Конспект урока : "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Мурзашева Айгуль Явдатовна

Конспект урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными". Объяснение новой темы с элементами урока развития речи. Много материала дано по теме: "Роль книги в жизни человека". Анализ небольших текстов и задания на закрепление темы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Автор Мурзашева Айгуль Явдатовна, учитель русского языка и литературы  ГБОУ БРГИ  №1 имени Рами Гарипова, высшая категория, Отличник Образования РБ.

Тема:  Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Цель:

образовательные:                                                                                                                                                                                                           -познакомить обучающихся со структурой сложноподчиненного предложения с придаточным определительным;                                                                                                                       -формировать умение определять  характеризовать сложноподчиненные предложения с придаточным определительным;                                                                                                                                                         -закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении с придаточным определительным;                                                                                                развивающие:                                                                                                                                                          -развить у обучающихся потребность в учебной деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы;                                                                                                                                                                                                                                                воспитательные:                                                                                                                                                                                                                                                                                                  -поддерживать у обучающихся мотивацию к изучению русского языка;                                    -воспитывать  любовь к чтению, бережное отношение к книгам.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Виды деятельности: учебно-познавательная.

Оборудование: презентация к уроку

Ход урока:

I. Организационный момент.

Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.

II. Актуализация опорных знаний.

Начнем урок с повторения изученного материала.

-Какое предложение называется сложным?

-На какие виды делятся сложные предложения?

-По каким признакам различаете сложные предложения? Как отличить ССП от СПП и БСП?

-На какие виды делятся придаточные предложения по значению?

-Что означает термин - придаточное изъяснительное предложение?

Обратите внимание на слайд 1

Прочитайте предложения, разберите их и определите вид придаточных предложений.

Слайд1

  1. Мама принесла книгу из библиотеки и сказала, что нужно ее прочитать.

  1. Книга, что лежит у тебя на столе, подарена мамой.

Объясните, как вы их разобрали, чтобы определить вид придаточных предложений.

Вывод: (предполагаемый ответ обучающихся)

-оба предложения являются СПП.

-оба предложения имеют главную и придаточную части.

-обе придаточные части связаны местоимением ЧТО, но…

В первом предложении вопрос придаточной части задается от глагола, задается вопрос косвенного падежа, придаточная часть связывается  с главной при помощи союза ЧТО. Это СПП с придаточным изъяснительным.

Во втором предложении к придаточной части задается вопрос от существительного, вопрос определения. Придаточная часть связана с главной частью при помощи союзного слова ЧТО.

-Какое это предложение?

Это СПП с придаточным определительным.

Запишите в тетрадях дату, тему нашего урока – Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

-Какие цели мы поставим перед собой?

  • находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
  • правильно употреблять в речи данные виды предложений;
  • правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
  • составлять схемы предложений с придаточными определительными.

III. Объяснение нового материала.

Эпиграфом к теме является высказывание М.Горького о книге. Запишите его.

     Нужно читать и уважать только те книги,

                                                                                     которые учат понимать смысл жизни.

М.Горький

-Ребята, как вы понимаете данный эпиграф? (Нужно читать и уважать только те книги, которые учат добру, справедливости, честности, т.е. только хорошему).

Разберем это предложение.

Найдите в предложении грамматическую основу

-От какого слова задается вопрос?(От указательного слова ТЕ. От существительного КНИГИ).

-Какой вопрос?(Вопрос определения КАКИЕ? Придаточное предложение поясняет существительное  в главном предложении. И соединяется с главным предложением при помощи союзного слова КОТОРЫЕ. Значит, перед нами СПП с придаточным определительным).

А теперь самостоятельно прочитайте правила на стр.72-73  (по учебнику Русский язык .9 класс: учеб.для общеобразоват.организаций /Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.А.Александрова; науч.ред. Н.М.Шанский. –М.: Просвещение, 2014г.) и убедитесь, правильно ли мы дали определение нашей теме.

-Что еще нового вы узнали из прочитанного?(придаточное определительное предложение стоит после того слова, которое оно поясняет, следовательно, оно может стоять после главного или в середине главного предложения.

Союзное слово КОТОРЫЙ согласуется с существительным в роде, числе, падеже. Бывают разные союзные слова).

IV.Закрепление нового материала.

Обратите внимание на слайд. Перед вами текст. Он называется «Страница-дверь».

Слайд 2

Страница-дверь.

У Маяковского есть стихотворение, которое начинается со слов «Открывай страницу- дверь!».

Страница-дверь…А ведь и вправду страница книги очень похожа на закрытую дверь, за которой прячется что-то пока еще тебе не известное. Сейчас ты откроешь ее и попадешь в сказочное королевство, где все необычно. Или попадешь на борт корабля, на котором вместе с героями книги поплывешь в дальние моря и океаны. А может быть, это будет самая обычная квартира, в которой живут очень похожие на тебя ребята. (Г.Левашова)

Прочитаем его и ответим на вопросы:

-К какому типу речи относится данный отрывок? О чем он?(Один из обучающихся читает вслух текст) (Рассуждение).

-О чем рассуждает автор? (Основная мысль данного текста в том, что человек должен читать много книг, чтобы быть образованным, умным)

-В тексте мы прочитали такие словосочетания, как ОТКРЫТАЯ СТРАНИЦА, ЗАКРЫТАЯ СТРАНИЦА. Что значат эти словосочетания? (Открытая страница- открытие для себя много нового. Закрытая страница- неизвестная еще информация, знания, которые предстоит изучить).

-Что означает заголовок текста «Страница-дверь»? (Открывая новую страницу книги, мы открываем дверь, чтобы изучить новую жизнь, новые знания).

-Каким средством выразительности является заголовок текста? Заголовок дан в прямом значении или переносном? (в переносном. Метафора).

Задание по тексту.

Спишите 1 предложение и составьте его графическую схему, определите вид придаточного предложения.

-Какое это предложение? (Сложное)

-Вид сложного предложения? (Сложноподчиненное предложение)

-Вид придаточного предложения? (Определительное)

Ребята, мы прочитали текст о книге, записали предложения о книге, согласились с мнением автора текста Г.Левашовой. Скажите, пожалуйста,

-как вы относитесь к книге?

-что значит для вас книга? (источник знаний, путешествие в увлекательный мир…)

-Перед вами следующий слайд. Вдумайтесь в слова о книге Сергея Львова. Как вы их понимаете?

Слайд 3

«На самом деле книга — больше, чем вещь. Она чудо! Вот лежит на столе маленькая книга — в две ладони величиной, а в неё вмещены люди, дома, города. Она лежит на столе неподвижно, но переносит нас из края в край, из страны в страну со скоростью, с которой не может соперничать даже космическая ракета. Она переносит нас в прошлое и в будущее. Книга — единственная машина времени, созданная человеком. Неживая — она живёт, немая — она говорит. О разных странах. О разных временах. О разных судьбах. Иногда  о самой себе, о том, как, когда, почему написана».

(Книга расширяет кругозор человека, связывает настоящее и прошлое)

Слова Максима Горького являются тому подтверждением.

Слайд 4

«…как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает предо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которых я не знал, не видел…

…Чем больше я читал, тем более книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее становилась для меня жизнь».

Данное высказывание взято из очерка Горького «Как я учился» . М.Горький очень много писем адресовал своему сыну, в них он просит сына учиться, познавать мир, быть умным.

Многие письма писателей включены в сборники. Почему?  (Чтобы понять, о чем думал писатель или поэт, узнать его переживания, глубже изучить его характер).

-Кто знает, к какому жанру относятся письма?(эпистолярному).

-Что такое эпистолярный жанр?

Эпистолярный жанр-это жанр литературного произведения, который характеризуется тем, что повествование преподносится читателю в форме переписки. Не стоит путать эпистолярный жанр и дневниковые записи, т.к. первый характеризуется обязательным наличием адресата и получателя письма, а для второго это совсем не характерно.

Подытожим нашу беседу о книге пословицей:

Будешь книги читать-будешь все знать.

-А какие пословицы о книге вы знаете?

Книга - лучший товарищ.

Дом без книги - день без солнца.

Прочел новую книгу – встретился с другом.

С книгой жить – век не тужить.  и т.д.

Итак, что нового вы сегодня узнали? (Новую тему: «СПП с придаточными определительными», термин «Эпистолярный жанр».  Выяснили роль книги в жизни человека.)

V.Домашняя работа.

Написать письмо другу о пользе книг, используя СПП с придаточными определительными.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"

Технологическая карта урока, реализующего системно - деятельностный подход и формирование УУД По типу: Урок «открытия» нового знания, по структуре - комбинированный Цели: деятельностная: формиров...

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"

Методическая разработка урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным" , 9 класс....

Конспект урока в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»Цели урока:1.Обучающая цель: знакомство с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в состав...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Растем патриотами России» (Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными)

Цели урока:Обучающая: дать понятие о СПП с придаточными определительными.Развивающая: формировать умения находить придаточные определительные в составе сложноподчинённого предложения; правильно расста...

Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»

Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"

Цели урока: Закрепить представление об основных особенностях СПП с придаточным определительным.Продолжить формирование навыков опознавания предложений этого типа.Сформировать умение различать их ...

Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным"

Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным" к учебнику русского языка 9 класса/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос...