Есть вариант!
статья по русскому языку на тему
В данной статье "Есть вариант!" указаны рекомендации по домашним заданиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_savinkova.docx | 58.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическая консультация "Решаем домашнее задание вместе" для учителей русского языка и литературы, молодых специалистов» учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №534 Выборгского района Санкт-Петербурга Савинковой А.А. Методические материалы.
Есть вариант!
(статья)
Произнося фразу на уроке «записываем домашнее задание», учитель замечает, как портится настроение у учащихся, как они неохотно открывают дневники, смотрят жалостливыми глазами в глаза учителю в надежде, а вдруг учитель передумает и сжалится над «своими детками».
Проблема домашнего задания остро стоит в современных школах, деля всех учителей на две оппозиционные группы. Первые выступают за отмену домашнего задания, считая, что учитель в процессе урока должен реализовать все свои учебные цели. Вторые – наоборот – отстаивают свою точку зрения о необходимости домашней самостоятельной работы, поскольку работа дома позволяет закрепить учебный материал, развивать навыки самостоятельно добывать знания, тем самым развивая познавательный интерес обучающихся к предмету.
Для меня близка позиция тех учителей, которые «за», домашнее задание, поскольку домашнее задание является одним из наиболее важных элементов процесса обучения. И вопрос об организации домашней работы является главным и актуальным в современной школе.
В классе, как правило, учащиеся с различным уровнем способностей. Во-первых, это учащиеся, схватывающие новый учебный материал «на лету»; данную группу учащихся отличает высокая мотивация к обучению. Во-вторых, ученики, которые имеют более низкую мотивацию, усваивающие учебный материал медленнее и без особого энтузиазма, не имея при этом сверх особых способностей. В-третьих, учащиеся с крайне низкой мотивацией к учению, не способные в силу ряда причин усвоить полностью учебный материал, предлагаемый учителем.
В связи с этим, на мой взгляд, необходимо применять в практике обучения вариативные домашние задания, в котором будут учитываться индивидуальные особенности школьников, их познавательные интересы, способности к выполнению тех или иных форм заданий.
Когда речь идет о домашнем задании, в моем сознании возникают ассоциации: а с чем бы я сравнила домашнее задание, что является символом данной формы взаимодействия между учеником и учителем.
Цветик-пятицветик.
Классическое домашнее задание – это упражнение в учебнике, которое дается всему классу. У учащихся нет выбора. Они либо выполняют упражнение, либо получают «два». Это непосредственно сказывается на уровне знаний обучающихся и их мотивации к обучению: происходит отставание одних учащихся и снижение интереса к предмету у других.
Такой «цветок» не вызывает радости у обучающихся: он безликий, формальный, состоящий только из контуров. Он не несёт в себе никакой смысловой нагрузки, словно некий штамп. И после себя «цветок» ничего не оставит, не даст жизнь себе подобным. Предлагая учащимся с разным уровнем знаний и способностей, мы лишаем сильных учеником стремления «больше знать».
Этот цветок – некая ассоциация с вариативным домашним заданием. Каждый лепесток символизирует достоинства такой формы домашней работы.
соответствует уровню знаний
и способностям учащегося
разнообразие заданий, у
развитие учеников есть выбор
творческих
способностей
«здоровая»
конкуренция
получение глубоких
и широких
знаний по
предмету
Вариативность домашних заданий интересна для самих обучающихся. Тем самым более слабые ученики отрабатывают умения и навыки, выполняя задания, подобранные для их уровня знаний, а сильные, не теряют интерес к предмету, решая более сложные задачи. Данный цветок может стать вдохновением обучающихся, и они сами захотят постигать новые высоты в процессе обучения.
Также вариативное домашнее задание активизирует у обучающихся потребность в самостоятельном поиске новых знаний и формировании ЗУН.
Но, конечно же, важна и база знаний, тот минимум, который должны усвоить все обучающиеся, то, что даёт опору форме вариативных домашних заданий (стебель).
И задача учителя – поддерживать те комфортные условия для «цветка», чтобы его цель была оправдана. А цель – заинтересовать учащихся, создать все условия для развития самообразования и самосовершенствования.
На мой взгляд, нельзя пускать всё на самотёк. Всё в силах учителя, всё в наших руках. Мы должны искать подходы к разным детям, должны учитывать способности каждого ребёнка: необходимо научить и слабых учащихся, но в то же время не упустить и сильных, не дать им потерять интерес к предмету. А одним из факторов достижения поставленной цели и является вариативное домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Есть или не есть, или экологическая безопасность продуктов питания»
Цели:сформировать представление о категориях качества продовольственных товаров;определить источники загрязнения продуктов питания;научиться проводить первичную экологическую экспертизу продукто...
"Есть итли не есть? Вот в чем вопрос!"
Классный час для учащихся 7 класса проводился в рамках программы "Здоровое питание". Цель: донести до учащихся информацию о различных биологически активных веществах (БАДах), ...
Урок внеклассного чтения в 10 классе по литературе по рассказу В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть"
Урок по внеклассному чтению в 10 классе по творчеству и произведениям современных писателей является важной составляющей в подготовке к сочинению для сдачи ЕГЭ по предмету. Наиболее опитимальным и инт...
«Две правды в рассказе В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть"».
Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе...
Методическая разработка урока- дискуссии "Два правды в рассказе В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть".
Урок знакомит учащихся с творчеством В.Токаревой, способствует формированию умения выражать свои мысли ....
Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)
Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....
Реализация ФГОС О УО: проведение коррекционно-развивающих (логопедических) курсов (вариант 9.1) Тема: заучивание стихотворения П.М.Воронько «Есть в лесу под ёлкой хата…»
Конспект логопедического подгруппового занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей с нарушениями интеллекта....