Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Русский язык для говорения и письма»
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Русский язык для говорения и письма»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_rus._yaz._10.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования городского округа «Охинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Охи
Рекомендована Утверждаю
ШМО учителей
русского языка и литературы _____________Б. Н. Пономарёв
протокол № 6 директор МБОУ СОШ № 1 г. Охи
от « 29 » сентября 2015 г. Приказ № 105 ОД от « 30 » мая 2015г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 10 классе
«Русский язык для говорения и письма»
Основное общее образование
Срок реализации программы 1 год
Составлена на основе
программы общеобразовательных учреждений по русскому языку
О. Е. Дроздовой «Методические рекомендации к урокам языкознания»
учителем русского языка и литературы
Говор Христиной Александровной.
Оха. 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку для 9 класса составлена на основе «Методических рекомендаций к урокам языкознания» О. Е. Дроздовой.
Русский язык – это важнейшая часть национальной культуры русского народа, поэтому имеет первостепенное значение, являясь не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практические важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.
В настоящее время всё более актуальной становится проблема формирования у школьников представлений о сущности, назначении и функции языка, об организующей роли его. Главная цель обучения элективному курсу по русскому языку состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с объектами языкознания, его терминологическим аппаратом и повысить интерес к родному языку, что позволит, в свою очередь, обеспечить языковое развитие учащихся и помочь им максимально овладеть речевой деятельностью.
Знание основных положений языкознания полезно как для отдельно взятого субъекта, так и для специалистов многих областей гуманитарных знаний. В связи с этим элективный курс «Введение в языкознание» может быть использован на этапе предпрофильной подготовки обучающихся девятых классов.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
- знакомство с объектами языкознания, его терминологическим аппаратом.
- воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Задачи обучения элективному курсу:
1 Ознакомление с базовой терминологией языкознания. С важнейшими сведениями о сущности языка и особенностями его организации,
2 Формирование целостного представления о языке на основе начальных лингвистических знаний.
3 Освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
4 Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения.
Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность и доступность. Это позволит школьникам приобрести ключевые языковые компетенции.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(34 часа - 1 час в неделю)
№ | Наименование раздела, темы |
1 | Введение. (1 ч.) Лингвистика как наука. Язык и речь. |
2 | Язык и речь. (14 ч.) Происхождение языка. Природа и сущность языка. Язык- система знаков. Функции языка. Язык и речь. Социально-функциональная структура языка. Классификация языков. Происхождение и развитие письма. |
3 | Фонетика. (5 ч.) Артикуляционная база. Слог. Ударение и интонация. Фонема. Сильная и слабая позиция фонем. Система фонем. |
4 | Лексикология. (5 ч.). Слово как предмет лексикологии. Лексическое значение и его типы. Фразеологические единицы. |
5 | Морфемика и словообразование. (4 ч.) Понятие о морфеме. Основные способы словообразования. |
6 | Грамматика. (5 ч.) Грамматический строй языка. Морфология. Классификация частей речи. Парадигма. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция. |
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся |
I | Введение Лингвистика как наука | 1 | Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц «Основные разделы языкознания», «Связь лингвистики с другими науками» |
II | Язык и речь | Конспектирование лекции учителя. Работа со справочной литературой. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц. Оформление плакатов с различными знаками. Создание древа языков. Составление «посланий». Подготовка сообщений и их обсуждение. Участие в дискуссии. | |
1 | Происхождение языка | 2 | |
2 | Природа и сущность языка | 2 | |
3 | Язык – система знаков | 2 | |
4 | Функции языка | 1 | |
5 | Язык и речь | 2 | |
6 | Социально-функциональная структура языка | 1 | |
7 | Классификация языков | 2 | |
8 | Происхождение и развитие письма | 2 | |
III | Фонетика | Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц. Работа со справочной литературой. Лингвистические игры. Орфоэпические упражнения | |
1 | Артикуляционная база | 2 | |
2 | Слог. Ударение и интонация | 2 | |
3 | Фонема. Сильная и слабая позиция фонем. Система фонем | 1 | |
IV | Лексикология | Составление понятийного словаря. Составление тематических таблиц и схем. Работа с лингвистическим текстом. Работа со словарями разных типов. Лингвистические игры. Работа со справочной литературой. Подготовка сообщений по теме: «Это интересно». Составление словарей. Исследовательские задания: «Из истории слова», «Из истории фразеологизма» | |
1 | Слово как предмет лексикологии | 1 | |
2 | Лексическое значение и его типы | 2 | |
3 | Фразеологические единицы | 2 | |
V | Морфемика и словообразование | Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление словообразовательных цепочек. Составление словообразовательных гнёзд | |
1 | Понятие о морфеме | 2 | |
2 | Основные способы словообразования | 2 | |
VI | Грамматика | Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц и схем. Работа с текстами. Выполнение различных видов разбора. | |
1 | Грамматический строй языка | 1 | |
2 | Морфология. Классификация частей речи. Парадигма | 2 | |
3 | Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема |
1 | Введение Лингвистика как наука | |
2 | Происхождение языка | |
3 | Происхождение языка | |
4 | Природа и сущность языка | |
5 | Природа и сущность языка | |
6 | Язык – система знаков | |
7 | Язык – система знаков | |
8 | Функции языка | |
9 | Язык и речь | |
10 | Язык и речь | |
11 | Социально-функциональная структура языка | |
12 | Классификация языков | |
13 | Классификация языков | |
14 | Происхождение и развитие письма | |
15 | Происхождение и развитие письма | |
16 | Артикуляционная база | |
17 | Артикуляционная база | |
18 | Слог. Ударение и интонация | |
19 | Фонема. Сильная и слабая позиция фонем. | |
20 | Система фонем | |
21 | Слово как предмет лексикологии | |
22 | Лексическое значение и его типы | |
23 | Лексическое значение и его типы | |
24 | Фразеологические единицы | |
25 | Фразеологические единицы | |
26 | Понятие о морфеме | |
27 | Морфема | |
28 | Основные способы словообразования | |
29 | Основные способы словообразования | |
30 | Грамматический строй языка | |
31 | Морфология. Классификация частей речи. Парадигма | |
32 | Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция | |
33 | Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция | |
34 | Зачётная работа |
Ожидаемые результаты
В ходе изучения курса «Введение в языкознание» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- Знать основы науки о языке
- Знать основные лингвистические термины
- Уметь работать со словарями и справочной литературой
- Уметь систематизировать полученные знания уметь применять на практике теоретические знания
Литература
- Головин Б. Н. Введение в языкознание. М., 2014
- Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. М., 2014
- Леонтьев А. А. Что такое язык. М., 2013
- Реформатский А. А. Введение в языкознание. А., 2013
- Фолсом У. Книга о языке. М.,2013
- Шанский Н. М. В мире слов. М., 2014
- Шанский Н. м. Занимательный русский язык. М.,2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...
Программа предметного элективного курса «По страницам произведений Б. Шоу (английский язык)» 9 класс
Предлагаемая программа предметного элективного курса разработана для УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, Б. Оби, В. Эванс, Дж. Дули “Английский в фокусе” 9 класс; Москва, “Просвещение”, 2014 г. для и...
Программа элективного курса по литературе "Серебряный век в русской литературе и искусстве". 11 класс
программа занятий, тематическое планирование...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Рабочая программа элективного курса"Введение в языкознание.Практикум по русскому языку.Подготовка к ГИА в 8 классе"
Рабочая программа ориентирована на дополнительную подготовку обучающихся 8 классов к ГИА....
Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса
Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса...
Программа элективного курса для подготовки к ОГЭ по русскому языку
Программа элективного курса для подготовки к ОГЭ по русскому языку...