Методическая разработка урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Разуева Елена Анатольевна

    Урок предусматривает различные формы организации совместной учебной деятельности: общение в паре «ученик-ученик», групповая работа, которые эффективны в процессе поиска способа решения учебной задачи. Самостоятельный поиск, обобщение полученных результатов вызывают позитивную эмоциональную напряженность у школьников, повышают степень мотивации, поскольку надо не только решить задачу, но и отстоять свою позицию. Реализация субъектных отношений создает условия для интеграции учебного и воспитательного процесса, воспитания предприимчивой и демократической личности. Введение в структуру урока такой формы как блиц-игра вполне очевидно. Блиц-игры могут использоваться на разных этапах урока.  В идею урока заложена идея о рефлексивном рассмотрении школьником собственных действий, что служит внутренним стимулом саморазвития, поскольку рефлексивные действия носят преобразующий характер. Ум и душа ребенка начинают трудиться. Необходимым компонентом урока, построенного в данной технологии, является самооценка результатов деятельности. Фиксация результатов в виде рейтинговых баллов предъявляется в карте самооценки, которая поможет определить усвоен учащимися или не усвоен материал, способы решения задачи, соответствует ли результат их учебных действий цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_spp.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык.

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

 Класс: 9.

Лексика урока: главное предложение; придаточное предложение; сложноподчиненное предложение; сложное союзное предложение; подчинительные союзы и слова

Тип урока: комбинированный

Технология: технология развивающего обучения (учебное занятие применения теоретических обобщений при решении частных задач)

Методы: эвристическая беседа, нахождение ошибок в группировках, самостоятельный анализ учебного текста, графическая систематизация материала, лингвистический эксперимент, монологическое высказывание в форме доказательства, аналитического размышления, нахождение в сочетании с языковым анализом, постановка вопросов (взаимоопрос, верные-неверные утверждения), конструирование предложений, поисковые, моделирование схем.

Средства обучения: карточки с дидактическим материалом, лист самоконтроля, карта самооценки

Формы: индивидуальная; работа в парах, групповая работа, блиц-игра

Цели урока:

  1. Познавательные: 1) подвести учащихся к устному формулирования понятия «придаточные изъяснительные»; 2) способствовать самостоятельному поиску информации о придаточных изъяснительных; 3) обучать умению выявлять признаки придаточных изъяснительных; 4) формировать умение определять способы отличия СПП с придаточными изъяснительными от СПП с придаточными определительными.
  2. Практические: 1) совершенствовать умение анализировать СПП с придаточными изъяснительными; 2) формировать умение классифицировать СПП с придаточными изъяснительными по средствам связи главного с придаточным; 3) совершенствовать умение выявлять известное и неизвестное при решении учебной задачи о признаках придаточных, обосновывать выбор решения из нескольких предложенных; 4) совершенствовать умение представлять графическую систематизацию материала о придаточных изъяснительных в виде таблицы, схем; 5) формировать умение конструировать СПП по данному началу. 6) совершенствовать умение устанавливать связь от главного предложения к придаточному.
  3. Общепредметные: 1) формировать умение применять теоретические обобщения в нетиповых ситуациях при решении частных задач; 2) пробуждать интерес к получению новой информации; 3) совершенствовать умение составлять монологическое высказывание, приводить доказательства. 4) обучать самоорганизации учебной деятельности; 5) формировать умение осознавать границы собственных знаний; 6) развивать навыки совместной деятельности.

План урока.

Этапы урока

Время

1

Оргмомент

1 мин

2

Актуализация имеющихся знаний по изучаемому вопросу

4 мин

3

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

5 мин

4

 Осознание сути нового материала.

10 мин

5

Этап закрепления новых знаний

21 мин

6

Постановка домашнего задания

2 мин

7

Итоги урока. Этап рефлексии.

Самооценка

2 мин

1. Оргмомент.

2. Актуализация имеющихся знаний по изучаемому вопросу.

Задание: Какие из перечисленных характеристик мы можем использовать для анализа придаточного в сложноподчиненном предложении? Напишите номера ваших ответов.

Придаточные:

1.Присоединяется……………

2.Передает…………….

3.Отвечает на вопрос…………..

4. Находится………………

5. Раскрывает значение……………..

6. Поясняет………………………

7. Выражает значение………………….

Организация проверки: учащиеся озвучивают номера выбранных ответов,  которые наиболее вероятны. (Учитель пока не дает правильные варианты.)

Вопросы в заключение проверки: докажите правильность выбранных вами номеров ответа.

2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала. Постановка учебной задачи.

- Рассмотрим, как имеющиеся знания о придаточном помогут нам в усвоении нового материала.

Задание № 1. Лингвистический эксперимент.

- Прослушайте предложения.  Какие из них можно  считать законченными: Школьники работают. Они дружны. Им весело. / Школьники видели. Они думали. Им хотелось. Они уверены.

Организация проверки: учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Вопросы в заключение проверки: почему эти предложения нельзя считать законченными? Какие вопросы от каждого из сказуемых здесь напрашиваются? Какие придаточные можно присоединить к главным? Какие средства связи вы могли бы использовать? Сколько слов поясняют в главном? Какие смысловые признаки требуют поясняемые слова? (В ходе совместного обсуждения устанавливается, что сказуемые требуют пояснения, или изъяснения).

- Закончите анализируемые предложения.

Вывод: какие придаточные мы будем изучать на уроке? (Придаточные изъяснительные)

Сообщается тема урока в процессе ее совместного поиска.

Задание № 2.

Обсудите в парах основные признаки придаточных изъяснительных. Соотнесите  перечисленные признаки придаточных с теми признаками, которые вы установили в начале урока, исключите лишнее.

Организация проверки: 2 – 3 пары защищают позицию выбранного ответа.

- Правы ли вы были в своем выборе ответа? Почему?

(Учитель координирует ответы учащихся)

- Сформулируйте вопросы, ответы на которые, по вашему мнению, вы должны получить в процессе изучения придаточных изъяснительных., опираясь на установленные признаки.

Попробуйте сформулировать основные задачи урока. Чему должны научиться?

Обсудите в парах и предложите свои варианты.

(Ученики после обсуждения в группах предлагают свои версии, которые корректируются и записываются на доске):

1. Узнать, на какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные.

2. Выяснить, к чему относятся придаточные изъяснительные – ко всему предложению или к контактному слову.

3. Определить, как присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению.

4. Узнать, какое место может занимать придаточное изъяснительное по отношению к главному.

5. Научиться опознавать придаточные изъяснительные.

6. Научиться  составлять схемы СПП.

7. Расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными.

- Как предполагаете решать поставленные задачи? Кто или что вам в этом поможет? (выбор метода исследования).

(Ученики предлагают: изучить материал учебника русского языка, проконсультироваться у педагога, использовать методы сравнения, схематизации и т. д).

3. Осознание сути нового материала. Выбор средств при решении учебной задачи.

Контакт с новой информацией учебника (информация о придаточных изъяснительных)

Задание № 3

-Прочитав информацию учебника, составьте таблицу – синтез с фиксацией ключевых слов, цели и результата. Работы выполняются в парах. (Учитель обращает внимание учащихся на те шаги-задачи, которые были поставлены на стадии целеполагания).

- Сопоставьте новое с уже известным о придаточных изъяснительных, определите совпадения и новую информацию о данных придаточных.

Ключевые слова – характеристики

Цель

Результат

Присоединяются

Определить средства связи

Что, будто, чтобы – союзы;

Частица – ли, союзные слова

Отвечают

Установить вопросы

Падежные вопросы

Находится

Узнать, какое место занимают

После главного

Поясняет

Выяснить, какое слово поясняют

Глаголы речи, мысли, чувства (говорить, сказать, мыслить, думать, знать, хотеть, предположить, гордиться, сомневаться и т. д.)

Выражает

Определить, какое значение выражают

Значение изъяснения

Указательное слово

Узнать, может ли быть указательное слово

то, тот

Организация проверки: после выполнения работы учащиеся устанавливают новую и известную информацию.

Вопросы в заключение проверки: какая информация о придаточных явилась известной? Что установили новое? Что противоречит тому, что вы уже знаете? Чем отличаются союзы от союзных слов? Какой признак является главным в СПП с придаточными изъяснительными? Какую роль играют указательные слова в СПП?

4. Запоминание и воспроизведение информации о придаточных изъяснительных

- Опираясь на таблицу – синтез расскажите друг другу о придаточных изъяснительных, используя ключевые слова-характеристики.

(Данная таблица помогла мне разобраться в том, что…., оказывается, можно определить, что… я пришел к выводу, что…. Можно дать задание детям построить монологическое высказывание по опорным конструкциям)

5. Этап закрепления новых знаний. Организация самостоятельных действий.

Упражнение 1.

- Будем учиться доказывать принадлежность сложного предложения к группе сложноподчиненного с придаточным изъяснительным, применяя схемы. Предложения оформлены на доске.

Запись предложений: (знаки препинания не расставлены)

1)Смотри как роща зеленеет. 2) Известно что слоны в диковинку у нас. 3) Я не любил когда меня заставляли надевать башлык. 4) Одного из атлетов спросили выполнил ли он  нормы мастера спорта.

(Учащиеся дают синтаксическую характеристику предложения, расставляют знаки препинания, составляют схемы с указанием контактных слов или словосочетаний, союзов (союзных слов, частицы), вопросов, на которые отвечают придаточные изъяснительные.)

Организация проверки: четыре человека выходят  и оформляют схемы на доске, анализируя предложение. Из числа учащихся назначаются контролеры-помощники, которые дают оценку выполнения работ своих товарищей. Остальная часть класса готовит уточняющие вопросы.

Упражнение 2. Блиц-игра.

 1.Этап. Индивидуальное решение проблемы на основе анализа полученной информации.

Каждый учащийся получает задание по карточке под определенным номером. Выполняет индивидуальную работу по заданной схеме. Ответ заносит в графу «индивидуальная оценка».

2 этап. Формирование игровых групп. Коллективное решение проблемы.

Учащиеся объединяются в 4 подгруппы в соответствии с номером карточки, выбирают экспертов, помощника. Совместно вырабатывают коллективный оптимальный вариант. Заполняется графа «Групповая оценка»

3 этап. Подсчет индивидуальных и коллективных правильных и ошибочных ответов.

Учителем каждой группе выдается лист самоконтроля с правильным ответом. Учащиеся сравнивают выполнение задания с правильным ответом. Сравнивая индивидуальный ответ  с правильным ответом, в графу «индивидуальная ошибка» заносят полученный результат, т.е.ошибочные ответы или количество ошибок. Групповая ошибка подсчитывается по такому же принципу. Полученные результаты заносятся в таблицу. (Приложение 1)

4 этап. Выступление экспертов групп и помощников.

Эксперты групп работу подгрупп по плану:

1) Какое задание следовало выполнить?

2) В чем заключалась индивидуальная ошибка? Какие часто встречались?

3) В чем заключалась групповая ошибка? Какие ошибки частотные?

4) Что получилось? Что не удалось выполнить?

Помощники отвечают на вопрос, который дан после упражнения.

5 этап. Подведение итогов.

Учитель подводит итоги: анализирует, с какими видами заданий учащиеся справились лучше всего, отмечает, какие группы имеют минимальное количество ошибок, обращает внимание  на тех, кто получил наибольшее количество ошибок, вместе с классом разбирает причины их возникновения.

Задания для групп. (Примечание: задание ориентировано на учёт и реализацию индивидуальных способностей учащихся: самостоятельности, исследовательских умений, критического мышления).

Карточка № 1

Задание: Возьмите карточку № 1, прочитайте предложения, выпишите только СПП с придаточными изъяснительными, укажите средства связи главного с придаточным, в главном подчеркните как член предложения слово, к которому относится придаточное, запишите требуемый падежный вопрос, выделите указательные слова, расставить запятые.

1) После обеда был я в гостях у священник что дружит с секретарем нашего министра. 2) Ты вспомни что такое северный провинциальный городишко зимой. 3) Ольга во всяком случае была уверена что продолжать путешествие они будут вместе. 4) Он начал такие выкидывать штуки что публика с места сойти не могла. 5) То что я буду рассказывать происходило в сорок девятом году.

Вопросы в заключение работы:

- Какими способами изъяснительные придаточные прикрепляются к поясняемому слову?

Карточка № 2

Задание: Разделите пять строчек в тетради на три столбика: ЛИ, СОЮЗЫ, СОЮЗНЫЕ СЛОВА, СОЮЗЫ. Среди данных СПП с придаточными изъяснительными определите способы связи придаточного с главным, укажите в соответствующих колонках их порядковые номера и само средство связи.

1) В городе пошли толки, мнения, рассуждения о том, выгодно ли покупать на вывод крестьян. 2)Все то, чего коснется человек, озарено его душой живою. 3) Долохов спрашивал офицеров, в какой степени дорога впереди их безопасна от казаков. 4) Трудно понять, как Аркадий ухитрился пронести этот хрупкий инструмент сквозь огонь военных передряг. 5) Мне никто не объяснил, почему бабочки летят на свет. 6) Брат написал мне, что он решил все задачи. 7) Ведущий напомнил о том, что важно выполнять все условия конкурса.

Вопросы в заключение работы:

- Как отличить союз от союзного слова?

Карточка № 3

Задание: Выделите главные и придаточные предложения. Соедините половинки предложений. Определите вид придаточных. Начертите схемы.

1. Люблю                                                                    1. Что тебе интересно

2. Что было вчера                                                       2. Когда сосна шумит

3. Ты делаешь только то                                            3. Как где-то опустилась стая уток

4. Слышно было                                                         4. То было и сегодня

Вопросы в заключение работы:

- Какие знания вам помогли соединить главное и придаточные предложения?

- Какую роль играют поясняемые слова в предложениях?

 

Карточка № 4

Задание: На карточке столбиком записаны главные предложения, входящие в состав СПП. Ваша задача – построить СПП с придаточными изъяснительными по данному началу, употребляя различные союзы и союзные слова.

  1. Невозможно рассказать, …
  2. Им очень хотелось, …
  3. Неизвестно, …
  4. Нельзя не любоваться тем,…

Вопросы в заключение работы:

- Какие способы связи главного с придаточным помогли составить предложения?

6. Постановка домашнего задания:

Цель: Основные цели работы дома – учиться доказывать принадлежность предложения к группе СПП с придаточными изъяснительными; видеть ошибки в построении предложений данной группы.

Использование дифференцированного домашнего задания.

1 уровень – обязательный. Упражнение № 111. Составить синтаксическую характеристику 1-3 предложений.

2 уровень – (те, кто считает, что хорошо владеет материалом). Выписать из повести Н.В. Гоголя «Шинель» примеры СПП с придаточными изъяснительными (8-9 предложений),  начертить схемы выписанных предложений. Подготовиться к воспроизведению обобщенной схемы СПП с придаточным изъяснительным с использованием выписанных примеров.

3 уровень – творческий. Придумать лингвистическую сказку по заданному параграфу так, чтобы ее основная мысль отражала существо учебного текста, с любым сюжетом.

7. Итоги урока. Этап рефлексии.

А) Рассказ – обобщение учащихся по изученной теме с использованием синтаксической характеристики СПП с придаточным изъяснительным

                 

               

   Уточнили…

                   Выяснили…

МЫ            Определили…

                   Установили…

                   Встретились с трудностями……….

                   Будем работать над………………..

8. Фиксирование итогов работы в «Карте самооценки» (Приложение 2) Учащиеся определяют уровень своих достижений. Учитель выставляет отметки.

Приложение 1

Лист самоконтроля

Задание №

Индивидуальная

оценка

Групповая оценка

Индивидуальная

ошибка

Групповая

ошибка

Выводы учителя

Приложение 2

Карта самооценки

Ф.И. ученика___________________

Число

Признаки

придаточ.

Опознав.

Придат.

Синтаксич.

анализ

Составл.

схем СПП

Знаки

препин.

Составл.

табл.

Монол.

высказ.

уд

От

мет

ка

12.01

1

1

0,5

1

0,5

1

0

0,7

4

Подсчитывается уровень достижений: УД = а:А (а – количество баллов, набранных за урок; А – общее количество баллов). Баллы от 0,5 до 1.

Отметка:

0–0,4 – неудовлетворительно;

0,5–0,6 – удовлетворительно;

0,7–0,8 – хорошо;

0,9–1 – отлично;

Список литературы:

  1. Варшавер О. Стратегия и тактика учителя. Сборник. – М.: ЦГЛ, 2005.
  2. Гадалова В.В. Тория и практика урока русского языка- М.: Московский Лицей, 2004
  3. Ксенозова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России.2008.
  4. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
  5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и эффективного управления УВП.М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Авторская аннотация работы.

Сегодня, как никогда, для формирования речевой личности, социально адаптированного и коммуникативно компетентного человека необходимо разумное следование методическим новациям, требующим новых способов организации отношений, деятельности и общения школьников в учебном процессе и оказывающим решающее влияние на уровень развития и воспитания обучающихся.

Между тем процессы обучения, развития, воспитания оказываются неравнозначными по уровню организационно-технологического обеспечения. Требуется серьезная работа по осмыслению путей реализации деятельностного изменения в учебном и воспитательном процессе за счет перехода внешних требований к саморегуляции деятельности и отношений.

Урок, построенный в технологии развивающего обучения, призван создать условия, поддерживающие субъектную позицию учащегося, обеспечивающие организацию деятельности на основе поиска, исследования, сотрудничества. Сущностным содержанием данного урока является организация учебной деятельности «в зоне ближайшего развития», включение механизмов самоорганизации учебной деятельности, способствующих прочному освоению предметных знаний, овладению «инструментарием» учебной деятельности. Система учебных действий урока дана в определенной последовательности, что обеспечивает выбор оптимальных вариантов их применения для получения желаемого результата.

Освоение базовых знаний достигается в процессе подведения учащихся к самостоятельному формулированию теоретических обобщений, а затем к оформлению в удобных для запоминания и дальнейшего использования схематизмах, в результате чего обеспечивается их сознательное присвоение.

Помимо этого, урок предусматривает различные формы организации совместной учебной деятельности: общение в паре «ученик-ученик», групповая работа, которые эффективны в процессе поиска способа решения учебной задачи. Самостоятельный поиск, обобщение полученных результатов вызывают позитивную эмоциональную напряженность у школьников, повышают степень мотивации, поскольку надо не только решить задачу, но и отстоять свою позицию. Реализация субъектных отношений создает условия для интеграции учебного и воспитательного процесса, воспитания предприимчивой и демократической личности. Введение в структуру урока такой формы как блиц-игра вполне очевидно. Блиц-игры могут использоваться на разных этапах урока.  

В идею урока заложена идея о рефлексивном рассмотрении школьником собственных действий, что служит внутренним стимулом саморазвития, поскольку рефлексивные действия носят преобразующий характер. Ум и душа ребенка начинают трудиться.

Необходимым компонентом урока, построенного в данной технологии, является самооценка результатов деятельности. Фиксация результатов в виде рейтинговых баллов предъявляется в карте самооценки, которая поможет определить усвоен учащимися или не усвоен материал, способы решения задачи, соответствует ли результат их учебных действий цели.

Асбестовское муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

Методическая разработка

Класс 9

Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

                           Выполнила

                                                      Разуева Елена Анатольевна

                                                                          Учитель русского языка I кв. категория

           

Асбестовский городской округ

2013 г.

Пояснительная записка

За последнее десятилетие в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Такая переориентация нашла отражение в создании новых подходов - деятельностно-ориентированном обучении; ориентированном на решении задач (проблем), учении, ориентированном на процесс, т.е. на осознанное овладение самим процессом учения, входящими в его состав действиями, их последовательностью и связями между понятиями; учении. По сути, происходит переход - от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений;  к  сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учащихся в выборе содержания и методов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Цель урока:   Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания...

Урок-презентация "Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными"

В презентации собран дидактический материал, необходимый для проведения урока...

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Данная работа может быть использована как наглядное пособие при изучении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными и определительными по роману в стих...

Презентация к уроку в 11 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение"

Презентация к уроку по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение" позволит закрепить знания учащихся по данной теме, а также подготовиться к сда...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

Урок изучения нового материала. На уроке используются ИКТ, приемы проблемного и ассоциативного обучения, проверка знаний уч-ся через задания, созданные в тестовой оболочке UniTest....

Урок по теме "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными"

Урок-закрепление по теме"СПП с придаточными изъяснительными". Закрепление ранее изученного материала, подготовка к ГИА(тестовое задание), работа с лексическим словарём и различные виды разбора....