От анализа текста - к изложению (Подготовка к ОГЭ)
статья по русскому языку на тему

Мугтазирова Альфия Азатовна

Основной государственный выпускников 9-х классов в новой форме - важный шаг на пути к ЕГЭ. Она является не только «инструментом диагностики учебных достижений девятиклассников, но и средством прогнозирования  приоритетов в обучении русскому языку …»

Скачать:


Предварительный просмотр:

От анализа текста – к сжатому изложению (Подготовка к ОГЭ)

А. А. Мугтазирова, учитель русского языка и литературы,

средняя школа №1, с. Актаныш

      Основной государственный выпускников 9-х классов в новой форме - важный шаг на пути к ЕГЭ. Она является не только «инструментом диагностики учебных достижений девятиклассников, но и средством прогнозирования  приоритетов в обучении русскому языку …»

По результатам  проверки работ учащихся ОГЭ по русскому  языку в 2014 году выявилось ряд общих проблем, связанных с недостаточной сформированностью комплекса знаний и  умений учащихся.

   Одна из проблем связана с выполнением задания 1 . Ориентируясь на традиционную форму аттестации – подробное изложение,  недостаточно внимания уделялось  работе по обучению сжатому изложению. Восприятие текста на слух требует определенных аналитических умений, связанных с нахождением в тексте ключевых смыслов, выделением основных микротем, передающих главную информацию, а так же установлением смысловых связей между абзацами.

Высшая степень информативности - одна из главных особенностей современной действительности. Для усвоения информации, ее сознания, передачи часто прибегают к сжатию. Что же такое сжатый текст? Прежде всего, это сообщение, распространенное путем сокращения полного текста. Сегодня работа над компрессией текста особо актуальна не только для девятиклассников  в связи с новой формой экзаменационной работы, но и для выпускного 11 класса, потому что без навыков сжатия информации становится затруднительным удачно сдать ЕГЭ, написать сочинение. Поэтому необходимо вспомнить об одном интересном упражнении по развитию речи – сжатом изложении.

Сжатое изложение – это такая форма творческой работы, которая побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и в первую очередь умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать полученную информацию.

  Комплексная работа с текстом становится в условиях ОГЭ особенно актуальной.

  Важно донести до ученика, что текст, как самая крупная языковая единица, интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков),  помогает  любой языковой единице выступать в своей  функциональной роли. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только  теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья.  В связи с этим нужно организовать работу учащихся над комплексным анализом уже с 5-го класса. В  5-6  классах можно пользоваться текстами художественного, в 7-8 классах – публицистического и научного стилей. Диагностируя  степень  овладения навыками анализа, нужно подбирать задания разного уровня сложности. Можно использовать  учебное пособие «Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь» А.Б. Малюшкина  для самостоятельных и домашних работ в 5-9 классах.

Успех работы над изложением  определяется в значительной мере тем, какая  подготовительная работа к изложению проводится. Ведь по существу само изложение – это уже заключительный, завершающий этап  целой серии предшествующих ему упражнений. Это – итог,  которым характеризуются результаты целой системы упражнений, проводившихся в определённой последовательности и с определённой методической целью.

Подготовительная работа должна быть многоаспектной и охватывать широкий круг видов работ и навыков:

  • определять тему текста;
  • определять основную мысль;
  • определять тип и стиль речи;
  • отбирать материал: выделять  главное, находить ключевые слова, опускать детали;
  • избирать наиболее желательную форму языкового выражения;
  • составлять план и рассказывать по плану;
  • научить заканчивать рассказ;
  • отвечать на вопросы выдержками из текста (цитатами);
  • передавать прочитанные предложения другими словами;
  • превращать одни типы предложений в другие: повествовательные в вопросительные и восклицательные;
  • сокращение текстов;
  • свободный  и творческий диктанты.

В ходе анализа будет собран «рабочий материал» для  изложения. При этом текст должен быть подвергнут анализу со стороны содержания и формы.

В процессе написания текста изложения необходимо осуществить сжатие услышанной информации, создать текст, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Чтобы сжато изложить текст, надо понять замысел автора и содержание текста.

Сжатое изложение требует «структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нем микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное». Подготовка к сжатому изложению способствует выработке лаконичной, содержательной речи, развивает мышление.

При работе с текстом для сжатого изложения формируются коммуникативно-речевые умения.

Известны три способа сжатия: замена; исключение подробностей, деталей (удаление); обобщение конкретных, единичных явлений (слияние).

Выбор способа компрессии в каждом конкретном случае зависит от коммуникативной задачи, особенностей текста и подготовленности учащихся.

Прорабатывать способы и приемы сжатия необходимо систематически, с начальной школы, тогда в старших классах будет проще работать над сжатием текста, создавать сочинение отклик на прочитанный текст.

Результаты диагностических работ показывают, что учащиеся не могут сжато пересказать текст на письме, подменяя его конспектированием или отрывочным изложением. Чтобы этого избежать, необходимо научиться понимать текст, разграничивать главную информацию от второстепенной.

Некоторые вопросы и задания, способствующие вычленению главной информации:

  •  Прочитайте текст и подчеркните в нем главную информацию.
  •  Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.
  •  Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
  •  Замените ряд однородных членов обобщающим наименованием.
  •  Упростите выражение, заменив синонимом.
  •  Запишите предложение (я), употребив нейтральные синонимы, исключив детали.
  •  Определите и запишите основную проблему текста.
  •  Сравните два текста (один – подробный, второй – сжатый вариант). Сравните основную информацию текстов. Различается ли она?

Упражнение. Прочитайте отрывок из статьи Е. Евтушенко «Воспитание поэзией». Подготовьтесь к сжатому изложению. Выпишите ключевые слова.

Поэт в долгу перед теми, кто научил его любить поэзию, ибо они дали ему чувство смысла жизни.

Поэт в долгу перед теми поэтами, кто были до него, ибо они дали ему силу слова.

Поэт в долгу перед сегодняшними поэтами, своими товарищами по цеху, ибо их дыхание – тот воздух, которым он дышит, и его дыхание – частица того воздуха, которым дышат они.

Поэт в долгу, ибо они надеются его голосом сказать о времени и о себе.

Поэт в долгу перед потомками, ибо его глазами они когда-нибудь увидят нас.

Ощущение этой тяжелой и одновременно счастливой задолженности никогда не покидало меня и, надеюсь, не покинет.

Варианты сжатия изложения.

  1. Поэт в долгу перед своими современниками и перед потомками, перед другими поэтами и перед читателями, а также перед теми, кто научил его любить поэзию. Все те, перед кем он ощущает себя в долгу, дают ему самое главное: чувство смысла жизни, понимание смысла жизни, тот воздух, которым он дышит, возможность сказать «о времени и о себе» не только своим современникам, но и потомкам.
  2. Поэт испытывает чувство ответственности перед всеми, кто научил его любить поэзию, слово, понять, в чем смысл жизни, перед теми, кто верит и надеется, что именно он, поэт, станет их голосом, их глазами, что поможет и потомкам понять наше время.

Ощущение этого долга, тяжелое и одновременно счастливое, не должно   никогда покидать настоящего поэта.

В данных примерах можно заметить, что для сжатия текста с параллельным способом связи между предложениями прежде всего изменяем синтаксические особенности текста: используем сложные предложения, ряды однородных членов. При этом  в каждом варианте сжатого пересказа опираемся на ключевые слова (или синонимы к ним): поэт, любить, поэзию, слово, долг, (ответственность), современники, потомки, читатели, время, смысл жизни.

Почему работа над компрессией текста так важна для учащихся? Во-первых, систематическое закрепление навыков сжатия материала способствует развитию речевой практики. Во-вторых, полезно для формирования умений учебной деятельности, в частности редактирования, конспектирования, написания аннотаций, тезисов. И, наконец, содействует формированию лингвистической и культуроведческой компетенций.

Новая форма итоговой аттестации позволяет проверить сформированность комплекса компетенций.  Необходимо продумать, чётко спланировать и  организовать работу,   связанную с комплексным анализом  текста. Только целенаправленная  работа позволит повысить качество обучения по русскому языка, а, следовательно, и подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА.

Литература.

1.  Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр соч.: в 6 т. – М., 1982. – Т2 – С. 358.

2. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. – М., 2008. – С.5

3.  Мурашов А.А. «Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку». Журнал «Русский язык в школе» №2 1998. - С. 3

  4.  Сидоренков В.А. «Создание условий для формирования у школьников  общеучебных умений  текстообразования»  РЯШ. – 1997.- №6. – С. 3-8Линецкая Л. М., Алексеева Е. Д. Развитие речевой культуры младших подростков на уроках русского языка и во внеурочной работе. – Ростов-на-Дону, 2007.

5. Черемисина Н. А. Формирование точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению: Авторф. дисс. На соискание канд. пед. наук. – Рязань, 2007. – С. 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»

ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки   к сочинению-рассуждению»...

Анализ текста как форма подготовки к ЕГЭ и развитие образного и логического мышления

Статья посвящена проблеме обучения сочинению-рассуждению на основе  публицистического текста в старших классах при подготовке к ЕГЭ. В ней представлены формы работы с текстом, алгоритм напи...

Презентация урока по Русскому языку в 9 классе. Анализ текста как способ подготовки к ГИА.

И снова чья- то маленькая жизнь в твоих руках становится большой…… Из искры возгорится пламя М.Горький    Почему я стала учителем? Этот вопрос я задавала себе несколько раз,  и всегда о...

Комплексный анализ текста как форма подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ

Цель данной статьи – оказать  помощь учителю-предметнику, описав  некоторые способов проведения   комплексного анализа текста, показать различные пути работы с текстом....

Анализ текста в рамках подготовки к ГИА

Тема урока: Анализ текста в рамках подготовки к ГИА...

Статья "Анализ текста в формате подготовки к сочинению-рассуждению в 9 классе"

В материале изложены идеи автора относительно подготовки к написанию сочинения-рассуждения (в рамках подготовки к ОГЭ).                      ...

презентация на тему: "Комплексный анализ текста как способ подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Материал данной презентации можно использовать при подготовке к очинению-рассуждению на ОГЭ и ЕГЭ...