Рабочая программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста" (5 класс)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Программа способствует формированию УУД и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_fakultativ_5b.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Рассмотрено на заседании кафедры Согласовано УТВЕРЖДЕНО
гуманитарного образования зам. директора приказом № ____ Протокол № / К.С. Казанцева / « » . 201 г. « » . 2014 г. « » . 2014 г.
Руководитель кафедры
/Гудукас И.М./
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста» для 5 «Б» класса
Составитель: Салангина О.В.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной
категории
2014
Пояснительная записка.
Ведение факультативного курса «Комплексный анализ текста» имеет особую важность в силу ряда причин.
Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку. Данная программа содержит практический блок, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 5 класса, расширяет и углубляет его. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, совершенствования предметных результатов, универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, ИКТ-компетентности).
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Целью программы является расширение лингвистического кругозора учащихся.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
Образовательные:
- развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.
Развивающие:
- развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;
- развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность;
- формировать социально активную, конкурентоспособную личность.
Цель и задачи, поставленные в программе, опираются на ценностные ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте:
- гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
- идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;
- патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур;
- национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.
Дидактико-методическое обеспечение учебного курса
(ведущие принципы, технологии, методы, формы обучения).
В основу настоящей программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Ведущей технологией в учебном процессе являются технология проблемно-диалогического обучения. В качестве ведущих методов применяются метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский метод.
Наиболее привлекательными формами работы являются практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
Программа “Комплексный анализ текста” предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 35 часов в год.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
(печатные, цифровые, мультимедийные ресурсы).
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
Лингвистические словари
- Баранов, М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов. - М. : Просвещение, 2006.
- Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. Баранов. -5-е изд. - М. : Просвещение, 2008.
- Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков. - М. : Просвещение, 2003.
- Лекант, П. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка П. А. Лекант, В. В. Ле-денева. - М. : Просвещение, 2006.
- Семенюк, А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М. А. Матюшина. - М. : Просвещение, 2006.
Информационно-коммуникационные средства
1С : Репетитор. Тесты по орфографии. - М. : ЗАО «1С», 2005. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
1С : Репетитор. Тесты по пунктуации. - М. : ЗАО «1С», 2005. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Требования к уровню результатов освоения обучающимися курса
УУД | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Личностные УУД | Потребность в самовыражении и самореализации Потребность в самовыражении и самореализации Умение вести диалог Устойчивый познавательный интерес | Готовность к самообразованию и самовоспитанию Устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению Адекватная позитивная самооценка и Я-концепция Способность к решению моральных дилемм |
Регулятивные УУД | Целеполаганию Анализ условий достижения цели Планирование путей достижения цели Установка целевых приоритетов Контроль и управление своим временем Принятие решений в проблемной ситуации Контроль результатов и способов действия Самостоятельная оценка и корректирование выполнения действия Основы прогнозирования | Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи Учитывать условия и средства достижения целей при их планировании Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели Управлять своим поведением и деятельностью Осуществлять познавательную рефлексию Адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности Преодолевать трудности |
Коммуникативные УУД | Формулировать собственное мнение и позицию Учитывать разные мнения Сравнивать разные точки зрения Аргументировать свою точку зрения Задавать вопросы Сотрудничать, осуществляя планирование, взаимный контроль и оказывая взаимопомощь Адекватно использовать речь, языковые и речевые средства Работать в группе Основы коммуникативной рефлексии | Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений Продуктивно разрешать конфликты Брать на себя инициативу Оказывать поддержку и содействие Осуществлять коммуникативную рефлексию Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка |
Познавательные УУД | Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя Основы реализации проектно-исследовательской деятельности Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета Давать определение понятиям Устанавливать причинно-следственные связи Обобщать понятия Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию Строить логическое рассуждение Объяснять явления, процессы Основы ознакомительного, изучающего чтения Умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий | Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента Ставить проблему, аргументировать ее актуальность Выдвигать гипотезы Проверять гипотезы Делать умозаключения и выводы Основы рефлексивного чтения |
ИКТ-компетентность | Искать и хранить информацию Пользоваться устройствами ИКТ Фиксировать изображения и звуки Создавать письменные сообщения Создавать графические объекты с использованием компьютерных инструментов Осуществлять коммуникации | Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности Взаимодействовать в социальных сетях, форумах |
Учебно-тематический план
№ темы | Тема раздела | Количество часов |
1 | Выразительное чтение и понимание текста | 5 |
2 | Текст, его признаки | 6 |
3 | Стили речи | 5 |
4 | Типы текста | 3 |
5 | Орфограммы и пунктограммы в текстах | 6 |
6 | Анализ структурных единиц разных уровней языка | 8 |
7 | Обобщение изученного материала | 2 |
Календарно-тематическое планирование
Номер темы. | Тема занятия | Форма проведения | Дата | |
план | факт | |||
Выразительное чтение и понимание текста (5 часов) | ||||
1 | Приёмы выразительного чтения. Паузы, интонация | Практикум. Знакомство с образцами | 1.09.14 | |
2 | Приёмы выразительного чтения. Логическое ударение | Практикум. Знакомство с образцами | 8.09.14 | |
3 | Приёмы понимания текста. Вопросы к автору, прогнозирование ответов | Практикум. Комментированное чтение | 15.09.14 | |
4 | Приёмы понимания текста. Подтекст | Практикум. Комментированное чтение | 22.09.14 | |
5 | Хорошее чтение – ключ к пониманию текста | Практикум. Техника чтения | 29.09.14 | |
Текст, его признаки (6 часов) | ||||
6 | Тема текста | Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. | 6.10.14 | |
7 | Основная мысль текста | Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. | 13.10.14 | |
8 | Абзац | Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. | 20.10.14 | |
9 | Виды связи предложений в тексте. Цепная связь | Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. | 27.10.14 | |
10 | Виды связи предложений в тексте. Параллельная связь | Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. | 10.11.14 | |
11 | Виды связи предложений в тексте. Смешанный тип связи | Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. | 17.11.14 | |
Стили речи (5 часов) | ||||
12 | Стили речи. «Книжные» стили речи. Научный стиль | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц. | 24.11.14 | |
13 | Стили речи. «Книжные» стили речи. Публицистический стиль | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц. | 1.12.14 | |
14 | Стили речи. «Книжные» стили речи. Официально-деловой стиль | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц. | 8.12.14 | |
15 | Особенности разговорного стиля | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц. | 15.12.14 | |
16 | Особенности стиля художественной литературы | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц. | 22.12.14 | |
Типы текста (3 часа) | ||||
17 | Типы текста. Текст-повествование | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц. | 12.01.15 | |
18 | Типы текста. Текст-описание | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц. | 19.01.15 | |
19 | Типы текста. Текст-рассуждение | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц. | 26.01.15 | |
Орфограммы и пунктограммы в текстах (6 часов) | ||||
20 | Орфограммы в тексте. | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц | 2.02.15 | |
21 | Проверочная работа по теме «Орфограммы в тексте» | Тест | 9.02.15 | |
22 | Работа над ошибками | Анализ работы | 16.02.15 | |
23 | Пунктограммы в тексте | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц | 2.03.15 | |
24 | Проверочная работа по теме «Пунктограммы в тексте» | Тест | 9.03.15 | |
25 | Работа над ошибками | Анализ работы | 16.03.15 | |
Анализ структурных единиц разных уровней языка (8 часов) | ||||
26 | Фонетический разбор слова | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц | 23.03.15 | |
27 | Звукопись | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц | 6.04.15 | |
28 | Словообразовательный и морфемный разбор слова | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц | 13.04.15 | |
29 | Особенности употребления частей речи в тексте | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц | 20.04.15 | |
30 | Морфологический разбор | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц | 27.04.15 | |
31 | Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц | 4.05.15 | |
32 | Виды предложений по количеству главных и второстепенных членов | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц | 11.05.15 | |
33 | Синтаксический разбор | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц | 18.05.15 | |
Обобщение изученного материала (2 часа) | ||||
34-35 | Комплексный анализ текста | Практическая работа, анализ и работа над ошибками | 25.05.15 1.06.15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.
Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....
Рабочая программа факультатива по русскому языку для 10 класса
Факультатив "Фразеологизмы в нашей речи"....
Рабочая программа факультатива «Основы русской словесности» для 9 класса
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы под редакцией Альбетковой Р.И. «Основы русской словесности для 5-9 классов» (Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста» 9 класс...
Рабочая программа факультатива по русскому языку в 5 классе
Факультативный курс "Загадки русского языка" предназначен для 5 класса.Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, внеурочная деятельность обучающихся направлена на интеллектуал...
Рабочая программа факультатива по русскому языку (8 класс) "Диалог с текстом"
Предложенная программа факультативного курса для учащихся 8-го класса отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность, предполагает углуб...