Открытый урок-творческая мастерская по русскому языку в 6 классе "Учимся писать письма"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Целью урока является формирование интереса к изучению эпистолярного жанра, а задачами - создание условий для развития речи и закрепление алгоритма написания письма, обогащение словарного запаса детей, улучшение грамотности. Главное достоинство урока: занятие основано на принципах сотворчества, совместного поиска, самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_pisat_pismaocx.docx | 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока – развитие интереса учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры письма, бережного отношения к своему языку, воспитание вдумчивого читателя, способного любить и сострадать.
Внимание ребят направлено на групповые, парные, индивидуальные задания, выполняя которые, они строят свои знания сами, а не получают их в готовом виде от учителя, как на традиционном уроке.
Отличительная особенность данной технологии – диалог: внутренний диалог с самим собой (при выполнении индивидуального задания), работа с текстом как культурным аналогом – диалог автора и читателя, внешний диалог – каждый член малой группы делится результатами своей работы, слушает других, сопоставляет свои и чужие доводы.
Оформление.
1.На доске большой конверт с марками и штемпелем. На нём образец правильной записи фамилии, имени, отчества, адреса, почтового индекса адресата и адресанта.
2.На стене, возле доски, – почтовый ящик с надписью «Почта России».
3.Стенгазета «Письма с фронта.1941-1945.» с подборкой писем фронтовиков, фотографий военных лет.
4.На столах учащихся – толковые словари.
5.Звучит известная песня со словами: «Письма, письма лично на почту ношу, словно я роман с продолженьем пишу. Знаю, знаю точно, где мой адресат…».
Ход урока
- Слово учителя.
Сегодня чаще всего вместе со словами «почта» или «письмо» мы слышим или произносим слова: « электронная почта», « электронное письмо». Жаль, что так называемое «бумажное», «рукописное» письмо, доброе, всеми любимое, мы пишем и получаем очень редко.
-Ребята, любите ли вы получать письма?
-Как часто вы их пишите и получаете? (Люблю получать, редко получаю и пишу).
Письмо, то есть умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии и закреплять её во времени, сопутствует человеку во многих случаях жизни.
Письма бывают разные: официальные, деловые и личные.
Сегодня мы будем учиться писать добрые письма личного характера.
Запишите в тетради тему урока «Учимся писать письма».
Вопросы:
- Без чего не обходится ни одно письмо? (Конверт.)
- Что обязательно должно быть записано на конверте, чтобы письмо дошло до получателя? (Адрес, индекс, почтовая марка.)
- В чём разница слов адресат и адресант?
- Кто такой почтальон?
Запишем в тетради правильно слова: конверт, почтовая марка, индекс, адрес, адресат, адресант, почтальон. (Слова записаны на доске.)
Обращаем внимание на оформление конверта. В левом верхнем углу – Ф.И.О. в р. п., а в правом нижнем – в д. п. (Образец висит на доске.)
- Работа в группах.
- Задание первой группе.
Опишите в 3-5 предложениях своё состояние при получении или ожидании письма.
Когда, по-вашему, письма играют немаловажную роль? (Очень нравится получать, ни разу не получал, с большим удовольствием, пишу редко, могу поделиться хорошими новостями, поздравляю, даю советы, спрашиваю совета.)
2)Задание второй группе:
Напишите слово «письмо», подберите к нему однокоренные слова – существительные (письмо, подпись, описание и т.д.).
Определите, сколько значений имеет слово «письмо». Обратитесь к словарю С.И. Ожегова.
Ответ:
Письмо – это:
- Написанный текст, посылаемый для какого-либо сообщения кому-нибудь;
- Умение писать (учиться письму, искусству письма).
- Та или иная система графических знаков для передачи запечатления речи;
- Манера художественного изображения.
3)Задание третьей группе:
Найдите в толковом словаре значения данных слов и выпишите их:
Письмовник – в старину: сборник образов для составления писем.
Письмоводитель – то же, что почтальон.
Постскриптум – приписка в письме после подписи, означаемая буквами P.S., по латыни «после написанного».
Эпистолярный – о жанре литературного произведения (в форме письма, переписки).
(Комментарии учителя.)
- Подводим итоги работы в группах.
Представитель от каждой группы выступает с ответами на задание. Его товарищи могут добавить, дополнить.
Затем все ученики записывают в свои тетради новые трудные для них слова: постскриптум, эпистолярный.
- Правила написания письма.
Ребята! Перед вами текст академика Д.С. Лихачёва о письмах как хороших помощниках в овладении искусством слова. (Текст есть у каждой группы).
Вопрос:
-К чему призывает учёный? (Учиться писать письма)
Прочитаем текст выразительно.
Сегодня, следуя мудрому совету Лихачёва, мы с вами будем учиться писать письмо другу, подруге, маме, учителю.
Вопросы и задания группам:
(Обсуждение в группах, с ответом выступает один ученик)
- Как построено письмо?
- Назовите основные компоненты письма.
- Каковы правила написания письма?
Основные компоненты письма.
- Начало (обращение к адресанту).
- Основная часть (личная информация, просьба, пожелания и предложения, приветы родным и знакомым).
- Конец (пожелание адресанту, подпись, дата и местонахождение отправителя письма).
Приведите примеры письма начала и конца письма (устно каждая группа).
Правила написания письма.
- Пиши ясно, просто, грамотно.
- Умей учитывать, кому именно пишешь.
- Не пиши никогда ни о ком плохого.
- Не отправляй в гневе.
- Не читай чужих писем.
- Пиши чётко.
- Ставь число и подпись.
- Не задерживай ответа.
- Пиши на хорошей бумаге.
Далее учитель читает образцы писем.
- Письма выдающихся людей.
Хорошим примером эпистолярного жанра могут служить письма многих выдающихся людей. О каких бы письмах ни шла речь - официальных, деловых, личных - наряду с радостными и печальными известиями в них отражается время автора и его адресата, его современников.
Письма великих людей вековой и полувековой давности – всегда открытие, ибо на них лежит печать истории, отблеск давних событий.
А.П. Чехов был общителен в переписке, но в общении молчалив – будто не доверял произнесённому слову, мимолётному, суетному, поспешному. А письма он любил, любил посылать и , получать и раскладывать в конце года по алфавиту.
«Я люблю получать от Вас письма…, столько в них всегда меткого остроумия, так хороши все ваши характеристики людей и вещей, что их читаешь как талантливое художественное произведение», - писал А.Н. Плещеев Чехову 15 июля 1888 года.
Учитель:
-Послушайте стихотворение Максимилиана Волошина, поэта, философа, путешественника (1877-1932 г. г.) о старых письмах.
(Читает наизусть учащийся).
Определите основную мысль стихотворения. Запишите. (Письмо не гремит громом, а устало, тихо, мягко шепчет. Это говорит о доброте писем.)
- Письма с фронта.
Старые, дорогие сердцу письма… Письма 1941-45 годов. Фронтовые треугольники, письма наших дедов и прадедов… Они давно стали святыней, памятью, документом, историей.
Учащиеся читают письма-треугольники.
-О чём может поведать нам этот скромный солдатский конверт-треугольник?
-Какие мысли появились после прочитанных писем?
Запишите ответы на эти вопросы себе в тетрадь.
- Подведение итогов. Домашнее задание.
-А сейчас напишите ещё раз слово «письмо», подберите к нему слова-ассоциации, обозначающие внутреннее состояние, цвет, запах, звук.
(Письмо – радость, неожиданность, удивление, восторг, тревога, сомнение, творчество, мечта, характер человека, свежий запах страниц, красивый, аккуратный почерк, родительское поручение, совет, вечная память, святыня, стук сердца… и т. д.).
Используя материалы нашей мастерской, напишите письмо другу (подруге и т.д.), в котором выскажите своё отношение к письмам, расскажите о чём-нибудь интересном, спросите, посоветуйте, поделитесь впечатлениями о прочитанной книге, а может быть, и о нашем уроке о добром «бумажном» письме. Правильно подпишите конверт.
Используемая литература:
- Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. –М. Детская литература, 1989.
- Сухомлинский В.А. Письма к сыну. –М.: Просвещение, 1979.
- Переписка А.П. Чехова: в 2т. том 1. -М.: Художественная литература, 1984.
- Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941-1945 г.г.) Говорят погибшие герои. -М.: Издательство политической литературы, 1986.
Приложения
1. Текст академика Д.С. Лихачёва о письмах как хороших помощниках в овладении искусством слова.
2. Образцы писем выдающихся людей: Пушкина, Сухомлинского, Чехова, Лихачёва.
3. Стихотворение Максимилиана Волошина.
4. Образцы солдатских писем.
5. Памятки.
6. Копия письма, написанного ученицей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция учебного занятия «Роль имен прилагательных в речи» (урок-мастерская по русскому языку в 5 классе)
Проведение уроков по русскому языку в технологии «Педагогическая мастерская» обеспечивает реализацию основных положений ФГОС основного общего образования: деятельностный подход в обучении, развитие тв...
Мастерская по русскому языку "В русском мире иностранных слов"
Рассчитана на учащихся 6-8 кл. Время проведения 45 минут. Можно использовать в рамках урока при изучении или повторении темы "Лексика"...
Урок творческой мастерской по русскому языку в 5 классе "Счастье-это мама !"
Ведется работа в парах,группах,индивидуально.Используется Интернет-ресурс(видеоролик,презентация,музыкальное произведение П.Чайковского "Времена года")На основе ассоциаций и услышанного текста ребята ...
Открытый урок-творческая мастерская. Изготовление куклы Куватки.
Данный материал подходит для работы с девочками 7-8 классов при изучении раздела "Материаловедение" или "Рукоделие", как на уроках технологии, так и во внеурочное время. В рамках предмета «Технол...
Методическое пособие. Применяется технология педагогических мастерских. Урок русского языка в 8 классе по программе «Школа 2100» Тема: Происхождение слов русского языка.
Цель урока:- образовательные: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке – этимологией, формировать умение пользоваться этимологическим словарём, определять этимологию слова, применять ...
Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Русский язык для говорения и письма»
Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Русский язык для говорения и письма»...
Творческая мастерская учителя русского языка МБОУ « СОШ№4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. УсинскаСолнцевой Светланы Борисовны«Создание условий для формирования у учащихся навыков целеполагания средствами урока русского языка»
Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование. Всегда надо помнить: цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполаг...