Филологический анализ
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Вантеева Юлия Геннадьевна
´создать, апробировать и описать методику формирования исследовательских навыков по русскому языку с использованием филологического анализа региональных текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx94.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Филологический анализ регионального текста как средство формирования навыков исследовательской работы по русскому языку в 8-9 классах. Исполнитель: Вантеева Юлия Геннадьевна Научный руководитель: Галян Софья Витальевна, к. фил. н., доцент

Слайд 2

Цель исследования: создать, апробировать и описать методику формирования исследовательских навыков по русскому языку с использованием филологического анализа региональных текстов.

Слайд 3

Объект исследования : процесс формирования навыков исследовательской работы по русскому языку с использованием филологического анализа региональных текстов.

Слайд 4

Предмет исследования : методика проведения филологического анализа регионального текста в 8-9 классах.

Слайд 5

З адачи : 1. Сформулировать принципы отбора регионального литературного материала для филологического анализа текста на уроках русского языка и описать методику филологического анализа регионального текста. 2. Провести экспериментальную работу по формированию исследовательских навыков у учащихся 8-9 классов с использованием филологического анализа регионального текста. 3. Представить дидактический материал и диагностический инструментарий по использованию филологического анализа регионального текста при формировании исследовательских умений у обучающихся в 8-9 классах.

Слайд 6

Уровни развития исследовательских умений Название уровня развития ИУ Характеристика Исходный Низкий интерес к ИД, отсутствие знаний об ИД, несамостоятельность в ИД, стандартная организация работы, нет инициативы. Начальный Внешние мотивы к ИД, умение находить проблему с помощью учителя, предлагать решения проблем, действия по аналогии, с помощью взрослых, есть основы знаний об организации ИД. Продуктивный Устойчивые внутренние и внешние мотивы к ИД, желание самостоятельной/групповой работы над исследованием, есть знания и умения (умение определять тему, умение работать с источниками информации, представлять результаты работы), демонстрирует оригинальный подход к решению проблемы Креативный Постоянный интерес к ИД, самостоятельный выбор темы, умение ставить цели и задачи самостоятельно, продуктивно находить решение задач, высокая степень самостоятельности на всех этапах исследования, умение оригинально представить результаты деятельности.

Слайд 7

Этапы проектной работы.

Слайд 8

Лия Луттовна Лашкова и Светлана Александровна Якоб предлагают использовать следующие тексты: Автор, название литературного произведения Цель образовательной деятельности «Хантыйский детский фольклор», составитель С.Д. Дядюн ; «Загадки мансийские (вогульские)», составители Е.И. Ромбандеева Т.Д. Силинкина . Формирование представлений о новых фольклорных жанрах (сказание, игры-загадки, легенды, песни-пожелания, песни-предначертания); воспитать ценностное отношение к природному величию округа и культуре народов севера. А.М. Конькова. «Рождение кедра», «Каждый другом силён», «Как Окунь полосатым стал», «Хочу Не хочу». Развитие интереса к культуре народов севера; воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ответственности и трудолюбия. Е.Д. Айпин. Сказка «Клюквинка и Травяная косичка» и сборник загадок «Посреди бора длинный хвост». А.М. Бецко. Стихотворение «Не дружу!». Формирование знаний о дружеских отношениях в детском коллективе; воспитание чувства товарищества и взаимовыручки. А.С. Тарханов. «Священная березка», «Березонька», «Приключение сибирского комара». Воспитание любви и чувство привязанности к малой родине, бережного отношения к богатствам родного края; сформировать элементарные представления о понятии «столица – Москва», «административный центр – Ханты-Мансийск», о значимости главных городов округа и страны. Ю. Шесталов. «Мамин хлеб», «Нянька», «Рыбак», «Лыжник», «Северное сияние», «Где ты, лисий след?», «Что приснилось Вите», «Сказка про луну», «О ленивом бобренке-ребенке». Воспитаниетрудолюбия и ценностного отношения к труду взрослых; развитие эстетических чувств при ознакомлении с природой родного округа. М.К. Вагатова. «Рыбаки» «Пять слов, пять рассказов», «Хлебушко «В моем сердце вся природа, добрый нрав и ум народа…». Воспитание любви к малой родине, бережного отношения к природе родного края, ценностного отношения к хлебу и труду хлебороба.

Слайд 9

Прочитайте текст.

Слайд 10

Вопросы и задания: 1. Назовите тему и основную идею произведения. О чем оно? 2. Охарактеризуйте стиль произведения, его жанр. 3. Что можете вы сказать об авторе произведения? 4. Какие средства использует автор для описания пространства? Каковы его особенности, черты? Найдите подтверждение в тексте. 5. О каком географическом месте повествует герой произведения? Какой край описывает герой? 6. Каким видится край автору? Каковы его черты? 7. Какие приемы выразительно-изобразительные средства использует автор для создания образа родного края? 8. Каковы звуковые образы в тексте? На ваш взгляд, почему автор отдает предпочтение звуковым образам, а не цветовым? 9. Каков основной мотив в тексте? Какие слова-синонимы позволяют нам выделить этот мотив? 10. Чья оценка используется автором для характеристики края? 11. Относит ли герой себя к пришлому населению? 12. Создайте кластер, в котором будут использованные ключевые слова из стихотворения.

Слайд 11

Результаты диагностики развития исследовательских умений в контрольной группе ИУ Начальный уровень Высокий уровень 1. Умение видеть проблему Умение увидеть несколько точек зрения (75%) Умение сформулировать проблему (25%) 2. Умение классифицировать Умение распределять по группам по определенным признакам (90%) Умение составлять кластеры, схемы по найденным критериям (10%) 3. Умение задавать вопросы Вопросы описательные, стандартизированные, каузальные, субъективные (95%) Вопросы оценочные, критериальные, прогностические (5%) 4. Умение определять понятие Умение описать предмет, привести пример (90%) Умение применять логические приемы мышления (аналогию, сравнение, синтез) 10% 5. Умение представить понятие на языке символов Умение описать предмет 95% Умение найти и представить образными средствами смысловую идею изучаемого объекта 5% 6. Целеполагание Умение сформулировать цель исследования 80% Умение осуществлять иерархию целей 10% 7. Рефлексия Умение назвать этапы деятельности, определить успехи и сложности, способы деятельности Умение строить рефлексивную модель различных видов деятельностей

Слайд 12

Задачи эксперимента 1. Проверить предлагаемую методику работы по использованию филологического анализа регионального текста в формировании навыков исследовательской работы по русскому языку в 8-9 классах; 2. Выявить эффективность использования предлагаемых методов и приемов филологического анализа при подготовке к исследовательской деятельности по русскому языку, 3. Определить возможности использования филологического анализа регионального текста при формировании навыков исследовательской работы по русскому языку в 8-9 классах.

Слайд 13

Текстовые блоки: 1. Лирика (цикл стихотворений Ювана Шесталова , стихотворения югорских авторов); 2. Проза (роман «Божья Матерь в кровавых снегах» Еремея Айпина , повести С. Козлова); 3. Публицистика (статьи югорских краеведов, журналистов, общественных деятелей).

Слайд 14

КЕЙС Белое пятно истории Лет пятнадцать назад, когда еще строился железнодорожный мост через Обь, возвращался с монтажниками-верхолазами после трудового дня в их поселок, раскинувшийся тут же, по соседству со стройкой. Приятель предложил заглянуть к археологам. - Археологам? – удивленно переспросил я. – Что им в тайге, в болотах копать? - Да не в болотах – наоборот, на горе. Барсовой называется. Приятель привел меня на поляну, солнечную и зеленую, где раскинулись палатки, какие встречаются у завсегдатаев больших и дальних переходов. На краешке обрыва тлел небольшой костер, негромко звучала гитара. Познакомились с хозяевами, разговорились как старые знакомые. В закопченном чайнике заиграла вода. Налили в кружки. Пахнуло запашистым, с дымком, чаем. Ребята тут же соорудили что-то вроде стола, разложили на нем целую коллекцию находок . Не скажу, что я большой знаток старины и что часто бывал в краеведческих музеях, но тут поразился увиденному. Предметы-то для непосвященных в общем-то обычные: разные виды оружия, утвари, украшений. Но почему они найдены здесь, причем в большом количестве ?! И вот этим летом новая встреча с археологами. Попросил руководителя экспедиции, кандидата исторических наук из Уральского университета Наталью Федорову рассказать, что таит в себе Барсова гора . 1975-1989 годы Анатолий Зубарев « Сургутские тетради»

Слайд 15

Результаты на констатирующем и заключительном этапах эксперимента Уровни До экспериментальной работы После экспериментальной работы Низкий 29,6 % (8 ч.) 11,1 % (3 ч.) Средний 62,9 % (17 ч.) 77,8 % (21 ч.) Высокий 7,4% (2 ч.) 11,1 % (3 ч.) Ср 0,48 0,54


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Филологический анализ текста.

Филологический анализ текста последней главы романа М. Шолохова "Тихий Дон"...

Доклад "Филологический анализ текста на уроках литературы в старшей школе"

Сложен и многоцветен мир слов... Но ещё более сложными оказываются языковые явления тогда, когда они  встречаются в художественном тексте. Это объясняется не только тем, что они  окраш...

Филологический анализ стихотворения И.А.Бунина «Белый цвет».

Филологический анализ стихотворения И.А.Бунина «Белый цвет»....

Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»

Данное стихотворение является текстом, так как  обладает  всеми признаками контекстуальности....

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Филологический анализ текста"

Данный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересен всем, так как поддерживает и развива...

Статья "Обучение школьников филологическому анализу текста"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Анализ текста развивает устную и письменную речь, художественное мышление, творческие способности школьников, обогащает словарный запас языка. ...

Некоторые приёмы филологического анализа текста в старшей школе.

Филологический анализ стихотворения И.Бунина "Детство" и рассказа "Музыка" помогут Вам взглянуть на анализ художественного текста по-новому, смелее применять новые приёмы. Статья учит применять законы...