Конспект урока : "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Конспект урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными". Объяснение новой темы с элементами урока развития речи. Много материала дано по теме: "Роль книги в жизни человека". Анализ небольших текстов и задания на закрепление темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_temu_spp_s_pridatochnymi_opredelitelnymi_1.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Автор Мурзашева Айгуль Явдатовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ БРГИ №1 имени Рами Гарипова, высшая категория, Отличник Образования РБ.
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
Цель:
образовательные: -познакомить обучающихся со структурой сложноподчиненного предложения с придаточным определительным; -формировать умение определять характеризовать сложноподчиненные предложения с придаточным определительным; -закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении с придаточным определительным; развивающие: -развить у обучающихся потребность в учебной деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы; воспитательные: -поддерживать у обучающихся мотивацию к изучению русского языка; -воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книгам.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Виды деятельности: учебно-познавательная.
Оборудование: презентация к уроку
Ход урока:
I. Организационный момент.
Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.
II. Актуализация опорных знаний.
Начнем урок с повторения изученного материала.
-Какое предложение называется сложным?
-На какие виды делятся сложные предложения?
-По каким признакам различаете сложные предложения? Как отличить ССП от СПП и БСП?
-На какие виды делятся придаточные предложения по значению?
-Что означает термин - придаточное изъяснительное предложение?
Обратите внимание на слайд 1
Прочитайте предложения, разберите их и определите вид придаточных предложений.
Слайд1
- Мама принесла книгу из библиотеки и сказала, что нужно ее прочитать.
- Книга, что лежит у тебя на столе, подарена мамой.
Объясните, как вы их разобрали, чтобы определить вид придаточных предложений.
Вывод: (предполагаемый ответ обучающихся)
-оба предложения являются СПП.
-оба предложения имеют главную и придаточную части.
-обе придаточные части связаны местоимением ЧТО, но…
В первом предложении вопрос придаточной части задается от глагола, задается вопрос косвенного падежа, придаточная часть связывается с главной при помощи союза ЧТО. Это СПП с придаточным изъяснительным.
Во втором предложении к придаточной части задается вопрос от существительного, вопрос определения. Придаточная часть связана с главной частью при помощи союзного слова ЧТО.
-Какое это предложение?
Это СПП с придаточным определительным.
Запишите в тетрадях дату, тему нашего урока – Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
-Какие цели мы поставим перед собой?
- находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
- правильно употреблять в речи данные виды предложений;
- правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
- составлять схемы предложений с придаточными определительными.
III. Объяснение нового материала.
Эпиграфом к теме является высказывание М.Горького о книге. Запишите его.
Нужно читать и уважать только те книги,
которые учат понимать смысл жизни.
М.Горький
-Ребята, как вы понимаете данный эпиграф? (Нужно читать и уважать только те книги, которые учат добру, справедливости, честности, т.е. только хорошему).
Разберем это предложение.
Найдите в предложении грамматическую основу
-От какого слова задается вопрос?(От указательного слова ТЕ. От существительного КНИГИ).
-Какой вопрос?(Вопрос определения КАКИЕ? Придаточное предложение поясняет существительное в главном предложении. И соединяется с главным предложением при помощи союзного слова КОТОРЫЕ. Значит, перед нами СПП с придаточным определительным).
А теперь самостоятельно прочитайте правила на стр.72-73 (по учебнику Русский язык .9 класс: учеб.для общеобразоват.организаций /Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.А.Александрова; науч.ред. Н.М.Шанский. –М.: Просвещение, 2014г.) и убедитесь, правильно ли мы дали определение нашей теме.
-Что еще нового вы узнали из прочитанного?(придаточное определительное предложение стоит после того слова, которое оно поясняет, следовательно, оно может стоять после главного или в середине главного предложения.
Союзное слово КОТОРЫЙ согласуется с существительным в роде, числе, падеже. Бывают разные союзные слова).
IV.Закрепление нового материала.
Обратите внимание на слайд. Перед вами текст. Он называется «Страница-дверь».
Слайд 2
Страница-дверь.
У Маяковского есть стихотворение, которое начинается со слов «Открывай страницу- дверь!».
Страница-дверь…А ведь и вправду страница книги очень похожа на закрытую дверь, за которой прячется что-то пока еще тебе не известное. Сейчас ты откроешь ее и попадешь в сказочное королевство, где все необычно. Или попадешь на борт корабля, на котором вместе с героями книги поплывешь в дальние моря и океаны. А может быть, это будет самая обычная квартира, в которой живут очень похожие на тебя ребята. (Г.Левашова)
Прочитаем его и ответим на вопросы:
-К какому типу речи относится данный отрывок? О чем он?(Один из обучающихся читает вслух текст) (Рассуждение).
-О чем рассуждает автор? (Основная мысль данного текста в том, что человек должен читать много книг, чтобы быть образованным, умным)
-В тексте мы прочитали такие словосочетания, как ОТКРЫТАЯ СТРАНИЦА, ЗАКРЫТАЯ СТРАНИЦА. Что значат эти словосочетания? (Открытая страница- открытие для себя много нового. Закрытая страница- неизвестная еще информация, знания, которые предстоит изучить).
-Что означает заголовок текста «Страница-дверь»? (Открывая новую страницу книги, мы открываем дверь, чтобы изучить новую жизнь, новые знания).
-Каким средством выразительности является заголовок текста? Заголовок дан в прямом значении или переносном? (в переносном. Метафора).
Задание по тексту.
Спишите 1 предложение и составьте его графическую схему, определите вид придаточного предложения.
-Какое это предложение? (Сложное)
-Вид сложного предложения? (Сложноподчиненное предложение)
-Вид придаточного предложения? (Определительное)
Ребята, мы прочитали текст о книге, записали предложения о книге, согласились с мнением автора текста Г.Левашовой. Скажите, пожалуйста,
-как вы относитесь к книге?
-что значит для вас книга? (источник знаний, путешествие в увлекательный мир…)
-Перед вами следующий слайд. Вдумайтесь в слова о книге Сергея Львова. Как вы их понимаете?
Слайд 3
«На самом деле книга — больше, чем вещь. Она чудо! Вот лежит на столе маленькая книга — в две ладони величиной, а в неё вмещены люди, дома, города. Она лежит на столе неподвижно, но переносит нас из края в край, из страны в страну со скоростью, с которой не может соперничать даже космическая ракета. Она переносит нас в прошлое и в будущее. Книга — единственная машина времени, созданная человеком. Неживая — она живёт, немая — она говорит. О разных странах. О разных временах. О разных судьбах. Иногда о самой себе, о том, как, когда, почему написана».
(Книга расширяет кругозор человека, связывает настоящее и прошлое)
Слова Максима Горького являются тому подтверждением.
Слайд 4
«…как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает предо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которых я не знал, не видел…
…Чем больше я читал, тем более книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее становилась для меня жизнь».
Данное высказывание взято из очерка Горького «Как я учился» . М.Горький очень много писем адресовал своему сыну, в них он просит сына учиться, познавать мир, быть умным.
Многие письма писателей включены в сборники. Почему? (Чтобы понять, о чем думал писатель или поэт, узнать его переживания, глубже изучить его характер).
-Кто знает, к какому жанру относятся письма?(эпистолярному).
-Что такое эпистолярный жанр?
Эпистолярный жанр-это жанр литературного произведения, который характеризуется тем, что повествование преподносится читателю в форме переписки. Не стоит путать эпистолярный жанр и дневниковые записи, т.к. первый характеризуется обязательным наличием адресата и получателя письма, а для второго это совсем не характерно.
Подытожим нашу беседу о книге пословицей:
Будешь книги читать-будешь все знать.
-А какие пословицы о книге вы знаете?
Книга - лучший товарищ.
Дом без книги - день без солнца.
Прочел новую книгу – встретился с другом.
С книгой жить – век не тужить. и т.д.
Итак, что нового вы сегодня узнали? (Новую тему: «СПП с придаточными определительными», термин «Эпистолярный жанр». Выяснили роль книги в жизни человека.)
V.Домашняя работа.
Написать письмо другу о пользе книг, используя СПП с придаточными определительными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"
Технологическая карта урока, реализующего системно - деятельностный подход и формирование УУД По типу: Урок «открытия» нового знания, по структуре - комбинированный Цели: деятельностная: формиров...
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"
Методическая разработка урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным" , 9 класс....
Конспект урока в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"
Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»Цели урока:1.Обучающая цель: знакомство с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в состав...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Растем патриотами России» (Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными)
Цели урока:Обучающая: дать понятие о СПП с придаточными определительными.Развивающая: формировать умения находить придаточные определительные в составе сложноподчинённого предложения; правильно расста...
Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»
Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"
Цели урока: Закрепить представление об основных особенностях СПП с придаточным определительным.Продолжить формирование навыков опознавания предложений этого типа.Сформировать умение различать их ...
Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным"
Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным" к учебнику русского языка 9 класса/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос...