Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Русский язык для говорения и письма»
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Говор Христина Александровна

Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Русский язык для говорения и письма»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_rus._yaz._10.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования городского округа «Охинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 г. Охи

           Рекомендована                                                                                                                          Утверждаю

         ШМО  учителей                                                                          

         русского языка и литературы                                                      _____________Б. Н. Пономарёв

         протокол № 6                                                                             директор МБОУ СОШ № 1 г. Охи

         от « 29 » сентября 2015 г.                                                          Приказ №    105 ОД от « 30 » мая 2015г.

           

                                                                                                               

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 10 классе

«Русский язык для говорения и письма»

Основное общее образование

Срок реализации программы  1 год

Составлена на основе

программы общеобразовательных учреждений по русскому языку

О. Е. Дроздовой «Методические рекомендации к урокам языкознания»

 учителем   русского языка и литературы

Говор Христиной Александровной.

 Оха. 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая учебная  программа элективного курса по русскому языку для 9 класса составлена на основе  «Методических рекомендаций к урокам языкознания» О. Е. Дроздовой.

      Русский язык – это важнейшая  часть национальной культуры русского народа, поэтому  имеет первостепенное значение, являясь не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практические важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.  

      В настоящее время всё более актуальной становится проблема формирования у школьников представлений о сущности, назначении и функции языка, об организующей роли его. Главная цель обучения элективному курсу по русскому языку состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с объектами языкознания, его терминологическим аппаратом и повысить интерес к родному языку, что позволит, в свою очередь,  обеспечить  языковое развитие учащихся и помочь им  максимально овладеть речевой деятельностью.

     Знание основных положений языкознания полезно как для отдельно взятого субъекта, так и для специалистов многих областей гуманитарных знаний. В связи с этим элективный курс «Введение в языкознание» может быть использован на этапе предпрофильной подготовки обучающихся девятых классов.  

     Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

- знакомство с объектами языкознания, его терминологическим аппаратом.

 - воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;

 - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

    Задачи обучения элективному курсу:

1 Ознакомление с базовой терминологией языкознания. С важнейшими сведениями о сущности языка и особенностями его организации,

2 Формирование целостного представления о языке на основе начальных лингвистических знаний.

3  Освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

4 Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения.

    Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность и доступность. Это позволит школьникам приобрести ключевые языковые компетенции. 

    Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(34 часа - 1 час в неделю)

                          Наименование раздела, темы

1

  Введение. (1 ч.)

Лингвистика как наука. Язык и речь.

2

Язык и речь. (14 ч.)

Происхождение языка. Природа и сущность языка. Язык- система знаков. Функции языка. Язык и речь. Социально-функциональная структура языка. Классификация языков. Происхождение и развитие письма.

3

Фонетика. (5 ч.)

Артикуляционная база. Слог. Ударение и интонация. Фонема. Сильная и слабая позиция фонем. Система фонем.

4

Лексикология. (5 ч.).

Слово как предмет лексикологии. Лексическое значение и его типы. Фразеологические единицы.

5

Морфемика и словообразование. (4 ч.)

Понятие о морфеме. Основные способы словообразования.

6

Грамматика. (5 ч.)

Грамматический строй языка.

 Морфология. Классификация частей речи. Парадигма.

 Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция.

                                                                                                                                                           








           

Тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

I

Введение

Лингвистика как наука

1

Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц «Основные разделы языкознания», «Связь лингвистики с другими науками»

II

Язык и речь

Конспектирование лекции учителя. Работа со справочной литературой. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц. Оформление плакатов с различными знаками. Создание древа языков. Составление «посланий». Подготовка сообщений и их обсуждение. Участие в дискуссии.

1

Происхождение языка

2

2

Природа и сущность языка

2

3

Язык – система знаков

2

4

Функции языка

1

5

Язык и речь

2

6

Социально-функциональная структура языка

1

7

Классификация языков

2

8

Происхождение и развитие письма

2

III

Фонетика

Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц. Работа со справочной литературой. Лингвистические игры. Орфоэпические упражнения

1

Артикуляционная база

2

2

Слог. Ударение и интонация

2

3

Фонема. Сильная и слабая позиция фонем. Система фонем

1

IV

Лексикология

Составление понятийного словаря. Составление тематических таблиц и схем. Работа с лингвистическим текстом. Работа со словарями разных типов. Лингвистические игры. Работа со справочной литературой. Подготовка сообщений по теме: «Это интересно». Составление словарей. Исследовательские задания: «Из истории слова», «Из истории фразеологизма»

1

Слово как предмет лексикологии

1

2

Лексическое значение и его типы

2

3

Фразеологические единицы

2

V

Морфемика и словообразование

Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление словообразовательных цепочек. Составление словообразовательных гнёзд

1

Понятие о морфеме

2

2

Основные способы словообразования

2

VI

Грамматика

Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц и схем. Работа с текстами. Выполнение различных видов разбора.

1

Грамматический строй языка

1

2

Морфология. Классификация частей речи. Парадигма

2

3

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция

2

                                                                                                                                                                                                                                                             Календарно-тематическое планирование

№п/п

Дата

Тема

1

Введение

Лингвистика как наука

2

Происхождение языка

3

Происхождение языка

4

Природа и сущность языка

5

Природа и сущность языка

6

Язык – система знаков

7

Язык – система знаков

8

Функции языка

9

Язык и речь

10

Язык и речь

11

Социально-функциональная структура языка

12

Классификация языков

13

Классификация языков

14

Происхождение и развитие письма

15

Происхождение и развитие письма

16

Артикуляционная база

17

Артикуляционная база

18

Слог. Ударение и интонация

19

Фонема. Сильная и слабая позиция фонем.

20

Система фонем

21

Слово как предмет лексикологии

22

Лексическое значение и его типы

23

Лексическое значение и его типы

24

Фразеологические единицы

25

Фразеологические единицы

26

Понятие о морфеме

27

Морфема

28

Основные способы словообразования

29

Основные способы словообразования

30

Грамматический строй языка

31

Морфология. Классификация частей речи. Парадигма

32

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция

33

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция

34

Зачётная работа

Ожидаемые результаты

   В ходе изучения курса «Введение в языкознание» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • Знать основы науки о языке
  • Знать основные лингвистические термины
  • Уметь работать со словарями и справочной литературой
  • Уметь систематизировать полученные знания уметь применять на практике теоретические знания

       

Литература

  1. Головин Б. Н. Введение в языкознание. М., 2014
  2. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. М., 2014
  3. Леонтьев А. А. Что такое язык. М., 2013
  4. Реформатский А. А. Введение в языкознание. А., 2013
  5. Фолсом У. Книга о языке. М.,2013
  6. Шанский Н. М. В мире слов. М., 2014
  7. Шанский Н. м. Занимательный русский язык. М.,2013

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                               

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...

Программа предметного элективного курса «По страницам произведений Б. Шоу (английский язык)» 9 класс

Предлагаемая программа предметного элективного курса разработана для УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, Б. Оби, В. Эванс, Дж. Дули “Английский в фокусе” 9 класс; Москва, “Просвещение”, 2014 г. для и...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Рабочая программа элективного курса"Введение в языкознание.Практикум по русскому языку.Подготовка к ГИА в 8 классе"

Рабочая программа ориентирована на дополнительную подготовку обучающихся 8 классов к ГИА....

Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса...

Программа элективного курса для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Программа элективного курса для подготовки к ОГЭ по русскому языку...