Разработка урока русского языка "СПП с придаточным определительным"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Жачемук Мариет Аслановна

Цели урока: 

  1. Дать понятие о СПП с придаточными  определительными.
  2. Развивать орфографическую и пунктационную зоркость.
  3. Формировать умение находить придаточные определительные в составе СПП, определять средства связи придаточных определительных с главным предложением.
  4. Закрепить умение правильно расставлять знаки препинания в СПП, а также составлять схемы СПП с придаточным определительным.
  5. Формировать умение правильно выполнять задания ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok2_2.docx999.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : СПП с придаточным определительным (Слайд 1)

Цели урока: (Слайд 2)

  1. Дать понятие о СПП с придаточными  определительными.
  2. Развивать орфографическую и пунктационную зоркость.
  3. Формировать умение находить придаточные определительные в составе СПП, определять средства связи придаточных определительных с главным предложением.
  4. Закрепить умение правильно расставлять знаки препинания в СПП, а также составлять схемы СПП с придаточным определительным.
  5. Формировать умение правильно выполнять задания ОГЭ.

C:\Users\123\Desktop\Марина Аслановна\IMG_6466.JPG

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Орфоэпическая дуэль.(Слайд 3)

Задание : Запишите и поставьте ударения в данных словах:

- Что такое ударение?

(Ударение – это выделение слога по длительности и по силе. Ударение может падать на любой слог. От места ударения зависит смысл слова)

Оптовый , брала, гнала, доверху, досуг, конусы, начал, документ, свекла, статуя, убрала, торты, поняв, принял, шофер.

  1. Орфографическая разминка.(Слайд 4)

Задание: В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

  1. Пр..следовать, пр..сечь, пр..града
  2. Бе..думный, чере..чур, не..сгибаемый
  3. По..дтолкнуть, о..битый, на..дстрочный
  4. В..юнок, из..ян, под..хать.

(Ответ № 1. Правописание приставок пре-, при-)

  1. Проверка Д/З

(Подготовленная ребятами  презентация)

Задание: На прошлом уроке мы с вами разделились на две группы.  И каждая группа получила задание подготовить презентацию:

1 группа:

  1. Рассказать о ССП
  2. Расставить недостающие знаки препинания в 4-х заранее записанных предложениях:

а) Все лица нахмурились , и в тишине  слышалось лишь тяжелое дыхание командира.

 (ССП с соединительным  союзом И)

б) Величественные горы выступали резко из тумана , и вдали тянулась белая струйка дыма.

 (ССП с соединительным союзом и)

в) Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.

(ССП с противительным союзом а)

г) Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось.

(ССП с разделительным союзом не то, не то)

2 группа:

  1. Рассказать о СПП
  2. Расставить недостающие знаки препинания в 4-х предложениях:

а) В одной из комнат я нашел молодого барина, в жизни которого произошло радостное событие.

(СПП с придаточным определительным , главное с прид. связано союзным словом КОТОРОГО )

б) Перед глазами путника расстилалась река, по обоим берегам которой теснились маленькие домики.

(СПП с придаточным определительным, главное с придаточным связано с помощью союзного слова КОТОРОЙ)

в) Дом , куда мы въехали , был построен в начале века.

(СПП с придаточным  обстоятельственным, главная и придаточная часть связаны союзным словом  КУДА )

г) Выйдя в отставку , Петр Петрович не скрыл, что он жертвует собою ради спасения родовой усадьбы.

(СПП с придаточным изъяснительным, главная с придаточным связана союзным словом ЧТО)

  1. Новая тема. (Слайд 5)

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о СПП с придаточными определительными.  Научимся  находить придаточные определительные в составе СПП, определять средства связи придаточных определительных с главным предложением. А так же правильно расставлять знаки препинания и составлять схемы.

Обратите внимание на предложение, на слова Мусы Джалиля. (На доске)

Мы вечно будем прославлять ту женщину , чьё имя- мать!

C:\Users\123\Desktop\Марина Аслановна\IMG_6469.JPG

-Эти слова мы посвятим всем матерям. Предвещая праздник День матери, который отмечается 28 ноября.

- Ребята , значение всех слов вам понятно?

- Давайте  все вместе дадим характеристику этому предложению.

C:\Users\123\Desktop\Марина Аслановна\IMG_6474.JPG

- Какое это предложение? Сложное или простое?

(Сложное)

- Найдите грамматическую основу .

- Союзное или бессоюзное?

(Союзное)

- Какое союзное?

(СПП)

- Как вы это определили?

(Одна часть подчиняется другой. Главное предложение с придаточным связано при помощи союзного слова ЧЬЁ)

C:\Users\123\Desktop\Марина Аслановна\IMG_6480.JPG

Учитель:  Да, это предложение сложное, союзное, СПП с придаточным . В этом предложении  есть указательное слово ТУ, которая служит для выделения определяемого слова. От определяемого слова существительного (женщину) ставим вопрос к придаточной части с помощью вопроса какую?

Придаточные определительные всегда идут после определяемого слова.

Обратите внимание на схему:

(Слайд 6-8 )

C:\Program Files\Drofa\2011\Russian9\data\objects\11-01\20.png

C:\Users\123\Desktop\Марина Аслановна\IMG_6482.JPG

- Постройте схему предложенного предложения:

- Теперь выполним некоторые примеры по нашей теме.

(Слайд 9)

  Задание: выделите предложение с придаточным определительным.

1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

(СПП с придаточным изъяснительным)

2)Дом , в котором я живу, находится в новом районе.

(СПП с придаточным определительным)

3)Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

(СПП с придаточным обстоятельственным)

Задания к предложениям:

1)Найдите грамматическую основу каждого предложения (ОГЭ №8)

2)Сколько грамматических основ в каждом предложении (ОГЭ № 11)

3)Выделите словосочетания во 2 предложении со связью согласование (в новом районе) , со связью управление (находится в районе)(ОГЭ № 7)

4)Схема 2 предложения

C:\Users\123\Desktop\Марина Аслановна\IMG_6483.JPG

VI. Физкультминутка.

  1. Работа с учебником.

Упр. 96 (устно)

  1. Подготовка к ОГЭ

Открываем страницу 6. Вариант 1. Часть 2.

Находим предложения с 19-26. Среди них найти СПП с придаточным определительным ( Ответ №24)

(19) Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о Виленьке. (20) Все ждали, что же скажет Пушкин о злополучном поэте. (21) Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются. (22) Хоть и любят, но все равно посмеиваются. (23) Вдруг Вильгельм увидел, что Пушкин смотрит на него. (24) Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. (25) Он весь превратился в слух. (26) Но слушать ему помешали остальные слушатели.

- Перестройте это предложение с причастным оборотом.

(Он понял, что сейчас прозвучат строчки, относящиеся прямо к нему)

C:\Users\123\Desktop\Марина Аслановна\IMG_6489.JPG

  1. Домашнее задание Упр.98

  1. Итоги урока.
  1. Какая тема сегодняшнего урока?
  2. Придаточные определительные где находятся?
  3. Как присоединяются к главной части?

  1. Выставление оценок.

C:\Users\123\Desktop\Марина Аслановна\IMG_6495.JPG

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Определительные местоимения".

Урок построен по новым стандартам ФГОС ОО. Объяснение нового материала. На уроке используется мультимедийная презенация....

Разработка урока русского языка "СПП с несколькими придаточными"

Представлена методическая разработка урока, презентация, электронный тренажёр....

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными"

В данной методической разработке представлена технологическая карта урока с приложениями по русскому языку  в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными», разработ...

Конспект урока "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"

Технологическая карта урока, реализующего системно - деятельностный подход и формирование УУД По типу: Урок «открытия» нового знания, по структуре - комбинированный Цели: деятельностная: формиров...

Методическая разработка урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

  Урок предусматривает различные формы организации совместной учебной деятельности: общение в паре «ученик-ученик», групповая работа, которые эффективны в процессе поиска способа решения у...

Разработка урока русского языка в 9 классе по теме "СПП с придаточными изъяснительными

Уважаемые коллеги! Представляю разработку урока русского языка в 9 классе по теме "СПП с придаточными изъяснительными"(по требованиям ФГОС) ....

Конспект урока : "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"

Конспект урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными". Объяснение новой темы с элементами урока развития речи. Много материала дано по теме: "Роль книги...