Технологическая карта урока " Социальные статусы и роли"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Технологическая карта урока "Социальные статусы и роли", 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: обществознание

Класс: 8

Тип урока: комбинированный

Тема: Социальные статусы и роли.

Цель: познакомить со способами связи и взаимодействиями индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роли); характеризовать статусы и роли.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование и развитие познавательного интереса к обществоведческим проблемам; выражение собственного мнения к проблемам взаимоотношения поколений; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Метапредметные:

 Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, использовать таблицы, схемы для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал.

Предметные:

применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий социальный статус, социальная роль, гендерные различия; раскрывать сущность социального статуса и социальных ролей; выделять позиции, определяющие статус личности; различать предписанные и достигаемые статусы; описывать ролевой репертуар личности; объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку; описывать основные социальные роли старших подростков.

Ресурсы:

Этап урока

Цель этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Планируемые результаты

I.Организационный момент

Создание благоприятной психологической атмосферы

Приветствие учащихся.

Проверяет готовность  к уроку

Организуют свое рабочее место

самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний

Актуализация имеющихся знаний у учащихся

Проверим, насколько вы усвоили изученный материал :

- Перемещение отдельных людей и целых групп в рамках социальной системы?

- В чем выражается социальное неравенство?

-Назовите основные виды социальных групп?

Игра «Согласен-не согласен»

Утверждения:

  1. Социальная структура общества представляет собой совокупность социальных общностей и систему взаимосвязей и отношений между ними.(да)
  2. Социальная структура становится сложнее по мере развития общества (да)
  3. Стремление сторон любой ценой защитить свои интересы – одна из причин социальных конфликтов (да)
  4. Социальные конфликты всегда приводят к негативным социальным последствиям (нет)
  5. Вертикальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той и той же страты. (нет)
  6. Каждый человек может входить в несколько социальных групп. (да)

Вопросы для учащихся.

Слайд 1.

отвечают на вопросы, определяют значимость изученного материала.

Записывают в тетрадь ответы (да, нет).

Оценивают сами свою

работу.

осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

строить понятные для собеседника высказывания;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

Грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Применять ранее полученные знания на практике.

III. Введение в новый материал

Познакомить с темой урока. Определить проблемные вопросы.

Сегодня мы рассмотрим проблему социальных статусов и ролей.

Тема урока: «Социальные статусы и роли»

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

-На какие вопросы нам предстоит ответить?

План урока:

1. Социальная позиция человека в обществе.

2. В поисках себя.

3. Отцы и дети.

4. По признаку пола.

Проблемные вопросы:

- Что определяет статус человека?

- Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает?

- Что мешает взаимопониманию подростков и родителей?

Слайд 2

Вопросы для

учащихся

Слайд 3.

Записывает на доске

Записывают тему в тетрадь

Высказывают свою точку зрения

устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

- определять цель учебной деятельности;

-воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

организовать выполнение заданий учителя.

IV.Работа по теме урока

1.Социальная позиция человека в обществе.

Познакомить с понятиями социальный статус, социальная роль,  с видами социальных статусов.  Формировать умение преобразовывать текст в таблицу.

В начале мы разберем основные понятия, необходимые для изучения новой темы и запишем их в тетрадь.

Социальный статус - это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и др.

Социальная роль - модель поведения, ожидаемая обществом от человека в соответствии с его социальным статусом.

    Совокупность всех статусов человека именуют статусным набором. Например, господин Н. является преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом партии, избирателем, мужем, отцом и т.д.

   Задание:

Откройте учебник, п. 1. §14, определите виды статусов и запишите в заполните таблицу

Вид статуса

характеристика

 

Работа с понятиями

Слайд 4

Проверяет выполнения задания

Запись понятий в тетрадь

Учащиеся работают с текстом учебника , осуществляют поиск необходимой информации, заполняют таблицу в тетради

- формировать навыки поисковой деятельности;

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- ориентироваться в учебнике;

- сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;

- выделять главное, критически оценивать достоверность информации;

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу);

- строить монологическую и диалогическую речь;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- оценивать свои учебные достижения, поведение;

- работать по плану;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять способы для достижения поставленной цели;

- делать выводы по результатам работы.

Раскрыть сущность социального статуса и социальных ролей ,  выделять позиции, определяющие статус личности, различать предписанные и достигаемые статусы.

Грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Составлять план действий.

2. В поисках себя

Формировать умение у учащихся определять свои социальные статусы и роли и окружающих.

Работа с п. 2 §14, затем ответьте на вопросы:   Вопросы:

   - Какое отношение к старшем поколению было присуще традиционному обществу и отчасти сохранилось в наши дни?

   - Как долгое время рассматривались обществом дети?

   - Почему в индустриальном обществе появилась необходимость выделить молодежь в отдельную группу?

   - Почему общение играет важную роль в развитии человека?

   - Как авторы учебника определяют понятие «взрослость»?

Напишите, пожалуйста, в течении минуты свой социальный статус.

Слайд 5

Проверяет выполнения задания

Отвечают на вопросы

Запись в тетрадь своего статуса (сын, дочь, ученик…)

 Описывать ролевой репертуар личности.

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

3. Отцы и дети

Познакомить с причинами конфликта взаимоотношения поколений, формировать умение искать пути решения конфликтов.

- Какие ассоциации у вас слово «поколение»?

Таким образом, поколение - это:

   1) люди, родившиеся в определенный период времени;

   2) группа людей в рамках 30-летнего периода.

Вопросы:

Вопросы классу:

   - В чем заключается проблема «отцов и детей»?

   - Можно ли утверждать, что в наши дни причины разрыва между поколениями увеличиваются? Почему?

   - Что мы подразумеваем под преемственностью поколений?

   Задание

Прочитайте текст «Отцы и дети»

Критика в адрес других поколений существовала, наверное, всегда, и не только «дети» жалуются на «отцов». Из глубины веков до нас дошли высказывания представителей «поколения отцов» о «поколении детей». «Дети не слушаются своих родителей! Конец мира близок!» – восклицал древний египтянин. «Молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна», – утверждал древний эллин. В семье отношения между поколениями могут быть солидарными (проявляются в совместных действиях людей, в поддержке, которую они оказывают друг другу), безразличными (предполагают отсутствие стремления к взаимодействию) или конфликтными (связаны с существованием противоречий).

Воспользуйтесь текстом «Отцы и дети», ответьте на вопросы

- Одноклассник Марины Игорь задал вопрос: «Как можно наладить отношения между представителями разных поколений и преодолеть безразличие или конфликт?».

- Посоветуйте, какие действия помогут представителям разных поколений преодолеть безразличные или конфликтные отношения. Дайте два конкретных совета и объясните в каждом случае, почему следование совету поможет наладить солидарные отношения.

Фиксирует на доске

Вопросы для учащихся

Подведение итогов

Слайд 6

Подведение итогов

Учащиеся называют ассоциации

Учащиеся отвечают на вопросы

Читают текст и отвечают на вопросы, дают два совета и объяснение  

Описывать основные социальные роли подростков, формирование и развитие познавательного интереса к обществоведческим проблемам; выражение собственного мнения к проблемам взаимоотношения поколений; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

4. По признаку пола

Познакомить с понятием гендер, гендерные различия.  Формировать умение применять на практике изученный материал.

Каждый из нас принадлежит к определенному полу, мы определяем себя как мужчина или женщина.

Есть составляющие половой принадлежности, которые определяются не природой, а обществом.

Эти составляющие получили название гендер – социальный пол.

Гендерное воспитание начинается с младенчества. С мальчиками и девочками родители общаются по – разному. Дети довольно рано осознают свою принадлежность к определенному полу.

- Что такое гендер?

- Как закрепляются гендерные роли?

Рассказ учителя

Записывают определения в тетрадь

Учащиеся отвечают на вопросы

Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку,

применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий гендер, гендерные различия;

устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения

V. Подведение итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Проверим насколько хорошо вы усвоили новый материал. Вернемся к проблемным вопросам, которые мы поставили в начале урока

   Проблемные вопросы:

- Что определяет статус человека?

- Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает?

- Что мешает взаимопониманию подростков и родителей?

Подводит итоги

Учащие  анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение

систематизировать, обобщить изученное;

- соотносить имеющиеся знания с новым материалом;

- формировать навыки речевой деятельности.

Анализировать, сравнивать и обобщать  полученную информацию.

VI.Рефлексия

Формирование умения самоанализа и самооценки процесса и результата собственной деятельности

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

1.Сегодня я узнал ...

2.Было интересно ...

3.Было трудно ...

4.Я научился ...

5.Меня получилось ...

Слайд 8

Учащиеся отвечают письменно на листах

- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Владеть основами самоконтроля, самооценки

VII.Домашнее задание

Обеспечить понимание  детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Домашнее задание: § 14.

Для сильных обучающихся: подготовить презентацию «Гендерные стереотипы»

Слайд 9

Конкретизирует домашнее задание

Запись домашнего задания в дневник

Осуществлять расширенный поиск информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Социальная реклама" для 10 класса

Технологическая карта урока "Социальная реклама" для 10 класса....

Технологическая карта урока "Наши статусы, или в какие группы общества мы входим"

Технологическая карта урока "Наши статусы, или в какие группы общества мы входим"Урок изучения нового материала...

Технологическая карта урока обществознания по теме "Роль государства в экономике"

Технологическая карта урока обществознания по теме "Роль государства в экономике"...

Технологическая карта урока по русскому языку «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».

Это попытка продемонстрировать учащимся сложность языка, особенности его развития, его изменения.С помощью современных образовательных технологий девятиклассники могут прикоснуться к деятельности учен...

Технологическая карта урока по русскому языку "Роль наречий в тексте"

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе (проектно - исследовательская деятельность)...

Презентация к уроку "Социальные статусы и роли" 8 класс

Презентация к уроку "Социальные статусы и роли" 8 класс...

Технологическая карта урока "Социальные статусы и роли"

Представлена технологическая карта урока по обществознанию в 8 классе по теме "Социальные статусы и роли"...