Программа элективного курса "Изложение с комплексным анализом текста"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Изложение с комплексным анализом текста» рассчитана на учащихся 9 класса, определивших для себя дальнейшее обучение в классах гуманитарного профиля, а также для подготовки учащихся к успешной итоговой аттестации.
Изложение – традиционная форма учебной деятельности, нашедшая широкое применение практически во всех классах средней школы и получившая закрепление в качестве аттестационной работы по русскому языку за курс девятилетнего обучения. Поэтому изложение должно занять значительно более важное место.
Сжатое изложение – это всего лишь «сжатая» передача чужого текста. Преодоление этого негативного момента и может способствовать подбор таких заданий к тестам, которые были бы ориентированы на вскрытие идейно-художественного их своеобразия, на анализ их речевого строя, на их стилистическую оценку. Обязательная составляющая таких заданий – требование сжатого пересказа с максимально возможным сохранением особенностей авторского языка и стиля. В этом случае учащийся будет вынужден творчески перерабатывать текст, создав сокращенный вариант, в котором сохранились бы отличительные черты оригинального – исходного - текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа эл.курса | 52.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа п. Анисовский»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
413159 пос. Анисовский Энгельсского района Саратовской области
☏ 777-618 _______________________________________________________________
Программа
элективного курса
по русскому языку
«Изложение с комплексным анализом текста».
Автор программы:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «ООШ п.Анисовский»
Ребро Любовь Вячеславовна
(высшая категория)
Энгельс 2014г.
Элективный курс «Изложение с комплексным анализом текста».
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Изложение с комплексным анализом текста» рассчитана на учащихся 9 класса, определивших для себя дальнейшее обучение в классах гуманитарного профиля, а также для подготовки учащихся к успешной итоговой аттестации.
Изложение – традиционная форма учебной деятельности, нашедшая широкое применение практически во всех классах средней школы и получившая закрепление в качестве аттестационной работы по русскому языку за курс девятилетнего обучения. Поэтому изложение должно занять значительно более важное место.
Сжатое изложение – это всего лишь «сжатая» передача чужого текста. Преодоление этого негативного момента и может способствовать подбор таких заданий к тестам, которые были бы ориентированы на вскрытие идейно-художественного их своеобразия, на анализ их речевого строя, на их стилистическую оценку. Обязательная составляющая таких заданий – требование сжатого пересказа с максимально возможным сохранением особенностей авторского языка и стиля. В этом случае учащийся будет вынужден творчески перерабатывать текст, создав сокращенный вариант, в котором сохранились бы отличительные черты оригинального – исходного - текста.
Прослушав текст, школьник должен «схватить» его специфику, обнаружить те моменты, которые создают его неповторимость, наметить для себя языковые и стилистические особенности, которые следует обязательно сохранить при передаче. Именно на это направлена работа, связанная с комплексной (филологической) характеристикой текстов, предлагаемых учащимся для написания изложений.
Тексты, предлагаемые учащимся, предназначены для обучающих изложений. Предварительная работа учителя над текстом изложения представляет собой анализ текста с целью определения его темы, проблематики, идеи, композиционных особенностей и особенностей сюжетостоения, характера образной системы, жанровой специфики и стилистического своеобразия, то есть всего того, что в ходе филологического изучения предложенного произведения должны будут выявить учащиеся. Существенное внимание учитель должен уделить языку текста, тому, что составит основу лингвистического комментирования.
Для работы над изложением подобраны тексты О.М.Безымянной – притчи, которые носят ярко выраженный назидательный, дидактический характер. Именно эта сторона должна быть освещена наиболее подробно. Следует обратить внимание школьников на специфику жанра притчи, подчеркнуть её дидактико-аллегорический характер. Связь с устным народным творчеством, со сказовой традицией и в особенности необходимость изложения весьма важных идей на небольшом текстовом пространстве, учительный характер произведения определяют стилистическое своеобразие притчи.
Изложение с комплексным анализом текста открывает перед учителем широкие возможности контроля. Такая форма работы не только нацелена на проверку навыков передачи чужого текста и написания собственного, но и наглядно демонстрирует умения школьников в сфере интерпретации художественного текста, а также дает представление о степени понимания ими его эстетической природы.
Цель курса:
- научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого научить видеть художественную ценность слова в процессе обучения.
- Добиться существенного повышения интереса к изучению русского языка.
Задачи курса:
- Систематизировать знания учащихся о приемах лингвистического анализа текста;
- Научить видеть языковые и стилистические особенности текста, изобразительную и выразительную стороны языка;
- Прививать любовь к красоте родного слова;
- Воспитание речевой культуры.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:
1. | Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию). |
2. | Умение сжато излагать содержание прослушанных текстов различных функционально-смысловых типов речи. |
3. | Умение обрабатывать информацию звучащего текста. |
4. | Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме. |
5. | Умение интерпретировать информацию прочитанного текста. |
6. | Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента. |
7. | Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. |
8. | Умение последовательно излагать собственные мысли. |
9. | Умение осуществлять комплексный стилистический анализ текста. |
10. | Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка. |
11. | Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. |
Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений – контрольное сжатое изложение, нацеленное на составляющие комплексного анализа текста.
Текущая проверка усвоения материала - изложения с лингвостилистическим анализом текста.
Программа элективного курса «Изложение с комплексным анализом текста».
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч) 2.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (1ч) 3.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч) 4. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (1ч.)
5.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)
6. Практическая работа. (2ч)
7. Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения.(1ч)
Итого -8 часов
Содержание программы учебного курса
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч. Рекомендации по психологической подготовке к экзамену выпускников и их родителей «Экзамены: как к ним подготовиться и как их пережить». Понятия «текст», «главная мысль текста». Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли.
Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий. Мини-сочинение «Скоро экзамен. Мои первые впечатления». Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на начало обучения.
2.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (1ч) Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения (Приложение1) . Упражнения для подготовки учащихся к изложению. Упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением. Анализ ученического изложения. Работа над ошибками.
3.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч).
Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста:
- определить тему текста, - пересказать его содержание, - ответить на вопросы: кто действующее лицо, что произошло (или описывается, или доказывается), почему, где, когда и т. д.,
-восстановить последовательность эпизодов;
-определить общий смысл текста: что хотел сказать автор, - какова главная мысль текста,
-каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте.
Понятие «авторский стиль изложения». Упражнения для подготовки учащихся к изложению
4. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (1ч.)
Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные пункты плана. Последовательность событий. Выделение микротем. Упражнения в абзацном членении текста. Коллективная работа – составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению
5.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)
Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложения. Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанному по одному исходному тексту. Практикум по сокращению текста.
Замены: -замена однородных членов обобщающим наименованием;
-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
-замена предложения или его части указательным местоимением; -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
-замена сложноподчинённого предложения простым ;
Исключения:
--исключение повторов;
-исключение фрагмента предложения;
- исключение одного или нескольких из синонимов.
Слияния: - слияние нескольких предложений в одно и т.д.
6.Практическая работа.(2 ч.) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки «Как работать над сжатым изложением» (Приложение1) ,(Памятки №2).
Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения.
7. Итоги учебного курса. Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на конец обучения.(1ч)
Итого – 8 часов
Литература.
1.Аспектные и лингвистические словари.
2.Безымянная О.М., Лукьянов С.А. Методика работы над изложениями. М., "Глобус" 2006.
3.Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2007.
4.Лукьянов С.А. Анализ художественного текста: Лингвистическое толкование. Краснодар, 2008.
5.Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М., 2002.
6.Шаховский В.И. Языковые стили и их конвергенция в художественном произведении. Филологические науки.1994. - №2.
Прилагаемый дидактический материал - не традиционные тексты, а произведения малой формы - притчи, которые заключают в себе какое-либо поучение морального плана. Для притчи всегда характерен элемент обобщения, подчёркивания типичности описываемого, происходящего, что как бы оттеняет актуальность поднимаемой автором темы.
Данный курс рассчитан на 8 часов в условиях предпрофильной подготовки.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Учебно-тематический план.
№ | Дата | Тема | Вид деятельности | Кол-во час |
1. | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Понятия «текст», «главная мысль текста». Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий | Теоретический практикум, словарная работа конспектирование; знакомство с образцами КИМов тестирование взаиморецензирование. | 1 | |
2 | Понятие об изложении. Виды изложений. | Алгоритм написания изложения, составление алгоритма написания изложения. | 1 | |
3 | Практикум. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста | Упражнения, групповая работа информационная переработка письменного текста | 1 | |
4 | Искусство слушать текст | Анализ текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению. | 1 | |
5 | Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. | Комплексный анализ текста. | 1 | |
6 | Практическая работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. | Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. | 2 ч | |
7 | Итоги учебного курса. Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на конец обучения | Дискуссия, подведение итогов деятельности | 1ч | |
Итого:8 часов |
Возможный образовательный продукт – презентации.
Тексты для работы:
- Притча о лицедее.
Один человек мечтал дарить людям праздники, делать их счастливыми, весёлыми, радостными, преображать их суровые лица. И стал актером. Бродил по городам и устраивал на площадях для народа свои представления. Имел крохи, которых с трудом хватало на жизнь. Но не это поддерживало его, а огонь, который гор5ел в глазах людей и оживлял их лица на какое-то время, делая красивыми, светлыми, одухотворёнными. Но это преображение длилось недолго. Как только актер заканчивал представление, люди опускали головы и шли по делам, озабоченные своими трудностями.
Жизнь становилась всё тяжелее и тяжелее: одни безмерно богатели, другие бесконечно беднели, и ни те, ни другие не стали счастливее; в глазах и тех, и других было одно и то же: забота о хлебе насущном или о богатстве беспредельном. И как бы ни старался актер, чего только ни придумывал, как ни ухищрялся, ничего не получалось. Лица людей становились всё суровее, глаза тусклее, а сами люди злее. Но он не унимался, он всё творил чудеса, призывая на помощь и ум, и талант, и смекалку.
Но однажды после представления из толпы вместо монет кто-то бросил сначала злую шутку. Потом раздались крики недовольства, язвительный смех и в завершение полетели в актера гнилые овощи и тухлые яйца. По лицу отчаявшегося лицедея вместе с гнилым бурым соком текли светлые чистые слёзы.
- Люди! - произнес мим. - Поднимите глаза к небу!
Толпа стихла, и все как по команде подняли глаза на небо в надежде увидеть чудо.
-Посмотрите в чистую лазурь его,- продолжал лицедей, - вы увидите там необозримый простор, зовущую светлую даль, глубину чистоты, ясный свет и преобразитесь. Вы забудете свои тяготы, оставите непосильные ноши, устремитесь к счастью на крыльях духовной устремленности и постигнете торжество той жизни, которая существует только в чистых и светлых душах!
Но люди не увидели чуда в небе и не поняли, о чём говорил лицедей; они решили, что он призывает их к безвременной смерти, чтобы подняться к призрачным высотам. В диком безумстве они схватили камни и стали бросать их в бедного актера.
-Умри сначала ты, - кричали они,- а мы посмотрим, каким счастливым ты будешь на том свете!
И обезумевшая толпа забросала лицедея камнями.
Прошло время, всё забылось, но скука, воцарившаяся в городе, червоточила души людей. Росли злоба, зависть, ненависть, которые привели сначала к вражде, а потом и к войне. Люди стали убивать друг друга. И некому было остановить их...
Не будет войны там, где умеют ценить искусство человеческой души, мастерство ума и талант сердца. Не будет её и там, где царит духовность.
Вопросы для предварительной беседы.
1.Как толкуется слово "лицедей! в словаре С.И.Ожегова? А что сообщает о его происхождении этимологический словарь?
2.Что говорят словари о слове "мим"?
3.Почему мим заговорил?
4.Как вы думаете, в чём назначение искусства?
5.Война - следствие бездуховности. Поразмышляйте над этим.
Примерный план.
1.Актер и зрители.
2.Толпа забрасывает лицедея гнилыми овощами и тухлыми яйцами.
3.Мим заговорил.
4.Гибель лицедея.
5.Размышления автора о духовности.
Задания.
I вариант.
1. Перескажите текст подробно.
2.Напишите рассуждение на тему "Душевное и духовное: сходства и различия".
II вариант.
1.Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.
2.Выполните мини-исследование: « Языковые средства создания образа лицедея».
- Притча о сыне, предавшем мать.
Одну женщину обвинили в сатанинстве и собирались сжечь её на костре как колдунью. Но по существовавшему в то время обычаю все должны были подтвердить, что она ведьма. Огромная толпа, словно камни, бросала возгласы "ведьма", только её сын безмолвствовал среди толпы.
-Сжечь и сына,- крикнул кто-то,- он сын ведьмы, значит и он - сатана. Опасаясь за жизнь сына, крикнула несчастная женщина в толпу:
-Это не мой сын!
И тогда возмущённый сын заорал вместе с безумствующей толпой:
-Ведьма! Ведьма!
И в тот же миг запылало пламя у ног невинной. Языки огня лизали уже тело, но не эта боль жгла сердце матери. Вспомнила несчастная, как впервые шевельнулся под сердцем ребёнок, словно цветок распустил свои лепестки. Вспомнила, как в муках родила она долгожданное дитя, как услышала его первый крик, возвестивший о появлении нового существа на свет Божий. Вспомнила, как сын произнес слово "мама", как сделал первый шаг... Вглядывалась женщина в родное лицо, искажённое безумством, и жгучие слёзы заливали опаленные огнём щёки.
Жестокий костёр погас, безжалостное пламя исчезло, оставив на площади серый пепел, который разносил во все стороны равнодушный ветер. Толпа, получив наслаждение, разошлась, а сын безвинной женщины так и стоял на площади. Не было у него никого, и некуда ему было идти. С площади его вскоре прогнали, и он побрел в поисках другой жизни. И где бы он ни останавливался, куда бы ни прибивался, отовсюду был гоним, везде был обруган, оскорблен и нередко избит. И чем больше ему доставалось, тем чаще он вспоминал мать: её теплые мягкие руки, её милый сердцу голос, её родной образ, её нежность и любовь.
-Мир жесток, - твердил несчастный. - Он отнял у меня то, что было всего дороже.
-Нет, это не мир отнял у тебя самое дорогое , - услышал он голос внутри себя. - Это ты отрёкся от него, чтобы сохранить себе жизнь.
И стал жить сын с вечным укором совести, как с клеймом.
Пришло время, женщину оправдали, вернули честь доброму имени, а сын её так и остался вечно прокажённым, отовсюду гонимым. И спокойной жизни у него не было, и спокойной смерти не получил.
Отречение ради собственного спасения есть обречение себя на гибель. Отрекшемуся отлученным от жизни быть, лишённым судьбы человеческой и имени честного.
Вопросы для предварительной беседы/
1.Какие средства использует автор для изображения переживаний матери? А какие - для передачи психологического состояния сына?
2.Жизнь, честь, совесть… Как соотносятся эти понятия?
3.Почему после смерти матери нет у сына спокойной жизни и спокойной смерти он тоже не получает?
4.Как вы понимаете мораль: «Отречение ради собственного спасения есть обречение себя на гибель»?
Примерный план.
I.Мать и сын.
1.Женщина на костре.
2.Мать спасает сына.
3.Сын отрекается от матери.
II.Мать: переживания и смерть.
III.Сын: одиночество и муки совести.
IV.Мораль: «Отречение ради собственного спасения есть обречение себя на гибель».
Задания.
Задания.
I вариант.
1. Перескажите текст подробно.
2.Выполните мини-исследование: « Средства изображения психологического состояния матери»
II вариант.
1.Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.
2.Выполните мини-исследование: « Средства изображения психологического состояния сына».
- Притча об учениках.
Один учитель долго учил учеников своих и наконец спросил:
-Вы постигли те знания, которые я дал вам?
И ученики передали учителю учение слово в слово.
-Вы поняли смысл, - сказал учитель,- но я не уверен, что вы усвоили суть.
И возмутились ученики:
- мы ведь изложили твоё учение твоими же словами. Как ты можешь не верить нам?!
- Я поверю, когда вы на деле докажите это.
И ученики ушли в жизнь, чтобы доказать учителю своё совершенство.
Один ученик попал к владыке дворца, у которого не было наследника, и тот пообещал ему своё богатство взамен знаний, которые будут переданы только ему, правителю этой страны.
-Я должен открыть знания всем, кто пожелает принять их, а потому никакие богатства не удержат меня в стенах твоих душных чертогов,- сказал ученик.
-Народ нищ и глуп, ты будешь обречён на вечную нищету рядом с ним, - возразил владыка.
-Меня не пугает нищета,- ответил ученик, - но я не сомневаюсь в том, где скрыта истинная глупость.
И он с легкостью покинул дворец.
Второй ученик попал в богатые земли и стал владельцем богатств. Он ходил в народ, сеял знания, делился хлебом, но богатства, которыми владел, считал своим личным достоянием. Когда в дом его пришли сотоварищи-ученики, живущие среди народа и не имеющие собственной обители. Он сказал, приветствуя их:
- Я рад вам, дорогие гости. Этот дом открыт для гостей, и вы можете гостить в нем столько, сколько пожелаете. А когда покинете его, эти стены будут долго помнить вас.
Соученики его поняли, что их будут помнить тем дольше, чем быстрее они покинут этот дом:
Мы благодарны тебе, брат наш, за гостеприимство, но не можем долго задерживаться, потому что нас ждут в других местах.
Мне жаль, - ответил хозяин, скрывая с трудом радость, - я от всего сердца предлагал вам кров. Я готов был поделиться всем, что имею, но если вы отказываетесь – я буду только огорчён.
Когда через время снова собрались ученики перед учителем, он сказал им:
-по мыслям вашим я вижу, как проявилась суть моего учения в вашем сердце. И пусть не покинет благодать тех, кто заслуживает её.
Ученики вышли от учителя. Вдруг свет благодати опустился на тех, чьи дела не расходились с учением.
-Учитель, – обратился к Наставнику тот, кто попрал учение ради личного благополучия и спокойствия, - я сеял знания среди людей так же, как мои братья. Я раздавал милостыню и предлагал кров тому, кто в нем нуждался. Почему же свет благости твоей не сошёл на меня?
-Ты имеешь много и хочешь иметь ещё больше, – ответил учитель, – но так не бывает, ибо Божественный Свет может войти только в то сердце, которое не захламлено. Ты сам сделал выбор, думая, что искренность твоя только в словах твоих, а мысли при этом скрыты под пологом тайны. Не по словам твоим, а по мыслям и поступкам удостоен ты награды.
Не по словам ценен ученик, а по делам своим.
Вопросы для предварительной беседы.
- Как диалогическая структура текста «работает» на воплощение его замысла?
- Контраст как композиционный приём. Как он используется в тексте?
- Можно ли сказать, что образ учителя является идейным и композиционными центрами произведения?
- Что такое «захламленность сердца»?
- Мысли – слова – дела… Что вы думаете о взаимосвязи этих понятий?
Примерный план.
I.Завязка. «Ученики уходят в жизнь».
II.Развитие действия. Ученики и жизнь.
1.путь от богатства.
2.Путь к богатству:
а) жизнь богатого ученика;
б) богатый ученик и его гости.
III.Кульминация и развязка. Нисхождение благодати.
IV.Мораль.
1.Слова наставника.
2.Авторский итог.
Задания.
I вариант.
- Перескажите текст подробно.
- Выполните мини-исследование: «Особенности композиции и сюжетостоения притчи».
II вариант.
1.Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.
2. Выполните мини-исследование: «Диалогическая природа текста притчи».
- Притча о птицах.
Стаями живут птицы, стаями летают. Летают над землёй, но живут на земле. И появились в стае птица, которая решила полететь высоко в небо, чтобы увидеть, что там, облаками, у самого светила. И позвала она за собой других птиц. Но не все вызвались совершить такой трудный перелёт, одни сразу же сослались на дела земные, другие - на слабость крыльев, но нашлись и такие, которые вспорхнули с устремившейся ввысь птицей и полетели.
Всё выше и выше поднимались птицы, всё труднее и жарче становилось под палящими лучами солнца, но они поднимались в крутом полете ввысь. И вот они вырвались на бесконечный простор неба, который был выше туч и облаков. И солнце ослепило их так, что потемнело в глазах, закружилась голова и был потерян ориентир. И повернули некоторые птицы назад. И полетели к земле, но устремление их было так сильно, что камнем упали они на землю и разбились.
А птица летела и летела ввысь. И почувствовали летевшие за ней птицы запах паленых перьев, и испугались они и тоже повернули назад, но, пока летели к земле, крылья их обгорели, и упали голые, обезображенные тушки наземь.
А птица летела и летела, и вдруг раскрылся перед ней удивительный мир. Неописуемая красота царила кругом, и невиданной красоты птицы были повсюду. Этот мир, в котором попала птица, был настолько чист и лучезарен, что казался прозрачным. Взлетела она в это мир и словно растворилась в нем. Почувствовала чистый, свежий воздух и словно вздохнула его небывало большой грудью. Ощутила она Вселенную и словно приняла её в своё огромное сердце. Оглянулась она, а за ней никого нет. И захотелось ей рассказать своим сородичам, что удивительный мир существует и при сильном желании его можно достичь. И полетела она назад, через опаляющие, ослепляющие лучи солнца, через густые облака и грозовые тучи, превозмогая все трудности, только для того, чтобы поведать о прекрасном, которое существует и которое недоступно лишь тем, кто полон страза перед неизвестным, кто привязан к тихому родному болоту.
Но не успела птица достичь земли, как налетели на неё хищные собратья и разорвали в небе на куски.
- Зачем вы растерзали невинную птичку, парившую в небе? – спросил вожак стаи.
-Мы знаем, что она полетела высоко в небо, все, кто полетел с ней, умерли, значит, мертва и она, только тело её долетело к земле позже остальных, видимо, задержалось в облаках, - объяснили стервятники. – Каждая птица знает: если попасть в грозовые тучи. Вернуться живым уже невозможно, этому мы и склевали её в небе. Мы первые увидели её, значит, она наша добыча.
И все согласились с хищными птицами, ибо знали, что «оттуда» никто живым не возвращается.
Суровы законы стаи. И часто они убивают тех, кто поднялся над этими законами.
Вопросы для предварительной беседы.
- Как вы думаете, в чем смысл аллегорического образа « удивительного мира»?
- Пессимистичен или оптимистичен пафос притчи?
- «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Как соотносится эта «мысль» чеховского героя с тем, что изложено в притче?
- А что вы думаете о законах стаи?
- Птицы повернули, когда ослепило их солнце. Как вы истолкуете эту сюжетную ситуацию?
Примерный план.
- «…Птица, которая решила полететь высоко в небо…»
- И солнце ослепило их… И повернули некоторые птицы назад…»
- «А птица летела и летела, и вдруг раскрылся перед ней удивительный мир».
- « И полетели она назад….чтобы поведать о прекрасном…»
- «…Налетели на неё хищные собратья и разорвали…на куски…»
- «Каждая птица знает: если попасть в грозовые тучи, вернуться живым уже невозможно».
- «Суровы законы стаи».
Задания.
1 вариант.
1.Перескажите текст подробно.
2.Выполните мини-исследование: «стилистические функции союза в тексте».
2 вариант.
1.Перескажите текст сжато, сохранив при этом важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.
2.Выполните мини-исследование: «Роль лексических и синтаксических средств в создании образа «удивительного мира».
- Притча о властолюбце.
Один человек очень любил власть. Главным смыслом его жизни, единственной целью было достижение всемогущества. И шёл он к нему, пренебрегая всем и убирая всё, мешающее ему на его пути. Но впереди него всё время оказывался незаметный, невзрачный, маленький человечишка, который портил своим появлением настроение властолюбцу.
Деспоту и так приходилось нелегко: только он преодолеет одну трудность, как возникнет впереди другая, а тут ещё человеческая сущность, мешающая ему на пути. Снова и снова появлялся впереди тот, кого обойти невозможно, кто вставал немым укором и бесстрастным стражем справедливости. Они, два человеческих существа, словно оба шли по одной дороге и оба поднимались к одной высоте, и властолюбец очень боялся, что этот ничтожный человеческий червь займёт его высоту.
Многое и многое было уничтожено устремлённым к власти, но наконец цель была достигнута: земля завоёвана, люди покорены, самая высокая вершина земли была у его ног. И властолюбец приказал срубить пик вершины и сделать плато для его трона. Прислужники выполнили его приказ, и царский трон стоял на самой высокой вершине земли.
Взобрался на него властолюбец и с недосягаемой высоты стал обозревать свои владения. И представилась его взору сладостная картина: ничтожным и крохотным было всё! Но не мог в полной мере возрадоваться тиран, потому что среди покорённых и покорившихся он не увидел того, кто поднимался с ним к высотам. Не было его внизу, не было его и рядом. Тогда поднял деспот голову вверх, к небесам, и жаром обдало его корыстолюбивое тело — на необозримых небесных высотах, в ярком, чистом свечении стоял тот, кто поднимался по трудной дороге вверх.
Сколько раз сбрасывали непокорного вниз верноподданные властолюбца, сколько раз наносили побои и увечья, чтобы он не обгонял будущего земного властелина, но все усилия уничтожить стремящегося к выси были тщетны. Несмотря ни на что, он оказался выше, и более этого — излучал сияние, от которого сверкали земля и люди.
И возмутился тиран, вскричал от негодования. Неустойчивый трон дрогнул и опрокинулся вместе с властолюбцем вниз, в страшную глубокую пропасть. Сердце отсчитывало последние удары, дыхание — последние ритмы, а в груди безумной лавой кипела злоба, и никак не мог понять деспот, какая сила помогла ничтожному человеку подняться до таких Божественных высот и засиять в Божественном свете. Он вспомнил глаза покоренных людей: чистотой взгляда они были обращены к освещённому высшим Светом Существу, чистотой устремлений были направлены к этому лучезарному образу.
В дикой злобе рванулся тиран, чтобы очернить грязным словом Возвышавшегося над землёй, но страшная боль прервала дыхание на полувздохе, а биение сердца — на полуударе. И досталось тело властолюбца не Высшему Свету, не памяти человеческой, а земным червям.
Разные стремления ведут к разным высотам.
Разные желания приводят к разным достижениям.
Разные цели приносят разные победы.
А человек рождён, чтобы стать либо Серафимом крылатым, либо гадом ползучим. Он сам хозяин своей судьбы, ваятель жизни, создатель памяти о себе.
Вопросы для предварительной беседы
1. Как власть уродует человеческую душу?
2. Кто же был тот неизвестный, что оказывался все время впереди властолюбца?
3. Власть — это цель или средство?
4. А для чего, по-вашему, рождается человек?
5. Согласны ли вы с тем, что человек — «сам хозяин своей судьбы»?
Примерный план
I. Властолюбец и «человечишка».
II. Достижение властолюбцем заветной цели.
III. Разочарование властолюбца и его гибель.
IV. Мораль: человек — «сам хозяин своей судьбы, ваятель жизни, создатель памяти о себе».
Задания
I вариант
1. Перескажите текст подробно.
2. Выполните мини-исследование: «Притча о властолюбце» как произведение учительного красноречия».
II вариант
1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.
2. Выполните мини-исследование: «Изобразительно-выразительные средства, использованные в тексте».
- Притча о цветке.
Расцвёл удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения.
Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил её».
Но никто не услышал этого, и по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку.
За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы.
Задание.
1.Составить план текста притчи.
2.Выделить мораль притчи.
I вариант.
- Перескажите текст подробно.
- Выполните мини-исследование: «Особенности композиции и сюжетостоения притчи».
II вариант.
1.Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.
2. Выполните мини-исследование: «Изобразительно-выразительные средства, использованные в тексте».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста
Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также при написании сочи...
Авторская программа элективного курса "Комплексный анализ текста" для 11 класса
Элективный курс «Комплексный анализ текста» предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов. В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики...
программа элективного курса "Комплексный анализ текста"
Программа элективного курса для обучающихся 11 класса, рассчитана на 34 часа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективный курс «Комплексный анализ текста» 9 класс
Программа элективного курса «Комплексный анализ текста» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов. Курс опирается на знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процес...
Рабочая программа элективного курса в 11 классе "Комплексный анализ текста"
Элективный курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой аттестации, расширяет умения работать с текстом....
Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста» для 5 класса
Как известно, ФГОС ориентирует учителей на формирование языковой личности, образовательный ресурс которой включает в себя компетенции различного содержания. Представленный курс внеурочной деятельности...