Выступление по теме "Комплексный анализ текста при подготовке учащихся 9 класса к написанию изложения и сочинения"
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Работа над изложением связана со всеми сторонами языка, с развитием логического мышления, содействует развитию навыков самостоятельного изложения мыслей в связной форме, обогащению  словаря и закреплению знаний по  грамматике и правописанию. Успех работы над изложением  определяется в значительной мере тем, какая  подготовительная работа к изложению проводится. Ведь по существу само изложение – это уже заключительный, завершающий этап  целой серии предшествующих ему упражнений. Это-итог,  которым характеризуются результаты целой системы упражнений, проводившихся в определённой последовательности и с определённой методической целью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста

при подготовке учащихся 9 класса к написанию   изложения и сочинения

 На протяжении нескольких десятилетий  изложение остаётся одним из самых распространённых видов работы, без изложения невозможно представить систему знаний по развитию связной речи в школе. Это один из эффективных приёмов, который используется не только для развития речи, но и для определения речевого развития человека. Изложение  заняло прочные позиции в ряду форм итоговой аттестации по русскому языку. Новая форма экзамена позволяет оценить уровень овладения не только коммуникативной,  но и лингвистической компетенцией.

Цель:  на основе информации текста учить  понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи, создавать в письменной форме высказывания, соблюдая основные языковые нормы.

Задачи:

- определить уровень сформированности навыка написания изложения;

-разработать приёмы и методы формирования навыка многоаспектного анализа текста на уроках русского языка;

- создание условий речевой самореализации личности обучающихся на государственной итоговой аттестации;

Текст- это интегрированная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, языкознания, психологии,  культурологи, философии, литературоведения, истории и других. Чтобы постичь текст в его целом, необходимы знания и из области теории литературы, и из истории языка, и из  этнографии. Изучая текст, обучающиеся  обогащают  свой  культурный багаж, формируют представления  о разных сторонах жизни,  разных эпохах,  совершенствуют нравственное чувство.  Они учатся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное  мнение, признавать и исправлять свои ошибки, овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи. 

Изложение – обобщённое название  одного из видов связной речи ( в письменной или устной форме),  широко используемого в речевой практике людей вообще и  в качестве школьного упражнения в частности. В школьных условиях изложение – это передача в письменной форме прочитанного текста или услышанного рассказа, увиденного.

Работа над изложением связана со всеми сторонами языка, с развитием логического мышления, содействует развитию навыков самостоятельного изложения мыслей в связной форме, обогащению  словаря и закреплению знаний по  грамматике и правописанию.

Успех работы над изложением  определяется в значительной мере тем, какая  подготовительная работа к изложению проводится. Ведь по существу само изложение – это уже заключительный, завершающий этап  целой серии предшествующих ему упражнений. Это-итог,  которым характеризуются результаты целой системы упражнений, проводившихся в определённой последовательности и с определённой методической целью. Подготовительная работа должна быть многоаспектной и охватывать широкий круг видов работ и навыков:

·        определять тему текста;

·        определять основную мысль;

·        определять тип и стиль речи;

·         отбирать материал: выделять  главное, опускать детали, избегать длиннот;

·        составлять план и рассказывать по плану;

·        научить заканчивать рассказ;

·        отвечать на вопросы выдержками из текста (цитатами);

·        передавать прочитанные предложения другими словами;

·        превращать одни типы предложений в другие: повествовательные в вопросительные и восклицательные;

·        сокращение текстов;

·        свободный  и творческий диктанты;

·        письменные ответы на вопросы;

·        составление  предложений на определённую тему;

Анализ исходного текста – основной  этап подготовки к написанию изложения.   В ходе анализа будет собран «рабочий материал» для  изложения. При этом текст должен быть подвергнут анализу со стороны содержания и формы.

Первое, что должны понять обучающиеся из текста – это тема: о чём говорится в тексте? На этом этапе я обращаюсь к опыту Г.С. Меркина, который рекомендует способ определения темы по имени существительному. Выписать имена существительные и распределить их по темам. На основе составленного словарика станет понятно, о чём идёт речь в тексте.

Основная мысль текста  - что говорится  в тексте по данной теме. Выделение макро- и микротем  в тексте. Необходимо, чтобы обучающиеся  умели отличать миктротемы  в тексте.  В этом помогает составление плана к тексту изложения.   Текст читается по частям, что помогает выявить основную мысль каждой части текста.

Важно определить тип речи и стиль. Тип речи  определять учимся с 5 класса по принципу «фотографии». К 9 классу это не вызывает затруднения. Стиль речи – более сложный этап,  признаки стилей изучаются постепенно. Обычно носители языка, т.е. люди, для которых этот язык является родным или языком  общения, узнают стиль текста непосредственно. Если же  какие- либо осложнения возникают, то следует вспомнить внеязыковые  приметы каждого стиля, надо представить речевую ситуацию (о чём, где, с кем, зачем говорят) и ответить на вопрос, где этот текст может быть использован – в журнале или газете (публицистика), научной или учебной литературе (научный стиль), в художественном произведении (художественный стиль)

Порядок действий при  проведении стилистического анализа должен быть таким: сначала, опираясь на внеязыковые признаки стиля (речевую ситуацию), определяем стиль текста, затем, отталкиваясь от ведущих стилевых черт, ищем в тексте языковые приметы данного стиля- характерные для него слова и выражения.  Ситуация осложняется тем,  что текст воспринимается на слух.

Ещё одним важным аспектом развития речи  школьников является обогащение  словарного запаса. Необходимо развивать  у школьников внимание к слову, желание и умение объяснять  его лексическое значение, расширять и  обогащать активный словарный запас детей, т.е повышать культуру речи  обучающихся.

В работе  использую  упражнения, где  работа со словом или его значением, нахождение примеров лексических явлений проводится попутно с анализом выразительных средств языка, определением коммуникативных функций лексических единиц. Кроме того, в текстах есть  орфограммы  и пунктограммы, работа  над которыми  также  является подготовкой к изложении.

Самое главное, на мой взгляд, в изложении  - это грамотное письмо. А это значит, что необходим и анализ текста с точки зрения орфографии и пунктуации. Форма ГИА в 9 классе усложнилась в том плане, что изложение выпускники прежних лет  писали по текстам «Для  проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы»  Из  текста, например, выписать слова с  орфограммами в корне,  или  глаголы на –тся – ться, или наречия т.к. слова этой части речи пишутся слитно и раздельно. И т.д. Пунктуационный навык можно также развивать,  выписав из текста сложноподчинённые или сложносочиненные предложения, сложные синтаксические конструкции.

Поскольку познавательные особенности и предпочтения каждого ребенка индивидуальны (что учитывается при личностно-ориентированном подходе к организации и содержанию учебного процесса),  школьники  к получению результата идут разными путями. Некоторые (а на начальном этапе работы – все)  анализируют предложенные тексты с помощью вопросов учителя, некоторые  в качестве промежуточного контроля самостоятельно подбирают фрагменты из изучаемых на уроке литературы произведений и готовят вопросы для комплексного анализа «своих» текстов. Иногда ученики, исследуя стратегию творчества классика, в качестве тренировочного упражнения пишут текст-стилизацию  или создают авторский текст как успешный конечный результат какого-то этапа  индивидуальной или совместной с учителем, а может,  с одноклассниками  деятельности.

 

План анализа текста.

1.Прочитайте текст.

2.Вспомните, что вы знаете о его авторе. Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.

3.К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (Художественному, публицистическому, научно, научно-популярному?)

4.Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение?)

5.Определите жанр текста. (Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.?) Какое настроение преобладает в тексте?

6.Определите тему текста.

7.Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом. (Почему именно такое заглавие выбрал автор?)

8.Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план.

9.Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические связи. (Повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации).

10.Как соотносятся начало и конец текста?

11.Понаблюдайте над лексикой текста:

а) Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю; обратите внимание на правописание этих слов;

б) Найдите опорные слова в каждой части текста;

в) Найдите в тексте контекстуальные синонимы и/или антонимы;

г) Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении;

д) Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором?)

е) Выделите фразеологизмы (зачем они употреблены?)

ж) Обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, поэтические фигуры).

12.Понаблюдайте над синтаксисом текста (Употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных, - употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточия, перечислений, прямой речи,  диалога и пр.)

13.Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не только выражения определенной мысли, но и передачу какого то чувства, настроения, состояния.

14.Каково ваше впечатление от текста?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Формирование навыков аудирования при подготовке учащихся к ЕГЭ по немецкому языку"

Формирование навыков аудирования при подготовке учащихся к ЕГЭ по немецкому языку...

Выступление на педагогическом совете "Опыт подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию"

Выступление на педагогическом совете "Опыт подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию"...

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ, диагностика затруднений»

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный ана...

Учебный материал для подготовки к написанию изложений и сочинений (работа над композицией текста)

Учебный материал для подготовки к написанию изложений и сочинений (работа над композицией текста)...

Элективный курс по русскому языку в 7 классе Успешно пишем изложения и сочинения

Научиться правильно, выразительно красиво излагать свои мысли на бумаге в соответствие с коммуникативным замыслом   очень сложно. Именно на это направлен элективный курс «Успешно пишем...

Элективный курс по русскому языку в 7 классе Успешно пишем изложения и сочинения

Для успешного написания изложений и сочинений разработан элективный курс "Успешно пишем изложение и сочинение"...