Рабочая программа элективного курса для 9 класса “Комплексный анализ текста".
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Васькина Лариса Петровна

Цель элективного курса: углубить и систематизировать знания о языке и речи, развивать у учащихся коммуникативную, лингвистическую и нравственную компетенции.

Задачи элективного курса:

  • углубить знания о фонетических, лексических, морфологических и синтаксических средствах выразительности русского языка;
  • развивать навыки владения основными нормами русского литературного языка;
  • обучить многоаспектному комплексному анализу текста;
  • совершенствовать умения читать, понимать и анализировать содержание текста, определять авторскую позицию;
  • формировать умения создавать собственный текст;
  • совершенствовать умения создавать устное и письменное высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektiva_9b.docx306.32 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\2015-09-22\IMAGE0015.JPG

Пояснительная записка.

Компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической направленности преподавания русского языка

Элективный курс для 9-х классов “Комплексный анализ текста” даёт возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности.

Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.

Занятия сопровождаются дидактическими материалами – текстами из произведений русской литературы. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анализировать текст. Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также углубление материала. Преимущество этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексном анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает навыки создания своих текстов.

Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и осознанного чтения текстов разных стилей, но и научиться находить авторскую позицию и комментировать ее.

Программа рассчитана на 17 часов.

Цель элективного курса: углубить и систематизировать знания о языке и речи, развивать у учащихся коммуникативную, лингвистическую и нравственную компетенции.

Задачи элективного курса:

  • углубить знания о фонетических, лексических, морфологических и синтаксических средствах выразительности русского языка;
  • развивать навыки владения основными нормами русского литературного языка;
  • обучить многоаспектному комплексному анализу текста;
  • совершенствовать умения читать, понимать и анализировать содержание текста, определять авторскую позицию;
  • формировать умения создавать собственный текст;
  • совершенствовать умения создавать устное и письменное  высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  • проводить комплексный анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;
  • определять позицию автора;
  • уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

Содержание программы.

1. Текст как речевое произведение. Признаки текста. Индуктивное и дедуктивное построение текста. Способы связи предложений в тексте — 1 час.

 2. Тема и основная мысль текста. Тема и микротемы. Главная мысль и ключевые слова — 1 час.

3. Стили текста. Основные признаки и жанры публицистического и художественного стилей речи — 1 час.

4. Типы речи как основные способы отражения действительности: в статике - описание; в динамике – повествование; в причинно- следственных связях — рассуждение — 2 часа.

5. Формулировка проблемы исходного текста. Комментарий одной из проблем текста — 2 часа.

6. Способы и приемы выражения в тексте авторской позиции. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции — 2 часа.

7. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции — 1 час.

8. Точность и выразительность речи. Функциональная характеристика языковых средств выразительности — 1 час.

9. Лексические нормы русского литературного языка — 2 часа.

10. Трудные случаи орфографии — 1 час.

11. Синтаксические и пунктуационные нормы русского литературного языка — 2 часа.

12. Итоговая зачетная работа. Комплексный анализ текста - 1 час.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Содержание занятия

Кол-во часов

Вид занятия

Дата

1

Текст как речевое произведение. Признаки текста. Индуктивное и дедуктивное построение текста.  Способы связи предложений в тексте.

1

Практическая и исследовательская деятельность

14.01

2

Тема и основная мысль текста. Тема и микротемы. Главная мысль и ключевые слова.

1

Лекция с элементами практической деятельности.

21.01

3

Стили текста. Основные признаки и жанры публицистического и художественного стилей речи.

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности.

28.01

4-5

Типы речи как основные способы отражения действительности: в статике - описание; в динамике – повествование; в причинно- следственных связях - рассуждение.

2

Лекция с элементами практической деятельности.

04.02

11.02

6

Формулировка проблемы исходного текста. Комментарий одной из проблем текста.

2

Практикум

18.02

25.02

7

8-9

Способы и приемы выражения в тексте авторской позиции. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.

2

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности.

03.03

10.03

10

Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.

1

Лекция с элементами практической деятельности.

31.03

11

Точность и выразительность речи. Функциональная характеристика языковых средств выразительности.

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности.

07.04

12-13

Лексические нормы русского литературного языка.

1

Лекция с элементами практической деятельности.

14.04

21.04

14

Трудные случаи орфографии.

1

Практикум

28.04

15-16

Синтаксические и пунктуационные нормы русского литературного языка.

2

Лекция с элементами практической деятельности.

15.05

12.05

17

Итоговая зачетная работа.

 Комплексный анализ текста.

1

Практикум.

19.05

Итого

17

Тематическое планирование

№п/п

Тема

К-во

ч.

1

Текст как речевое произведение. Признаки текста. Индуктивное и дедуктивное построение текста.  Способы связи предложений в тексте.

1

2

Тема и основная мысль текста. Тема и микротемы. Главная мысль и ключевые слова.

1

3

Стили текста. Основные признаки и жанры публицистического и художественного стилей речи.

1

4

Типы речи как основные способы отражения действительности: в статике - описание; в динамике – повествование; в причинно- следственных связях - рассуждение.

2

5

Формулировка проблемы исходного текста. Комментарий одной из проблем текста.

2

6

Способы и приемы выражения в тексте авторской позиции. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.

2

7

Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.

1

8

Точность и выразительность речи. Функциональная характеристика языковых средств выразительности.

1

9

Лексические нормы русского литературного языка.

1

10

Трудные случаи орфографии.

1

11

Синтаксические и пунктуационные нормы русского литературного языка.

2

12

Итоговая зачетная работа.

 Комплексный анализ текста.

1

Оценка знаний, умений, навыков.

Основными формами организации учебной деятельности являются практические занятия.

Возможны различные формы контроля. Это может быть как накопительная оценка за выполненные практические работы, так и рейтинговая – за итоговую работу (составление собственного текста для комплексного анализа).

Литература.

1.Архарова Д.И. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. М., Просвещение, 2004г.

2.Бабайцева В.В, Беднарская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка. Русская словесность. 1997. № 3.

3. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. - М., 1983.

4. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. - М., 1992. 

5. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом // Русский язык (приложение к газете "Первое сентября"), 1996, N 3.

6. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. (Дидактические материалы). М., «Айрис Пресс»,2009.

7.Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. С.-Пб., Издательский дом «Литера», 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для 10-11 класса "Комплексный анализ текста"

Рабочая тетрадь для комплексной работы с текстом, предназначенная для учащихся 10-11 классов,  поможет учителю организовать целенаправленную и системную работу по подготовке учащихся к ЕГЭ ...

Программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста"

Рабочая программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста" рассчитана на 17 часов и ориентирована на преподавание в 9 классе...

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.

Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....

Программа элективного курса по русскому языку "Анализ текста. Теория и практика"

Элективный курс «Анализ текста. Теория и практика» предназначен для учеников 11 класса средней школы и рассчитан на 34 часа.Актуальность разработки курса обусловлена недостаточной разработанностью дан...

Программа элективного курса "Изложение с комплексным анализом текста"

Пояснительная записка.         Программа элективного курса «Изложение с комплексным анализом текста» рассчитана на учащихся 9 класса, определивших для себ...

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста" (5 класс)

Программа способствует формированию УУД и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ...

Учебно-тематическая программа элективного курса по теме «Комплексный анализ текста»

Программа предназначена для обучения учащихся 8 класса, рассчитана на   34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И.  Введение элек...