Урок внеклассного чтения в 10 классе по литературе по рассказу В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок по внеклассному чтению в 10 классе по творчеству и произведениям современных писателей является важной составляющей в подготовке к сочинению для сдачи ЕГЭ по предмету. Наиболее опитимальным и интересным материалом можно считать произведения В.Токаревой. Урок проводится как анализ идейно-тематического содержания рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе | 45 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_v_poiskakh_poteryannoy_dushi.ppt | 464 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока на тему:
«В поисках потерянной души».
/По рассказу В. Токаревой «Я есть. Ты есть: Он есть»./
(Слайд №2)
Цели урока:
1. Приобщить учащихся к прозе Виктории Токаревой, формировать навыки анализа прозаичного произведения, наглядно показать своеобразие её рассказа, неповторимость и уникальность речи писателя.
2. Воспитать чувства сострадания, сопереживания, чувства добрых, чутких отношений к близким.
Оформление урока:
Эпиграф.
И пока мы способны сопереживать,
Страдать за других, как за себя,
Мы остаемся людьми!
Мы – человечество!
Г. Бакланов. (Слайд №3)
- Дополнительные материалы о В. Токаревой.
- «Словарь русского языка» С. И. Ожегова.
- Песня Аниты Цой «Мама».
- Выставка книг писательницы.
Ход урока.
I. Чтение отрывков (наизусть – 5 учеников) из рассказа.
II. Сообщение темы и цели урока:
- Отрывки из какого произведения вы услышали?
Кто автор этого произведения, и как оно называется?
- Сегодняшняя тема урока звучит так: «В поисках потерянной души…» А чем же мы будем заниматься на уроке? Давайте, все вместе подумаем над этим.
- Значит, будем искать «душу»? Какую?
- Потерянную. А как вы понимаете значение слова «душа»?
Из словаря Ожегова:
1. Это внутренний, психический мир человека, его сознание.
2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или
иными свойствами.
3. Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо. (Слайд №4)
- Найдите синонимы к слову «душа».
(Дух, сердце, покой) – (Слайд №5)
- Скажите, а почему теряют и ищут душу?
/В каких-нибудь необычных ситуациях теряют душу; а ищут,
чтобы обрести покой/
Вывод. Действительно, ребята, мы сегодня будем исследовать рассказ В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть». И постараемся проанализировать это произведение в плане нашей темы, т.е. выясним: обретут ли герои писателя душу и покой?
- Итак, давайте начнем наше исследование по рассказу.
III. Работа над темой урока.
1. Вступительное слово учителя.
Главное свойство дарования Петербургской писательницы В. Токаревой – входить «в объяснение жизненных явлений» нашло выражение в том направлении её творчества, которое связано с темой «истории души» - её развития, меняющихся свойств и состояний, потери и её поиски, в произведениях разных лет звучат мотивы души. Это – «О счастии с младенчества», «Осень», «Не требуй» и другие. И конечно же рассказ «Я есть. Ты есть. Он есть». Во всех этих произведениях В. Токарева с огромной любовью к своим героям показывает их сложную, но интересную жизнь, неординарные отношения, их душу, духовное богатство.
/Сообщение учащегося о книгах В. Токаревой/ (Слайды №№ 6-7)
2. Вспомним краткий сюжет рассказа:
- О чем идет речь?
- О чем она рассказывает?
3. Представьте себя, что вы – читатель: какое впечатление произвел этот рассказ?
4. Теперь вы – журналист: какие проблемы затрагивает читатель? Нравственные проблемы, проблемы души, проблемы СПИДа.
- Вспомните, что это за семья? Чем занимается Анна? Олег?
- Почему они живут только вдвоем?
/муж умер в лаборатории/
- Оба они какие? Как они живут дома?
/механически делают все, что положено/
- Как Анна встречает своего сына с работы?
/открывает сыну дверь,
«встречает у порога как преданная собака»/
- Вы знаете, что каждая семья имеет свои традиции, ибо человек без традиций – голый, равно, как и общество. Еще какие традиции есть в этой семье? /в традиции Олега и Анны входило звонить
друг другу, отмечаться во времени и
пространстве: я есть, ты есть/
- Каково было их душе в этой семье? Ради кого и чего жила Анна?
/ «пристанище – ее сын»/
5. Вы – литературовед.
- Давайте, попробуем найти ответы на волнующие нас вопросы:
Душа, где она? и как найти ее?
- В семье произошло нечто, которое разрушило все: традиции, привычки,
покой. Что же это было?
/появилось новое лицо – Ирочка/
- Как изменилось состояние души Анны?
Давайте, сначала послушаем начало рассказа.
(Один из учащихся читает выразительно)
- Легко ли было Анне принять третье лицо – Ирочку?
- Как Анна восприняла все, что происходило вокруг сына Олега – хирурга по профессии?
- Какая художественная деталь нам помогает раскрыть тогдашнее состояние Анны?
/беспокойные ночи, Мариуполь – 9 букв,
Ставрополь – 10 букв/
- Разница всего в одной букве: 9-10. Но как они действуют на героиню? Что же случилось дальше? Почему они не смогли жить вместе?
- Что предлагает молодым Анна? По отношению к молодым размена квартиры – это жестоко или нет?
- Жестоко. А как они поступили по отношению к Анне?
/не сказали о свадьбе/
- И теперь как мы можем оценить состояние Анны? Каково ей в этом мире? Почему плохо? /Она потеряла душу. А ее душа – это сын,
ради которого она живет/
- Ушел сын вместе с Ирочкой… Анна осталась одна. И вдруг через некоторое время вернулся сын. Все было как обычно: «Звонок в дверь. В дверях повернулся ключ. Вошел Олег. Снял ботинки. Надел тапки. Как будто не было семи месяцев разлуки, просто пришел домой…» А что же случилось?
- А почему нужна стала теперь мама?
/чтобы оставить Ирочку/
- Что предлагает Олег матери?
/ чтобы она ухаживала за Ирочкой/
- А как нужно было ухаживать за ней? Что предлагает травник? Какая деталь имеет значение в раскрытии этого эпизода?
/капля: 1,2,3… 7,6,5…1. Итак, каждый день –
9 месяцев/ (Слайд №8)
- Выдержат ли Олег и Анна такое испытание, такой срок? Кто сильнее?
- Почему Анна согласилась на все это?
/ «надо было действовать. А значить жить».
У нее душа не потерялась/ (Слайд №8)
- А Олег. Почему он ушел на второй план?
/его волновала работа, другая женщина/
- Анна поняла, что должна жить ради Ирочки и собаки. Когда все это произошло?
/Когда она увидела «первую положительную
динамику»/ (Слайд №8)
-А как Олег воспринимает эту новость?
/Никак – ни радости, ничего…/
- Кто в этом рассказе потерял душу, а кто нашел ее?
/Олег потерял, Анна и Ирочка – нашли/
- В чем заключается смыл выражения: «найти душу»? Как вы понимаете5 его смысл? В чем они нашли потерянную душу?
/В самих себе. Жить ради близких – это есть
счастье, это есть покой, смысл жизни/
- В каких произведениях можно найти подобные проблемы и их пути решения?
- Традиции каких писателей продолжает Виктория Токарева?
6. Рассмотрим цветописи по отношению к героям рассказа: в начале рассказа, в середине и в конце произведения. Какие значения заключены в них?
Анна – розовый – серый – розовый,
Олег – розовый – серый – черный,
Ирочка – серый – черный – розовый.
IY. Выводы и итоги к уроку.
И пока мы способны сопереживать,
Страдать за других, как за себя,
Мы остаемся людьми!
Мы – человечество!
Г. Бакланов. (Слайд №9)
Значит, ребята, мы должны научиться находить смысл жизни, служить своим идеалам, быть нужным человеком в этом трудном, полном испытаний мире. Как Анна, как Ирочка. Ведь все мы живем только один раз.
Y. Домашняя работа. Напишите сочинение на тему: «Размышления по поводу…»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В поисках потерянной души» Рассказ Виктории Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть»
И пока мы способны сопереживать, Страдать за других, как за себя, Мы остаемся людьми! Мы – человечество! Г. Бакланов.
ДУША 1.Это внутренний, психический мир человека, его сознание. 2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. 3. Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо. С.Ожегов
Синонимы к слову «душа». Дух Сердце Покой
Книги Виктории Токаревой У Виктории Токаревой нет плохих рассказов. У нее есть только хорошие, очень хорошие и блестящие...” Юрий Нагибин
Капля: 1,2,3… 7,6,5…1. Итак, каждый день – 9 месяцев… «Надо было действовать»… У нее душа не потерялась… Увидела «первую положительную динамику»…
И пока мы способны сопереживать, Страдать за других, как за себя, Мы остаемся людьми! Мы – человечество! Г. Бакланов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс
Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...
Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк».
Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк». Цели:-ввести в круг чтения учащихся произведение современной литературы;-обучение вдумчивому чтению х...
Урок внеклассного чтения «Какая она – настоящая любовь? (по рассказу Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса?»
На основе знакомства с рассказом Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса» поразмышляем о том, что такое настоящая любовь....
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)
Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....
Урок внеклассного чтения. 6 класс. Литература
Тема урока: «В сердце всё человеческое богатство». По рассказу А. Платонова «Любовь к родине, или Путешествие воробья »...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по современной детской литературе.
Для методической разработки выбрана повесть Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы», которая в 2008 году была удостоена Большой премии конкурса «Заветная мечта», причем первое ...
- Мне нравится (1)