Методическая разработка. Обучающее изложение с лингвистическим анализом текста
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Обучающее изложение с лингвистическим анализом текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_7.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

                 Урок русского языка в 7-ом классе.

                 Обучающее изложение с языковым разбором текста

                (работа рассчитана на два урока)

Цель урока: обучение учащихся правильному, умелому и сознательному использованию речевых средств, подготовка школьников к написанию изложения.

Оборудование урока: репродукция картины И.Е.Репина, текст статьи В.В.Стасова (сокращенный).

                                     Ход урока

  1. Слово учителя.

     Картина Репина «Бурлаки на Волге» известна каждому. Но не каждый, наверно¸ знает статью Владимира Васильевича Стасова, в которой дано точное описание картины и верное ее истолкование. Стасов (1824-1906) был выдающимся русским деятелем, подлинным борцом за процветание отечественного искусства. В его развитии он сыграл исключительную роль. Передовой мыслитель, В.В.Стасов был дружен с русскими писателями и художниками – Л.Н.Толстым, А.М.Горьким, А.П.Чехов, И.Е.Репиным, И.Н.Крамским, В.М.Васнецовым, И.И.Левитаном.

     На полотне Репина изображена группа бурлаков, занятая изнурительной работой. Все бурлаки в движении, и поэтому описание картины невозможно без большого количества глаголов и глагольных форм. В анализе их смысловой и стилистической роли и состоит цель изложения.

     Слова, нуждающиеся в объяснении: млеть-томиться, изнемогать; ватага – группа людей, компания; постромки – веревки (ремни) от хомута к основной бечеве; эфиоп(устар.) – чернокожий, арап; фальшивить – ошибаться, лукавить, притворяться; мотовство – неразумная, расточительная трата; воловья – грубая, тяжелая (от вол – рабочий бык); своенравная – своевольная (от нрав, норов – характер); оппозиция – противоположение, возражение.

     II. Чтение текста.

     III. Вопросы для беседы по содержанию:

    1. Почему до сих пор картина, которую мы много раз видели, не оставляет нас равнодушными? Какую мысль картины Стасов выделил особо? Как эта мысль отразилась в статье Стасова?

    2. Находится ли композиция (построение) статьи Стасова в зависимости от композиции картины?

     IV. Составление плана изложения:

    1) Дремучие геркулесы.

    а) Общий вид картины.  

    Б) Первая половина шествия: «геркулесы», «эфиоп», отставной солдат, иссохший старик.

     2) Протестующий мальчик.

     А) Окружение мальчика: коренастый старик, рыжий солдат, бродячий грек, бедный лапотник.

     Б) Центр всей ватаги – яркая фигура мальчика.

     5. Чтение и языковой разбор текста.

                        1. Дремучие Геркулесы

     В картине Репина перед вами широкая, бесконечно раскинувшаяся Волга, словно млеющая и заснувшая под палящим июльским солнцем. Где-то вдали мелькает дымящийся пароход, ближе золотится тихо надувающийся парус бедного суденышка, а впереди, тяжело ступая по мокрым отмелям и отпечатывая следы своих лаптей на сыром песке, идет ватага бурлаков. Запрягшись в свои лямки и натягивая постромки длинной бечевы, идут в шаг эти одиннадцать человек, живая машина возовая, наклонив тела вперед и в такт раскачиваясь внутри своего хомута.

     Рассказ о картине Стасов начинает с описания ее фона.

     -Какие слова требуются для описания? Какие это части речи?

(Требуются определения – прилагательные и причастия: широкая, раскинувшаяся Волга, палящее июльское солнце, дымящийся пароход, надувшийся парус).

     На этом фоне общей массой выделяется ватага бурлаков, как единая возовая машина.

     -Объясните, пожалуйста, как вы понимаете это сравнение?

(Хотя бурлаки и пересчитаны, они предстают все-таки как единый живой механизм, общность элементов которого подчеркивается лексическими и грамматико-стилистическими средствами. Это и употребление объединяющего существительного машина, и использование единственного числа: люди идут в шаг (в один шаг), раскачиваясь внутри своего хомута (а не хомутов).

     Хомут – это кольцо с мягкой подкладкой (чтобы не сбить плечи), надеваемое на шею рабочему животному (лошади). У бурлаков не было хомутов в прямом смысле слова. Бурлак надевал на плечи широкую лямку, от которой шла постромка к основной бечеве. Здесь слово употреблено в переносном смысле – в значении общей тяги, общей кабалы.

Главное для этой ватаги – движение вперед, и оно выражено глаголом идти: идет ватага – в одном предложении и идут одиннадцать человек – в другом.

-Какие слова используются для обозначения остальных, дополнительных действий? Какие это части речи?

(Все остальные, дополнительные действия обозначены деепричастиями: тяжело ступая, отпечатывая следы, запрягшись в лямки, натягивая постромки, наклонив тела, раскачиваясь внутри хомута. Ведущий глагол выбран точно, так как именно он и определяет главную суть бурлацкой артели, занятой своей воловьей работой, - ИДТИ ЧТО ЕСТЬ МОЧИ ВПЕРЕД.

     Этим же руководствовался и Некрасов, когда передавал первое впечатление от увиденной ватаги бурлаков:

                  Почти пригнувшись головой

                  К ногам, обвитым бечевой,

                  Обутым в лапти, вдоль реки

                  Ползли гурьбою бурлаки…

                                        («На Волге»)

     -Что прежде всего бросается в глаза при виде бурлаков?

(Их медленное движение: не то, что они идут, а то, что они медленно, с трудом идут, ползут, движутся.

     Первое общее впечатление от картины передано, далее можно перейти к деталям.

     В этой ватаге бурлаков сошлись самые разнородные типы. Впереди выступают, словно пара могучих буйволов, главные, коренные. Это дремучие какие-то геркулесы, со всклоченной головой, бронзовой от солнца грудью и жилистыми, неподвижно висящими вниз руками. Что за взгляд неукротимых глаз, что за раздутые ноздри, что за чугунные мускулы! Тотчас позади них натягивает свою лямку, низко пригнувшись к земле, еще третий богатырь, тоже в лохмотьях и с волосами, перевязанными тряпкой: этот, кажется, всюду перебывал, во всех краях света отведал жизни и попытал счастья и сам похож на какого-то индейца или эфиопа. Тут же, за их спинами, немного фальша и ухитрившись поменьше везти, идет отставной, должно быть, солдат, высокий и жилистый, покуривая коротенькую люльку; позади всех желтый, как воск, и иссохший старик; он страшно болен и изможден, и кажется, немного дней остается ему прожить; он отвернул в сторону бедную свою голову и рукавом обтирает пот на лбу, пот слабости и безвыходной муки.

     -Как Стасов подчеркивает единство первых двух бурлаков?

Единство этих геркулесов, как их называет Стасов, подчеркивается грамматическими средствами – употреблением единственного числа вместо, казалось бы, необходимого множественного: бурлаки со всклоченной головой, бронзовой грудью. Они главные, коренные, т.е. находящийся в центре, подобно средней лошади (коренной) в тройке.

     Обратите внимание, ребята, на то, что в характеристике третьего богатыря Стасов использует устойчивые словосочетания: во всех краях (концах) света, отведать жизни, попытать счастья.

     Деепричастие фальша является индивидуальным авторским образованием. В современном литературном употреблении имеется форма фальшивя. От глагола курить действительное деепричастие настоящего времени (куря) не является употребительным. В случае необходимости нужные деепричастия образуются от приставочных глаголов (здесь именно такой случай: покуривая, а не куря).

     И здесь, в деталях, Стасов не забывает о главном – о том, что ватага движется вся, и, следовательно, движется каждый в отдельности, исключение составляет желтый, как воск, и иссохший старик, действие которого остается необозначенным.

     -Почему?

(Трудно определить характер действия больного старика: идет? Стоит? Плетется?).

     2. ПРОТЕСТУЮЩИЙ МАЛЬЧИК

     Вторую половину шествия составляют: крепкий, бодрый, коренастый старик; он прислонился плечом к соседу и, опустив голову, торопится на ходу набить свою трубочку из цветного кисета; за ним отставной рыжий солдат, единственный человек из всей компании, обладающий сапогами и засунутыми туда суконными штанами, на плечах у него жилет с единственной болтающейся и сверкающей на солнце пуговицей: он суетливо и порывисто ведет свою работу и частит ногами; еще дальше кто-то вроде бродячего грека, с чертами все еще наполовину античными; ему тут тошно и непривычно, он беспокойно поднимает свой все еще великолепный, несмотря на бесконечное мотовство жизни, античный профиль и широкими красивыми глазами озирается кругом. Последний тихо шагает, размахиваясь из стороны в сторону, как маятник, быть может, наполовину в дремоте и совершенно опустив голову на грудь, бедный лапотник, последний и отделившийся от всех.

     -Ребята, на что вы обратили внимание, читая этот абзац?

( В этом абзаце, посвященном второй половине шествия, каждому бурлаку дается подробная характеристика. Ее план в каждом случае одинаков: первоначально указываются признаки бурлака, а уж потом его действия.

     - Какие слова употребляет автор? Какие это части речи?

(Для этого требуется большое количество прилагательных и причастий, глаголов и деепричастий).

     - На какие детали, наиболее характерные в облике бурлаков, обращает внимание Стасов?

(Цветной кисет; трубочка, сапоги, единственные на всю кампанию; суконные штаны; жилет с единственной болтающейся и сверкающей пуговицей).

     Все вместе помогает нам представить пеструю, необыкновенную толпу, одетую во что попало, собранную воедино всесильным голодом.

     - В каком состоянии находится толпа (статична или динамична)?

(Толпа не статична)

     - Какие слова подбирает автор, чтобы показать это?

(Торопиться, суетливо, порывисто, частит, беспокойно, озирается кругом, размахиваясь из стороны в сторону. Болтающаяся и сверкающая на солнце медная пуговица тоже подчеркивает движение).

     - Как характеризует автор последнего бурлака?

(Последний тихо шагает… Использование прилагательного в роли существительного помогает подчеркнуть безликость бурлака, его стертую, неприметную внешность

     И все это общество молчит: оно в глубоком безмолвии совершает свою воловью службу. Один только шумит и задорно кипятится мальчик, в длинных белых космах и босиком, являющийся центром и шествия, и картины, и всего создания. Его яркая розовая рубашка раньше всего останавливает глаз зрителя на самой середине картины, а его быстрый сердитый взгляд, его своенравная, бранящаяся на всех, словно лающая фигурка, его сильные молодые руки, поправляющиеся на плечах мозолящую лямку, - все это протест и оппозиция могучей молодости против безответной покорности возмужалых, сломленных привычкой и временем, дикарей-геркулесов, шагающих вокруг него впереди и сзади.

     -Сколько предложений в этом абзаце? Описанию какого героя они посвящены?

(В абзаце всего три предложения, два из которых посвящены мальчику в розовой рубашке. Стасов отмечает не только цвет рубашки, но и ее фон – яркая розовая рубашка.)

     С какой целью автор использует этот прием?

(На темном фоне босяков этот яркий мальчик в длинных белых космах ( цвет здесь снова не случаен) сразу привлекает внимание и делается центром всей картины.)

     Чтобы усилить мысль о центральном положении мальчика, Стасов употребляет повторяющийся союз и: являющийся центром и шествия, и картины, и всего создания.

     Для характеристики мальчика использовано особенно много слов, отражающих движение: шумит, кипятится; быстрый взгляд; бранящаяся, словно лающая фигурка; руки, поправляющие лямку. Все слова обозначают не просто движение, а движение резкое, быстрое, стихийное.

     Мальчик контрастен окружению не только по цвету и характеру движений, порывистых и молодых, но и по духу – обнадеживающему, бурному, устремленному в будущее.

     Так удается Стасову подчеркнуть, что мальчик является не только цветовым, но и смысловым центром картины, выразителем его главной мысли.

     6. Чтение текста, выполнение изложения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Методическая разработка урока по теме: "Комплексный анализ текста"

На данном уроке учащиеся обучаются проведению лингвистического анализа текста, подготовке к написанию сочинения-рассуждения....

Конспект урока русского языка в 5 классе «Подготовка к написанию подробного изложения с лингвистическим анализом по отрывку рассказа К.Г.Паустовского «Первый снег»

Урок в 5 классе Тема «Подготовка к написанию подробного изложения с лингвистическим анализом по отрывку рассказа К.Г.Паустовского «Первый снег»Цели урока:1)    обучающ...

Курсовая работа.Основные виды лингвистического анализа текста. Использование каждого из видов анализа на различных этапах изучения русского языка

Лингвистический анализ текста способствует не только повторению, обобщению и систематизации изученного, но и более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает языковое чутье, способ...