Разработка урока русского языка "СПП с несколькими придаточными"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Представлена методическая разработка урока, презентация, электронный тренажёр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.zip | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Малобичинская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка учебного занятия «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными»
9 класс
Автор: Бобырева Елена Павловна,
учитель русского языка и литературы
Оглавление
- Введение……………………………………………3-4 стр.
- Основная часть……………………………………..5-14 стр.
- Заключение…………………………………………15 стр.
- Список литературы……….……………………….16 стр.
Введение
Для современной школы актуальна модель развивающего обучения, ориентированного на личность. Обществу нужно подрастающее поколение, которое помимо знаний о природе, владеет знаниями о способах различных видов деятельности и их осуществления, имеет опыт творческого созидания.
В связи с этим на всех этапах обучения учащихся становится актуальным деятельностный подход. Основная идея этого подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с учебной деятельностью как средством становления и развития учащегося как личности.
Данная методическая разработка представляет собой разработку урока русского языка «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными», ориентирована на учащихся 9 класса, включает в себя план-конспект урока, презентацию в Power Point, электронный тренажёр, карточки для групповой, парной и индивидуальной работы. На уроке осуществлён деятельностный подход, главное место в организации учебного процесса отводится активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Учитель на данном уроке – организатор совместной учебной деятельности.
Важнейшим побудителем любой деятельности является интерес. Для того чтобы он возник, ничего нельзя давать детям в «готовом виде»: все (или почти все) знания и умения учащиеся должны добывать в процессе их личного труда – индивидуального или в малых группах, поэтому на уроке используются активные формы и методы обучения:
- обучение через деятельность;
- постановка проблемного вопроса;
- «оценочная» деятельность обучающихся (результат);
- групповая, парная, индивидуальная работа.
Основные приёмы организации учебной деятельности учащихся: постановка проблемного вопроса, активный мыслительно-познавательный поиск учащихся под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам, применение знаний в новых условиях, самостоятельное овладение знаниями, способами активной познавательной деятельности.
Достаточно эффективным в плане повышения познавательной активности школьников является использование современных технических средств обучения. В данной методической разработке представлена авторская компьютерная презентация, сделанная с помощью программы Microsoft Power Point, и электронный тренажёр, выполненный в этой же программе. Использование на данном уроке презентации позволяет организовать обучение в соответствующем темпе, усилить его практическую направленность, обеспечить обратную связь (устный и письменный опросы, опрос с выборочным ответом, составление алгоритма, самопроверка).
На этапе контроля и коррекции изученного материала применение электронного тренажёра позволяет обеспечить каждому ученику индивидуальный темп работы, полную самостоятельность, дает возможность осуществлять непрерывный контроль и управление.
Конспект урока представлен в виде таблицы, в которой отражены этапы урока и их цели, деятельность учителя, деятельность учащихся и результат совместной деятельности.
Основная часть
План-конспект урока
Класс: 9
Тема: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»
Цель: организовать учебную деятельность, направленную на изучение сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.
Задачи:
- образовательные: способствовать углублению знаний о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных, усвоению понятий неоднородное, параллельное, последовательное, однородное подчинение, комбинированное подчинение; учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений;
- развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод; развивать практические навыки анализа сложного предложения, использования сложноподчиненного предложения в речи, умение конструировать сложноподчиненное предложение; совершенствовать навык самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;
- воспитательные: формировать личностный интерес к получению новой информации и ценностное отношение к предмету; создавать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик - коллектив); воспитывать культуру речи;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые технологии: технология проблемного обучения, технология деятельностного метода.
Приемы: постановка проблемного вопроса, активный мыслительно-познавательный поиск учащихся под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам, применение знаний в новых условиях, самостоятельное овладение знаниями, способами активной познавательной деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедиопроектор, презентация в Power Point, электронный тренажёр, карточки для индивидуальной работы.
Программа: для средней (полной) школы (базовый уровень) под редакцией М.М. Разумовской, -М.: Дрофа, 2009
Учебник: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2012
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат совместной деятельности |
Организационный этап. Мотивация. Цель: включить учащихся в учебную деятельность; актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; зафиксировать затруднения в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний. | Презентация, слайд №2 Ребята, древнегреческий философ Менандр утверждал: «Язык, который умудрён знаниями, не будет спотыкаться». А великому древнегреческому мыслителю Сократу принадлежат такие слова «Заговори, чтобы я тебя увидел». «Грамматика – это трамплин, от которого следует оттолкнуться для того, чтобы попасть в сферу мысли»,- писал Н. И. Жинкин. Как вы понимаете смысл этих высказываний? Какими по строению являются эти предложения? Какими эти предложения являются по типу средств связи предикативных частей? Какими эти предложения являются по типу отношений между предикативными частями? Назовите виды придаточных частей этих СПП. Чем отличается 3 предложение от двух других? Каким может быть тип подчинения в СПП с несколькими придаточными? Для чего важно знать особенности таких предложений? | Фронтальная работа. Анализируют предложения. Отвечают: смысл этих высказываний сводится к одному: нужно учить язык, потому что речь человека – это его визитная карточка. Все предложения – сложные, союзные, сложноподчинённые. 1 предложение – СПП с придаточным определительным, 2 предложение – СПП с придаточным цели. В 3 предложении три предикативных части. Тип подчинения в третьем предложении определить затрудняются. Знать особенности строения сложных предложений нужно для того, чтобы верно их употреблять в речи. Сложные предложения помогают выразить мысль более полно, развёрнуто. | Создается мотив к изучению сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными. |
Определение темы урока, целеполагание. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого фиксируется тема и цель урока. | О чём сегодня мы будем говорить на уроке? Можете ли вы назвать основные виды СПП с несколькими придаточными? Очевиден дефицит знаний о СПП с несколькими придаточными. Какова наша цель? Чему мы будем учиться? | Формулируют тему: «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными». Отвечают: не можем. Формулируют цель: изучить строение СПП с несколькими придаточными, научиться определять тип подчинения, употреблять СПП предложения в речи. | Определяется тема урока и формулируется цель. |
Планирование деятельности Цель: согласовать учебную деятельность, направленную на достижение цели урока; определить задачи учебной деятельности | А что вы хотите узнать о СПП с несколькими придаточными? Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? | Ставят проблемный вопрос: как определить тип подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными? (презентация Power Point, слайд №3) Проанализировать строение СПП. Составить алгоритм определения типа подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными. Изучить теоретический материал в учебнике. Выполнить упражнение. | Формируется самостоятельность планирования учебной деятельности и организации учебного сотрудничества. |
Выполнение деятельности Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; организовать первичное закрепление изученного материала, способствовать самостоятельному овладению знаниями, способами активной познавательной деятельности. | Давайте вспомним план анализа сложного предложения. Пользуясь полученным алгоритмом, проанализируйте СПП с несколькими придаточными. Проведём проверку. Сформулируем вывод . Изучим теоретический материал учебника (чтение с пометками: «+» - знаю, «-» - новое для меня; стр. 166-169) Выполним практическую работу, чтобы понять, насколько хорошо усвоен материал. | Фронтальная работа. Составляют алгоритма определения вида СПП с несколькими придаточными (презентация Power Point, слайд № 4). Групповая работа – карточка № 1, приложение 1, стр.2 анализ СПП с несколькими придаточными. Проверяют работу. Презентация Power Point, слайды № 5-7. Самостоятельная формулировка выводов по изученному материалу (презентация Power Point, слайды №8) Самостоятельная работа с учебником, формулируют вывод. Индивидуальная работа для слабоуспевающих (карточка №3, приложение 1, стр. 4) Работа в паре - заполнение таблицы «Виды СПП с несколькими придаточными», карточка № 2, приложение 1, стр.3 (самопроверка презентация Power Point, слайды №9) Фронтальная работа (игра «Мозаика», составление СПП по разрозненным частям, презентация Power Point, слайды №10) | Составлен алгоритм определения вида СПП с несколькими придаточными Получают опыт коллективного взаимодействия через работу в группах Формирование навыков самопроверки. Формулируется общий вывод о типах подчинения в СПП с несколькими придаточными. Формирование навыка самостоятельного приобретения и переноса знаний. Работа с учебником по поиску необходимой информации. Формирование умения определять тип подчинения в СПП с несколькими придаточными, развитие аналитических способностей, навыка взаимопроверки. Формирование умения строить СПП с несколькими придаточными . |
Контроль и коррекция усвоения изученного Цель: организовать первичный контроль усвоения изученного материала, способствовать устранению личностных затруднений
| Предлагает поработать с учебным тренажёром, чтобы самостоятельно выяснить затруднения, возникшие в ходе изучения темы. | Работа в паре (электронный тренажёр) | Формирование умения работать с ЭОР. Формирование умения определять затруднения в собственной деятельности и корректировать их. Приобрели личный опыт в получении общего результата. |
Рефлексия. Оценка. Цель: инициировать рефлексию собственной деятельности учащихся; зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; формирование способности оценивать собственную деятельность | Давайте подведем итоги вашей совместной деятельности. Какую цель вы определяли для себя вначале урока? Достигли ли вы поставленной цели? (спрашивает выборочно некоторых учащихся) Что делали для достижения цели, как действовали? Обращается к обучающимся: Были ли затруднения и ошибки, какие? Каковы их причины? Что вы предполагаете сделать, чтобы устранить затруднения? Оценить свою деятельность и результаты я предлагаю вам с помощью листов самооценки, определите, что вызвало затруднение. | Отвечают: изучить строение СПП с несколькими придаточными, научиться определять тип подчинения, употреблять СПП предложения в речи. Отвечают: да, так как успешно справились с заданием/ не полностью достигли цели, так как возникали затруднения Называют виды деятельности. Называют и анализируют затруднения. Называют причины: не был внимателен, не понял…, не умею… Попросить помощи у одноклассника Попросить помощи у учителя Прочитать текст в учебнике Заполняют лист самооценки (приложение1, стр.1)
| Формирование навыка рефлексии. Самооценка на основе критерия успешности. Адекватное понимание причин успеха /не успеха в учебной деятельности Использование критериев для обоснования своего суждения. Планирование учебного сотрудничества Формирование умения контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия. |
Итог урока. Домашнее задание. Параграф 25, упр. 243. или составить СПП с несколькими придаточными с разным типом подчинения. | Ребята, сегодня на уроке мы не говорили с вами о расстановке знаков препинания в СПП с несколькими придаточными. Кто-нибудь может с уверенностью сказать, что он знает, как правильно расставить знаки препинания в таком предложении? Об этом мы будем говорить с Вами на следующем уроке. | Анализ предложений (презентация Power Point, слайды №10). Затрудняются расставить знаки. | Планирование и управление деятельностью, оптимизация ритма и формы работы отработка умения использовать различные источники информации. |
Заключение
Данный урок направлен на развитие обучающихся и имеет большое практическое значение. Структура урока разработана в соответствии с типом урока (изучение нового материала) и его целью. Объём информации более чем достаточен. Содержание урока достаточно научно, адаптировано к возрасту обучающихся. Дидактическое обеспечение разработано в соответствии с целями и содержанием урока. Через этот материал реализуются и образовательные, и воспитательные задачи урока.
Результативность урока определяется наличием этапа подведения итогов урока, причём учащиеся оценивают собственную деятельность не только по результату, но и по способу действия.
Данная методическая разработка может быть использована учителями русского языка, работающими по любому учебно-методическому комплекту.
Список литературы
- Малышева Е.Г., Никитина Е.А., Ромашова И.П. Русский язык: правила, алгоритмы, упражнения, тесты в формате ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. Изд. 2 испр. и доп. – Омск: книжное издательство, 2010
- Сенина Н.А. Подготовка к ЕГЭ-2012: учебно-методическое пособие – Ростов н/Дону: Легион, 2011
- М.М. Разумовская Русский язык :учебник – Москва – «Дрофа», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными".
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по разделу "Синтаксис. Сложное предложение". Урок построен по технологии встречных усилий.Форма - урок смешанного типа.Тип - урок изучения новых знаний. Осн...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными"
В данной методической разработке представлена технологическая карта урока с приложениями по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными», разработ...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе Тема урока «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания...
Тема урока: « Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».Урок русского языка в 9 классе.
"Отсутствие запятой в сложноподчинённом предложении с однородным подчинением" как элемент подготовки к ОГЭ....
Конспект урока "Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными"
Конспект урока "СПП с несколькими придаточными"....
Разработка урока русского языка "СПП с придаточным определительным"
Цели урока: Дать понятие о СПП с придаточными определительными.Развивать орфографическую и пунктационную зоркость.Формировать умение находить придаточные определительные в составе СПП, опре...
Разработка урока русского языка в 9 классе по теме "СПП с придаточными изъяснительными
Уважаемые коллеги! Представляю разработку урока русского языка в 9 классе по теме "СПП с придаточными изъяснительными"(по требованиям ФГОС) ....