигнальные карточки будут использоваться вами для накопления баллов и перевод их в оценку в конце урока.

Игра «Согласен - не согласен».  Ход игры:  на столах у каждого ученика лежат две сигнальные карточки (красная (утверждение «неверно»), зелёная (утверждение «верно»). На слайдах презентации появляются утверждения, с которыми ученики либо соглашаются, либо-нет.

5 мин

Личностные:

формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности

Регулятивные: 

планируют решение учебной задачи

Познавательные:

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Коммуникативные:

используют различные средства и способы коммуникации, переводят информацию из одной системы в другую

III. Усвоение новых знаний

Записывают понятие в  тетрадь.

Комментируют соотнесения термина с примерами ответов на вопрос в начале урока.

Соотносят свои примеры с предписанными и достигаемыми статусами, классифицируют

Составляют таблицу в тетради, дополняют таблицу, материалом из учебника (стр.108,109)

Отдельные статусы личности

Виды статусов

А)

Б)

В)

Г)

Д)

1.достигаемый(приобретенный)

2.предписанный

Записывают понятие в тетрадь

Участвуют в обсуждении, демонстрируют полученный результат или анализируют увиденное

Записывают понятие в тетрадь

Находят примеры в учебнике, приводят примеры из личного социального опыта

Высказывают предположения

Находят информацию в учебнике, демонстрируют полученные знания.

1.Социальный статус

1.Социальный статус – это положение  человека в обществе или группе, наделяющее его определенными правами и обязанностями

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний:

Соотнесите свои примеры ответов на вопрос в начале урока с Вашим социальным статусом.

2.В социологии выделяют следующие виды социальных статусов личности: Предписанный(приписанный) и достигаемый

Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:

Предписанный(приписанный) статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности;

достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

-соотнесите свои  примеры социальных статусов?

3. Выполни задание

4. Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций, и соответственно он характеризуется статусным набором.

Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным человеком.

5. Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие распознать обладателей различных статусов. Например, воинские звания и знаки отличия в армии. А как обстоит дело со статусными символами гражданского населения? Иногда дело доходило до курьезов. Так, в Средние века регламентация одежды и обуви носила такой точный характер, что без ошибки, с помощью деревянной линейки, можно было определить, кто есть кто. В XV в. в Германии были установлены точные размеры длины носка ботинок: для принцев и князей — два с половиной фута, для высшего дворянства — два фута, для простых рыцарей — полтора фута, для богатых людей — один фут. А бедных отличали легко — по короткому носку, всего половина фута.

— Разделитесь на три группы. Создайте статусные образы представителей различных профессий.

Первая группа — статусный образ учителя.

Вторая группа — статусный образ юриста.

Третья группа — статусный образ спортсмена.

6. Социальный статус человека дает ему определенные права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.

7. Поскольку человеку приходится выполнять различные социальные роли, их требования могут вступать в противоречие. Давайте посмотрим примеры, которые приведены в учебнике на странице 109, 110 и приведем свои примеры.

Предположите, как называется такая ситуация?

Такая ситуация называется «ролевой конфликт».

8. А как социальный статус и роль зависят от возраста. Прочитайте страницу 110,111 и ответьте на вопрос: «Каковы особенности статусной позиции молодых  в обществе». Составьте ответ на вопрос в форме развернутых предложений.

9. Отцы и дети*(материал изучается в зависимости от темпа урока)

1.Поколение – люди родившиеся в определенный период времени

2.Что такое конфликт «отцов и детей»? Как он проявляется

3.Приведите пример литературных героев, где происходит конфликт «отцов и детей»?

Какой еще признак, кроме возраста относит нас к тому или иному социальному предписанному социальному статусу? (пол). Различие социальных статусов и ролей по признаку  пола мы изучим на следующем уроке.

Участвуют в формулировании понятия, записывают понятие в тетрадь.

Участвуют в беседе, комментируют свои ответы

Составляют таблицу в тетради, комментируют полученные ответы.

Составляют таблицу в тетради, дополняют таблицу, материалом из учебника (стр.108,109)

Отдельные статусы личности

Виды статусов

А)

Б)

В)

Г)

Д)

1.достигаемый(приобретенный)

2.предписанный

Записывают понятие в тетрадь, участвуют в формулировании понятия

Участвуют  в обсуждении, моделируют ситуацию, выступают или анализируют выступление, представляя полученный результат

Записывают понятие в тетрадь, участвуют в формулировании понятия

Работа с учебником, формулирование полученного знания.

20 мин

Раскрывают сущность понятий:

«Социальный статус», «статусный набор», «социальная роль», «ролевой конфликт». Учатся классифицировать и систематизировать информацию о социальных статусах, проводить классификацию социальных статусов, выделяя предписанный и достигаемый, соотносить понятия «социальный статус» и социальная роль», называть и характеризовать свои социальные роли.

Личностные: формирование устойчивой ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях, выражение собственного мнения по обществоведческим проблемам; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Регулятивные: 

планируют промежуточную цель с учетом конкретного результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала.

Познавательные:

умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.

Коммуникативные:  обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

IV. Закрепление нового материала

Работают в паре, высказывают свои предположения

Выполняют задания,

Осуществляют взаимопроверку

  1. По мнению одного психолога, с биологической точки зрения началом юности можно считать выпадение последнего молочного зуба, а концом – появление первого седого волоса. А каковы, на ваш взгляд, социальные рамки этого возрастного этапа?  Составьте в парах ответы и выскажите предположение.
  2. Подумайте о своих отношениях с родителями. Какое слово характеризует их более точно: взаимопонимание, отчуждение, конфликт? Если отношения напряжённые, каковы, по-вашему, причины непонимания.  На следующем уроке мы как раз изучим с Вами тему семья.
  3. Выполните задание

Обменяйтесь полученными вариантами. Проверьте друг у друга.

Находят ответы на вопросы в процессе взаимного обсуждения.

Прочитайте приведенный в раздаточных материалах  текст, дополните пропущенные понятия

  1. представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) — это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. Эту роль человек реализует в рамках того или иного (3). Существуют ситуации, при которых различные социальные роли, их требования могут вступать в противоречие. Такая ситуация называется (4).  На протяжении жизни человек занимает несколько позиций в обществе. Совокупность всех статусов, занимаемых человеком в жизни называется (5). Социологи выделяют следующие виды социальных статусов: (6) и (7).

8 мин.

Осознают  причины ролевых различий по возрастному признаку, их проявление в различных социальных ситуациях; систематизируют информацию по ключевым обществоведческим понятиям урока

Личностные:

выражают собственное мнение к проблемам взаимоотношения поколений; осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Регулятивные: собирают и фиксируют информацию, выделяя главную и второстепенную, осваивают способы оценочной деятельности

Познавательные:

овладевают способами обобщения и систематизации знаний, представляют результаты своей деятельности

Коммуникативные:

организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение

V.Домашнее задание

Записывают задание в дневник, задают уточняющие вопросы

§13, составить список героев и героинь, которые вызывают восхищение.

1 мин.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Делятся впечатлениями, по очереди комментирую ответы

Давайте ответим на вопрос:

  1. Сегодня новым на уроке для меня было?
  2. Какие новые понятия ввели?
  3. Что мне пригодится в моей жизни?
  4. По итогам урока я собрал в свою копилку … карточек и оцениваю свою работу на уроке….

Отвечают на поставленные вопросы, осуществляют самооценивание под руководством учителя

4 мин.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, объективно оценивать правильность выполнения действий на уроке, навык формирующего оценивания своей деятельности

Коммуникативные: формулирует, аргументирует собственное мнение, принимает критику со стороны учителя и сверстников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека» ( Биология 5 класс)

Данный материал может быть использован на уроках биологии (ФГОС) 5 класс...

Технологическая карта урока английского языка "Роль книг в нашей жизни" 8 класс

Технологическая карта урока английского языка "Роль книг в нашей жизни" 8 класс , УМК Биболетовой М.З....

Технологическая карта урока по теме "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

Урок изобразительного искусства в 5 классе, включает технологическую карту и иллюстрации для слайдов презентации....

Технологическая карта урока по теме "Роль государства в экономике"

Технологическая карта разработана для урока обществознания в 8 классе. На уроке ученики получат возможность через решение экономической задачи увидеть проблемную ситуацию, формируется представление о ...

Технологическая карта урока по теме «Роль Советской армии в освобождении стран Восточной Европы от фашизма (на примере освобождения Польши)»

Технологическая карта урока по теме "Роль Советской армии в освобождении стран Восточной Европы от фашизма (на примере освобождения Польши)"...

Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека »

Тип урока: Урок открытия нового знания Технология: Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, интерактивных форм рабо...